Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Педагогика, Образование
Размещена 10.12.2020. Последняя правка: 10.12.2020.
Просмотров - 301

Наставничество как инновационная технология социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в специализированных учреждениях: основные принципы и виды

Баёва Анастасия Александровна

Алтайский государственный университет

студент

Тимофеева Дарья Анатольевна, студент Алтайского государственного университета, Институт социологических наук, кафедра социальной работы; Чудова Светлана Георгиевна, кандидат социологических наук, доцент, заведующий кафедрой социальной работы, Алтайский государственный университет


Аннотация:
В данной статье рассматривается сущность феномена "наставничество" через призму внедрения в практику учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без поучения родителей. освещено понятие "наставник", раскрыта его сущность и особенности. Также описываются формы наставничества с их характеристиками. Этическое составляющее наставничества - немаловажный вопрос, который в той же степени затрагивается авторами данной статьи.


Abstract:
This article examines the essence of the phenomenon of "mentoring" through the prism of implementation in practice of institutions for orphans and children left without parental guidance. the concept of "mentor" is highlighted, its essence and features are revealed. The forms of mentoring with their characteristics are also described. The ethical component of mentoring is an important issue that is also addressed by the authors of this article.


Ключевые слова:
наставничество; наставник; дети-сироты; роли наставника

Keywords:
mentoring; mentor; orphaned children; mentor roles


УДК 37.013.42

Введение.

На сегодняшний день сиротство по-прежнему остается острой и насущной проблемой современного общества в России. Для большинства детей такой категории «домом» является специализированное учреждение, строго регламентирующее распорядок дня ребенка, организующее его деятельность, ограничивающее контакты с взрослыми и сверстниками.

В закрытом учреждении у детей складывается свой особый тип общения с взрослыми и сверстниками, который проявляется в различных конфликтных ситуациях: ситуациях запрета, столкновения интересов, замечаний взрослых, обвинений со стороны сверстников и т.п.

Новой формой сопровождения детей из детских домов выступает наставничество. Такое взаимодействие требует значительно большей включенности, ответственности и самоотдачи.

Актуальность.

Наставник оказывает помощь в построении отношений с другими индивидами, помогает в увеличении уровня социальной адаптированности. Так же, в ситуации формирования и установки длительных взаимоотношений с наставником, подросток, покидая детский дом, получает возможность на первых этапах самостоятельной жизни обратиться за помощью к более опытному взрослому. Осуществляется взаимодействие через форму неформального общения и установленную эмоциональную связь участников. Данные перечисленные факторы способствуют ускорению процесса передачи социального опыта, органичному становлению полноценной личности, ускоренному развитию иных, новых компетенций.

Важно популяризовать роль наставника среди волонтерских и благотворительных организаций; социальных сетей; сообществ выпускников школ, профессиональных образовательных организаций, вузов, детских центров помощи детям; партнерских компаний; общественных организаций; ассоциаций психологов и психотерапевтов; и т.п. Рассказывать о преимуществах роли наставника: возможностях социального и личностного роста, получения новых навыков и знаний. Форма такого взаимодействия позволит не только активировать личностный потенциал наставника, но и привнесет новые ресурсы для развития личности наставляемому.

Основная цель нашей работы– выделение ключевых характеристик, видов и форм наставничества для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в специализированных учреждениях.

Задачи:

1) Раскрыть сущность системы наставничества в работе с детьми-сиротами, этические нормы, права и обязанности наставников;

2) Разработать программу наставничества для Барнаульского центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей № 3 и реализовать её;

Научная новизна

Результаты исследования расширяют научное понимание механизмов формирования взаимодействия наставника и ребенка; получены новые данные о предпочитаемых качествах наставника. Расширилось теоретическое понимание процесса социализации и социальной адаптации ребенка в условиях проживания в учреждении интернатного типа. Практическая значимость исследования заключается в том, что полученная информация может использоваться для прогнозирования успехов социализации; коррекции эмоционального состояния воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Результаты исследования дали возможность разработать программу наставничества, которая позволит выпускникам учреждений интернатного типа успешно влиться в русло самостоятельной жизни, обрести верного друга и помощника, а для наставника – возможность самореализоваться.

Результаты.

Наставник – это человек, транслирующий на другого свои навыки и свой опыт, содействуя этим самым выявлению потенциала другой личности. Наставничество включает разные формы и виды своего проявления:

- по форме: групповое и индивидуальное;

- по длительности: краткосрочное и долгосрочное;

- по способу организации: от благотворительной организации или самостоятельно [1].

Гораздо эффективнее в общении с ребенком применять индивидуальное и долгосрочное наставничество. В данной форме организации процесса наставник со временем сближается с подопечным, между ними формируется довольно высокий уровень доверия, с помощью чего подросток может лучше открыться и

Формы индивидуального и долгосрочного наставничества с ребенком наиболее эффективны в совокупном применении. При данной организации процесса наставник последовательно сближается с ребенком, между ними складывается достаточно высокий уровень доверия, благодаря чему ребенок может больше довериться и открыть кому-то собственный душевный мир со всеми его мыслями, переживаниями и особенностями, может быть выслушанным и услышанным [1].

Среди наиболее известных конструктов наставничества, содержащих многочисленные разновидности в зависимости от обстоятельств осуществления элементов программы, выделяются несколько:

● «ученик – ученик»

● «учитель – учитель»

● «студент – ученик»

● «работодатель – ученик»

● «работодатель – студент»

Форма взаимодействия «студент-ученик» наиболее интересна для нас, потому как в качестве волонтеров мы планируем привлекать именно студенческую молодежь. Целью такой формы наставничества выступает позитивное конструирование у подростка-сироты понимания последующего шага в образовании, повышение успехов в учебе, а также выработку ресурсов для осознанного формирования личности. Студент-наставник поможет ребенку из детского дома развить навыки: коммуникации, целенаправленность, планирование, организованность [4].

Внедрение проекта «Наставничество - развивайся, помогай, реализуй себя» предполагает реализацию модели «наставничество-напарничество» (buddying). В этом случае наставника возможно представить в качестве «напарника». Студент-напарник поможет влиться в учебный процесс, задать ориентир на конкретные требования, информировать о тонкостях учебного процесса, нюансах взаимодействия с участниками учебного процесса. В buddying включена развивающая обратная связь, поддержка, которую оказывает студент-наставник на основе равенства, а также передача опыта. Характерной особенностью buddying выступает дух партнерства, равенство. От традиционного наставничества buddying различается тем, что в нем нет «старшего» и «младшего», участники процесса равноправны, совет, информация или обратная связь дается в обе стороны [2].

Одним из основных элементов деятельности наставника выступает осмысление и принятие причин, толкающих человека заниматься этим. Некоторые моменты мотивации для наставника:

•        ощутить свою значимость во взаимоотношениях с ребенком;

•        попрактиковаться в общении с детьми;

•        приобрести шанс осуществить собственные родительские стремления;

•        приглядеться к ребятам и подобрать кого-то, для того чтобы принять его затем в свою семью;

•        отойти от нынешней сложной ситуации в жизни или от нелегких переживаний [3].

Заключение.

Также не стоит забывать об этической составляющей реализации наставничества, с чего это начинается и как реализовывается впоследствии. Как и в любой деятельности все начинается с обучения. Прохождение обучения позволяет участникам реалистичнее представить себе задачи волонтеров и особенности детей-сирот. Для начала необходимо пройти первичные тренинги с практическими заданиями для лучшего усвоения материала, а также пройти собеседование с психологом на предмет подготовленности. Для волонтера важно проводить частые встречи со своим подопечным, т.к. это позволяет выстроить позитивные взаимоотношения со своим подопечным. Очень важным этапом выступает построение порядка и правил удаленного общения, т.к. ребенок-сирота может нарушать границы. Правила общения по телефону и в социальных сетях волонтер может устанавливать сам. Срок наставничества должен варьироваться от 1 года минимум, т.к. для становления контакта с ребенком потребуется достаточно много времени. Регулярное обучение и супервизии необходимы для профилактики эмоционального выгорания волонтеров, своевременного разрешения трудностей, которые могут возникнуть между сторонами. Также никто не отменял правило конфиденциальности. [3].

Библиографический список:

1. Агенство стратегических инициатив Методическое пособие для воспитателей детей и молодежи и их законных представителей Наставники: не рядом, а вместе! [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://sosn-detdom.ucoz.ru/poleznie_ssilki/2.pdf. – Заглавие с экрана (дата обращения 19.04.2020)
2. Дружинина А. А. Технология наставничества в подготовке специалистов социальной сферы [Текст] / А. А. Двужинина // Вестник ТГУ. – 2018. – №4 (174). – С. 15-21
3. Панюшева Т., Пасечник И. Быть наставником. Пособие для волонтера [Текст] / Т. Панюшева, И. Пасечник. – М, 2017. – 153 с.
4. Распоряжение Министерства Просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 года № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/564232795. – Заглавие с экрана (дата обращения 25.05.2020)




Рецензии:

16.12.2020, 9:38 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Тема заявленной статьи является актуальной и требует дальнейшей разработки. При этом хотелось бы предложить ряд рекомендаций автору: В актуальности автор отмечает, что ребенок покидает детский дом в подростковом возрасте. Так ли это? Или они выпускаются из учреждения по достижению 18 лет? В актуальности следует указать фамилии ученых, которые ранее занимались проблемой детей сирот и оставшихся без попечения родителей. Это усилит научность статьи. Автор ставит задачу - 2) Разработать программу наставничества для Барнаульского центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей № 3 и реализовать ее. В работе не представлены ее разработка и результаты ее внедрения. В научной новизне автор отмечает, что им получены новые данные о предпочитаемых качествах наставника. В таком случае стоит отразить результаты исследования в статье. В заключении автор делает акцент на этической составляющей реализации наставничества, в то время как в основной части статье об этом речь не ведется. Для какой возрастной категории воспитанников рекомендуется наставник? Какой вид наставничества является наиболее эффективным? Из материалов представленной статьи не ясно. В результатах автор отмечает, что только собирается привлекать к работе студенческую молодежь. Но в то же время в научной новизне заявляет о разработанной и реализованной программе. В цели и научной новизне речь идет о программе, в результатах автор указывает на внедрение проекта «Наставничество - развивайся, помогай, реализуй себя». Статью следует серьезно доработать. Материал изложить логически и последовательно в соответствии поставленной целью и решаемыми задачами исследования.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх