Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Физическая культура
Размещена 26.11.2020. Последняя правка: 26.11.2020.
Просмотров - 495

ИССЛЕДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ФИЛИАЛА РТА И ЕГО ОТНОШЕНИЕМ К ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЖИЗНИ И ФИЛИАЛЕ

Размазина Мария Андреевна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии

студент

Демеш Владимир Павлович, доцент, к.п.н., заведующий кафедры физической подготовки в Санкт-Петербургском имени В.Б. Бобкова филиале Российской таможенной академии


Аннотация:
В данной статье рассмотрены и описаны результаты социального опроса по вопросам двигательной активности студентов Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. Проанализировано отношение студентов к занятиям по физической культуре в Филиале и в свободное от учебы время.


Abstract:
This article examines and describes the results of a social survey on the issues of motor activity of students of St. Petersburg named after V.B. Bobkov branch of the Russian Customs Academy. The attitude of students to physical culture classes in the Branch and in their free time is analyzed.


Ключевые слова:
двигательная активность, мотивация к физической культуре, физкультурно-спортивная деятельность, физическое воспитание, спорт

Keywords:
physical activity, motivation for physical culture, physical culture and sports activity, physical education, sports


УДК: 796.001.89

Актуальность: Студенческая жизнь – это не только период овладения знаниями по выбранной профессии и приобщения к мировым культурным ценностям, но и, прежде всего, время вхождения в самостоятельную и здоровую жизнь, формирование личного мировоззрения и собственных критериев здорового образа жизни. Здоровье и учебная деятельность обучающихся тесно связаны и часто влияют друг на друга, особенно сильно это видно во время дистанционного обучения, когда студенты вынуждены большую часть своего времени проводить за экранами компьютеров для обучения и выполнения домашних заданий [3].

Цель: Изучить отношение студентов к занятиям по физической подготовке в подведомственном высшем учебном заведении.

Говоря о научной новизне статьи, следует отметить, что многочисленные исследования в области физической культуры и здорового образа жизни студентов показывают результаты в пользу того, что физическая культура и спорт среди студентов развиты слабо. Студенты не считают уроки физической активности важными в своей жизни, а те, что посещают спортивные залы во внеучебное время, как правило, делают это не регулярно [1]. Кроме того, в современном мире, в условиях пандемии, двигательная активность студентов полностью легла на их плечи, а это означает и новые вызовы к преподавателям физической культуры.

Результаты:

Чтобы проверить состоятельность подобных выводов для студентов Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии, было проведено социологическое исследование среди студентов 1-4 курсов филиала. Данный опрос носил анонимный характер, для более комфортного участия в нем студентами филиала. Так, участие в опросе приняло 85 человек всех факультетов и курсов, всего 53 женщины (63,4%) и 32 мужчины (37,6%), средний возраст которых составил 20 лет.

Кроме того, важным в исследовании авторы данной статьи считают принадлежность респондентов к определенной форме обучения. Так, 63 человека (74%) обучаются на платной основе. Однако, вне зависимости от формы обучения студенты получают материальную и вещественную поддержку от родителей, а также около 37% респондентов зарабатывают деньги самостоятельно.

В своей научной работе Гусева Н.Л. утверждает, что в первые годы учебы студенты пользуются поддержкой своих родителей и других родственников, а в последние годы большинство из них сосредоточились на стипендиях (в основном женщины) и неполной занятости (в основном мужчины) [1]. В среднем ежемесячные расходы первого года обучения для приезжих студентов значительно выше. На третьем курсе они практически стабилизируются благодаря увеличению расходов местных студентов. Такое восприятие жилищной ситуации и материального обеспечения мало меняет в процессе обучения в вузах, однако влияет на обеспеченность студентами спортивной одежды и обуви для занятий физической культурой дома и в вузе. Все это соответствует результатам анонимного опроса в Академии.

Обобщая результаты анкетирования, можно выделить следующие особенности двигательной активности студентов Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии:

Большую часть времени ежедневно занимают учебные занятия в филиале, причем, во время очного обучения в среднем студенты обучались в течении 4,5 часов, а во время дистанционного обучения данный показатель вырос до порядка 6 часов в день.

Большинство респондентов во время очного обучения тратили на дорогу, в среднем, 1,5–2 часа на общественном транспорте. Респонденты указали, что во время очного обучения двигались в среднем 4–5 часов в день, а во время дистанционного обучения данный показатель сократился до 1,5–3 часа в день (что связано с тем, что занятия происходят в сидячем виде за компьютером).

Большинство респондентов указали, что также занимаются физическими упражнениями (в основном разминка) не менее, чем 3-4 раза в неделю. 61% юношей, в основном, в безкарантинное время, занимаются спортивной гимнастикой и спортивными играми, большинство девушек (56%) помимо уроков физкультурой занимаются йогой, ходьбой или посещают подвижные групповые занятия в спортзалах. Всего 54% респондентов ранее регулярно занимались спортом, в основном спортом, легкой атлетикой, плаванием.

Следует отметить, что около 30% опрошенных студентов затруднились оценить достаточность своего двигательного режима для нормальной жизни и здоровья.

Полученные данные свидетельствуют о том, что лишь 12% студентов систематически занимаются физической культурой и считают себя спортсменами; 46% респондентов считают регулярно посещают занятия по физическому воспитанию; 33% студентов не занимаются физической культурой или спортом, в основном это представители спецгруппы.

Отношение студентов к физкультурно-спортивной деятельности во многом определяется характером интересов и мотиваций. Более того, уровень сформированности интересов и мотивов является одним из ведущих показателей личностной физической культуры студентов. Проявление интереса вызывает желание действовать, формирует мотивы поведения и необходимость их воплощения на практике.

Результаты этого исследования показывают, что только 24% студентов считают необходимым учиться для будущей профессиональной деятельности, в основном это студенты факультета таможенного дела. Относительно большое количество студентов (28%) не уверены в важности физической культуры для развития личности, а 34% студентов не знают, является ли физическая культура необходимым элементом профессиональной подготовки. 14% опрошенных воздержались от ответа на данный вопрос.

Прежде всего, данная ситуация характеризуется низким уровнем осведомленности студентов о социальной природе физической культуры и ее значении для профессиональной деятельности.

Из проведенного исследования можно выделить такие факторы, влияющие на то, начнут ли заниматься студенты физкультурой и споротом или нет. Так, приоритетным фактором является желание студентами улучшить фигуру и сбросить лишний вес (44% опрошенных, среди которых 82% женщин). Следующий по значимости фактор – улучшение своей физической подготовленности, усилить волю, воспитать характер (36%, среди которых подавляющее большинство мужчины – 76%). И, наконец, студенты будут готовы заниматься физической культурой в том случае, если их здоровью будет угрожать видимая угроза – 20% опрошенных.

Проведенное исследование показало, что еще одной положительной мотивацией студентов является получение зачета по предмету «Физическая культура» – 65% опрошенных студентов, причем для женщин этот мотив более значим (40%), в основном это студенты бюджетной формы обучения.

Физическая культура, как учебная дисциплина, признана необходимой составляющей образовательного процесса, что подтверждается большинством студентов (88% опрошенных). Однако, большинство студентов считают данную дисциплину лишней на 2–4 курсах. Все же, стоит отметить, что студенты таможенной академии больше обеспокоены тем, что им нужна не просто физическая подготовка «как в школе», а более серьезная подготовка к будущей профессии, например, обучение рукопашному бою.

Значительная часть студентов в целом удовлетворена качеством преподавания физической культуры в филиале, однако около 17% студентов безразличны к качеству преподавания.

Заключение:

Физическое воспитание играет очень важную роль в жизни студентов. Такие практики повышают продуктивность, улучшают работоспособность, снимают стресс и эмоциональное напряжение, тренируют мышцы, улучшают умственные и физические качества и значительно повышают уровень здоровья, являясь его неотъемлемой частью. Однако, проведенное исследование показало то, что лишь малая доля студентов понимают и осознают данные постулаты. Чтобы заниматься активной двигательной деятельностью, каждому студенту необходима мотивация, которую он мог бы сформировать из собственных желаний.

Вследствие этого, авторы данной статьи полностью согласны с выводом Паршаковой и Пряшниковой о том, что чтобы сформировать мотивацию к занятиям физкультурой, необходимо повысить интерес, сформировать потребность в физическом самосовершенствовании и потребность в регулярных упражнениях с целью улучшения здоровья [2]. Студент должен осознавать всю суть, которая формируется во время занятий спортом, а преподаватели, в свою очередь, прислушиваться к желаниям студентов относительно направленности физических занятий в Российской таможенной академии.

Библиографический список:

1. Гусева Н.Л. Мотивация студентов к здоровому образу жизни через физкультурно-спортивную деятельность // Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и учебной работы. М.: Изд-во МГУ, 2008. С. 213-215.
2. Паршакова В. М., Прянишникова Д. Н. Повышение мотивации у студентов к занятиям физической культурой в вузе // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. №3-1. С. 79-81. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-motivatsii-u-studentov-k-zanyatiyam-fizicheskoy-kulture-v-vuze (дата обращения: 20.11.2020).
3. Покровская Т.Ю., Ларионов И.С. Влияние двигательной активности и самостоятельных занятий на здоровье студентов // Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». 2018. № 2 (9). С. 75-83. URL: http://journal.asu.ru/zosh/article/view/4102/3170 (дата обращения: 20.11.2020).




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх