Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №88 (декабрь) 2020
Разделы: Педагогика, Образование
Размещена 27.12.2020. Последняя правка: 28.12.2020.
Просмотров - 2314

Ключевые проблемы и направления усовершенствования имиджа преподавателей

Луговая Виктория Николаевна

к.э.н., доцент

Харьковский национальный экономический университет им. Семена Кузнеца

доцент кафедры социальной экономики

Чумак Анна Николаевна, старший преподаватель кафедры экономики предприятия и менеджмента Харьковского национального экономического университета им. Семена Кузнеца


Аннотация:
Статья посвящена исследованию современных подходов к определению сущности профессионального имиджа преподавателя, его оценке студентами и направлений совершенствования в учреждениях высшего образования. Раскрыта сущность понятия профессиональный имидж преподавателя. Рассмотрены характерные черты профессионального имиджа преподавателя. Рассмотрены подходы отечественных и зарубежных ученых к определению составляющих имиджа преподавателя. Обоснованы элементы профессионального имиджа преподавателя. Определены требования студентов к составляющим имиджа педагога с помощью анкетирования. Определены критические точки совершенствования имиджа: профессиональное мастерство преподавателя, этическое поведение и коммуникативные навыки.


Abstract:
The article is devoted to the research of modern approaches definition the essence of the lecturer’s professional image, its assessment by students and factors of its formation in higher education institutions. The essence concept of the lecturer’s professional image is revealed The characteristic features of the lecturer’s professional image are presented. The elements of the teacher's professional image are grounded. The requirements of students to the components of the teacher's image are determined using a questionnaire. The critical points for improving the image are identified: the teacher's professional skill, ethical behavior and communication skills.


Ключевые слова:
имидж; профессиональный имидж преподавателя; педагогическое мастерство; этический кодекс

Keywords:
image; professional image of the teacher; pedagogical skill; ethical code


УДК 378.12

Введение. Одним из путей повышения эффективности педагогической деятельности является формирование положительного профессионального имиджа преподавателя. Имидж является одним из инструментов психологического воздействия, поэтому интерес, который вызывает личность преподавателя является первым шагом к заинтересованности непосредственно предметом, который он преподает. Профессиональная компетентность сама по себе еще не обеспечивает успех педагогической деятельности и не создает достойную репутацию. Для этого необходимо иметь положительный профессиональный имидж, развиваться в соответствии с ожиданиями студентов, руководства, коллег и потребностей учебной среды. Сущность имиджа педагога, его роль, условия формирования требуют изучения, разработки способов его диагностики, стимулирование его усовершенствования, преобразования в полноценный фактор педагогического процесса. 

Актуальность проблемы. Проблема профессионального имиджа преподавателя не нова, однако со временем интерес к ней не угасает, а все более актуализируется в связи с обострением конкуренции как среди высших учебных заведений так и среди научно-педагогических работников. Вопросам имиджа педагогов посвящены работы А.Грейлих, Л. Донской, Ю. Дзядевич, Л. Иноземцева, Л. Кайдалова, А.Калюжного, И.Ковалевой, А. Поповой, А. Сысоевой и др. Как показал анализ научных источников, исследователи в основном акцентируют внимание на теоретических аспектах данной проблематики, недостаточно внимания уделяя оценке профессионального имиджа, а еще меньше – вопросам его соответствия ожиданиям студентов и наличия требований к имиджу преподавателя в учебных заведениях. Все вышеперечисленное свидетельствует об актуальности темы исследования и необходимость дальнейшего научного поиска в данной сфере.

Целью статьи является определение сущности профессионального имиджа преподавателя и определение направлений его формирования.

При подготовке научной статьи использовались методы теоретического обобщения, сравнения - для определения сущности и содержания понятия «имидж преподавателя»; анкетирования, статистического анализа  – для изучения и группировки эмпирических данных в процессе оценки составляющих имиджа преподавателя; метод анализа документов – для анализа программ повышения квалификации в вузах и наличия программ, посвященных имиджу преподавателя (его составляющим).

Научная новизна. В работе уточнена сущность понятия "профессиональный имидж преподавателя". Определены ключевые проблемы и направления усовершенствования имиджа преподавателей с точки зрения студентов. Предложены рекомендации по усовершенствованию имиджа преподавателя по результатам исследования.

Результаты. Как показал анализ литературных источников относительно понятия имиджа педагога, особенно его составляющих, существуют определенные различия в толковании, что требует уточнения их понимания в данной работе. Многие авторы рассматривают профессиональный имидж преподавателя, как качественную, интегральную характеристику его личности или некое интегральное качество. Такой точки зрения придерживается Л. Донская, рассматривающая имидж преподавателя высшей школы как интегральную характеристику, которая включает в себя совокупность внешних и внутренних индивидных, личностных, индивидуальных и профессиональных качеств педагога, которая способствует эффективности педагогической деятельности [3]. Разделяет эти взгляды и Л. Качалова, которая трактует имидж педагога как целостное, целенаправленное, интегральное, динамическое качество, которое обусловлено соответствием и взаимопроникновением внешних и внутренних индивидуальных и личностных качеств педагога, который должен обеспечить гармоничное взаимодействие его с собой и участниками образовательного процесса и позволяет реализовать педагогическую деятельность через формирование положительного мнения [4]. Еще один подход предполагает понимание имиджа как определенного образа социальной роли преподавателя или ролевого соответствия профессиональным требованиям. Именно так профессиональный имидж преподавателя понимает О. Попова,  определяя его как образ профессиональной роли, который конструируется самим преподавателем, воплощается в индивидуальном имидже в процессе взаимодействия со студентами, коллегами, администрацией и обществом, контролируется самим преподавателем и общественностью в соответствии с требованиями профессии [7]. На наш взгляд определение профессионального имиджа преподавателя будет более точным, если рассматривать его как образ профессиональной роли преподавателя, который формируется сознательно или неосознаваемо в результате взаимодействия личности преподавателя (совокупности его мотивов, интересов, направленности, социально-психологических черт, Я-концепции, имеющихся знаний, умений и навыков), требований профессии (необходимых для выполнения социальной роли преподавателя знаний, умений и навыков, социально-психологических качеств) и целевой аудитории (студентов, руководства, коллег, учебного заведения общества).

Если обратиться к составляющих имиджа преподавателя, то среди ученых также не единодушия. Н. Глузман отмечает, что содержательное наполнение (структура) профессионального имиджа педагога включает в себя мотивационно-ценностный, когнитивный, организационно-деятельностный и результативно-творческий компоненты [1]. Т. Мареева предлагает выделить следующие компоненты профессионального имиджа: 1) визуальный (внешний вид, невербальные средства коммуникации, предметная среда) 2) аудиальный (владение техникой и коммуникативными качествами речи, ораторским искусством) 3) профессиональный (компетентность, качество труда в целом, опыт, репутация, умение самосовершенствоваться) 4) внутренний (педагогическая направленность, психическое и психологическое, социальное и духовное здоровье, личностно-профессиональные качества педагога) [5]. Л. Митина в структуре профессионального имиджа педагога выделяет внешний, процессуальный и внутренний компоненты. Внешний – мимика, жест, тембр, сила голоса, одежда, манеры, походка. Процессуальный – профессиональная культура личности. Внутренний – психика человека, его духовный и нравственный потенциал, ценности, потребности, интересы, установки [6]. Проанализировав подходы отечественных и зарубежных ученых к определению составляющих имиджа преподавателя можем сделать вывод, что, несмотря на некоторые различия в названиях и детализации составляющих, авторы подчеркивают важность таких составляющих профессионального имиджа как внешний вид; способность к профессиональному общению с использованием вербальных и невербальных средств; профессиональную компетентность; индивидуальные социально-психологические и психофизиологические особенности. По нашему мнению, следует дополнить данный перечень такой составляющей как репутационная. Репутация часто «бежит» впереди преподавателя и формирует его образ в глазах студентов. Таким образом, исследуя профессиональный имидж преподавателя, будем ориентироваться на такие его составляющие как внешний (габитарный), репутационный, компетентностный, коммуникационный, личностный компоненты.

В целом работа по формированию имиджа состоит из таких этапов: 1) определение требований аудитории; 2) определение сильных и слабых сторон объекта; 3) формирование образа и подведение характеристик объекта под требования аудитории. Это важный момент процесса, поскольку практики советуют работать не столько над слабыми сторонами, чтобы их скрыть, сколько усиливать имеющиеся положительные моменты, так как такая стратегия признана наиболее эффективной; 4) перевод требуемых характеристик объекта в вербальную, визуальную и событийную формы, поскольку сообщение в таком виде более вероятно оцениваются аудиторией [2].

Таким образом, определение требований и ожиданий аудитории является первым и наиболее важным шагом в формировании позитивного имиджа преподавателя. 

Для оценки имиджа преподавателей студентами и определения их требований к имиджу была разработана анкета (https://docs.google.com/forms/d/1Mu5lrlN0r_HPvZIs1gkUc1zd_k59e6OBL1I5wco0eiU/edit#responses) и проведен опрос студентов высших учебных заведений в 2019 - 2020 гг.  Опросом был охвачен 671 студент из 5 вузов Харькова, из них 55,5% студенты 1-2 курсов первого (бакалаврского) уровня, 33,3% 3-4 курсов первого (бакалаврского) уровня и 11,2% студенты 1-2 курсов второго (магистерского) уровня. Результаты опроса подтверждают актуальность проблемы имиджа преподавателей высших учебных заведений. Это отмечают 61,1% опрошенных, 22,6% респондентов затруднились ответить на данный вопрос, а 16,3% опрошенных не считают данную проблему насущной. Актуальной данную проблему считают 58,8% студентов 1-2 курса первого (бакалаврского) уровня, 64,5% студентов 3-4 курса, 73,3% студентов 1-2 курсов второго (магистерского) уровня. 

Большинство студентов уверены, что имидж преподавателя может изменить их отношение к дисциплине (62,6% опрошенных). В качестве объяснения были предоставлены такие ответы: "потому что будет приятнее воспринимать материал", "потому что положительный педагогический имидж – важнейшая составляющая мастерства преподавателя, который вызывает желание студентов к обучению и результативность этого процесса", "если преподаватель сам по себе не интересен, или не понравился, предмет уже не хочется изучать", "когда у преподавателя приятный внешний вид и манера общения со студентами, на его пары приятно и интересно приходить", "потому что преподаватель может как заинтересовать и поощрить полюбить свою дисциплину, так и отбить желание изучать его предмет", "намного приятнее ходить на пары к доброжелательному преподавателя, который круто подает свой материал, который умеет разговаривать со студентами и имеющий эмоциональную стабильность" и др. Лишь 10,7% дали ответ "нет" на этот вопрос, объясняя, что "имидж не показатель. Преподаватель может одеваться, как хочет, главное, чтобы излагал информацию доступно и умел наладить контакт со студентами", "главное то, как он преподает, а не выглядит", "я учусь для себя и мне все равно, какой имидж имеет преподаватель".

При первой встрече с педагогом 89,1% студентов обращают внимание на манеру общения, 57,6% на настроение, 33,4 % – на выражение лица, 24,8% – на внешность и 21,5% – на одежду. Отдельные студенты отметили также общее впечатление, чувство юмора, отношение к студентам, манеру преподавания и готовность к занятию.

Наиболее важными характеристиками преподавателя студенты считают такие: умение общаться со студентами (95,1% респондентов), нравственные качества личности (87,4% респондентов), профессиональную компетентность (75,5%), психологическую выдержку, эмоциональную стабильность (58,8 %). Наименее важными характеристиками являются внешний вид (25% выборов) и выразительность мимики и жестов, умение руководить ими (23,8%). 

Также были определены отрицательные особенности личности преподавателя по мнению студентов. Среди наиболее неприемлемых особенностей личности преподавателя 79,8% студентов выбрали неумение обучать и оказывать педагогическую помощь, 75,8% – отрицательные нравственные качества (предвзятость, несправедливость, несоблюдение этических норм), 72,2% – несдержанность, эмоциональную нестабильность, 57,9 % – недостаточную компетентность.

Положительным моментом является беспристрастность студентов в отношении физических недостатков и внешней непривлекательности преподавателей. Кроме этого, как показал анализ результатов опроса, студенты достаточно толерантны в вопросах возраста, пола и статуса преподавателей. Относительно одежды преподавателя 65% студентов разделяют мнение, что она не имеет значения, 24,8% считают это важным. Большинство опрошенных (76%) отмечают, что одежда преподавателя должна быть опрятной; 6,6% респондентов хотели бы, чтобы одежда была делового стиля; 12% считают, что преподаватель должен иметь свой индивидуальный стиль одежды, а 3,5% выбрали ответ "быть модно одетым".
Большинство опрошенных студентов (65%) считают, что среди их преподавателей есть такие, которым бы следовало больше внимания уделять своему имиджу. При этом 57,3% отмечают необходимость развития коммуникационной составляющей, 44,8% – компетентностной; 44,6% – репутационной и 23,9% габитарной составляющей.

Важным условием формирования позитивного имиджа преподавателя является не только осознание им необходимости изменений, но и наличие условий для развития и саморазвития. Эффективным инструментом решения проблемы формирования позитивного имиджа преподавателя может стать повышение квалификации, а именно обучение по программе повышения квалификации; стажировка; участие в семинарах, практикумах, тренингах, вебинарах, мастер-классах и тому подобное. К сожалению, проведенный анализ образовательных программ повышения квалификации научно-педагогических и педагогических работников на сайтах высших учебных заведений показал, что тематика спецкурсов в большинстве случаев посвящена таким проблемам как развитие профессионального мастерства научно-педагогических и педагогических работников, внедрение инновационных технологий обучения взрослых, приобретение практических навыков и компетенций внедрения и использования информационных систем в образовательный процесс, знакомство с программно-аппаратным обеспечением, информационно-образовательной средой дистанционного образования, основы научных исследований и тому подобное. Не было обнаружено ни одной темы так или иначе связанной с имиджем педагога. В нескольких вузах предлагаются программы развития коммуникативной компетентности научно-педагогических работников высших учебных заведений, однако их более детальное изучение показало, что они направлены на развитие иноязычной коммуникативной компетентности. Эта проблема требует немедленного разрешения. Естественно педагоги проявляют интерес к овладению новыми педагогическими технологиями, интерактивными методами обучения и тому подобное. Однако опрос преподавателей показал необходимость внедрения таких программ как: "Коммуникативная компетентность преподавателя", "Ораторское искусство", "Педагогическое мастерство преподавателя", "Работа с конфликтами в профессиональной среде" и др.

Выводы. Как показал проведенный анализ, проблема имиджа преподавателя высшего учебного заведения актуальна сегодня и волнует как студентов так и преподавателей. Наибольшее влияние на студентов оказывает коммуникативная составляющие имиджа. К сожалению именно она является и наименее развитой.

Для решения этой проблемы рекомендуется: 

формально закрепить требования ко всем составляющим профессиональной компетентности преподавателей в Кодексах деловой этики высших учебных заведений;

разрабатывать и внедрять программы повышения квалификации, направленные на развитие и повышение уровня коммуникативной компетентности, профессионального мастерства педагогов;

проводить тренинги, интерактивные занятия, семинары, направленные на развитие навыков эмоциональной саморегуляции, усовершенствование навыков вербальной и невербальной коммуникации и т.д.

В целом развитие профессионального имиджа педагога должно осуществляться по двум направлениям:

1) действия самих преподавателей по развитию своего имиджа (саморазвитие);

2) наличие требований и создание условий для развития профессионального имиджа преподавателей в высшем учебном заведении.

Дальнейшие исследования авторов будут посвящены разработке тренинга "Коммуникативная компетентность преподавателя вуза" в рамках повышения квалификации педагогических работников Харьковского национального экономического университета имени Семена Кузнеца.

Библиографический список:

1. Глузман Н. А. Формирование профессионального имиджа социального педагога // Образование и наука. – 2017. – Т. 19.– № 9. – С. 52-69.
2. Грейліх О. Психологія формування іміджу викладача вищого начального закладу // Гуманітарній вісник. – 2007. – № 19. – С.14–21.
3. Донская Л. Ю. Психологические условия формирования имиджа преподавателя высшей школы: дисс. … канд. психол. наук: спец. : 19.00.07 "Педагогическая психология". – Ставрополь,2004. – 212 с.
4. Качалова Л. П. Воспитание педагогического имиджа будущего
учителя: теория и технология. - Шадринск: ШГПИ, 2008. - 71 с.
5. Марєєва Т. В. Професійний імідж вихователя дошкільного навчального закладу та його структура / Т.В. Марєєва // Практическое значение современных научных исследований: международная научно-практическая интернет-конференция. (13 - 20 Июня 2017 г.). – Режим доступа : https://www.sworld.com.ua/konferua6/70.pdf
6. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. – Москва : Флинта, 1998. – 200 с.
7.Попова О.И. Имидж преподавателя вуза: проблема самореализации в образовательном взаимодействии// Педагогическое образование в России. – 2011. – №4. – С. 224–232.




Рецензии:

27.12.2020, 20:17 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Тема статьи актуальна. Представленная статья носит научный характер, материал имеет ярко выраженную авторскую линию. Статья хорошо структурирована, выводы обоснованы, литературы соответствует заявленной тематике. Цель, заявленная в статье, достигнута. Материал содержит результаты исследования, что повышает научный уровень и значимость статьи. Несмотря на положительные стороны представленной статьи, стоит обратить внимание автора на следующее: - Список литературы должен быть выстроен по алфавиту (см. требования). - Автор статьи использует понятия "профессиональный имидж" и "педагогический имидж" как синонимы. Правомерно ли это? Обоснуйте. - В научной новизне автор заявляет о разработке рекомендации, которые следовали бы отразить в содержании статьи. После доработки статья рекомендуется к публикации.

28.12.2020 23:23 Ответ на рецензию автора Луговая Виктория Николаевна:
Уважаемая, Ирина Владимировна, спасибо за рецензию.Исправления в статью внесла. Единственное, понятия "педагогический имидж" и "профессиональный имидж" мы не рассматриваем, как синонимы, в статье приведен ответ на открытый вопрос анкеты, где респондент использует этот термин.

28.12.2020, 23:09 Олевский Виктор Аронович
Рецензия: Почти полностью согласен с рецензией И.В.Кольцовой, кроме того, что у Вас, на мой взгляд, абсолютно 2 одинаковых по значению словосочетания:"педагогический имидж"; "профессиональный имидж преподавателя". Оставьте 2-й, он более точный. А так, как есть - очень заумно путано.Так псевдо "учёные педагоги" делают что хотят, а у Вас хорошая статья на педагогическую тему, заслуживающая публикации, что сейчас большая редкость.
28.12.2020 23:23 Ответ на рецензию автора Луговая Виктория Николаевна:
Виктор Аронович, спасибо за рецензию. Исправления внесла.



Комментарии пользователей:

7.01.2021, 20:57 Олевский Виктор Аронович
Отзыв: Статья доработана, заслуживает публикакции.


Оставить комментарий


 
 

Вверх