бакалавриат
Мурманский арктический государственный университет
студент
Тишулина Светлана Глебовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Мурманский арктический государственный университет
УДК 37.026
Введение.
Успешность усвоения учебного материала зависит не только от психологических особенностей школьника, но и от того как учитель преподносит информацию, от его отношения к каждому учащемуся. Учителю необходимо изучить сильные и слабые стороны каждого ученика, чтобы знать какие формы, методы и средства педагогического воздействия применять на уроке.
Актуальность. Индивидуальный подход рассматривается как один из важнейшихпринципов обучения. Он состоит в изучении личности каждого ученика и его индивидуальных особенностей. Целью индивидуализации обучения является развитие всесторонне развитой личности, раскрытие ее таланта, а также ее творческих и мыслительных способностей.
Изучив способности и склонности обучающихся, учителю необходимо подобрать методы и формы работы для каждого ученика, давать задания по уровню знаний.
Принцип индивидуального подхода помогает разглядеть потенциальные возможности и ближайшие перспективы развития младшего школьника.
Новизна исследования состоит в том, что в работе была применена методика «Исключение лишнего» по изучению уровня логического мышления, в которой принимали участие ученики 1 класса.
Цель работы заключается в изучении дидактических условий применения индивидуального подхода к младшим школьникам, посредством экспериментального исследования.
Задачи исследования:
Основная часть.
Индивидуальный подход – это важный психолого-педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка. Данный подход подчеркивает необходимость знания не только возрастной, но и индивидуальной психологии. Это является доминирующим качеством педагога, работающего в области индивидуального обучения и воспитания. Индивидуальный подход является активным, формирующим, развивающим принципом, направленный на творческое развитие индивидуальности ученика. Поэтому помимо типа темперамента педагог должен учитывать и другие индивидуальные особенности своих учеников. В процессе индивидуального обучения диагностируются потенциальные возможности, ближайшие перспективы развития воспитуемого. Восприятие, мышление, память, речь, характер, темперамент, воля являются важнейшими индивидуальными особенностями, на которые учителю необходимо опираться в процессе обучения младших школьников. [1]
Основные цели индивидуального подхода, обеспечивающие повышение эффективности образовательного процесса:
Главной целью индивидуального подхода является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, воспитание такого человека, который станет неповторимой и уникальной личностью.
Индивидуальный подход является одним из главных принципов педагогики, о котором писали педагоги разного времени. Данный принцип в 17 веке отметил в своем труде "Великая дидактика" Я.А. Коменский. Он впервые дал теоретическое обоснование общеклассной работе на уроке в сочетании ее с индивидуальной и выступил против того, что школа подводит всех учеников под один шаблон. Коменский верил в природные силы детей и считал, что все могут успешно учиться, несмотря на то, что все разные.
Об индивидуальном подходе в обучении писал и выдающийся советский педагог А.С. Макаренко, по мнению которого реализация индивидуального подхода немыслима без глубокого изучения целостной личности воспитанника. Он считал, что в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка, что является главным в индивидуальном подходе к детям. Поэтому у каждого ребенка прежде всего нужно выявить положительные стороны характера и поступков и на их основе укреплять в нем уверенность в собственные силы и возможности. С самого раннего возраста воспитание должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, активность, инициативу, жизнерадостность и оптимизм. [8]
По мнению Н.И. Пирогова, большое значение при осуществлении индивидуального подхода, имеет личность самого учителя. Он подчеркивал роль педагогического мастерства. Каждый педагог должен обладать умением найти нужные методы обучения, соответствующие возрасту и развитию ребенка. Николай Иванович был озабочен развитием у учителей внимательного, чуткого отношения к учащимся. Он требовал, чтобы педагоги выясняли при каких обстоятельствах, ребенок совершил тот или иной поступок.
Психологические исследования показали, что ребенок, если его индивидуальность не принимается во внимание учителем, не имеет учебно-познавательных мотивов и постепенно теряет интерес к учению. В дальнейшем он перестает делиться своими мыслями, участвовать в диалоге, выполнять творческие работы, часто бывает в дурном настроении и использует любой повод не ходить в школу.
Индивидуализация обучения предполагает собой дифференциацию учебного материала, то есть разработку систем заданий различного уровня трудности и объема с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика. Это поможет каждому ребенку чувствовать себя успешным, а также даст возможности для полноценного развития его личности. [3]
Ведущими способами изучения индивидуальных особенностей младших школьников являются регулярные систематические наблюдения за учениками, индивидуальные и групповые беседы на заранее придуманную тему, вспомогательные учебные задачи и анализ способов рассуждений ученика, специальные задачи, связанные с положением ребенка в коллективе, его позицией в группе. Главное заключается в том, чтобы всесторонне изучить ребенка и больше обращать внимание на его положительные качества. В этом состоит понимание индивидуального подхода.
Индивидуализация обучения означает реализацию принципа индивидуального подхода в обучении, когда оно строится с учетом индивидуально-психологических особенностей ученика.
Память у младших школьников непроизвольная. В начальной школе дети легче запоминают то, что производит эмоциональное впечатление и включено в его активную деятельность, то есть с чем ребенок непосредственно взаимодействовал. В этом возрасте ребенок начинает овладевать приемами запоминания. Первоначально младшие школьники пользуются самыми простыми способами - длительным рассматриванием материала и многократным его повторением по частям. Младшие школьники лучше запоминают наглядный материал и значительно хуже - словесный.
К началу младшего школьного возраста ребенка характеризует достаточный уровень развития восприятия. Дети, пришедшие в школу, не только способны различать цвета, формы, величину предметов и их пространственное положение, но могут и правильно соотнести предметы по их определенным характеристикам, изобразить простейшие геометрические формы и раскрасить их в необходимый цвет.
Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограниченно по объёму. Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями и, прежде всего с мотивацией учения. Современные психологи отмечают увеличение детей 6-7 лет, которые имеют проблемы с вниманием: они не способны произвольно его удерживать в течение урока и даже выполнения какого-либо задания. Некоторые дети утомляются крайне быстро: уставший ребенок начинает зевать, становится сонным.
Воображение является познавательной функцией ребенка, которой он активно пользуется. Ребенок может сочинить сказку или придумать рассказ по картине. Воображение имеет большое значение для учебной деятельности. Произвольность, или способность следовать поставленной цели обусловлена воображением и зависит от способности сформулировать, представить себе цель. Для этого надо научиться мысленно представлять себе не только цель, но и конкретные способы ее достижения.
Мышление детей развивается во взаимосвязи с их речью. К 6 годам у ребенка достаточно хорошо развита речь. А к 4 классу словарный запас насчитывает примерно 3500 - 4000 слов.
Одним из важнейших индивидуальных свойств ребенка является тип темперамента. Если его не учитывать в учебно-воспитательном процессе, то педагогу будет труднее раскрыть его уникальность и найти к нему индивидуальный подход. [6,7]
Выделяют несколько типов темперамента:
Учителю следует помнить также о том, что у каждого ребенка свой тип личности. [2]
Выделяют:
Индивидуально-психологические особенности учащихся учитываются при выборе и применении отдельных методов и приемов обучения, при дозировке домашних заданий. Методы обучения должны быть различными, варьировать в зависимости от индивидуальных особенностей ученика. Например, фронтальную работу с классом и индивидуальную работу с отдельными учениками можно использовать как вместе, так и раздельно.
В настоящее время педагоги пытаются найти оптимальное сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм учебных занятий.
Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке:
При сочетании всех трех форм учебных занятий одни и те же вопросы программы в зависимости от подготовленности учащихся, их индивидуальных особенностей и темпов работы школьники изучают с различной полнотой и глубиной. Так, отдельные группы учащихся некоторые разделы программ изучают по разным источникам, решают качественно различные задачи на одно и то же правило, получают различную дозу домашних заданий. В порядке индивидуальной работы ученики изучают дополнительную литературу, выполняют специальные задания и дополнительные упражнения.
Практика показывает, что многие одаренные (способные) ученики выполняют одинаковые со всеми задания и не могут использовать свой потенциал, свои знания в полной мере. Это свидетельствует о том, что многие учителя не применяют в своей работе принцип индивидуального подхода. Они ориентируются на среднего ученика. [4]
Одной из индивидуальных особенностей младшего школьника является мышление. В начальной школе у детей преобладает наглядно-образный тип мышления. Они легче усваивают материал с применением иллюстраций или настоящих предметов.
При поступлении в школу у детей начинается перестройка познавательных процессов. Именно младший школьный возраст считается наиболее продуктивным для развития логического мышления. С 1 класса дети активно включаются в новые виды деятельности и учатся строить межличностные отношения. [5]
Мною была проведена методика «Исключение лишнего», целью которой является исследование уровня логического мышления, операций анализа, обобщения и сравнения. В нем участвовали 20 учеников 1 класса. Им были даны 12 карточек с несколькими картинками. В каждой из них было необходимо найти картинку, которая не подходит (лишнее) и вычеркнуть ее. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Высокий уровень: 8-12 баллов; средний уровень: 5-7 баллов; низкий уровень: менее 5 баллов.
Результаты методики:
Высокий уровень – 65%;
средний уровень – 15%;
низкий уровень – 20%.
Таким образом, низкий уровень получили больше учеников, чем средний. Это говорит нам о том, что некоторые дети либо ленятся выполнять задание качественно, либо у них плохо развито логическое мышление.
Заключение.
В числе индивидуальных особенностей, на которые надо опираться учителю, чаще других выделяются: восприятие, мышление, память, речь, характер, темперамент, а также тип личности. Знание индивидуальных особенностей позволяет предвидеть возникновение возможных конфликтных ситуаций как на уроке, так и на перемене.
Индивидуальный подход дает возможности для развития творческой, всесторонне развитой личности. Учитель, в свою очередь, освобождается от шаблона в обучении и старается понять, что мешает максимальному развитию успеха школьников, а раскрыть потенциальные возможности детей.
Таким образом, основными задачами индивидуального подхода в обучении является удовлетворение потребностей и сильных, и слабых учащихся с учётом индивидуальных качеств каждого.
Рецензии:
8.06.2022, 11:25 Рукавишникова Екатерина Леонидовна
Рецензия: Рукавишникова Е.Л.-к.пед.наук. Отзыв: Представленная статья-это часть большой работы, но вырванный из этой работы и смонтированный материал очень спорный. 1. Зачем младшим школьникам навешивать ярлыки: сангвиник-халерик, интроверт-экстроверт и т.д. В этом возрасте нет таких устойчивых градаций. У взрослого человека эти характеристики тоже плавающие по ситуации. 2. Эксперимент проведен по определению логического мышления. Как результат может повлиять на индивидуальный подход учителя к школьнику? 3. Формы организации учебной деятельности на уроке отлично сформулированы. Дайте мне пример как это реализуется С Ваней на конкретном уроке. Например, я -молодой педагог, я хочу использовать Ваш опыт и методику. А в статье только общие фразы. Пишем статьи не для передачи опыта, а для чего? Статья рекомендуется к печати с доработкой.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий