Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №94 (июнь) 2021
Разделы: Менеджмент
Размещена 29.04.2021. Последняя правка: 29.04.2021.
Просмотров - 1340

Особенности государственного управления в государстве с президентской формой правления

Полоумов Антон Валерьевич

Тольяттинский государственный университет

студент,

Вавилов Дмитрий Леонидович, кандидат экономических наук, доцент, Тольяттинский государственный университет


Аннотация:
В данной статье рассмотрены особенности президентской формы правления в США и Бразилии, также проведен анализ по ключевым законам, связанным с президентскими обязанностями и их выборами.


Abstract:
This article examines the features of the presidential form of government in the United States and Brazil, and also analyzes the key laws related to presidential duties and their elections.


Ключевые слова:
президентская республика; форма управления; выборы президента

Keywords:
presidential republic; form of management; presidential elections


УДК 35

Цель данной статьи – рассмотреть особенности президентской формы правления.

Задачи:

  1. Выделить основные характеристики президентской формы правления.
  2. Проанализировать президентскую форму правления в США.
  3. Провести сравнительный анализ двух государств с президентской формой правления на примере Бразилии и США.
  4. Обобщить ключевые законы, связанные с президентскими обязанностями.

Методология: в данной статье используется сравнительный и правовой методы исследования..

Научная новизна: основной ценностью статьи является то, что в ней отражены ключевые недостатки президентской республики.

Основная часть

Президентская форма управления – это одна из современных форм государственного правления, которая на равных правах с парламентаризмом объединяет в руках президента одновременно права главы государства и главы правительства [2].

Основными достоинствами президентской формы правления являются:

     1. Наказание или вознаграждение президента за его проводимую политику, именно поэтому это увеличивает ответственность президента перед избирателями;

     2. Обеспечение большой эффективности в управление особенно в период кризиса;

     3.Повышение законности политической системы;

     4. Удерживание амбиций парламенты, что в свою очередь приводит к улучшению демократии.

Наряду с достоинствами у президентской формы правления есть и свои недостатки, такие как:

     1. Двойная демократическая легитимность.

     2. Отсутствие гибкости сроков правления.

     3. Поощрение политических аутсайдеров.

     4. Мажоритарный характер.

Основные черты президентской республики:

     1. Более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства;

     2. Внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;

     3. Ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом.

Президент, который избирается населением, одновременно является и главой исполнительной власти. В президентской республике у президента больше самостоятельности и независимости в своих действиях от парламента в отличие от парламентских республик, но в президентской республике есть и большая вероятность появления авторитарного режима, а именно диктатуры, и чтобы этого не происходило, есть сложная система на базе принципов – сдержек и противовесов. Отсутствие ответственности исполнительной власти за свою проводимую политику перед парламентом является главным признаком для президентской формы правления. Поэтому в данной форме правления президент может принадлежать к одной партии, а большинство парламента к другой, и это означает, что им необходимо будет сотрудничать друг с другом.

Конечно же, в переходный период развития государства президентская республика будет весьма эффективна. Так в случае необходимости  экстренного или оперативного принятия решений президентская республика будет являться безальтернативной. Но в случае стабильного периода развития государства президентская форма правления может нести и скрытые угрозы для демократии.

Что касается посткоммунистических стран, у них есть возможность оценить историю и перенять ценный опыт, который им необходимо учесть при переходе президентской формы управления, чтобы в дальнейшем на первых этапах не возникало авторитарных тенденций в управлении страной, в силу неразвитости политических демократических институтов, именно эта проблема стала причиной развития такого явления как сверхпрезидентства.

Истоки возникновения и многолетний опыт, которые помогают избегать сверхпрезидентства, лежат именно в США. Как известно, на первом этапе становления американской государственности законодательная и исполнительная власть были сосредоточены в одном представительном органе – Континентальном конгрессе [2]. Конгресс выбирал своего президента, у которого были ограничения в председательстве. «Так в 1787 году в Филадельфии при принятии Конституции США» [3] был сделан непростой, но исторический выбор между республикой и монархией.  В силу того, что большинство американцев только освободились от британской монархии, были против того, чтобы создать у себя монарха, хоть и с ограниченными полномочиями. Но принцип «одного лица государства» победило, и отцы-основатели США решили, что вся власть должна находиться в руках одного, и тогда он стал называться президентом США. Тогда же там и образовался институт президентства. Пост президента является одним из ключевых элементов президентской республики.

Исполнительный аппарат президента США составляет более 1700 человек, который представляет собой мощную единицу и состоит из чиновников, которые, в свою очередь, входят в состав подчиненных президента США. Создание аппарата происходит на основании распоряжений президента, у которого есть свои советники в управлении.

Аппарат президента состоит из трех градаций должностей:

  • старшие (помощники президента),
  • заместители помощников президента,
  • младшие, которые служат заместителям помощников.

Так как президент совмещает в себе две функции главы государства и главы исполнительной власти, в президентской республике нет каких-либо сдержек и противовесов в отношениях правительства и президента. Поэтому президент имеет право смещать министров и других должностных лиц с должности, и в таких случаях от него не требуется каких-либо обоснований, так как президент имеет право не работать с теми, с кем он этого делать не хочет. В ряде исключений бывает назначение министров из своих партийных лидеров [5].

Все официальные заседания проходят под руководством президента, а роль министров в данном случае несет чисто совещательный характер. С учетом жесткого разделения исполнительных и законодательных ветвей политика президентской республики носит большую часть авторитарного режима, что может также и нести негативные последствия для страны. Тем более, что США является страной, которая показывает всю суть президентского начала и дает пример для других государств. Следовательно, президент США в первую очередь должен быть отличным мотиватором, который показывает не только своим гражданам, каким нужно быть президентом, но и президентам других стран, которые приняли президентскую форму правления.

Стимулирование сотрудников и подчиненных, которые проходят жесткие отборы и на которых возлагаются огромные полномочия, также рассматривает президент США. Его категоричность и требовательность гораздо выше, что в последующем влияет на работу всей исполнительной власти в целом, но и к самому президенту имеются ряд требований и полномочий, которые на него налагаются. Для этого были созданы и разработаны ряд нормативно-правовых актов, которые прописаны «в Конституции США» [6]. Они описывают всю деятельность президентской формы правления. Если проанализировать список нормативно-правовых актов, то в них отмечается, что президентом не может стать тот, кто не является гражданином Соединенных Штатов с самого рождения, поэтому и существуют разные трактовки – гражданство по рождению. Самой распространенной является: президентом США может быть только человек, который родился в этой стране. Такая трактовка существенно ограничивает права той категории граждан, которые по разным  причинам не родились в этой стране, однако они  всю жизнь в ней прожили, и многие из них  являются  активными политическими деятелями.

Рассмотрим такой случай, когда человек родился не в США, так как его родители были военными или дипломатами и несли свою службу за рубежом. Так в 2008 году кандидат в Президенты Джон Маккейн тоже едва не попал под антидемократическую формулировку, так как он родился «близи Панамского канала на военной базе». Американский юрист Лео Донофрио воспользовался неоднозначностью трактовки «гражданство по рождению» и подал в суд США судебный иск, в котором он поставил под сомнение право кандидата Барака Обамы занять пост президента США. Донофрио считал, что «гражданином по рождению» является только тот гражданин, который не только родился в США, но также у которого родители не являются иностранцами, так как у Барака Обамы отец был гражданином Кении. Поэтому был понятен отказ американской избирательной системы от одного из наиважнейших демократических избирательных принципов прямого голосования. Население голосует за избрание выборщиков из списка кандидатов в президенты. На этом этапе хотелось бы обратить внимание на ограничение для кандидатов в выборщики, которое не является демократическим. В нем говорится, что выборщиком не может быть человек, который учувствовал в мятежах или восстаниях против Соединенных Штатов, а также тот, кто всячески помогал или поддерживал врагов США. Это ущемление, дает судам шанс относительно вольно трактовать категорию «помощь врагам США» [10], что, так или иначе, граничит с антидемократической возможностью отстранения избранного народом выборщика, для того чтобы угодить преимущественным в стране политическим партиям и позициям. Выборщики анализировались изначально, как свободные агенты, которые  не имеют отношения к  мнению своих избирателей, но и сейчас бывают такие случаи, когда, несмотря на то, что их избирали по партийным спискам, выборщики могут проголосовать за кандидата из конкурирующей партии. Алгоритм народного избрания выборщиков, заведомо, не закреплен законодательно, что по теории не исключает их избрание даже законодательными органами. В 48 штатах есть такая система как «победитель получает всё» [8]. Это означает, что весь список выборщиков присоединяется кандидату, который получил большинство голосов, не зависимо от того какой отрыв между этими кандидатами.  Ни присутствие и 99% явка, ни огромные расходы на выборы не могут гарантировать народу, в его демократическом праве, свободно выражать свою избирательную волю. Таким образом, можно сказать, что в условия Президентской формы управления и  в действующей американской правовой действительности такие понятия как «выборы», «демократия», «права человека» становятся лишь идеологическими высказываниями, предназначенными только для внешнего использования. Поэтому не безупречность выборов в президенты и тем самым не безупречная президентская форма управления получает одну из самых главных проблем – это проблема демократизации избирательного законодательства США. И это уже проблема не только Вашингтона и граждан США. Это проблема всего международно-правового сообщества. Ни один фактор управления страной не важно президентская или парламентская форма управления не должны останавливать демократическую и международную трансформацию гуманитарного права. Любые попытки выведения национального избирательного права за пределы международно-правовой являются недопустимыми. И такие упущения в нормативно правовых актах США делают систему Президентской формы управления не совершенной, а наоборот лишь выводит все подводные камни.

Еще одной из стран с президентской формой правления является Бразилия. Бразилия состоит из 26 штатов, федеральных округов и муниципалитетов. На территории государства была принята в 1988 году «Конституция», которая является действующей на данный момент. Система разделения властей имеет общие черты с  США, однако права Президента в Бразилии намного шире, и они имеют демократический политический режим. Двухпалатный национальный конгресс является наивысшим законодательным органом. Национальный конгресс состоит из Палаты депутатов и Федерального сената, которые выбираются путем тайного и прямого голосования и их численность более 513 человек, и выбираются они на 4 года с помощью пропорциональной системе. Палата депутатов в Бразилии является органом общенационального представительства. Президент выбирается на срок 4 года без прав на переизбрание [9]. В одно время с президентом выбирается и Вице-президент. На основе принципов федерального Основного закона в каждом штате Бразилии своя конституция. Каждый штат имеет свою судебную систему, которая действует на основе принципов установленных в Конституции. Согласно ст. 76 Конституции Бразилии [10] вся исполнительная власть выполняется Президентом республики. Также Президент наделен широкими полномочиями, которые согласно ст. 84 Конституции [10] относятся к исключительным.

Президент Бразилии может единолично принимать решения по назначению и смещению государственных министров.  С помощью министров у него высшее руководство федеральной администрацией в соответствии с законом.

Президент республики абсолютно не является сторонним наблюдателем за законодательной деятельностью парламента. Он является инициатором может требовать немедленного внесения поправок. Поэтому сравнивая модель Бразильской и Американской формы управления взаимоотношения исполнительной и законодательной властей, Президент Бразилии обладает правом на равных  с парламентариями вносить изменения в законопроекты, причем в некоторых моментах и сферах государственной жизни это несёт  исключительный характер.

Каждый год в течение шестидесяти дней после открытия законодательной сессии Президент Бразилии представляет Национальному конгрессу отчет о произведенных в предыдущий период расходах.

Также президент Бразилии имеет право издавать акты о временных мерах, имеющих силу закона; он имеет право издавать декреты о введении состояния защиты и исполнять их.

Президент республики избирается путем прямых выборов сроком на четыре года, в 1997 г. было отменено запрещение переизбираться вновь, причем не было установлено никаких ограничений в отношении того сколько раз можно переизбираться.

Первый этап выборов проводится в первое воскресенье октября в год окончания срока правления действующего Президента, второй этап проводится только в случае необходимости в последнее воскресенье октября. В случае, если нет кандидатов с абсолютным большинством голосов, то повторные выборы проводятся не более чем через 20 дней после объявления результатов.

В статье 84 Конституции Бразилии [10] расписываются все полномочия Президента, в которые входят управление республикой, назначение и смещение министров, весь законодательный процесс и работа с Национальным конгрессом, объявление военного положения, награждение орденами и медалями, ведение переговоров, заключение договоров и все предписания и разделы, которые есть в действующей Конституции.

Таким образом, сравнивая два государства с одинаковой формой управления, а также их нормативно-правовые акты можно сделать вывод о том, что президентская республика не совершенна и чаще всего это приводит к власти одного лица и к диктаторскому режиму, который в дальнейшем провоцирует конфликты внутри государства за счет ущемление прав демократического государства. Полномочия президента Бразилии гораздо шире, чем в США и тем самым это точно также имеет свои негативные стороны такие как, например диктатура. Но и сама президентская форма управления  США не идеальна и имеет ряд негативных последствий, которые тем самым могут привести к разрушению демократического строя в стране. И не смотря на то, что США является основателем президентской республики их система и форма управления не совершенна и это сказывается и тем, что власть одного не всегда может выступать как правильное решение. Ведь власть в руках одного с наделенными ему полномочиями может перерасти в авторитарный режим или режим власть одного. Что касается выстроенной структуры в президентские республики, то за все годы своего существования она приобрела четкие границы и обязанности каждого звена, где ключевую и мотивирующую роль играем сам президент. Президент же так же устанавливает и назначает контрольные органы, которые несут исполнение контроля за всей деятельностью на территории страны.

Библиографический список:

1. Введение в правовую систему США / Боботов С.В., Жигачев И.Ю. - М.: Норма, 1997. - 333 c.
2. Государствоведение : Учебник / В. Е. Чиркин. - 2., испр. и доп. - М. : Юристъ, 2000. - 382 с.
3. Соединенные Штаты на пути к консолидации. Политическая борьба в Континентальном Конгрессе, 1781-1788 / М. А. Филимонова; Российская акад. наук, Ин-т всеобщ. истории. - Москва : ИВИ РАН, 2007. - 278 с.
4. Конституция зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Испания, Швейцария, Европ. союз, Соедин. Штаты Америки, Япония, Бразилия: Учеб. пособие / Сост. В. В. Маклаков. - 3. изд., перераб. и доп. - М.: БЕК, 2000. - XXIII, [1]. - 564 с.
5. Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII-XIX вв. Англия, США, Франция, Италия, Германия [Текст]: Сборник документов / Под ред. [и с предисл.] проф. П. Н. Галанзы. - Москва : Госюриздат, 1957. - 587 с.
6. Конституция США: История и современность / Мишин А.А., Язьков Е.Ф. М.: Юридическая литература, 1988. - 320 с.
7. Принцип разделения властей в государственной системе США (по Конституции США 1789 года) // Правовая система России: история и современность (опыт правового регулирования). Материалы 47 научно-методической конференции преподавателей и студентов "Университетская наука - региону". - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. – 271 с.
8. ТАСС. - 20.02.2020
9. ТАСС. - 5.10.2018
10. Уголовное право США = Criminal law of the USA: успехи и проблемы реформирования / И. Д. Козочкин. - Санкт-Петербург: Изд-во Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2007. - 476 с.




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх