Алтайский государственный университет
студент
Тимофеева Дарья Анатольевна, студент Алтайского государственного университета, Институт социологических наук, кафедра социальной работы; Чудова Светлана Георгиевна, кандидат социологических наук, доцент, заведующий кафедрой социальной работы, Алтайский государственный университет
УДК 37.013.42
Введение.
На сегодняшний день сиротство по-прежнему остается острой и насущной проблемой современного общества в России. Для большинства детей такой категории «домом» является специализированное учреждение, строго регламентирующее распорядок дня ребенка, организующее его деятельность, ограничивающее контакты с взрослыми и сверстниками.
В закрытом учреждении у детей складывается свой особый тип общения с взрослыми и сверстниками, который проявляется в различных конфликтных ситуациях: ситуациях запрета, столкновения интересов, замечаний взрослых, обвинений со стороны сверстников и т.п.
Новой формой сопровождения детей из детских домов выступает наставничество. Такое взаимодействие требует значительно большей включенности, ответственности и самоотдачи.
Актуальность.
Наставник оказывает помощь в построении отношений с другими индивидами, помогает в увеличении уровня социальной адаптированности. Так же, в ситуации формирования и установки длительных взаимоотношений с наставником, подросток, покидая детский дом, получает возможность на первых этапах самостоятельной жизни обратиться за помощью к более опытному взрослому. Осуществляется взаимодействие через форму неформального общения и установленную эмоциональную связь участников. Данные перечисленные факторы способствуют ускорению процесса передачи социального опыта, органичному становлению полноценной личности, ускоренному развитию иных, новых компетенций.
Важно популяризовать роль наставника среди волонтерских и благотворительных организаций; социальных сетей; сообществ выпускников школ, профессиональных образовательных организаций, вузов, детских центров помощи детям; партнерских компаний; общественных организаций; ассоциаций психологов и психотерапевтов; и т.п. Рассказывать о преимуществах роли наставника: возможностях социального и личностного роста, получения новых навыков и знаний. Форма такого взаимодействия позволит не только активировать личностный потенциал наставника, но и привнесет новые ресурсы для развития личности наставляемому.
Основная цель нашей работы– выделение ключевых характеристик, видов и форм наставничества для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в специализированных учреждениях.
Задачи:
1) Раскрыть сущность системы наставничества в работе с детьми-сиротами, этические нормы, права и обязанности наставников;
2) Разработать программу наставничества для Барнаульского центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей № 3 и реализовать её;
Научная новизна
Результаты исследования расширяют научное понимание механизмов формирования взаимодействия наставника и ребенка; получены новые данные о предпочитаемых качествах наставника. Расширилось теоретическое понимание процесса социализации и социальной адаптации ребенка в условиях проживания в учреждении интернатного типа. Практическая значимость исследования заключается в том, что полученная информация может использоваться для прогнозирования успехов социализации; коррекции эмоционального состояния воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Результаты исследования дали возможность разработать программу наставничества, которая позволит выпускникам учреждений интернатного типа успешно влиться в русло самостоятельной жизни, обрести верного друга и помощника, а для наставника – возможность самореализоваться.
Результаты.
Наставник – это человек, транслирующий на другого свои навыки и свой опыт, содействуя этим самым выявлению потенциала другой личности. Наставничество включает разные формы и виды своего проявления:
- по форме: групповое и индивидуальное;
- по длительности: краткосрочное и долгосрочное;
- по способу организации: от благотворительной организации или самостоятельно [1].
Гораздо эффективнее в общении с ребенком применять индивидуальное и долгосрочное наставничество. В данной форме организации процесса наставник со временем сближается с подопечным, между ними формируется довольно высокий уровень доверия, с помощью чего подросток может лучше открыться и
Формы индивидуального и долгосрочного наставничества с ребенком наиболее эффективны в совокупном применении. При данной организации процесса наставник последовательно сближается с ребенком, между ними складывается достаточно высокий уровень доверия, благодаря чему ребенок может больше довериться и открыть кому-то собственный душевный мир со всеми его мыслями, переживаниями и особенностями, может быть выслушанным и услышанным [1].
Среди наиболее известных конструктов наставничества, содержащих многочисленные разновидности в зависимости от обстоятельств осуществления элементов программы, выделяются несколько:
● «ученик – ученик»
● «учитель – учитель»
● «студент – ученик»
● «работодатель – ученик»
● «работодатель – студент»
Форма взаимодействия «студент-ученик» наиболее интересна для нас, потому как в качестве волонтеров мы планируем привлекать именно студенческую молодежь. Целью такой формы наставничества выступает позитивное конструирование у подростка-сироты понимания последующего шага в образовании, повышение успехов в учебе, а также выработку ресурсов для осознанного формирования личности. Студент-наставник поможет ребенку из детского дома развить навыки: коммуникации, целенаправленность, планирование, организованность [4].
Внедрение проекта «Наставничество - развивайся, помогай, реализуй себя» предполагает реализацию модели «наставничество-напарничество» (buddying). В этом случае наставника возможно представить в качестве «напарника». Студент-напарник поможет влиться в учебный процесс, задать ориентир на конкретные требования, информировать о тонкостях учебного процесса, нюансах взаимодействия с участниками учебного процесса. В buddying включена развивающая обратная связь, поддержка, которую оказывает студент-наставник на основе равенства, а также передача опыта. Характерной особенностью buddying выступает дух партнерства, равенство. От традиционного наставничества buddying различается тем, что в нем нет «старшего» и «младшего», участники процесса равноправны, совет, информация или обратная связь дается в обе стороны [2].
Одним из основных элементов деятельности наставника выступает осмысление и принятие причин, толкающих человека заниматься этим. Некоторые моменты мотивации для наставника:
• ощутить свою значимость во взаимоотношениях с ребенком;
• попрактиковаться в общении с детьми;
• приобрести шанс осуществить собственные родительские стремления;
• приглядеться к ребятам и подобрать кого-то, для того чтобы принять его затем в свою семью;
• отойти от нынешней сложной ситуации в жизни или от нелегких переживаний [3].
Заключение.
Также не стоит забывать об этической составляющей реализации наставничества, с чего это начинается и как реализовывается впоследствии. Как и в любой деятельности все начинается с обучения. Прохождение обучения позволяет участникам реалистичнее представить себе задачи волонтеров и особенности детей-сирот. Для начала необходимо пройти первичные тренинги с практическими заданиями для лучшего усвоения материала, а также пройти собеседование с психологом на предмет подготовленности. Для волонтера важно проводить частые встречи со своим подопечным, т.к. это позволяет выстроить позитивные взаимоотношения со своим подопечным. Очень важным этапом выступает построение порядка и правил удаленного общения, т.к. ребенок-сирота может нарушать границы. Правила общения по телефону и в социальных сетях волонтер может устанавливать сам. Срок наставничества должен варьироваться от 1 года минимум, т.к. для становления контакта с ребенком потребуется достаточно много времени. Регулярное обучение и супервизии необходимы для профилактики эмоционального выгорания волонтеров, своевременного разрешения трудностей, которые могут возникнуть между сторонами. Также никто не отменял правило конфиденциальности. [3].
Рецензии:
16.12.2020, 9:38 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Тема заявленной статьи является актуальной и требует дальнейшей разработки. При этом хотелось бы предложить ряд рекомендаций автору:
В актуальности автор отмечает, что ребенок покидает детский дом в подростковом возрасте. Так ли это? Или они выпускаются из учреждения по достижению 18 лет?
В актуальности следует указать фамилии ученых, которые ранее занимались проблемой детей сирот и оставшихся без попечения родителей. Это усилит научность статьи.
Автор ставит задачу - 2) Разработать программу наставничества для Барнаульского центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей № 3 и реализовать ее. В работе не представлены ее разработка и результаты ее внедрения.
В научной новизне автор отмечает, что им получены новые данные о предпочитаемых качествах наставника. В таком случае стоит отразить результаты исследования в статье.
В заключении автор делает акцент на этической составляющей реализации наставничества, в то время как в основной части статье об этом речь не ведется.
Для какой возрастной категории воспитанников рекомендуется наставник? Какой вид наставничества является наиболее эффективным? Из материалов представленной статьи не ясно.
В результатах автор отмечает, что только собирается привлекать к работе студенческую молодежь. Но в то же время в научной новизне заявляет о разработанной и реализованной программе.
В цели и научной новизне речь идет о программе, в результатах автор указывает на внедрение проекта «Наставничество - развивайся, помогай, реализуй себя».
Статью следует серьезно доработать. Материал изложить логически и последовательно в соответствии поставленной целью и решаемыми задачами исследования.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий