АНО ВО Российский новый университет, налоговый институт
студент
Макарова Марина Владимировна, кандидат социологических наук, доцент кафедры налогового администрирования и правового регулирования Российского нового университета, Российский новый университет
УДК 33
Актуальность исследования заключается в том, что, для исполнения государством своих функций необходимы денежные средства, которые поступают в бюджет государства в виде налогов и сборов. Налогообложение это сложный механизм, который адаптируется к новому уровню производительных сил и меняющейся практике хозяйствования. Для того, чтобы налогоплательщики исполняли свои обязанности по исчислению и уплате налогов и сборов необходимо осуществлять налоговый контроль.
Целью исследования является анализ существующей практики налогового контроля в Российской Федерации на примере камеральных (ст.88 НКРФ) и выездных налоговых проверок (ст.89 НКРФ).
Для исследования использованы методы сравнительного анализа.
Согласно Конституции Российской Федерации статьи 57 «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют». Для соблюдения главного закона страны необходимо иметь в распоряжении те органы контроля, которые могли бы отслеживать исполнение данного закона.
Поэтому Государственная дума принимает 16 июля 1998 года и Совета Федерации одобряет 17 июля 1998 года принятие Налогового кодекса Российской Федерации части первой от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 09.11.2020).
Налоговый контроль осуществляют федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные в области налогов и сборов и ее территориальные органы, а так же Федеральная таможенная служба РФ (ФТС России) в части налогов, уплачиваемых при ввозе товаров на таможенную территорию РФ (НДС, акцизы).
Полномочия ФНС России закреплены Постановлением Правительства РФ от 30сентября 2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службы».
Главной задачей ФНС является осуществление контроля над соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах их компетенций.
В случаях, предусмотренных в НК РФ, полномочиями налоговых органов обладают при решении вопросов, отнесенных НК РФ к их компетенции:- таможенные органы; - финансовые органы;- органы внутренних дел.
На основании статьи 71 Конституции РФ таможенное регулирование и федеральные налоги являются самостоятельными сферами правового регулирования.
В своей деятельности таможенная служба руководствуется Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2006 № 459 «О Федеральной таможенной службы».
В соответствии со статьей 82 (части 1) НК РФ под «налоговым контролем» понимается «деятельность уполномоченных органов по контролю над соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом».
В НК РФ (п.1 ст.82 НК РФ) установлены следующие формы налогового контроля:
- камеральные налоговые проверки (ст.88 ч.1 НК РФ);
- выездные налоговые проверки (ст.89 ч.1 НК РФ)
- налоговый мониторинг (ст. 105.29 НК РФ)
Камеральные налоговые проверки (ст.88 ч.1 НК РФ) имеют основные цели, такие как контроль над правильностью и достоверностью отражения показателей в налоговых декларациях и своевременностью уплатой налогов. В период поведения камеральных проверок происходит отбор налогоплательщиков для выездных налоговых проверок. Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Данная проверка проводится непосредственно по месту нахождения налогового органа.
Результаты поверки оформляются актом в двух экземплярах.
Выездные налоговые проверки (ст.89 ч.1 НК РФ) позволяют одновременно осуществлять контроль над соблюдением налогового законодательства: предупреждать нарушения налогового законодательства; привлекать к ответственности налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства.
Для проведения выездной налоговой проверки требуется решение руководителя налогового органа. Данная проверка проводится непосредственно по месту нахождения налогоплательщика.
В непредвиденных ситуациях может проводиться по месту нахождения налогового органа.
Результаты поверки оформляются актом в двух экземплярах.
С 01 января 2015 года в Налоговый кодекс Российской Федерации введена новая форма налогового контроля, проводимая в отношении отдельных организаций – налоговый мониторинг.
Актуальностью введения налогового мониторинга является большой поток документов для осуществления регистрации налогоплательщиков, уплаты налогов и сборов и других операций.
Предметом налогового мониторинга является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов в бюджет государства. С одной стороны – налогоплательщику предоставляется возможность устранения ошибок при исчислении и уплате налогов и сборов. С другой для налоговой службы качественный контроль налогоплательщика на предмет соблюдения полного и своевременного исчисления и последующей уплаты налога.
Налоговый мониторинг имеет положительные стороны:
- проверке подвергаются налоговые риски;
-прозрачную отчетность;
- налоговые органы не запрашивают подтверждающие документы;
-компания запрашивает мотивированное мнение у налогового органа, и исходя из него строит свою финансово-хозяйственную деятельность.
Воспользоваться налоговым мониторингом могут только компании с оборотом 3 млрд. руб. и активами 3 млрд. руб. и суммой уплаченных налогов за предыдущий год не менее 300 млн. руб.
Для изучения и анализа работы налоговых органов в Российской Федерации была использована статистическая отчетность сайта ФНС России Форма 2-НК «Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов» (сведения о проведении камеральных и выездных проверок).
|
Количество тысяч единиц |
Темп роста 2019 к 2018, % |
Дополнительно начислено платежей (включая налоговые санкции и пени) (тыс. руб.) |
Темп роста 2019 к 2018, % |
||
2018 |
2019 |
2018 |
2019 |
|||
Камеральные проверки |
67.890,0 |
62.802,1 |
-7,5 |
55.612,3 |
37.743,3 |
-32,1 |
Из них выявившие нарушения |
3.530,2 |
2.447,6 |
-30,7 |
х |
х |
х |
Всего выездные проверки организаций и физических лиц |
14,2 |
9,3 |
-34,5 |
314.722,1 |
298.523,8 |
-5,2 |
Из них выявившие нарушения |
13,9 |
9,0 |
-35,3 |
х |
х |
х |
Как следует из данных, приведенных в таблице №1, количество камеральных проверок за 2018 год составило 67.890,0 тысяч единиц, за соответствующий период 2019 года 62.802,1, что на (67.890,0-62.802,1) 5.087,9 тысяч единиц меньше или снижение составило 7,5%.
Одновременно за данный период времени наблюдается снижение камеральных налоговых проверок, выявивших нарушения на (9,1-13,8) 4,7 тысяч единиц или на 30,7%.
В результате проведенных камеральных проверок дополнительно начислено платежей, налоговых санкций и пени за 2018 год 55.612,3 тысяч рублей, а за 2019 год 37.743,3 тысяч рублей. Уменьшение составляет (55.612,3-37.743,3) 17.869,0 тысяч рублей или 32,1%.
Результативность одной камеральной проверки составляет за 2018 год(3530,2:67802,1) х100=5,2%., а за 2019 год (2447,6:62802,1)х100=3,9%. Снижение составляет (5,2%-3,9%) 1,3%.
Эффективность одной камеральной налоговой проверки за 2018 год составляет (55612.3:3530,2) 15,8 тысяч рублей. За 2019 год (37743,3:2447,6) 15,4 тысяч рублей со снижением на 0,4 тысячи рублей.
Такая ситуация может быть объяснена значительным увеличением аналитической работы налоговых органов и частым добровольным или добровольно-принудительным исполнением налогоплательщиками своих обязательств перед бюджетом.
В 2018 году в целом по РФ было проведено 14,2 тысячи единиц выездных налоговых проверок, из них результативные оказались 13,9 тысячи единиц. За 2019 год количество выездных налоговых проверок уменьшается по сравнению с 2018 годом на (9,3-14,2) 4,9 тысячи или снижение на 34,5%.
По результатам выездных налоговых проверок дополнительно начислено платежей, налоговых санкций и пени за 2018 год 314.722,1 тысяч рублей, а за 2019 год 298.523,8 тысяч рублей. Уменьшение составило (298.523,8-314.722,1) 16.198,3 тысячи рублей или 5,2%.
Результативность одной выездной проверки за 2018 год составляет (13,9:14,2)х100=97,9%, за 2019 год (9,0:9,3)х100=96,8%. Снижение 1,1%.
Эффективность одной выездной налоговой проверки составляет за 2018 год (314.722,1:13,9)х100=22,6 тысячи рублей, а за 2019 год (298.523,8:9,0) 33,2 тысячи рублей. Рост составил (33,2-22,6) 10,6 тысяч рублей.
Из проведенного анализа следует вывод, что налоговые инспекторы стали чаще вызывать налогоплательщиков для проверки, чем выезжать и проверять их деятельность на месте. Результативность камеральных налоговых проверок за 2019 год составляет 3,9%, что на 1,3 % ниже 2018 года. В сложившейся ситуации есть и положительная сторона. В ходе проверки инспектор имеет возможность выявить основные способы ухода от уплаты налогов, необоснованные вычеты и другие нарушения. Однако не следует игнорировать тот факт, что 96,1% этих проверок проводятся безрезультативно.
Несмотря на снижение количества проверок, отнимается много времени налогоплательщиков на их прохождение, что закономерно вызывает недовольство налогоплательщиков. Размеры доначислений по сравнению с предыдущим годом уменьшились на 0,4 тысячи рублей на одну проверку.
Результативность выездных проверок остается высокой и по итогам 2019 года и составляет 96,8%, что на 1,1 % меньше, чем за предыдущий год. В тоже время эффективность одной выездной проверки имеет тенденцию к росту и составляет 10,6 тысяч рублей по отношению к предыдущему периоду.
Перед принятием решения о назначении выездной налоговой проверки проводится анализ налогоплательщика, по итогам которого выносятся рекомендации о добровольно-принудительной корректировке налоговых обязательств, но только в сторону увеличения суммы налога. Данные мероприятия позволили снизить количество проверок с одновременным снижением затрат как денежных средств, так и временных.
Предупреждение налогоплательщиков о налоговых рисках позволило избежать контрольных мероприятий, и налогоплательщики дополнительно доплатили более 130, 0 млрд. руб. за 2019 год без штрафных санкций.
Основным документом для выбора налогоплательщиков, подпадающих под выездную налоговую проверку, является «Концепция планирования выездных налоговых проверок», утвержденная приказом ФНС России от 30.05.2007 № MM-3-06/333@ (в ред. от 10.05.2012).
В приказе ФНС России от 14.10.2008 № MM-3-2/467@ предусматривается 12 критерий для самостоятельной оценки рисков налогоплательщиков, ведение финансово-хозяйственной деятельности у которых осуществляется с высоким налоговым риском.
К данным критериям относятся:
- расчет налоговой нагрузки по основным видам экономической деятельности. Налоговая нагрузка рассчитывается как отношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) по данным Федеральной службы государственной статистики;
- отражение в бухгалтерском или налоговом учете убытков на протяжении нескольких налоговых периодов;
- отражение в налоговом учете значительных сумм налоговых вычетов за определенный период;
- опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг);
- выплаты среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ;
- неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, представляющих право применять специальные налоговые режимы;
- отражение ИП суммы расхода максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год;
- построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками без наличия разумных экономических или иных причин;
- непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности;
- неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых организациях налогоплательщика в связи с изменением места нахождения;
- значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики;
- ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.
Используя все критерии для анализа, и платя во время все налоговые платежи, налогоплательщик не попадет в список на выездную налоговую проверку.
Налоговая система России постоянно совершенствуется. В настоящее время особое внимание уделяется улучшению взаимодействия между налогоплательщиками и контролирующими органами. Большой объем информации становится препятствием на данном этапе совершенствования налоговой системы. Поэтому на новый уровень выходит цифровизация всех сторон общества. Планируется постоянно увеличивать количество компаний, которые будут взаимодействовать с налоговыми органами онлайн.
Цифровизация будет способствовать выводу экономики на другой уровень и обязательно сделает более эффективным налоговый мониторинг, который уменьшит налоговые риски и приведет к сокращению количества выездных налоговых проверок и как результат – сокращение расходов.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий