-
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии
студент
Научный руководитель: Уразалин Нур Бимаганович, и.о. заведующего кафедры, Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии
УДК 79
Актуальность темы обусловлена тем, что в современном мире снижается процент молодежи, задействованной в занятиях какими-либо видами спорта, отсюда же следует снижение уровня здоровья молодого поколения. Все чаще и чаще можно встретить юношу или молодую девушку, которые не то, чтобы не занимаются спортом на профессиональном уровне, они даже не поддерживают с помощью физических упражнений свое здоровье. Это является причиной большого количества студентов, освобожденных от занятий по состоянию здоровья. А молодое поколение – это наше будущее, это пласт физического потенциала страны. Перед нами достаточно важная и острая проблема молодых людей, это не только отсутствие осознания потребности в занятиях спортом, но и категоричное неприятие этого. Поэтому еще с раннего возраста следует вырабатывать мотивацию и необходимость в занятиях физической культуры. Формировать в сознание студента понятие о физической культуре, как о важнейшей составляющей не только физического, но и психического здоровья.
Цель данного исследования – определить какое влияние оказывают занятия физической культуры на студента и определить обязательность их включения в образовательный процесс.
Научная новизна заключается в том, что в процессе исследования произведен опрос среди студентов в возрасте от 17 до 23 лет в целях наиболее точного понимания какую роль занимает занятие спортом в жизни обучающихся. На основе этого опроса были сделаны соответствующие выводы, помогающие определить важность включения занятий спортом в образовательный процесс.
В основе учебно-воспитательного процесса в высшем учебном заведении лежит системный характер образования и воспитания, здесь идеально сливается профессиональная подготовка специалиста с формированием его мировоззрения, посредством физического, нравственного, эстетического и других видов воспитания.
В настоящее время в учебных заведениях складывается система воспитания, направленная на личность обучающегося, на развитие его способностей и навыков, по-другому говоря, система воспитания строится на принципах гуманизма. Любая система образования должна включать и развитие физической культуры человека. Это помогает установить баланс и взаимосвязь между всеми составляющими процесса образования.
«Физическая культура является частью общей культуры человека, которая представляет собой творческую деятельность по освоению прошлых и созданию новых ценностей, преимущественно в сфере развития, оздоровления и воспитания людей» [4 с. 148]. Выступая как обязательная учебная дисциплина, она играет огромную роль в формировании всесторонней личности, а также оптимизации физико-психологического состояния студента.
Рассмотрим основные цели и задачи физической культуры в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Выполнить это можно основываясь на правовое содержание физической культуры в РФ, а именно постановления, указы, федеральные законы и т.п.
Список задач дисциплины выделен с учетом основополагающих законодательных, программных документов, определяющих направленность и содержание занятий по физической культуре в учебных учреждениях [1], [2], [3].
Целью занятий по физической культуре студентов является осуществление физического воспитания личности и формирование способности использования средств физической культуры для поддержания и оптимизации психофизического здоровья, а также подготовки к профессиональной деятельности [5 с. 58].
Задачи курса можно выделить следующие:
Исходя из вышеперечисленного можно еще раз убедиться в важности физической культуры, как части общей и профессиональной культуры человека, а также в необходимости ее, как обязательной учебной дисциплины для всех специальностей. Физическое воспитание одной из эффективных средств воспитания сильной, моральной устойчивой, всесторонне развитой, физически подготовленной личности. А также, можно уточнить, что физическая культура, в частности спорт является действенным методом организации досуга учащихся, тем самым это может обеспечить отсутствие у молодежи увлечения опасными видами деятельности (руфинг, скайуокинг), а также отсутствие вредных привычек.
С важностью учебной дисциплины, и в целом, занятиями спортом, мы определись, теперь рассмотрим вопрос, касающийся мотивации студентов к осуществлению такого вида деятельности и участие в проводимых учебным заведением не только занятий, но и различных спортивных мероприятий.
В настоящее время ситуация складывается не совсем благоприятным образом. Об этом можно говорить, основываясь на посещаемость студентами занятий по физической культуре в учебном заведении, на количество обучающихся в составе специальной группы или вовсе освобожденных от занятий.
В целом о вовлеченности в спорт (подразумеваются любые занятия спортом вне учебной организации, кроме домашних тренировок, а также занятие внутри учебного заведения) группы юношей и молодых девушек в возрасте от 17 до 23 лет можно судить по проведенному социологическому опросу.
В рамках исследования был проведен социологический опрос обучающихся различных учебных заведений. Возраст исследуемой группы от 17 до 23 лет. Количество опрошенных составило 56 человек. Данные опроса можно наблюдать на диаграмме. (см. рисунок 1)
На основе проведенного исследования можно заметить то, что значительная часть студентов исключает любые занятия физической культурой из своей жизни. Такие данные могут негативно сказаться, как на здоровье молодых людей, так и на направленности их увлечений в отрицательную сторону, например, курение, алкоголь и т.п.
Рис.1. Диаграмма с данными социологического опроса
Для исключения негативных последствий стоит обеспечивать осуществление мер по повышению мотивации у обучающихся к занятиям спортом.
«Важным условием развития мотивации студентов выступает правильно организованный процесс физического воспитания в вузе» [6 с. 13]. В настоящее время система образования диктует свои требования к преподавателю по физической культуре: он должен правильно сформировать у студентов ориентировочно-ценностные отношения к учебной дисциплине; способность убеждения, формирования внутренней уверенности в необходимости здорового образа жизни. Выработанная преподавателем целевая установка для студентов совместно с самоорганизацией студента обеспечивает проявление мотивов к занятиям спортом.
Наумочкина Д.А. также отмечает роль повышения самооценки у студентов [6, с. 12]. Это можно обеспечить фиксированием результатов сдачи нормативов, но учитывая, что между сдачей нормативов будут осуществляться тренировки, направленные на улучшение результатов.
Также, в рамках данного исследования можно предложить ввести какие-либо поощрения, льготы, награды. Для мотивации к занятиям студентов физической культурой можно составлять план учебного курса, основываясь на интересы самих обучающихся, узнать о которых желательно непосредственно у обучающихся конкретного ВУЗа. Наличие в университетах спортивных секций может вызвать повышение процента обучающихся, привлеченных к занятиям физической культурой.
Подводя итог, следует отметить, что включение физического культуры в учебный процесс является обязательным условием для воспитания всесторонней, морально и физически здоровой личности, готовой к осуществлению профессиональной деятельности. В настоящее время было бы правильно предусмотреть учебными заведениями ряд мер, способствующих стимулированию студентов к развитию в физическом плане. Это помогло бы обеспечить нашей стране здоровое и спортивное будущее в лице молодого поколения.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий