-
Костанайский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Челябинский государственный университет»
Преподаватель кафедры права
Шульц К., студент 1 курса направления подготовки «Экономика», Костанайского филиала Челябинского Государственного Университета. Росенко Н.И., преподаватель кафедры права Костанайского филиала Челябинского Государственного Университета
УДК 378
Введение. В настоящее время экономика немыслима без права, и право теряет свое значение без экономики. Однако двусторонние отношения между экономикой и правом далеко не всегда гармоничны. Для выявления негативных аспектов этой связи мы рассмотрим процесс влияния права на развитие экономики. Для достижения этой цели мы поставили следующие задачи: дать общее представление о взаимном влиянии и взаимозависимости экономики и права; выявить негативные аспекты влияния законов на экономику; сформулировать общие выводы, определить пути решения проблемы негативного влияния права на развитие экономики.
Выявленная проблема обладает достаточным уровнем научной новизны, которая заключается в самой природе современных (возникающих в связи с общественно-экономическими и правовыми преобразованиями) ориентаций и действий в системе правовых и экономических отношений.
Мы называем экономику системой отношений, которые формируются в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Эти отношения, называемые экономическими, могут стабильно функционировать, только если они зафиксированы в нормативной форме. Нормативные формы достаточно разнообразны, но, как показывает исторический опыт, только правовое обличие нормативных форм наиболее точно соответствует сущности экономических отношений, их рыночной природе [1].
Таким образом, право, во-первых, выступает регулятором экономических отношений и обеспечивает их стабильность. Отдельно отметим, что право всегда соответствует материальным условиям жизни каждого отдельного государства, и не может устанавливать нормы, противоречащие уровню экономического развития общества.
Приведем достаточно простой пример. Если установить нормы права, регулирующие обеспечение старости, безработицу и т.д. в Республике Казахстан такие же, как, например, в Германии, то они не будут выполнены, поскольку уровень жизни в этих странах значительно различается.
Во-вторых, право выступает специфическим стимулятором развития экономических отношений. Оно способно устранять препятствия на рынке, создавать дополнительные экономические стимулы, определять круг субъектов рыночных отношений и т.д. Например, во многих странах законодательство стимулировало процессы обеспечения экономической свободы, развития прав частной собственности, поощрения равенства собственности, защиту бизнеса от чрезмерного регулирования со стороны государства и т.д.
И, наконец, право не только консолидирует и стимулирует существующие экономические отношения, но и выступает в качестве их «опекуна». Это выражается, прежде всего, в пресечении правом запрещенных способов ведения бизнеса и коммерции, применении санкций за злоупотребление рекламой, товарными знаками и т.д., что, в свою очередь, регулирует порядок разрешения рыночных дел и споров, восстановление нарушенного состояния и возмещение вреда, установление юридической ответственности по воле потерпевшей стороны, а не в соответствии с «приказом свыше» [2].
Подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что право влияет на экономику следующим образом:
1) консолидирует существующие экономические отношения и гарантирует их стабильность;
2) стимулирует создание, а также развитие новых экономических отношений (если, конечно, для этого соответствующие условия имеются);
3) защищает существующие экономические отношения, поддерживает их (особенно вновь возникшие).
Как мы видим, право не является чем-то внешним для экономики, это естественная форма экономических отношений. Надо сказать, что в течение довольно длительного времени в теории права не было подходов к решению проблемы возможного негативного влияния права на экономическое развитие общества. И это удивительно, ведь такое воздействие очевидно. Нормы права, конечно, не могут разрушить экономическую систему, но могут существенно затруднить ее функционирование.
В современной жизни непродуманное налоговое законодательство может служить примером негативного правового воздействия на экономические отношения.
Как известно, государство взимает обязательные платежи с физических и юридических лиц с целью пополнения собственных доходов. Однако налоговая система в большинстве стран, в частности в Казахстане и России, далека от совершенства. В связи с этим в налоговое законодательство очень часто вносятся изменения и дополнения. Это приводит к нестабильной экономической ситуации, а также к ошибкам при удержании налогов. Эти ошибки, в свою очередь, приводят к начислению штрафа (пени) за несвоевременную уплату, поэтому предприятия, выплачивающие этот штраф, несут незапланированные дополнительные расходы [3].
Другим моментом, который нельзя игнорировать, является слабый контроль над сбором налогов. Это приводит к нарушению налогового законодательства (уклонению от уплаты налогов) и, следовательно, к снижению налоговых поступлений в бюджет. В свою очередь, уменьшение налоговых поступлений приводит к увеличению дефицита бюджета, поскольку доходная часть бюджета в значительной степени формируется за счет налоговых поступлений.
В ответ на растущий дефицит государство начинает искать другие способы пополнения доходной части бюджета и прибегает к самому простому способу – взиманию дополнительных налогов с предприятий. Предприятия, чтобы не платить (или не платить много), не стремятся зарабатывать (производить) больше. Объемы производства начинают снижаться, и поэтому цены на товары и услуги растут, что негативно воздействует на конкуренцию и замедляет развитие торговли. Поэтому этот метод «борьбы» с дефицитом бюджета вызывает банкротство и убыточность предприятий.
В науке налогового права нет определенного единства. Отмечены многовариантность, многоуровневость и разнонаправленность подходов к построению как отдельных институтов налогового законодательства, так и всей системы нормативных правовых актов в сфере финансовой деятельности государства. Несовершенство налогового законодательства связано с текущими потребностями налоговой практики. Это как раз проблема совместимости налоговой политики и быстро развивающейся экономики.
Еще одним минусом влияния права на развитие экономики является проблема уровня правосознания общества. В нынешних условиях несоблюдение законов стало элементом конкурентной борьбы, в которой «добросовестный предприниматель почти всегда проигрывает нечестным партнерам». Более того, даже после, так сказать разоблачения, предприниматели продолжают «пожимать друг другу руки» в своем сообществе, открывать новые компании и свободно получают кредиты и бизнес-контракты. Многие предприниматели, не желающие или не способные соблюдать российские законы, активно используют иностранную юрисдикцию, полагая, что за границей «печальная доля их не постигнет». Слишком много крупных сделок начинается с непонятных иностранных соглашений, которые затем необходимо интерпретировать, что сложно для российского законодательства [4].
Далее, мы переходим к понятию коррупции, суть которого заключается в даче взятки за несоблюдение правовых норм. Простой пример: если в стране есть коррумпированные налоговые органы, предприятия могут легко избежать уплаты налогов, искусственно снижая свой официальный доход. Опять же, такая ситуация приводит к нехватке бюджета страны, что не представляет возможности для экономического развития.
Последствия коррупции в результате нарушения правопорядка разрушительны для экономики. Давайте рассмотрим некоторые из них.
1. Расширение теневой (скрытой от государства) экономики. Это приводит к снижению налоговых поступлений и ослаблению бюджета, то есть государство теряет финансовый контроль над управлением экономикой.
2. Нарушение рыночных механизмов в области конкуренции. В этой ситуации победителем становится не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кому удалось получить преимущество за взятку. Это приводит к замедлению появления эффективных частных собственников, снижению эффективности рынка и дискредитации идеи рыночной конкуренции в целом.
3. Неэффективное использование бюджетных средств, в частности, при распределении государственных заказов и кредитов. Такая ситуация приводит к снижению качества и объема социальных услуг и товаров, которые государство предоставляет своим гражданам и бизнесу [5].
Таким образом, в результате изучения проблемы негативного влияния права на развитие экономики мы пришли к следующим выводам, требующим пристального внимания как со стороны государства (властный, императивный механизм), так и со стороны общества:
- во-первых, необходимо повсеместное совершенствование правовых норм, в частности налогового законодательства и особенно налогового контроля;
- во-вторых, повышение правовой осведомленности граждан. Наивно полагать, что принятие даже самого правильного закона автоматически приведет к его соблюдению всеми субъектами экономических отношений. Граждане должны понимать, что развитие экономики страны, в которой они живут, и, следовательно, уровень и качество жизни населения в целом, зависят от их законопослушности и честности.
Рецензии:
8.05.2020, 0:20 Устинович Елена Степановна
Рецензия: Представленная на рецензирование статья "НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ ПРАВА НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ" авторов Шульц К., студента 1 курса направления подготовки «Экономика», Костанайского филиала Челябинского Государственного Университета и Росенко Н.И., преподавателя кафедры права Костанайского филиала Челябинского Государственного Университета актуальна и обладает научной новизной. Статья носит комплексный экономико-правовой характер. Процент оригинальности очень высокий - более 85%. Рекомендуется к опубликованию.
8.06.2020, 17:54 Адибекян Оганес Александрович Отзыв: Адибекян Оганес Александрович. Статья Росенко Надежды Ивановны тематически актуальная, если учесть нынешнюю немыслимость жизни обществ без производства потребительских ценностей, без государственно-юридической регуляции таких процессов, без важности соблюдения установленных для такой сферы норм и строго наказания при их игнорировании. Но предлагать средства исключения нарушения законов в этой сфере нелегко, и вряд ли потребность в таком деле исчезнет. В этом направлении мыслители действовали давно, и самыми предельными средствами избавления от законо-непослушного расстройства стали: отказ от частно-собственнической, предпринимательской экономики, а также государственной организации жизни обществ, что значит – от имущественной расслоенности таких объединений, от юридического управления их жизни с возвратом к моральному самоуправлению. Но все это оттесняется, исключается желанием небольшой части людей жить предельно щедро, не глядя на зависть бедных, нищих. Обо всем таком следовало оговорить в начале статьи. Без этого положительно оценивать представленную работу трудно, тема не простая. |
9.06.2020, 14:43 Росенко Надежда Ивановна Отзыв: Большое спасибо за отзыв. Есть над чем подумать. На самом деле исследую вопросы формирования экономико-правовой культуры у студентов вузов. Мои студенты пробуют таким образом с разных сторон рассматривать вопросы, касающиеся формируемого качества. Авторское определение экономико-правовой культуры. Экономико-правовая культура – это интегративное качество личности, определяющее уровень ее знаний, ценностных ориентаций и действий в системе экономических и правовых отношений. Как вы его оцениваете? Спасибо! |
19.10.2021, 12:46 Марчевский Владимир Александрович Отзыв: Статья интересная: заставляет задуматься над поставленной проблемой. Работа выиграла бы, если бы в ней были приведены конкретные примеры. Марчевский В. А. |