Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления
Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 16.05.2022. Последняя правка: 15.05.2022.
Просмотров - 142

Финансовый механизм обеспечения социальной защиты населения

Корако Ксения Александровна

студент

Полесский государственный университет

студент

Бухтик М. И. кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента, Полесский государственный университет


Аннотация:
В данной статье раскрыта сущность социальной защиты населения, проанализированы источники формирования доходов Фонда социальной защиты населения и основные направления использования данных средств, а также выявлены проблемы социальной защиты населения в Республике Беларусь и разработаны пути решения данных проблем.


Abstract:
This article reveals the essence of social protection of the population, analyzes the sources of income generation of the Social Protection Fund and the main directions for using these funds, as well as identifies the problems of social protection of the population in the Republic of Belarus and develops ways to solve these problems.


Ключевые слова:
социальная защита населения; Фонд социальной защиты населения; социальное страхование

Keywords:
soсiаl proteсtion of the populаtion; Soсiаl Proteсtion Fund; soсiаl insurаnсe


УДК 336.233.2

Введение: Большинство стран мира первостепенной задачей определяют обеспечение надлежащей социальной защиты населения. Главной целью системы социальной защиты является повышение качества жизни населения, создание государства, удобного для народа, а также система социальной защиты населения представляет собой совокупность мер, призванных смягчить воздействие на людей таких общих опасностей, как несчастный случай, болезнь, инвалидность, старость, безработица и смерть кормильца.

Основная суть социальной защиты населения заключатся в принятии совокупности мер по укреплению статуса экономически и социально слабых граждан, ориентированных на соблюдении принципа равноправия. Важнейшим приоритетом системы социальной защиты является поддержка нетрудоспособных граждан.

Задачи социальной защиты населения:

- обеспечение государственной поддержки нуждающихся;

- повышение уровня государственных минимальных социальных гарантий;

- оптимизация программ предоставления помощи.

Функции социальной защиты заключается в предоставлении материальной помощи человеку в трудной жизненной ситуации.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что для Республики Беларусь вопрос социальной политики, политики социальных гарантий и защиты населения стоит на первом месте. В Конституции Республики Беларусь сказано, что наше государство является социальным, что несет за собой высокие социальные расходы государства на улучшение жизни общества.

Целью данной статьи является анализ источников, формирующих доходы Фонда социальной защиты населения и основные направления использования средств Фонда на обеспечение социальной защиты населения Республики Беларусь.

Задачи работы:

- раскрыть сущность понятий социальной защиты населения, Фонда социальной защиты населения;

- оценить современное состояние Фонда социальной защиты населения;

- выявить основные проблемы в области социальной защиты населения Республики Беларусь и формирования ФСЗН и найти пути их решения.

Научная новизна исследования заключается в следующем: проанализировано состояние Фонда социальной защиты населения на современном этапе, найдены пути решения основных проблем в области социальной защиты населения Республики Беларусь.

Под социальной защитой населения понимается совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав, социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизни различных слоев населения, прежде всего, социально уязвимых [1, с.26].

Фонд социальной защиты населения (ФСЗН РБ) ­­– это департамент, входящий в структуру Министерства труда и социальной защиты. Фонд обладает правами юридического лица, имеет собственный баланс и право распоряжаться находящимися на счетах средствами в соответствии с законодательством.

Первой и важнейшей целью деятельности ФСЗН РБ является организация и проведение мероприятий по социальной защите населения Республики Беларусь.

Средства, необходимые для финансирования расходов ФСЗН, формируются из обязательных и добровольных отчислений от доходов работающих. Кроме того, средства Фонда пополняются из:

- дотаций госбюджета;

- процентных доходов от размещения средств ФСЗН в банковских учреждениях;

- выплат юридических и физических лиц, являющихся виновными в причинении вреда жизни и здоровью граждан;

- сумм штрафов, недоимок и иных поступлений [2];

Проведем анализ источников формирования доходов Фонда социальной защиты населения.

Таблица 1 ­­­­­­­­­­– Формирования доходов Фонда социальной защиты населения за 2018-2020 гг., млн. рублей

 

Наименование показателей

Год

Отклонение

2018г.

2019г.

2020г.

2019/2018

2020/2019

Взносы на государственное социальное страхование

 в том числе:

12911,6

14565

16091

1653,4

1526

Обязательные страховые взносы в государственный внебюджетный фонд социальной защиты населения Республики Беларусь;

12796,1

14439,6

15955,3

1643,5

1515,7

Взносы на профессиональное пенсионное страхование

115,5

125,4

135,7

9,9

10,3

Неналоговые доходы - всего

в том числе:

207,8

227,7

239,4

19,9

11,7

Доходы от размещения взносов на профессиональное пенсионное страхование;

113,5

127,5

125,4

14

-2,1

Поступления средств, направляемых на выплату пенсий и пособий лицам, прибывшим из-за границы в Республику Беларусь, в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь;

80,1

85,8

100,6

5,7

14,8

Прочие поступления;

14,2

14,4

13,4

0,2

-1

Субвенции на возмещение не страховых расходов

810,4

      1119,5

       1276,0

309,1

156,5

Всего:

13929,9

    15912,2

17606,4

1982,3

1694,2

Примечание – Источник: собственная разработка на основании [3,4,5]

Анализируя поступления средств фонда за три последних года можно сделать вывод, что наблюдается стабильный рост данного показателя. Так, например, доходы ФСЗН в 2020 году по сравнению с 2019 годом увеличились на 1694,2 млн. рублей, а в сравнении с 2018 годом увеличились на 3676,5 млн. рублей или на 20,9%. В результате размещения временно свободных финансовых средств в доходы от размещения взносов на профессиональное пенсионное страхование в 2020 году получено доходов в сумме 125,4 млн. рублей, что на 11,9 млн. рублей больше, чем в 2018 году, но на 2,1 млн. рублей меньше, чем в 2019 году. Взносы на профессиональное пенсионное страхование в 2020 году поступили в сумме 135,7 млн. рублей (в 2018 г. – 115,5 млн. рублей). По сравнению с 2018 годом в 2020 году сумма неналоговых поступлений увеличилась на 31,6 млн. рублей и составила 239,4 млн. рублей.

Расходы бюджета Фонда в 2018-2020 гг. представлены в таблице 2.2.

Таблица 2 - Формирование расходов Фонда социальной защиты населения за 2018 -2020 гг., млн. рублей

Показатели

Годы

2018г.

Уд вес, %

2019г.

Уд вес, %

2020г.

Уд вес, %

 Выплата трудовых пенсий

10516,9

77,2

12843,1

81,2

13351,5

76,8

 Выплата государственных пособий

2899,0

21,3

3110,2

19,7

3800,6

21,9

 Выплата пенсий и пособий лицам, выехавшим за границу, а также прибывшим в Республику Беларусь

87,9

0,7

96,8

0,6

114,2

0,7

 Выплата профессиональных пенсий

 

4,3

0,03

5,1

0,03

6,8

0,04

 Расходы на оказание материальной    помощи нуждающимся нетрудоспособным лицам, а также услуг по ее выплате

6,4

0,05

6,7

0,04

7,0

0,04

 Финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения

29,7

0,2

31,7

0,2

30,9

0,2

 Финансирование расходов на санаторно-курортное лечение и оздоровление

39,9

0,3

42,3

0,3

37,6

0,2

 Финансирование специализированных учебно-спортивных учреждений Федерации профсоюзов Беларуси

30,9

0,2

34,8

0,2

39,6

0,2

 Иные расходы в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании

6,4

0,05

0,9

0,01

1,1

0,01

 Итого:

13621,4

100

15818,3

100

  17389,3

  100

Примечание – Источник: собственная разработка на основании [3,4,5]

Анализируя расходы Фонда за последние три года можно сделать вывод, что наблюдается стабильный рост данного показателя.

В 2020 году расходы составили 17389,3 млн. руб., для сравнения, в 2018 году расходы составили 12263,7 млн. руб., что больше на 3767,9 млн. рублей или на 21,7%.

Исходя из таблицы, можно сделать вывод, что на финансирование выплат трудовых пенсий направлена основная доля расходов как в 2018, 2019, так и в 2020 году, удельный вес которых равен соответственно 77,2, 81,2 и 76,8%.

Выплата пенсий и пособий лицам, выехавшим за границу, а также прибывшим в Республику Беларусь в 2020 году составила 114,2 млн. рублей, что на 23% больше по сравнению с 2018 годом, когда данный показатель составлял 87,9 млн. рублей.

Расходы на санаторно-курортное лечение и оздоровление населения за 2020 год профинансированы в сумме 37,6 млн. руб., что на 4,7 млн. руб. меньше, чем в 2019 году и на 2,3 млн. руб. меньше, чем в 2018 году. На финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения в 2020 году направлено 30,9 млн. руб., что на 0,8 млн. руб. меньше, чем в 2019 году и на 1,2 млн. руб. больше, чем в 2018.

Иные расходы в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании в 2020 году в сравнении с 2018 годом снизились на 5,3 млн. руб., и в сравнении с 2019 годом увеличились на 0,2 млн. руб.

На сегодняшний день существует ряд таких проблем как:

- Большой процент пенсионеров и дефицит пенсионной системы;

- Большое число нетрудоспособного населения и инвалидов;

- Большое количество безработных людей в сельской местности и малых городах;

- Недостаточное внимание со стороны государства к безработным и бездомным;

- Достаточно низкие пособия для детей.

Однако уже определены пути решения данных проблем. Государство на данный момент делает акцент на социальной сфере нашей страны, ведь данная сфера для населения является самой важной.

Для решения проблемы с большим процентом пенсионеров, необходимо поднять пенсионный возраст женщин и мужчин до 65 лет с дальнейшей привязкой пенсионного возраста к средней продолжительности жизни. Пенсионный возраст лучше поднимать постепенно.

Для того, чтобы решить проблему достаточно большого процента нетрудоспособного населения в стране, необходимо проводить мероприятия, направленные на уменьшения количества травм на производстве, что позволит снизить количество несчастных случаев на предприятиях и, тем самым, поспособствует повышению занятости. В рамках данной проблемы существует Государственная программа «Социальная защита» на 2021-2025 годы.

Также актуальной проблемой является проблема повышенного числа безработных, особенно в сельской местности и малых городах, ввиду низкого уровня заработных плат. Одним из способов решения данной проблемы является увеличение предпринимательской активности в сельской местности, что создаст дополнительный источник доходов для населения.

Для того, чтобы решить проблему недостаточного внимания со стороны государства к безработным и бездомным, целесообразно выделять общежитие для проживания на время трудоустройства, что поможет бороться как с безработицей, так и уменьшит количество бездомных.

Система пособий существенно снижает уровень детской бедности, однако пособия, выплаченные по уходу за детьми достаточно низкие. Для решения этой проблемы необходимо пересмотреть официальную черту бедности в сторону ее увеличения и соответствующего роста социальных гарантий, в особенности пособий на детей.

Реформы, направленные на повышение качества жизни населения следует начать в ближайшие годы, так как они будут нести за собой дополнительны издержки, финансирование которых еще возможно осуществлять за счет профицита ФСЗН.

Таким образом, предложенные варианты совершенствования социальной защиты населения направлены на повышение уровня качества жизни населения, а также создание государства, которое будет удобно для народа.

Библиографический список:

1. Аверин, А. Н. Государственная система социальной защиты населения. / А.Н. Аверин. - М.: РАГС, 2017. - 325 с.
2. Фонд социальной защиты населения (ФСЗН РБ) [Электронный ресурс] / Министерство финансов Республики Беларусь. – Режим доступа: https://myfin.by/wiki/term/fond-socialnoj-zashhity-naseleniya-fszn. – Дата доступа: 25.04.2022.
3. Итоги работы Фонда социальной защиты населения за 2018 год [Электронный ресурс] / Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. - Режим доступа https://www.ssf.gov.by/ru/budget-2018-ru/. - Дата доступа: 25.04.2022.
4. Итоги работы Фонда социальной защиты населения за 2019 год [Электронный ресурс] / Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. - Режим доступа: https://www.ssf.gov.by/ru/budget-2019-ru/. - Дата доступа: 25.04.2022.
5. Итоги работы Фонда социальной защиты населения за 2020 год [Электронный ресурс] / Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. - Режим доступа: https://www.ssf.gov.by/ru/budget-2020-ru/. - Дата доступа: 25.04.2022.




Рецензии:

16.05.2022, 10:56 Тарханов Олег Владимирович
Рецензия: 1.В статье: 1.1. Нет обоснований новизны и полезности мер по повышению социальной защиты населения. 1.2. Нет сопоставления опыта Республики Беларусь по вопросу соц.защиты населения с решениями, предложенными в в работе Кейнса "Общая теория занятости, процента и денег" 1.3. Нет анализа исторического опыта, который был наработан в республике в 40-80 годы по решению рассматриваемых в статье вопросов. 2. Упущения по п.1 необходимо устранить, а предлагаемы авторами меры необходимо обосновать ПРАКТИКОЙ их применения на территории Республики. До устранения замечаний статья не может быть опубликована в научном журнале.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх