Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Педагогика, Образование
Размещена 04.05.2020. Последняя правка: 05.05.2020.
Просмотров - 1467

Анализ необходимости «креативной толерантности» для духовного воспитания.

Олевский Виктор Аронович

к.т.н.

-

к.т.н.

Аннотация:
В статье проведен анализ известных пониманий «толерантности» и возможного понимания словосочетания «креативная толерантность» для духовного воспитания.


Abstract:
The article provides analysis of understandings of “tolerance” and a possible understanding of the phrase “creative tolerance” for spiritual education.


Ключевые слова:
анализ; толерантность; креативность; духовное воспитание

Keywords:
analysis; tolerance; creativity; spiritual education


УДК 37.0

Введение. Обучение и воспитание толерантности, как это следует из различных определений этого понятия, весьма важный момент в жизни молодых людей для адекватного их понимания своего поведения и существования в обществе. Совмещение в одном словосочетании «креативность» и «толерантность» способствует, при правильном подходе к обучению и воспитанию, творчески гуманному реализации личностей, о чём мечтают дети и их родители.

Актуальность. Однако,  большинство родителей и общественно значимых людей отмечают, что примерно до 30 лет дети замкнуты в своём внутреннем мире и не то, чтобы проявляли общественную гуманную активность, но чаще всего безразличны в поведении к своей семье. Это подтверждают и данные статистики: большинство россиян вступает в брак в возрасте 25 – 34 года. Так было и много раньше, обновите в памяти «Отцы и дети» И.С.Тургенева (19 век), а сейчас с появлением электронных гаджетов замкнутость молодых в своих интересах только усилилась. В современных СМИ расхожее выражение в характеристике детей до 30 лет – «вечные дети». Таким образом, временной разрыв порядка 15 лет между школьным обучением и концом своеобразного периода жизненного «становления», вызывает сомнения в правильном понимании и обучении общественным наукам в системе образования.

А если спросить, что такое «толерантность», интересно кто ответит хоть как-то правильно.

Цель. Сместить акцент школьного преподавания «Обществознания» с принятых на сегодняшний день таких тем, как: общественное устройство, экономика, политика, право – в сторону духовной жизни (тоже тема «Обществознания») и, в частности, такой общезначимой темы, как «толерантность».

Решаемая задача. Основываясь на проведенном сравнительном анализе с «Обществознанием» понимания «толерантности» и возможного понимания определения «креативная толерантность», показать важность и необходимость приоритетного преподавания в школе такого тематического материла, как «толерантность».

Обоснование. В разных источниках знаний толера́нтность может означать: 

  1. ВИКИПЕДИЯ:

Толерантность в социологии — терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям.

  1. Из книги Степиной Ж.С.[5]:

«Что же такое толерантность?

На рубеже 18 – 19 веков во Франции жил Талейран Перигор, князь Беневентинский. Это был человек талантливый во всех областях, но, несомненно, более всего в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. Но при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека связано понятие «толерантность».

  1. В распространённом учебнике «Обществознание» [2] термин «толерантность», судя по отсутствию в «Словаре», вообще не рассматривается.
  2. В другом полном справочнике по «Обществознанию» для подготовке к ОГЭ [1] толерантность также не рассматривается, но есть понимание различных религий, морали, духовной культуры, гуманизма, патриотизма, гражданственности – и всё это на 13 страницах из 290. Коротко об этих составляющих воспитания личности:

4.1.         Религии.  В России четыре традиционные концессии: православие, буддизм, иудаизм, ислам.

Человек имеет право на свободу совести и вероисповедания.

В России церковь отделена от государства, соответственно, школа отделена от церкви.

4.2.         Мораль. Поступай относительно другого человека так, как бы ты хотел, чтобы он поступил для тебя.

Не воруй, не убивай, не клевещи, не лги, не завидуй и др.

Мораль = добро, долг, совесть.

Анализируется: мораль = нравственности или нет.

4.3.         Гуманизм. Убеждение о безграничности возможностей человека и его способности к самосовершенствованию, право на свободу личности и счастье.

4.4.         Патриотизм. Чувство любви и преданности Родине, Отчизне, своему народу.

4.5.         Гражданственность. Степень причастности к своей стране и соответствующее этому поведение, желание трудиться на процветание общества.

Всё, что приведено в подпунктах 4.2. – 4.5., в большей степени похоже на благие пожелания: в  жизни – это лозунги для политиков, но и у них нравственные требования, часто расходятся с реальными делами: депутаты чаще защищают (лоббируют) интересы определённых групп бизнеса, свои интересы, а интересы народа – только тогда, когда они совпадают с интересами, выше перечисленными.

КОММЕНТАРИИ к п.4:

4.1. Полное соответствие истинному положению темы.

4.2. Понятно, что все эти постулаты произносятся – доводятся до школьников, но если проанализировать их усвоение детьми на всю жизнь, а не на момент сдачи экзамена или зачёта, здесь картина не столь благоприятная:

- «Поступай относительно другого человека так, как бы ты хотел, чтобы он поступил для тебя».

 Поступки определяются не этим, а сию моментными взаимными отношениями. Вспомните себя и своих знакомых – сколько разочарований приходилось пережить.

- «Не воруй, не убивай, не клевещи, не лги, не завидуй и др.».

Если бы не законы УК всего этого, но без частицы «не» было бы намного больше, особенно клеветы, лжи, зависти и т.п., они и сейчас присутствуют почти в каждом человеке.

- Что касается «морали» - это только определение, почти ничего не значащее,

на фоне бесчисленной информации предмета «Обществознание».

4.3. В такой трактовке «гуманизма» только у неблагополучных семей есть проблемы, у большинства право на самоутверждение, свободу и счастье утверждается с пелёнок.

В представлении информационной сети «гуманность» (лат. humanus — человечный) — любовь, внимание к человеку, уважение к человеческой личности; доброе отношение ко всему живому; человечность, человеколюбие; система установок личности по отношению к человеку, группе, живому существу, обусловленная нравственными нормами и ценностями, представленная в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуемая в общении и деятельности в актах содействия, помощи (ВИКИПЕДИЯ).

По-моему совсем другой смысл, чем в «Обществознании»: не только любить себя, но и к другим относиться, по крайней мере, благожелательно.

Чем объяснить такое расхождение «Обществознания» с обще принятым? Наверное, желания показаться оригинальными, или  по другому – «Гордыня» авторов учебников.

4.4. «Патриотизм: Чувство любви и преданности Родине, Отчизне, своему народу».

Среди моих родных, друзей, знакомых, а это не менее 1000 человек (дети, студенты, рабочие, инженеры, педагоги, управленцы, учёные, в том числе академики РАН), не более 10 человек всегда и везде соответствуют этому призыву, причины:

- нет желания служить в армии, а это задачи сверх важная во все времена. Решение найдено правительством – высокая материальная заинтересованность для командиров и контрактников;

- государственная служба, включая ГД, также надёжно обеспечивается высокой материальной заинтересованностью и хорошими условиями труда;

- военно – промышленный комплекс, аналогично, материально обеспечен;

- и т.д.

4.5. «Гражданственность: … желание трудиться на процветание общества».

В данном понятии всё происходит аналогично предыдущему пункту – почти всё основано на материальной заинтересованности, и какой – то значимой идеологической подоплёки в поведении подавляющего большинства людей нет.

Примечание. В пунктах 4.4. и 4.5. речь в учебниках идёт о современном обществе в мирное время, а не об  экстремальных ситуациях (война, эпидемия и т.п.).

 

Таким образом, как следует из выше приведенных комментариев, «Обществознание» пытается духовно обучить школьников в большинстве своём ложным понятиям, которые не выдерживают ни какой критики и не являются жизненно необходимыми в реально существующем обществе.

Почему бы не сказать всё как есть – правду и настойчиво учить общезначимому, а не идеологической «рениксе – renyxa». Какой может быть выход из создавшегося не нормального положения с обучением школьному обществознанию:

1)    Рассказать по типу выше приведенного об истинных результатах обучения и предложить какой – то новый подход с другими целевыми определениями.

2)    Изменить подход к духовному воспитанию молодых людей с непременным сопровождением словесной трактовки «практическими» мероприятиями: посещением лекториев, театров, концертов музыки, совмещённых с лекцией, различных культовых мероприятий, просмотров специально подобранных фильмов и т.п.  Это ни как не похоже на десяток страниц текста.

Поскольку решаемая в данной статье задача относится к «толерантности», рассмотрим, насколько смысл этого понятия более достоверен, доступен и достойно мог бы восполнить духовное воспитание школьников. За основу возьмём определения из книги Степиной Ж.С.[5]:

1)    умение учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей.

 Это определение полностью перекрывает значение определения Википедии о толерантности: терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. А в учебниках «Обществознание» полностью перекрыты определения разделов «Религии» и «Мораль».

2)    сохранять свои собственные принципы.

Это определение «ставит с головы на ноги» понимание гуманнизма в «Обществознании», называя явление «свободы личности» своим именем.

3)    управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

Этого в «Обществознании» вообще нет ни в части духовного воспитания, ни в части, как принимать жизненно необходимые решения.

 

Однако, в понятиях толерантности нет «патриотизма» и «гражданственности»,

думается, что это обусловлено излишней политизированностью последних в современной педагогике.

Кроме этого, мало обозначить принципы 1), 2), 3) нужно научить как ими пользоваться, а это задача сосредоточена в понятии «креативность», ни как в новомодном термине, а в реально необходимом знании принципов поведения и творческого принятия решений. Что такое «креативность»для педагогики достаточно подробно освещено в статье [4], здесь приведу только основное определение:

«Креативность – это (от латинского creative – создание, английского creativity – создание, творение, творчество)  уровень творческой одарённости, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности [3]».

Научная новизна. В проведенном сравнительном анализе понятия «креативная толерантность» с действующей в школьном «Обществознании» педагогической системой духовного воспитания показаны:

- предвзятая ошибочная трактовка ряда положений в «Обществознании», что для школьных учебников категорически не допустимо;

-  целесообразность и возможность больше внимания уделять духовному воспитанию школьников в тематическом изложении – «креативная толерантность», с учётом дополнительных практических занятий по теме.  

Заключение. В статье  фактически доказано, что тематическое понятие «креативная толерантность» достаточно полно и адекватно соответствует задачам духовного воспитания.

 

Библиографический список:

1. Баранов П.А. Обществознание. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ. М.: АСТ, 2018 г.
2. Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. Учебник для 9 класса. М.: Просвещение. 2014 г.
3. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. — М., 2005. С. 66.
4. Олевский В.А. Педол – креативность для образовательных технологий просвещения. 2020 г. http://sci-article.ru/stat.php?i=1584030795
5. Степина Ж.С. Мы толерантное общество. ГГТТУ. М. обл. 2017 г.




Рецензии:

4.05.2020, 15:56 Каминская Елена Альбертовна
Рецензия: статья нуждается в серьезной переработке. название "Анализ понимания определения «креативная толерантность»" предполагает, что в статье будут проанализированы уже имеющиеся определения данного термина "креативная толерантность". Однако в содержании статьи есть определение толерантности, и нет никакого анализа дефиниции "креативная толерантность". Цель статьи: "Сместить акцент школьного преподавания «Обществознания» с принятых на сегодняшний день таких тем, как: общественное устройство, экономика, политика, право – в сторону духовной жизни (тоже тема «Обществознания») и, в частности, такой общезначимой темы, как «толерантность»" никак не связана с ее названием, т.е. происходит нарушение логики построения научного текста. Аналогичное нарушение видится в том, что научная новизна излагается в завершении статьи. Более того, никак не доказана взаимосвязь "кративности" и "толерантности"; не обосновано введение этого термина (видимо, авторского) и его содержания. Изложение материала в статье носит тезисный характер, без раскрытия сущности того или иного явления. список литературы необходимо оформлять по ГОСТ 2018. Нужно исправить ряд ошибок в тексте статьи (например, какой – то пишется какой-то и т.д.)

05.05.2020 18:18 Ответ на рецензию автора Олевский Виктор Аронович:
Спасибо за рецензию. Изменил название статьи и немного уточнил текст. Что касается ошибок, я полностью доверяю текстовому редактору.

4.05.2020, 23:24 Мирмович Эдуард Григорьевич
Рецензия: Рецензент выражает согласие со всеми аргументами и замечаниями уважаемой Елены Альбертовны. Выдумка автора про креативную толерантность, да ещё с таким багажом источников "детского сада", не является научной статьёй. Может, автору прочитать хотя бы это: https://proza.ru/2016/10/02/1804 ?Или в Интернете в любом браузере набить "Э.Г. Мирмович" и там найти в научном журнале "Научные и образовательные проблемы гражданской защиты" статью про толерантность в науке. Не понятна цель статьи (ну, кроме, самоудовлетворения). Да, автор и см признаёт её ничтожной, судя по заключению из двух-трёх слов, когда в научной статье аннотация и заключение - это и есть квинтэссенция научного труда. Рецензент не может заставить себя рекомендовать к печати в научном журнале этого материала. Может, другие рецензенты, кроме нас с д-ром Каминской, дадут ей путь в науку.
05.05.2020 18:18 Ответ на рецензию автора Олевский Виктор Аронович:
Прочитал Вашу статью о толерантности в науке. Вы не далеко от меня ушли, а толк от Вашей статьи какой? От моей может быть вполне реальный. т.к. критика "Обществознания" справедливая, и предложения заслуживают внимания.

6.05.2020, 14:26 Попова Галина Валентиновна
Рецензия: Статья "Анализ необходимости «креативной толерантности» для духовного воспитания", Олевский Виктор Аронович, НЕ рекомендуется к публикации, БЕЗ КОМПРОМИССА ("ДОРАБОТКИ"): Термин "толерантность" известен как психологический, имеет значительный научный опыт анализа. 1) Это, соответственно, требует, критического сравнения научного результата автора в сравнении с этими научными научными результатами; 2) размещения статьи в разделах психологических, для оценки рецензентами соответствующей научной специальности; 3) статья требует ПОЛНОЙ переработки и представления ее в НАУЧНОМ ВИДЕ (см. Авторам); 4) статья требует идентификации автором с проблемной область НАУЧНОГО ЗНАНИЯ (см. сайт ВАК).
07.05.2020 10:10 Ответ на рецензию автора Олевский Виктор Аронович:
Уважаемые рецензенты, к сожалению Вы не указываете на конкретные смысловые ошибки, а только на стиль написания, мне далеко-далеко до Вас. Статья соответствует всем требованиям написания научных статей, в ней всё требуемое есть, может несколько коряво. Написана статья оппонируя реальному учебнику, а не психологии вообще. Так "заблокировать" можно любого. Эдуард Григорьевич, Вашу статью о толерантности в науке прочитал при первой Вашей рецензии на мои статьи. А кому Вы написали положительную рецензию или кого поддержали не увидел - явное противоречие, мягко говоря.

18.05.2020, 1:55 Эшкурбонов Фуркат Бозорович
Рецензия: В статье нет таблиц или рисунков. Это просто состоит из слов. Вывод краткий. Недостатки должны быть исправлены.



Комментарии пользователей:

6.05.2020, 0:29 Мирмович Эдуард Григорьевич
Отзыв: Рецензируемый автор прав, задавая вопрос, какой "толк от статей в современной жизни: никто их не читает, а тем более, не внедряет. Но тем не менее, статьи (или статья) рецензента, которую(ые) Вы прочитали представляют собой научный подход к проблеме. 1. Она являет собой пример абсолютной грамотности как стилистически, так и грамматически. 2. Понятие "толерантности" представляется функцией состояния (между науками, учёными, простыми людьми, общества и государства и т.д.), классифицируя при этом уровни этой функции представлением их простыми, общепонятными математическим операторами и соотношениями. 3. Актуальность и значимость постановки задачи и самого предмета анализа повышены применением к ним, возможно в некоторой степени провокационно (здесь, может быть, как раз именно и уместен термин "креативность"), фундаментальных научных проблем, решению которых и должна способствовать научная толерантность: от фантасмагорического "разбегания" галактик с нарастающим ускорением и до внутреннего строения нашей планеты. 4. Небольшая статья "втиснулась" в "прокрустово ложе" между ортодоксальной наукой и т.н. "лженаукой". И т.д. Просто её (их) надо читать несколько раз. Сравнивать и даже снисходительно опускать её ниже авторских "перлов" типа: "Обучение и воспитание толерантности, как это следует из различных определений этого понятия, весьма важный момент в жизни молодых людей для адекватного их понимания своего поведения и существования в обществе. Совмещение в одном словосочетании «креативность» и «толерантность» способствует, при правильном подходе к обучению и воспитанию, творчески гуманному реализации личностей, о чём мечтают дети и их родители. ...Однако, большинство родителей и общественно значимых людей отмечают, что примерно до 30 лет дети замкнуты в своём внутреннем мире и не то, чтобы проявляли общественную гуманную активность, но чаще всего безразличны в поведении к своей семье. Это подтверждают и данные статистики: большинство россиян вступает в брак в возрасте 25 – 34 года. Так было и много раньше, обновите в памяти «Отцы и дети» И.С.Тургенева (19 век), а сейчас с появлением электронных гаджетов замкнутость молодых в своих интересах только усилилась. В современных СМИ расхожее выражение в характеристике детей до 30 лет – «вечные дети». Таким образом, временной разрыв порядка 15 лет между школьным обучением и концом своеобразного периода жизненного «становления», вызывает сомнения в правильном понимании и обучении общественным наукам в системе образования. А если спросить, что такое «толерантность», интересно кто ответит хоть как-то правильно". Если это не полное словоблудие и абракадабра с грамматикой и стилистикой, не поддающимся критике, то, может, автор или кто-то из других рецензентов объяснит, что это, о чём этот эклектический набор букв и слов. И так весь текст. Уважаемый автор, Вы сами (САМИ) попробуйте сформировать нормальную аннотцию из 10-15 строк (как принято в научных статьях), содержательное заключение хотя бы в 10 строках, поищите ссылки не на детские книжечки, словари и учебники, а на отечественные и зарубежные фундаментальные работы по "духовной мотивации" в поддержании функционирования и развития любого социума и т.д. и т.п. Сумеете, в чём большие сомнения, сами представить свой текст как полагается в научной публицистике, тогда и можно говорить о существе двусмысленных умозаключений (то женился в 30, то не женился и т.п.), И.С Тургенев каким-то боком в претендующей на научный статус статье оказался. Дайте её перечитать независимому человеку, знающему русский язык (например, своей супруге, на вопросы которой: "А при чём здесь это, а причём здесь то?" - дайте ей ответ). Вас, как следует из единственно понятной "красной нити" статьи, возмущает учебник за 9 класс по обществоведению. Так напишите свою рецензию в издательство или в министерство образования. Не поленитесь, и сами ещё и ещё раз внимательно прочитайте свою статью, выложенную здесь. Рецензент только что был в жюри детского конкурс детей-инвалидов по теме "Добрым словом согреем друг друга". Хоть ребята с ОВЗ не упомянули ни разу термин "толерантность", а тем более "креативная", но в их творчестве было больше этого смысла. Рецензент, кажется, не в первый раз призывает автора своих стаей к более серьёзному и тщательному отношению к подготовке. То "воспитание - альтернатива проиводействию" - полная чушь, вместо противоправному действию как минимум, то "Педол" в названии статьи и др. Хотя сам автор как рецензент проявляет и квалификацию, и профессионализм, и требовательность.


Оставить комментарий


 
 

Вверх