-
Мурманский арктический государственный университет
студент
Черник Валерий Эдуардович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, ФГБО «Мурманский арктический государственный университет»
УДК 37.025(075.8)/ ББК 74.2
Актуальность исследования проблемы творческого развития личности в учебно-воспитательной деятельности обусловлена качественными изменениями потребности общества в подготовке творчески мыслящих людей, обладающих нестандартным взглядом на проблемы, владеющих навыками исследовательской работы. Вопрос о путях, возможностях, средствах развития творческих способностей учащихся младших классов до сих пор остается предметом острых дискуссий в психолого-педагогической науке.
Цель исследования - создание условий для развития творческих способностей младших школьников посредством игры - КВН.
Объект исследования - процесс развития творческих способностей младших школьников в процессе игры КВН
Предмет исследования - педагогические условия, способствующие более эффективной работе в развитии творческих способностей младших школьников в процессе обучения.
В начале исследования была выдвинута гипотеза: развитие творческих способностей младших школьников может быть более эффективным, если педагог начальных классов:
Цель, предмет, объект и выдвинутая гипотеза определили необходимость последовательного решения следующих задач исследования:
1) Проанализировать теоретические подходы к исследованию проблемы творчества и творческих способностей младших школьников.
2) Определить уровень развития творческих способностей младших школьников.
3) Составить и реализовать комплекс игровых методов, направленный на развитие творческих способностей младших школьников.
4) Проверить эффективность проведенной работы по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Научная новизна: разработан специальный метод с целью развития творческих способностей младших школьников – игра КВН.
Что же такое "творческие способности", или "креативность" (от лат. "creatio" - созидание)? Американский психолог Фромм предложил следующее определение понятия: "Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта".
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Этот возраст определяется важным событием – ребёнок идёт в школу. Развитие творческих способностей ученика имеет важнейшее значение для дальнейшей его учёбы и жизни.
Большой вклад в развитие науки о творческие способности внес педагог И. Лернер, который доказал, что практически всех детей можно научить творческому мышлению, особенно, если начинать эту работу в младшем школьном возрасте. Если к творческому мышлению добавить и высокий уровень творческого воображения, умственные способности, развитую память, точность движений, то этот перечень и будет составлять структуру общих способностей, которые способствуют развитию специальных, творческих способностей. Итак, у всех детей с нормальным умственным развитием можно сформировать черты творческой личности.
Н. Ветлугина утверждает, что для развития творчества каждого школьника нужно создавать необходимые предпосылки. Только в условиях разносторонней подготовки рождается интерес ко всему окружающему, а это и есть настоящий источник для проявления готовности к творчеству, прочная база для развития специальных способностей.
Она убедительно доказывает, что развитие процесса творчества зависит:
1) от появления и становления формы деятельности (обогащение жизненными впечатлениями, сам акт творчества, применение его продукции);
2) от путей образования художественного образа у школьников (замысел-поиск воплощения);
3) от последовательно меняющихся отношений между учителями и учениками (демонстрация процесса творчества - частичное участие в нем - самостоятельный творческий труд школьников).
Концептуальные положения С. Сысоевой относительно моделирования творческой личности ученика:
- фундаментом творческой личности является ее креативность, детерминантой которой выступает творческая активность индивида;
- результатом творческого процесса является создание объективно или субъективно новых материальных объектов, сдвиг в психическом развитии личности, в развитии ее мотивов, характерологических особенностей и творческих умений;
- творческая деятельность личности является творческим процессом, в результате которого возникает новое творческое достижение;
- для педагогического процесса целесообразно ввести понятие „творческие возможности ученика”, которые отражают индивидуальные особенности его творческого развития, проявления творческих качеств и предопределяют способность к творчеству; творческие возможности ученика - это самостоятельная, динамическая система творческих качеств его личности, связанная с интеллектом, условиями развития, которая формируется, развивается, проявляется в творческой деятельности и обеспечивает разливательную взаимодействие личности с окружающим миром;
- творческие возможности ученика реализуются не только в деятельности, но и в процессе его самореализации как средства самоутверждения, самовыражения и саморазвития;
- творческое самовыражение-это способность ученика строить свой внутренний мир, свое мироощущение, самого себя в этом мире;
- в основе развития творческих качеств личности лежит противоречие, его диалектический анализ и решение;
- структура творческой личности школьника выражается двумя направлениями: монофакторна теория, что определяет существование определенных творческих способностей; мультифакторна, что рассматривает творческую личность с совокупностью независимых отдельных качеств, набор которых определяет неповторимую индивидуальность и выше степень ее творческих достижений
Творческие способности - это совокупность свойств и качеств личности, необходимых для успешного осуществления творческой деятельности, позволяющих в процессе выполнять преобразование предметов, явлений, наглядных, чувственных и мысленных образов, открывать новое для себя, искать и принимать нестандартные решения - это умение создавать что то новое, необычное. Зачастую, в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т. п. А как же быть с «творческой деятельностью» младших школьников?
Педагоги-психологи утверждают, что раскрыть творческое начало в ребёнке, нетрудно. Младший школьный возраст – это тот период, когда предоставляются хорошие возможности для формирования творческого потенциала ребёнка. Поэтому развитие творческих способностей учащихся - это важный компонент в школьной системе воспитания и обучения. В условиях развития нового образовательного пространства появляется необходимость в образовательном результате, определяющем готовность младшего школьника к успешному решению, как учебных задач, так и творческих задач, и это приводит к необходимому раннему развитию творческого потенциала у учащихся. Психологические аспекты творческого процесса освещены в трудах отечественных и зарубежных ученых: Б.Г.Ананьева, Д.Б.Богоявленской, Л.С.Выготского, В.Н.Дружинина, А.Н.Леонтьева, Я.А.Пономарева, С.Л.Рубинштейна, Д.Гилфорда, А.Маслоу, К.Роджерса
ВЫВОДЫ: Творческая деятельность младшего школьника повышает его интерес к учебной деятельности, способствует успешному усвоению знаний, стимулирует интеллектуальные усилия, уверенность в себе, воспитывает независимость взглядов.
Умение играть - то есть моделировать ситуацию - уже само по себе восхитительное умение человечества. Из детских кубиков и тряпичных кукол в конце концов и родился театр!
Но мы будем сейчас говорить о соревновательной составляющей игры. А замечали ли вы, что смотреть конкурс молодых исполнителей почему-то интересней, чем концерт классиков жанра? Но ведь исполнительский уровень в первом случае заметно ниже, нежели во втором. Конкурс «Евровидение» из года в год привлекает к себе внимание, но из года в год количество его зрителей не уменьшается, а наоборот.
Разгадка - в соревновании. Дело в том, что в любом конкурсе изначально заложена жесткая драматургия. Там естественным образом существует завязка, развитие и апофеоз. То есть любое соревнование, будь оно на сцене, на спортивной площадке или даже за семейным столом - это спектакль. Кроме того, в конкурсе есть еще одно важное преимущество - его «одноразовость», а отсюда - неповторимость. В этом смысле КВН - это «театр одного спектакля», театр, в котором всегда премьера.
Методика выявления творческих способностей младших школьников основана на учебной деятельности. Она не только выявляет знания и умения, необходимые для жизни в обществе. Основная цель методики — развитие личности и ее самореализация, создание собственных идей и их воплощение в жизнь.
Под способностями к творчеству понимается изменение реальности с помощью необычных, оригинальных идей. Оценивая уровень таких способностей, следует учитывать разный уровень развития детей. Важную роль играют таки аспекты, как: восприятие, воображение, находчивость, оригинальность.
Диагностировать творческие и умственные способности нужно с раннего возраста. Это показывает уровень развития ребёнка. Диапазон способностей зависит от нескольких факторов: физического здоровья, восприятия окружающего мира, воспитания и психоэмоционального состояния: минимальное проявление (отставание); соответствующий возрасту уровень (нормальное развитие); проявление высокого уровня (опережение).
Основной целью диагностики является своевременное выявление отстающих и одаренных детей. Это позволяет разработать в дальнейшем мероприятия, направленные на дальнейшее развитие школьников.
Результаты:
Мною была проведена методика «Солнце в комнате» (авторы: В.Синельников, В.Кудрявцев). Результаты второго класса (21 человек):
5% учеников ( 2 человека) ответили «Я не знаю, как исправить» - 2балла
80% учеников (16 человек) устранили формальное несоответствие (стереть солнышко) - 32балла
15% учеников (3 человека) ответили «Нарисовать солнышко в другом месте) - 9 баллов
Итог: в результате опроса у второго класса получилось 43 балла. Мы видим, что большая часть детей мыслит одинаково. И для их уровня развития это норма. Также имеются дети, которые не стандартно подошли к данной ситуации.
Также был проведён тест «Дорисовка фигур» (авторы: О.М. Дьяченко, А.И. Кирилова) Результаты первого класса (17 человек)
6 человек (40%) – «Нулевой тип» - не дорисовали фигуру
8 человек (50%) – «Первый тип» - доработали фигуру так, что получился элемент изображения
3 человека (10%) – «Второй тип» - фигура доработана, получилось сложное изображение.
Результаты третьего класса ( 22 человека)
6 человек (30%) – «Первый тип»- доработали фигуру так, что получился элемент изображения
16 человек (70%) – «Второй тип» - фигура доработана, получилось сложное изображение.
Вывод: В первом классе большинство детей либо не дорисовали фигуру, так как не поняли задание, или не хотели, либо доработали фигуру так, что получился некий элемент фигуры. В третьем же классе картина меняется: большинство учеников доработали фигуру так, что получилось сложное изображение. Это говорит о оригинальности и продуктивности учащихся. Чем старше дети, тем у них лучше развиты творческие способности.
Заключение: Таким образом, можно сделать вывод о том, что развитие творческих способностей младших школьников способствует их успешной адаптации к новым жизненным условиям, заставляет действовать активно, самостоятельно находить пути решения в сложных ситуациях. Это также способствует расширению кругозора учащихся, развитию познавательного интереса, творческой инициативы и активной жизнедеятельности.
Рецензии:
6.06.2022, 8:59 Рукавишникова Екатерина Леонидовна
Рецензия: Отзыв Рукавишниковой Екатерины Леонидовны-к.пед.наук. Статья актуальна. Тема, заявленная в статье не стареет со временем. Находятся все новые и новые исследователи, которые доказывают, что развить творческие способности у ребенка можно и с помощью игры, с помощью интерактива, с помощью пения, рисования, моделирования и т.д. У автора этой статьи заявлена игра КВН как средство развития творческих способностей. Большую часть в статье занимает текст о творческих способностях ребенка и ничего про (КПД) игры, а именно игры КВН. Педагогические условия также не раскрыты. При помощи каких критериев был проанализирован высокий, средний, низкий уровень творческих способностей детей? Может это критерии:минимальное проявление (отставание); соответствующий возрасту уровень (нормальное развитие); проявление высокого уровня (опережение)? Критерии не уточнены и нет градаций, по низкому, среднему и высокому уровню. Почему упоминается театр, драматургия? Это другая тема. Либо нужно провести "мостик" от КВН к театральному действу. В научной работе не нужно употреблять"Я", а только "мы", т.к. у Вас уже группа единомышленников вместе с руководителем. Рекомендую в печать с доработкой.
13.06.2022, 9:07 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Тема заявленной статьи является актуальной. Автором реализованы первые две задачи.
Задача - Составить и реализовать комплекс игровых методов, направленный на развитие творческих способностей младших школьников -результаты не представлены.
Задача - Проверить эффективность проведенной работы по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста - результаты не представлены.
В тексте нет сносок на библиографический список.
Педагогические условия не нашли свое отражение.
Статью необходимо доработать.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий