Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №102 (февраль) 2022
Разделы: Педагогика
Размещена 19.02.2022.
Просмотров - 842

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР В УПОРЯДОЧИВАНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Карцева Галина Александровна

д-р филос. наук, профессор

ТГМПИ им. С.В. Рахманинова

заведующая кафедрой музыкальной педагогики и художественного образования

Аннотация:
Настоящая статья рассматривает влияние кукольного театра на эмоциональную сферу детей младшего школьного возраста, тесно связанную с формированием личности ребёнка, его картиной мира. Эмоциональная чувствительность детей очень подвижна, что делает их уязвимыми. Кукольный театр предоставляет широкие возможности с помощью близкого детям мира сказки, игры, театрализации через общение с искусством, познание литературной основы произведения, участие в процессе подготовки спектакля, изготовления кукол и реквизита, исполнения ролей развить множество навыков, способствующих социальной адаптации и эмоциональной саморегуляции ребёнка.


Abstract:
This article examines the influence of puppet theater on the emotional sphere of children of primary school age, which is closely related to the formation of the child's personality, his worldview. The emotional sensitivity of children is very mobile, which makes them vulnerable. The puppet theater provides ample opportunities with the help of the world of fairy tales, games, theatricalization close to children through communication with art, knowledge of the literary basis of the work, participation in the process of preparing the performance, making puppets and props, playing roles to develop many skills that contribute to social adaptation and emotional self-regulation of the child.


Ключевые слова:
младший школьный возраст; кукольный театр; эмоциональная сфера ребёнка

Keywords:
primary school age; puppet theater; the emotional sphere of the child


УДК 371.8

Введение.

В современных условиях сильное воздействие на ребёнка оказывает обилие информации как положительной, так и отрицательной, с которой он не справляется в силу своего возраста. А отсутствие разрядки или невозможность перенаправить свои эмоции в положительное русло приводят зачастую к агрессивному и грубому поведению. Скорректировать эмоции ребёнка может кукольный театр. Благодаря его многогранности, ребёнок начинает знакомиться с особенностями художественного преобразования действительности. Помимо театральных законов, спектакль погружает ребёнка в мир литературный, художественный, музыкальный [8, с. 15]. Использование классических произведений в постановках кукольного театра воспитывает нравственность, развивает эмоциональную отзывчивость и благотворно влияет на интеллект, погружая ребёнка всё больше в мир искусства.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что значение кукольного театра в деле воспитания и обучения детей младшего школьного возраста недостаточно оценивается. Вместе с тем оно очень велико, так как существенное место в их жизни продолжает занимать игра, особенно театрализованная.

Цель статьи — привлечь внимание к недостаточно раскрытым возможностям кукольного театра в упорядочивании эмоционального состояния детей младшего школьного возраста.

Задачи:

– рассмотреть психологические особенности детей младшего школьного возраста, причины нарушения их эмоционального равновесия;

– выделить характерные черты кукольного театра;

– выявить качественные свойства кукольного театра, положительно воздействующие на эмоциональное состояние детей;

– наметить основные этапы работы с детьми по созданию кукольного спектакля.

Научная новизна подтверждается недостаточной разработанностью данной проблемы. Как свидетельствуют специальные исследования Л.И. Божовича, Л.С. Выготского, А.В. Запорожеца, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др., психическое развитие ребёнка определяется его эмоциональным благополучием. Но, как оказалось, среди характерных эмоций, которые испытывают дети в раннем возрасте, порой на первый план выходят и отрицательные, негативно влияющие как на общие состояние ребёнка, так и на его учебную деятельность. В театральной педагогике и методике организации культурно-досуговой деятельности С.В. Гиппиус, А.П. Ершова, А.Я. Михайлова, Л.П. Новицкая рассматривали психологическое состояние детей с точки зрения эмоциональной отзывчивости на произведение искусства. Положительное воздействие кукольного театра и возможности участия детей в процессе создания и исполнения ролей в спектакле не исследованы. Отсутствие единого подхода указывает на то, что тема требует дальнейшей доработки и систематизации.

Основная часть.

По определению Л.С. Выготского младший школьный возраст длится от 8 до 12 лет, а по Д.Б. Эльконину — с 7 до 11 лет. В этом возрасте детям свойственны:

  • Повышенная восприимчивость.
  • Впечатлительность.
  • Доверие и подчинение авторитету.
  • Наивность во взгляде на многие возникающие ситуации [1, 10].

Детская непосредственность младших школьников исключительна, и вышеперечисленные особенности этого возраста раскрываются со своей положительной стороны, что и придаёт ему своеобразное очарование. К ребёнку приходит осознание себя как личности, усиливается стремление к совершенству. Это проявляется во всех сферах жизни, особенно в общении со сверстниками. Формируются группы по разным видам активности, занятиям. Вначале дети стараются соблюдать нормы данной группы, исходя из их правил и законов. Но со временем у них возникает стремление к лидерству. И хоть интенсивно идёт общение, дружественные связи ослабевают.

При попытках творить обнаруживается большое многообразие в проявлении воображения. Пока одни за реализм, другие уходят с головой в фантастические образы. Зачастую эта активность находится в основе формирования качеств, становящиеся индивидуальными у каждого ребёнка [2].

Приход в школу — важный этап в изменении социальной роли ребёнка. Он — уже общественная личность, с обязанностями, значимыми именно в социальном смысле, выполнение которых будет оцениваться обществом. В младшем школьном возрасте складывается новый вид взаимоотношений. Взрослый понемногу теряет свой авторитет, и всё больше проигрывает сверстникам детей, которые делают роль ребёнка в жизни детского сообщества более существенной [1].

В младшем школьном возрасте учёба становится ведущей деятельностью. Она является активатором значимых для сознания детей изменений. В ходе учебной деятельности формируются новообразования в психике, показывающие достижения в развитии [5]. Но со временем снижается интерес к учёбе, что связано с потерей мотивации. Это можно предотвратить, превращая повседневные обязанности ребёнка в нечто личное, важное именно для него. В этом возрасте главная трудность учебной деятельности заключается в раскрытии существенного и главного в пересказе заданного текста. Легче детям даётся подробный пересказ, нежели его сокращённый вариант. Они ещё не умеют отделить основное от излишних деталей.

Как выявили А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и А.А. Смирнов, причины неуспеваемости в школе бывают [4, 3]:

  • Объективные (объём знаний, несовершенные методы обучения и т. п.);
  • Субъективные (определяются индивидуальными особенностями детей).

Н.И. Мурачковский [6] дополнительно выделил причину неуспеваемости — ещё не сложившиеся отношения с учителем и страх неудачи, боязнь плохой отметки.

Неспособность преодоления этих трудностей приводят порой к нежеланию полностью включаться в мыслительный процесс. Начинается поиск «обходных путей», используются разнообразные уловки и другие приёмы в выполнении заданий. Основная проблема — в непонимании текста: ребёнок лишь механически заучивает его. Важные детали в освоении материала могут быть упущены только лишь из-за отвлечения внимания. Непроизвольное внимание у детей младшего школьного возраста развито больше всего. Перехватить их внимание может что-либо непредсказуемое, интригующее, причём ребёнок не будет прилагать к этому никаких усилий, внимание переключится само собой. Непроизвольное внимание приводит к невыполнению заданий в срок, изменению или потере темпа и ритма в деятельности, к пропуску букв, а то и целых предложений [7].

Ориентиром действий ребёнка во многом становится боязнь изменения мнения о нём окружающих. И чем больше ребёнок размышляет над этим, тем глубже начинает прятать свои эмоции. Поэтому по внешнему виду не всегда можно понять о его переживаниях. Отсюда и вытекают эмоциональные всплески в виде капризов и своенравия, нарушения психического равновесия, перепады настроения, потеря воли. Младший школьный возраст — это период повышенной эмоциональности. Частично у ребёнка уже получается контролировать и осознавать такие эмоциональные состояния, как гнев, волнение и т.п. Параллельно развиваются волевые качества: настойчивость, выдержка, умение подчиняться распорядку. Утомление от смены режима дня, от напряжённой умственной деятельности, от новых внесемейных отношений порой приводит к тому, что младшие школьники в общешкольной ситуации чувствуют себя беспомощными. Несмотря на подготовку, к начальной школе ребёнок адаптируется не сразу и испытывает стресс. Резкое изменение в поведении, несвойственная ребёнку возбуждённость или подавленность является реакцией на это состояние. Также возможны расстройства памяти. Он вполне может не узнать учителя, перепутать этажи, забыть месторасположения своей парты.

Кукольный театр всегда привлекал к себе повышенный интерес юного зрителя. Он очаровывает своими тайнами и красочными декорациями, сюжетом и музыкой, сказочными куклами. Диалог с куклами и реакция детей на происходящее показывают, как глубоко они сопереживают действию.

Зародившись в древности как способ привлечения внимания богов, кукольный театр стал довольно популярным и востребованным в современном мире видом искусства. Во времена его зарождения кукол делали разных размеров и из различных подручных материалов (глины, дерева), наряжали их, придумывали разного рода ухищрения, вроде двигающихся рук, моргания или оскала, кивания или поворота головы. Мастерами изготавливались носилки или колесницы для более зрелищного шествия. Со временем эти представления становились всё больше похожими на знакомый театр, где главными героями вместо людей стали куклы. В кукольных спектаклях раскрывали и тайну первородного греха, и затрагивали глубокие темы нравственности или просто высмеивали порочных правителей и алчных служителей церкви. Простой народ мог на время забыть свои страдания и почувствовать моральное удовлетворение, изобличая сильных мира сего.

В современных театрах используют, в основном, три вида кукол. Одни приводятся в движение нитками. Ими управляют кукловоды, стоя позади сцены выше её уровня, держа устройство вагу, состоящее из пересекающих друг друга палок (обычно двух или трёх) с прикреплёнными к ним нитками. Концы этих ниток соединяются с куклой (голова, спина, руки, ноги). Количество нитей — от 10 до 40. Так куклу можно приводить в движение. Она может делать поклоны, ходить, совершать кувырки. В обиходе название этих кукол — марионетки, но правильней их называть куклами на нитках [8, с. 35]. Другой вид — куклы на руке, они надеваются на всю руку как перчатки. Голова — на указательном пальце, руки куклы — это большой и средний палец. В народе их зовут не своим именем «Петрушка». Правильно же их называть перчаточными. Куклы на тростях — третий вид. Управляют ими непосредственно актёры, стоящие за ширмой. Крепятся они на палку, которая пронизывает всю куклу. Скрывают от зрителей палку под одеждами куклы [8].

Кукольный театр, как правило, основан на показах знаменитых сказок. Без сказаний, сказок и былин не может быть полным развитие ребёнка. Формируя в процессе знакомства с миром театрального искусства нравственность, нормы поведения в обществе, следование законам этого общества, кукольный театр несёт в себе сильную воспитательную функцию [8, с. 75]. Куклы, представляющие разные по характеру роли, смогут помочь разобраться ребёнку в вопросе выбора верной модели поведения. Он сможет узнать отличие плохого от хорошего, как разрушает дружбу ложь и помогает правда, как важно быть смелым и как отвратительно выглядит трусость, что спокойствие — удел мудрых, а раздражительность — глупцов.

Мечта детей о встрече с чудом превращения куклы в живой объект осуществляется в кукольном театре. Такие эмоции не способны вызвать домашние куклы и прочие игрушки, ограниченные в движении. В оживании театральной куклы таится нечто загадочное, неуловимое. Ребёнок готов слепо верить в магию. Волшебство театра обеспечивает еще и соответствующая обстановка: сцена, полумрак, игра теней на кулисах, благодаря которой каждый уголок сцены словно наполняется невидимыми, но, благодаря игре воображения, дающими о себе знать обитателями.

Мало детей, которые бы не любили кукольные спектакли. Но их привлекает не только роль зрителя. Желание попробовать себя в роли режиссёра, сценографа, кукловода тоже велико. Такой эксперимент можно осуществить во внеклассной работе в школе или в учреждении дополнительного образования детей. Участвуя в процессе создания кукольного спектакля, ребёнок перенимает правила жизни взрослого человека. Он должен быть в ответе за своего персонажа, осуществлять совокупность действий, связанных с подбором музыкального материала, обсуждением сценария и костюмов, планировать свой день с учётом репетиций, не забывая также и об учёбе. Так постепенно и ненавязчиво воспитываются в нём чувство ответственности, а это уже залог самостоятельности в будущем.

Участие в спектакле положительно влияет на правильный настрой эмоциональной сферы; развивается мимика, пантомимика; от ощущения задействования в чём-то масштабном повышается самооценка. С помощью сказки ребёнок учится оценивать людей по поступкам, сталкивается с этическими сторонами этих поступков, расширяет свою память. Он открывает в себе чувство сострадания, понимание переживания другого человека, а это ведёт к его успешной социализации. Речь становиться более выраженной, лучше поставлен голос, мелкие проблемы в плане произношения пропадают. Формируя функцию речи, ребёнок стремится овладеть различными сценическими формами — монолог и диалог, изучить грамматику и пополнить свой лексикон. Дети учатся применять различные интонации, которые подошли бы определённому герою, учитывая его характер, пристрастия, пол. Зависимость куклы от ребёнка позволяет ему создать собственный, неповторимый мир, являющийся, в зависимости от предпочтений самого ребёнка, слегка деформированным миром взрослого человека [9]. В создании этого мира и происходят важные процессы. Главным образом, это, безусловно, подражание взрослому авторитету. Неоднократное повторение всевозможных фраз, пересказ многообразных ситуаций и шуток делается с целью вызвать различную реакцию у окружающих. Противоположный этому, но внутренне крайне связанный с ним, процесс — это создание своего нового мира. Вот тут и начинается творчество. Толчок к независимому творчеству даёт сюжет спектакля. Пробуждая тягу к созданию и проживанию различных образов, театр кукол также развивает в ребёнке умение воплощать всё это в форме игры, а необходимость проигрывать переживания в роли рождает интерес к литературе.

Из-за использования различных форм деятельности при создании кукольного спектакля закладываются благоприятные условия для того, что ребёнок начинает чувствовать себя успешнее, справляется с трудными ситуациями. От этого растёт самоуважение и чувство собственного достоинства, авторитет в своих глазах.

Большое значение имеет выработка навыка нахождения выхода из сложной ситуации, когда спектакль пошёл не по плану. Здесь активно развиваются способность к регулировке чувств. Общение через роль с незнакомыми зрителями формирует коммуникативные навыки. Театр кукол не только развивает, но и налаживает у ребёнка взаимосвязь главных функций: зрения, мышления, координации, речи.

Результатом данного исследования стало обозначение этапов работы по созданию кукольного спектакля с детьми младшего школьного возраста:

1. Просмотр различных телеспектаклей и их обсуждение.

2. Ознакомление с театральными профессиями.

3. Знакомство с историей возникновения кукольного театра и его видами.

4. Изготовление простых кукол. Лёгкое и естественное владение перчаточной куклой.

5. Объяснение, что кукольный театр начинается с ширмы (показ различных  ширм, рассказ о работе и уходе за ними).

6. Выбор произведения и работа над ним (выразительное чтение, расстановка интонаций во время чтения, беседа о том, что дети поняли из произведения).

7. Распределение ролей. Полезно позволить детям самим выбрать себе персонаж.

8. Чтение по ролям с учётом интонации, нрава персонажа, его настроения.

9. Упражнения для дикции, правильности произношения, знакомство с темпом, тембром речи, работа над выразительностью речи.

10. Физические упражнения. Актёрский тренинг.

11. Изготовление кукол, задействованных в этом представлении. Одну и ту же куклу можно сделать положительным или отрицательным персонажем, стоит только добавить пару деталей и переодеть.

12. Работа с куклами и ширмой.

Заключение.

Подводя итог, отметим, что вовлечение младших школьников в процесс постановки кукольного спектакля выявляет в каждом ребёнке творческую личность через положительные эмоции, развивает отзывчивость, нормализует психическое состояние, содействует раскрепощению, социальной адаптации. Использование разнообразных форм занятий (рассказа, беседы, физических упражнений, сценической речи, игры) всесторонне развивает ребёнка. Регулирование силы голоса и различных интонаций позволяет избавиться от зажимов, отсутствие которых делает эмоциональную жизнь ребёнка ярче и даёт возможность ему сильнее выражать свою симпатию или сочувствие.

Библиографический список:

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]: психологический очерк: книга для учителей // Психология развития ребенка /Л.С. Выготский. – Москва: Эксмо-Пресс: Смысл, 2003. – 326 с.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст]: монография / Л.С. Выготский. – М.: АСТ, Астрель, Люкс, 2005. – 671 с.
3. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов [Текст]: / А.Р. Лурия. – М.: Наука, 1998. – 172 с.
4. Очерки психологии детей: младший школьный возраст [Текст]: / Под ред. А.Н. Леонтьева и Л.И. Божович. – М.: Изд-во АНП РСФСР, 1950. – 192 с.
5. Психологический словарь [Текст]: / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
6. Мурачковский Н.И. Как предупредить неуспеваемость школьников [Текст]: / Н.И. Мурачковский. − Минск: Народная асвета, 1977. – 80 с.
7. Семаго Н., Семаго М. Теория и практика оценки психического развития ребенка [Текст]: Дошкольный и младший школьный возраст / Н. Семаго, М. Семаго. – СПб.: Речь, 2010. – 385 с.
8. Ершова А.П. Театральная педагогика [Текст]: учеб. пособие / А.П. Ершова. – М.: 2005. – 161 с.
9. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений [Текст] / Г.Л. Лэндрет. − М.: Международная педагогическая академия, 1994. − 368 с.
10. Эльконин Д.Б., Божович Л.И. Развитие мотивов учения у детей 6–7 лет [Текст]: учеб. пособие / Д.Б. Эльконин, Божович Л.И. – М.: Из-во МГУ, 1999. – 84 с.




Рецензии:

19.02.2022, 12:02 Рукавишникова Екатерина Леонидовна
Рецензия: Рукавишникова Е.Л.-канд.пед.наук. Еще в 90-е годы я сама организовала в школе кружок по изготовлению кукол с последующей постановкой спектакля. Этот опыт дает мне право сделать вывод о том, что театр (кукольный в том числе) влияет на ребенка только положительно, хоть при пассивном просмотре, хоть при участии в спектаклях. Статья включила в себя очень много поддтем: история театра, виды кукол, повышение успеваемости. Возможно автору хотелось вместить все "в один флакон". Если же говорить про эмоциональное состояние, эмоциональную самореализацию (есть ли такое понятие?), то важная роль театра научить ребенка легко воспринимать, что над ним смеются (когда он в роли смешного персонажа), что его ненавидят (когда он в роли антигероя). Это помогает детям перенести с достоинством буллинг, так распространенный сейчас в школах. Игра в театре: раскрепощает ребенка, поднимает над мелкими неудачами, дает стимул идти в школу с радостью и ожиданием чуда перевоплощения, общения с увлеченными людьми, а, возможно, и успех в будущей профессии. Последний абзац-это, можно сказать, программа по проведению подобных занятий. Хотелось бы, чтобы подобные кружки, театры были в каждой школе. Статья рекомендуется к печати.

19.02.2022, 16:56 Яковлев Владимир Вячеславович
Рецензия: В статье даётся научное обоснование такому явлению а педагогике, как применение игровых методик в рамках кукольного театра. Автор убедительно показывает влияние театра на эмоциональную сферу младших школьников и их восприятие театральных постановок. Особенно ценным является привлечение юных участников к созданию кукол, постановке спектаклей. Такие методики, в основе которых лежат тренинги и практические занятия, благотворно влияют на сознание и эмоционально-волевую сферу детей. Всё это способствует развитию творческих способностей младших школьников. Статья имеет четкую структуру, написана грамотным литературным языком, автор использует методически обоснованные приемы для достижения поставленных целей. Работа рекомендуется к печати.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх