Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Педагогика
Размещена 02.06.2022. Последняя правка: 29.05.2022.
Просмотров - 617

Формирование иноязычных компетенций у детей младшего школьного возраста

Османова Хатидже Сергеевна

-

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

педагог доп. образования

Аннотация:
Современные требования к системе образования демонстрируют необходимость в формировании иноязычных компетенций у детей младшего школьного возраста. Однако комплексное их формирование требует понимания со стороны учителей формы и методов обучения. Сегодня существует множество подходов и теорий относительно данного вопроса, но все они в большинстве своем рассматривают частные случаи. Именно поэтому необходимо комплексное исследование, и выявление наиболее эффективной формы и методов, которые будут адаптивны и многофункциональны. Исследование понимания компетенций, а также определение данных методов и формы представлены в статье.


Abstract:
Modern requirements for the education system demonstrate the need for the formation of foreign language competencies in primary school children. However, their complex formation requires understanding on the part of teachers of the form and methods of teaching. Today there are many approaches and theories regarding this issue, but most of them consider special cases. That is why it is necessary to conduct a comprehensive study and identify the most effective forms and methods that will be adaptive and multifunctional. The study of the understanding of competencies, as well as the definition of these methods and forms are presented in the article.


Ключевые слова:
компетенции; формирование компетенций; дети младшего школьного возраста; формы урочной деятельности; методы обучения

Keywords:
competencies; formation of competencies; children of primary school age; forms of regular activity; teaching methods


УДК 372.881.111.1 

Введение

Одной из базовых, основополагающих черт современной системы образования является планомерный переход к равномерной, непрерывной концепции, основной целью которой является повышение общего качества образования. Именно поэтому  исследование вопросов формирования иноязычных компетенций у детей младшего школьного возраста, на сегодняшний день, являются одними из наиболее актуальных вопросов. Важно отметить, что современные требования, предъявляемые к учащимся основной образовательной программы, начального образования, с точки зрения ФГОС НОО, достаточно сложные. Они направлены на комплексное развитие личностных черт детей, а также на повышение общего уровня грамотности [1]. Так, данные требования охватывают такие базовые аспекты, как: личностные, предметные и метапредметные.

Для соответствия уровня образования необходимо формирование определенных компетенций у детей. Для этого важно выявить эффективную форму их получения, а также определить ключевые методы обучения. В связи с этим, особую актуальность приобретает вопрос формирования иноязычных компетенций у детей младшего школьного возраста, чем и обусловлена актуальность выбранной темы.

Цель работы заключается в выявлении наиболее эффективной формы и методов обучения детей, направленных на формирование иноязычных компетенций.

Задачами работы выступают:

- Определение понятия компетентность;

- Выявить наиболее эффективную форму формирования иноязычных компетенций у детей младшего школьного возраста;

- Выявить наиболее эффективные методы формирования иноязычных компетенций у детей младшего школьного возраста.

Методы исследования. Для достижения цели, которая была поставлена в данном исследовании, автор использовал современные методы познания явлений и процессов. Данными методами выступают общенаучные методы, такие как: диалектический и системный метод, а так же частные методы, такие как: описательно-аналитический, системно-структурный, и статистический метод.

Научная новизна данной статьи основывается на круге анализируемых вопросов, связанных с формированием иноязычных компетенций у детей младшего школьного возраста.  По средствам осмысления методических аспектов и форм, автор выявил наиболее эффективную форму и методы формированием иноязычных компетенций у детей младшего школьного возраста.

Результаты и дискуссия

С точки зрения практической реализации современных требований, предъявляемые к учащимся основной образовательной программы, начального образования ФГОС НОО, в образовательный процесс был внедрен компетентностный подход. Для сущностного понимания данного подхода необходимо выявить определение понятия компетентность. В современной научной литературе выделяют достаточно большое количество трактовок данного понятия.

Так В.С. Безрукова, под компетентностью понимает определенные умения и знания, посредством которых индивид имеет возможность давать профессиональные мнения, оценки, а также позволяющие применять грамотные суждения [2]. С точки зрения Дж. Равен, под компетентностью следует понимать совокупность специфических способностей индивида, необходимых ему для максимально эффективной реализации конкретных действий, в какой-либо предметной области, включающая также узкоспециализированные знания, навыки и умения, в том числе способность брать ответственность за собственные поступки [3].

На основании данных  подходов к определению, можно сделать вывод, что различные трактовки определения имеют различную форму, одна имею схожую смысловую нагрузку. Так под компетентностью следует понимать, совокупность различных знаний, умения и навыков, посредством которых лицо, может выполнять действия в какой-либо предметной области.

Исходя из выявленного определения компетентности, можно определить понимание компетентностного подхода.  Так компетентностный подход представляет собой определенный набор методов, принципов и инструментов, посредством которых формируются знания, навыки и умения в различных областях.

В современной системе школьного образования, в том числе для детей младшего школьного возраста, существуют основополагающие образовательные стандарты, включающие в себя развитие различных видов компетенций. С точки зрения педагогики, формирования компетенций представляет собой процесс взаимодействия между учителем и учениками, направленный на комплексное развитие базовых качеств личности, например, таких как: навыки, умения, знания, мировоззрение и мироощущение. Современная образовательная система, рассматривая формирование иноязычной компетенции, предполагает развитие общих и специальных умений, универсальных способов деятельности, овладение «приёмами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий» [4].

Базовой формой, посредством которой происходит формирование компетенций у детей младшего школьного возраста, является урочная форма. Подобное происходит, ввиду того, что данная форма позволяет обеспечивать точную, организованную, заранее спланированную учебно-воспитательную работу, что позволяет обеспечивать системность, получаемых знаний. 

На сегодняшний день, существует достаточно большое количество форм организации учебной деятельности. Более того, многие ученые-публицисты, работающие в данной области, активно критикуют ее, что, безусловно, не беспричинно. Однако, также данная форма обучения имеет и ряд значимых преимуществ, что на сегодняшний день, делают ее одной из наиболее распространенных и активно применяемых.

Одной из основополагающих целей урочной формы обучения, выступает получение, учащимися младшего школьного возраста, знаний в различных областях. Для более качественной, эффективной работы в достижении данной цели, педагог имеет право использовать различные формы и методы обучения. Под формой обучения необходимо понимать деятельность, осуществляемая между учителем и учениками, характеризующаяся собственной согласованностью, которая реализуется в определенном режиме и порядке [5].

Как уже было отмечено ранее, урочная форма выступает одной из наиболее распространенных и эффективных форм организации занятий с учениками. Именно поэтому необходимо рассмотреть формы организации учебной деятельности, в урочной форме, как один из ключевых факторов формирования иноязычных компетенций у детей младшего школьного возраста.

В современной научной литературе выделяют следующие базовые виды форм организации урочного обучения:

- Групповая форма, которая предполагает разделение учебного класса на несколько групп, для решения каких-либо заданий. Размер подобных групп, а также однородность заданий для каждой группы может отличаться, исходя из базовых целей. Наиболее распространенными размерами групп являются от трех до шести человек. Однако не редко можно встретить занятия, на которых группы состоят из двух человек, осуществляющих парное обучение. Также стоит отметить, что групповая форма урочной деятельности подразделяется на однородную и дифференцированную групповую работу.  Однородная групповая работа предполагает выполнение всеми группами учеников одинакового задания. Дифференцированная групповая работа, напротив, предполагает, что каждая группа учеников выполняет собственное задание.

- Фронтальная форма  учебной деятельности, предполагает, что преподаватель работает со всеми учениками одновременно. Данной вид формы урочного обучения, выступает наиболее распространенным, и чаще всего используется при изучении новой темы, или проверки знаний.

- Индивидуальная форма урочной деятельности предполагает, что каждый ученик выполняет собственное задание, предусмотренное педагогом. Наиболее часто, данный вид применяется при проверке знаний, или в том случае, если уровень знаний учеников не одинаковый [6].

Стоит отметить, что нельзя выделить одну, наиболее эффективную форму урочной деятельности, по средствам которой происходит формирование иноязычных компетенций у детей младшего школьного возраста. Подобное происходит, поскольку каждая из форм имеет собственные положительные и отрицательные стороны, что способствует применению различных форм, исходя из целей. Именно поэтому наиболее эффективной представляется совокупное использование всех рассмотренных форм, на различных этапах формирования иноязычных компетенций у детей младшего школьного возраста.

Формирование иноязычных компетенций, также происходит и с помощью использования различных методов обучения. Под методом обучения принято понимать определенный способ организации обучения учеников.

На сегодняшний день, существует достаточно большое количество классификаций методов обучения. Так, одной из наиболее распространенных, является классификация Н.В. Матяш, который все методы подразделяет на:

- словестные методы;

- наглядные методы;

- практические методы [7].

Каждая из данных групп методов включает в себя совокупность различных методов.

Также существует и другая классификация, которая предполагает следующее деление:

1. Методы реализации учебной деятельности, посредством которых происходит опосредования индивидом определенной учебной информации. В данную подгруппу входят такие методы, как:

-перцептивные методы, посредством которых ученик получает информацию и воспринимает ее через чувства;

- словесные методы, посредством которых ученик получает информацию и воспринимает ее на слух;

- наглядные методы,  посредством которых ученик получает информацию и воспринимает ее через визуализацию;

- практические методы, посредством которых ученик получает информацию и воспринимает ее через личный опыт;

- логические методы, посредством которых ученик получает информацию и воспринимает ее через логическое мышление;

- методы самоуправления, посредством которых ученик получает информацию и воспринимает ее через самостоятельное обучение.

2. Методы осуществления учебной деятельности, посредством которых происходит стимулирование интереса учеников к получению знаний. В данную подгруппу входят такие методы как:

- методы формирования интереса учеников к обучению;

- методы формирования чувства ответственности.

3. Методы осуществления учебной деятельности, основанные на контроле и самоконтроле [8].

Подобно форме осуществления учебной деятельности, отдельные методы не могут быть эффективными. Каждый метод обучения предполагает достижение конкретных целей, именно поэтому наибольшую эффективность использования различных методов, возможно достигнуть исключительно с помощью комплексного их использования.

Сегодня существуют также и другие классификации, однако, по мнению автора, необходимо определить совокупность методов, которые будут наиболее эффективными для формирования иноязычных компетенций у детей младшего школьного возраста. Классифицировать данные методы, наиболее удачно было бы с точки зрения их традиционности. Классификация методов представлена в таблице 1.

Таблица 1. Методы формирования иноязычных компетенций у детей младшего школьного возраста

Традиционные методы

Нетрадиционные методы

  1. Грамматикопереводной;
  2. Прямой;
  3. Натуральный;
  4. Аудиолингвальный;
  5. Аудиовизуальный;
  6. Коммуникативный;
  7. Сознательносопостовительный.
  8. Эмоциональносмысловой;
  9. Сознательнопрактический;
  10. Лингвосоциокультурный;
  11. Личностноориентированный;
  12. Лексико-переводной;
  13. Погружение;
  14. Метод опоры на физические действия.
 

 

Методы, представленные в таблице 1, по мнению автора, выступают наиболее эффективными для формирования иноязычных компетенций у детей младшего школьного возраста. Однако важно понимать, что каждый из этих методов имеет собственные цели, для которых он должен применяться. Именно поэтому для большей их эффективности необходимо индивидуально подходить к их применению, учитывая особенности учеников, их уровень знаний, и точно осознавая результат который необходимо достигнуть.

Важно отметить, что для формирования иноязычных компетенций у детей младшего школьного возраста, необходимо не просто использование данных методов, а их комбинирование. Так, наиболее эффективным сочетанием методов выступает комплексное применение аудиолингвального метода с методом погружения. Использование данных методов в совокупности позволит сформировать определенный ассоциативный ряд у ребенка, что способствует большему погружению в материал. Дети имеют достаточно высокий уровень воображения, что позволит дополнить уже имеющиеся знания новыми, и сформировать единое представление, в рамках изучаемой темы.

Не менее актуальным сочетанием методов выступает коммуникативный метод, в совокупности с методом опоры на физические действия. На практике реализация данных методов может происходить посредством разыгрывания небольшой сценки. Так, дети в веселой игровой форме, смогут закрепить материал, пройденный на уроке, а также сформировать ассоциацию «учеба=веселое времяпрепровождение», что позволит стимулировать интерес к процессу обучения. 

Заключение

Таким образом, подводя итог, хотелось бы отметить, что исследование вопросов формирования иноязычных компетенций у детей младшего школьного возраста, на сегодняшний день является одним из наиболее актуальных. Формирования компетенций представляет собой процесс взаимодействия между учителем и учениками, направленный на комплексное развитие базовых качеств личности, например, таких как: навыки, умения, знания, мировоззрение и мироощущение. Процесс формирования иноязычных компетенций у детей младшего школьного возраста основывается на определенной форме и методах. Наиболее распространенной и эффективной формой формирования компетенций, выступает урочное обучение, однако формы построения урочной деятельности могут быть использованы различные. Нельзя выделить одну, наиболее эффективную форму урочной деятельности, по средствам которой происходит формирование иноязычных компетенций у детей младшего школьного возраста. Подобное происходит, поскольку каждая из форм имеет собственные положительные и отрицательные стороны, что способствует применению различных форм, исходя из целей. Подобно форме осуществления учебной деятельности, отдельные методы не могут быть эффективными. Каждый метод обучения предполагает достижение конкретных целей, именно поэтому наибольшую эффективность использования различных методов, возможно достигнуть исключительно с помощью комплексного их использования. Наиболее эффективными методами формирования иноязычных компетенций у детей младшего школьного возраста, являются отдельные традиционные и нетрадиционные методы.

Библиографический список:

1. Основа организации процесса формирования у младшего школьника универсальных учебных действий // Начальное образование. – 2016. – № 5 (76). – С. 3–13. – Оконч. Начало: № 3, 4. – 2016
2. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. - Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга». - 1996. - 344 с.
3. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация / Дж.Равен. - М., Когито-центр, 2002. - С. 23
4. Золотов П.Ю. Прагматические маркеры как структурный компонент формирования иноязычной прагматической компетенции обучающихся; Державинский форум. 2020. Т. 4. № 14. С. 166-170.
5. Лазаренко Д.Ю. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции школьников с использованием мультимедийного интернет-ресурса; Гуманитарный вестник (Горловка). 2020. № 10. С. 203-210.
6. Сокол Н.Н. Реализация формирования иноязычной компетенции при обучении; В сборнике: Романо-германская филология. Достижения и перспективы обучения иностранным языкам в новом столетии. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией Г.А. Плюхиной, Н.К. Костиной. 2019. С. 204-208.
7. Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников : дис. на соискание степени д-ра психол. Наук / Н. В. Матяш. - Брянск, 2000. - 334 с.
8. Тарабрина К.А. Формирование иноязычной компетенции у учащихся младших классов на основе арт-технологий; Глобальный научный потенциал. 2021. № 8 (125). С. 42-44.




Рецензии:

19.07.2022, 17:30 Чикаева Татьяна Александровна Александровна
Рецензия: Вопрос обеспечения качества образования относится к объективно актуальным вопросам, чья значимость возрастает в связи с развитием культуры. Представленную статью , на наш взгляд, можно назвать попыткой проанализировать отдельный аспект данного вопроса. Автором была предложена структура статьи, которая позволяет найти развёрнутые решения задач, поставленных в её начале. Вместе с тем, автору необходимо вычитать текст и устранить некоторые недочёты, которые препятствуют его восприятию и оценке. Данные недочёты носят, в основном технический характер и возможно являются следствием неверного отображения текста на сайте. Например, в таблице 1 в графе «Нетрадиционные методы» отсутствуют записи. Присутствуют пунктуационные ошибки. Также рекомендуем чётче выделить научную новизну, включить в заключении тезис, конкретизирующий предложение автора по совершенствованию системы формирования иноязычных компетенций у детей младшего школьного возраста. В настоящее время в заключении присутствуют общеизвестные выводы. Вместе с тем, потенциал у статьи хороший, её следует доработать с учётом замечаний. Рекомендуем также уделить внимание вопросу о том, насколько иноязычная компетентность является показателем качества образования.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх