Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления
Поделиться:
Разделы: Педагогика
Размещена 08.06.2022. Последняя правка: 17.06.2022.
Просмотров - 252

Дидактические условия реализации индивидуального подхода в процессе обучения младших школьников

Горбачева Алина Денисовна

бакалавриат

Мурманский арктический государственный университет

студент

Тишулина Светлана Глебовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Мурманский арктический государственный университет


Аннотация:
Для современного школьного обучения типично противоречие между массовостью школы и потребностями отдельных индивидов. Распространено мнение, что уменьшение количества учащихся в классе улучшает возможности индивидуального подхода к каждому ученику. Но довольно часто встречаются случаи, когда в классе с относительно малым числом учащихся возможности индивидуализации обучения не используются. Данная проблема является актуальной и влияние индивидуального подхода в процессе обучения на формирование личности приобретает особое значение.


Abstract:
For modern schooling, the contradiction between the mass character of the school and the needs of individual individuals is typical. It is widely believed that reducing the number of students in the classroom improves the possibilities of an individual approach to each student. But quite often there are cases when in a class with a relatively small number of students, the possibilities of individualization of learning are not used. This problem is relevant and the influence of an individual approach in the learning process on the formation of personality is of particular importance.


Ключевые слова:
индивидуальный подход; младший школьник

Keywords:
individual approach; junior high school student


УДК 37.026

Введение.

Успешность усвоения учебного материала зависит не только от психологических особенностей школьника, но и от того как учитель преподносит информацию, от его отношения к каждому учащемуся. Учителю необходимо изучить сильные и слабые стороны каждого ученика, чтобы знать какие формы, методы и средства педагогического воздействия применять на уроке.

Актуальность. Индивидуальный подход рассматривается как один из важнейшихпринципов обучения. Он состоит в изучении личности каждого ученика и его индивидуальных особенностей. Целью индивидуализации обучения является развитие всесторонне развитой личности, раскрытие ее таланта, а также ее творческих и мыслительных способностей.

Изучив способности и склонности обучающихся, учителю необходимо подобрать методы и формы работы для каждого ученика, давать задания по уровню знаний.

Принцип индивидуального подхода помогает разглядеть потенциальные возможности и ближайшие перспективы развития младшего школьника.

Новизна исследования состоит в том, что в работе была применена методика «Исключение лишнего» по изучению уровня логического мышления, в которой принимали участие ученики 1 класса.

Цель работы заключается в изучении дидактических условий применения индивидуального подхода к младшим школьникам, посредством экспериментального исследования.

Задачи исследования:

  1. Изучить теории индивидуального подхода педагогов разного времени.
  2. Рассмотреть индивидуально – психологические особенности учащихся.
  3. Провести методику «Исключение лишнего».

Основная часть.

Индивидуальный подход – это важный психолого-педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка. Данный подход подчеркивает необходимость знания не только возрастной, но и индивидуальной психологии. Это является доминирующим качеством педагога, работающего в области индивидуального обучения и воспитания. Индивидуальный подход является активным, формирующим, развивающим принципом, направленный на творческое развитие индивидуальности ученика. Поэтому помимо типа темперамента педагог должен учитывать и другие индивидуальные особенности своих учеников. В процессе индивидуального обучения диагностируются потенциальные возможности, ближайшие перспективы развития воспитуемого. Восприятие, мышление, память, речь, характер, темперамент, воля являются важнейшими индивидуальными особенностями, на которые учителю необходимо опираться в процессе обучения младших школьников. [1]

Основные цели индивидуального подхода, обеспечивающие повышение эффективности образовательного процесса:

  1. Обучающая цель – повышение уровня знаний, умений и навыков каждого ученика в отдельности, углубление и расширение знания учащихся исходя из их интересов и индивидуальных особенностей.
  2. Развивающая цель – формирование и развитие логического мышления, творческой активности.
  3. Воспитывающая цель – учитель должен стараться учитывать имеющиеся познавательные интересы, а также пробуждать новые. Индивидуализация обладает дополнительными возможностями вызвать у детей положительные эмоции, благотворно влиять на их учебную мотивацию и отношение к учебной работе.

Главной целью индивидуального подхода является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, воспитание такого человека, который станет неповторимой и уникальной личностью.

Индивидуальный подход является одним из главных принципов педагогики, о котором писали педагоги разного времени. Данный принцип в 17 веке отметил в своем труде "Великая дидактика" Я.А. Коменский. Он впервые дал теоретическое обоснование общеклассной работе на уроке в сочетании ее с индивидуальной и выступил против того, что школа подводит всех учеников под один шаблон. Коменский верил в природные силы детей и считал, что все могут успешно учиться, несмотря на то, что все разные.

Об индивидуальном подходе в обучении писал и выдающийся советский педагог А.С. Макаренко, по мнению которого реализация индивидуального подхода немыслима без глубокого изучения целостной личности воспитанника. Он считал, что в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка, что является главным в индивидуальном подходе к детям. Поэтому у каждого ребенка прежде всего нужно выявить положительные стороны характера и поступков и на их основе укреплять в нем уверенность в собственные силы и возможности. С самого раннего возраста воспитание должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, активность, инициативу, жизнерадостность и оптимизм.  [8]

По мнению Н.И. Пирогова, большое значение при осуществлении индивидуального подхода, имеет личность самого учителя. Он подчеркивал роль педагогического мастерства. Каждый педагог должен обладать умением найти нужные методы обучения, соответствующие возрасту и развитию ребенка. Николай Иванович был озабочен развитием у учителей внимательного, чуткого отношения к учащимся. Он требовал, чтобы педагоги выясняли при каких обстоятельствах, ребенок совершил тот или иной поступок.

Психологические исследования показали, что ребенок, если его индивидуальность не принимается во внимание учителем, не имеет учебно-познавательных мотивов и постепенно теряет интерес к учению. В дальнейшем он перестает делиться своими мыслями, участвовать в диалоге, выполнять творческие работы, часто бывает в дурном настроении и использует любой повод не ходить в школу.

Индивидуализация обучения предполагает собой дифференциацию учебного материала, то есть разработку систем заданий различного уровня трудности и объема с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика. Это поможет каждому ребенку чувствовать себя успешным, а также даст возможности для полноценного развития его личности. [3]

Ведущими способами изучения индивидуальных особенностей младших школьников являются регулярные систематические наблюдения за учениками, индивидуальные и групповые беседы на заранее придуманную тему, вспомогательные учебные задачи и анализ способов рассуждений ученика, специальные задачи, связанные с положением ребенка в коллективе, его позицией в группе. Главное заключается в том, чтобы всесторонне изучить ребенка и больше обращать внимание на его положительные качества. В этом состоит понимание индивидуального подхода.

Индивидуализация обучения означает реализацию принципа индивидуального подхода в обучении, когда оно строится с учетом индивидуально-психологических особенностей ученика.

Память у младших школьников непроизвольная.  В начальной школе дети легче запоминают то, что производит эмоциональное впечатление и включено в его активную деятельность, то есть с чем ребенок непосредственно взаимодействовал. В этом возрасте ребенок начинает овладевать приемами запоминания. Первоначально младшие школьники пользуются самыми простыми способами - длительным рассматриванием материала и многократным его повторением по частям. Младшие школьники лучше запоминают наглядный материал и значительно хуже - словесный.

К началу младшего школьного возраста ребенка характеризует достаточный уровень развития восприятия. Дети, пришедшие в школу, не только способны различать цвета, формы, величину предметов и их пространственное положение, но могут и правильно соотнести предметы по их определенным характеристикам, изобразить простейшие геометрические формы и раскрасить их в необходимый цвет.

Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограниченно по объёму. Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями и, прежде всего с мотивацией учения. Современные психологи отмечают увеличение детей 6-7 лет, которые имеют проблемы с вниманием: они не способны произвольно его удерживать в течение урока и даже выполнения какого-либо задания. Некоторые дети утомляются крайне быстро: уставший ребенок начинает зевать, становится сонным.

Воображение является познавательной функцией ребенка, которой он активно пользуется. Ребенок может сочинить сказку или придумать рассказ по картине. Воображение имеет большое значение для учебной деятельности. Произвольность, или способность следовать поставленной цели обусловлена воображением и зависит от способности сформулировать, представить себе цель. Для этого надо научиться мысленно представлять себе не только цель, но и конкретные способы ее достижения.

Мышление детей развивается во взаимосвязи с их речью. К 6 годам у ребенка достаточно хорошо развита речь. А к 4 классу словарный запас насчитывает примерно 3500 - 4000 слов.

Одним из важнейших индивидуальных свойств ребенка является тип темперамента. Если его не учитывать в учебно-воспитательном процессе, то педагогу будет труднее раскрыть его уникальность и найти к нему индивидуальный подход. [6,7]

Выделяют несколько типов темперамента:

  1. Холерик говорит громко и быстро, но со сбивчивыми интонациями, сильно подвижной выразительной мимикой. Если ярко выраженный холерик сидит за партой, он всегда готов вскочить; если выполняет интересную или важную для него работу, он - весь внимание, все его мысли, эмоции, движения сконцентрированы на ней. Но потом ребенок испытывает упадок сил и, пока не восстановит их, организовать его очень трудно. Во время занятия постоянно меняет позу. Непрерывно разговаривает с другими ребятами. На любой вопрос учителя готов ответить не подумав, и поэтому часто отвечает невпопад. Почти никогда не сидит на месте, готов все время бегать, затевать потасовки с ребятами. В досаде и раздражении очень вспыльчив, легко вступает в драку. Для него характерно веселое, жизнерадостное, быстро меняющееся настроение.
  2. Сангвиник говорит громко, быстро, отчетливо, сопровождает речь выразительными жестами и мимикой. Он весел, энергичен, деловит. Необходимо постоянно поддерживать интерес сангвиников. Если им скучно, они начинают заниматься посторонними делами. Напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет. На уроках учащиеся с таким типом темперамента очень непоседливые. Часто тянут руку, разговаривают с соседом. Очень впечатлительны, легко увлекаются и эмоционально рассказывают о полученных впечатлениях. На занятиях живо реагируют на все новое, интересное. Но их увлечения не всегда постоянны и устойчивы - увлекшись новым делом, легко охладевают к старому. Сангвиники не любят кропотливых занятий, наоборот, им нравится деятельность, которая позволяет быстро добиться результата. Получив замечание, они могут очень расстроиться, даже расплакаться. Однако очень быстро забывают об этом. Они быстро привыкают к новой обстановке, новым требованиям. Легко идут на контакт со сверстниками, являются активным членами детского коллектива, всегда находятся в окружении ребят.
  3. Речь флегматика спокойна, равномерна, без резко выраженных эмоций, жестикуляции, мимики. Он говорит длинно и рассудительно. Ему свойственна мягкость, медлительность, лень. Флегматик больше выражает собой склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Его отличает неторопливость и спокойствие. Отвечает на вопросы не сразу и без какой-либо живости. Если не знает точного ответа на вопрос, предпочитает промолчать. На уроках они обычно сидят спокойно, не вертятся за партой, не толкают соседей, редко поднимают руку. Он не избегает дополнительной умственной нагрузки, даже если много занимается. Редко его можно увидеть усталым. Окружающие всегда стараются его взбодрить и развеселить. Он добродушен, очень редко выходит из себя, его трудно рассердить и развеселить.
  4. Меланхолик обладает слабой неритмичной речью, иногда снижающейся до шепота. Он стеснителен, застенчив, малоактивен, робок и необщителен. Внешне ребенок спокоен, но беседы с родителями, близкими помогут узнать, что он сильно переживает из-за неудач. На занятиях спокоен, не вскакивает, не кричит. Сидит всегда в одной и той же позе. Постоянно что-нибудь держит и вертит в руках. Когда учитель делает ему замечание, долго сидит расстроенный и подавленный. Отвечает медленно и неуверенно. Если учитель перебивает его во время ответа, то он сразу смущается, голос его становится тихим. Если при выполнении какого-то задания встречаются трудности, он теряется, из-за чего не доводит работу до конца.

Учителю следует помнить также о том, что у каждого ребенка свой тип личности. [2]

Выделяют:

  • Экстраверт – дружелюбные, открытые, оптимистичные, искренние люди. В компании они чувствуют себя комфортно, а в одиночестве им скучно. В окружении людей экстраверты становятся очень энергичными и веселыми. Они способны совершить любой поступок, чтобы оказаться в центре внимания. Такие люди не любят письменных видов работ и всячески избегают их, часто не доделывают. Они испытывают потребность постоянно реализовывать новые учебно-речевые ситуации, а при повторении материала начинают скучать.
  • Интроверт - человек замкнутый, склонный к одиночеству, но в тоже время любит иногда пообщаться. Такие люди являются очень хорошими слушателями. Они часто погружаются в себя, поэтому испытывают трудности в установлении контактов с другими людьми. Интроверт чаще всего спокоен, уравновешен, миролюбив. Он ценит этические нормы, любит строить планы на будущее, не поддается мгновенным импульсам, пессимистичен. Он не любит эмоций и придерживается установленного порядка в жизни, а также строго контролирует свои чувства и редко ведет себя агрессивно. Интроверты больше любят работать с книгой, выполнять письменную работу. Стремятся не только набросать план устного высказывания, но и полностью его записать. Они испытывают дискомфорт в новых для них ситуациях, а на этапе повторения, при реализации тех типов ситуаций, в которых у них накопился опыт общения, чувствуют себя довольно уверенно, творчески решают задачи.
  • Амбиверт - человек, которому свойственны проявления поведения и интроверта, и экстраверта. Эти люди могут проявлять себя как очень общительными, так и тихонями. В школе они могут выполнять работу как самостоятельно, так в группе. Но в коллективе занимает второстепенную роль. Ему проще подчиняться, чем самому быть лидером. Он планирует каждое свое действие и обдумывает его перед принятием решения. Амбиверт достаточно усидчив, но периодически ему стоит давать разрядку и возможность сменить обстановку.

Индивидуально-психологические особенности учащихся учитываются при выборе и применении отдельных методов и приемов обучения, при дозировке домашних заданий. Методы обучения должны быть различными, варьировать в зависимости от индивидуальных особенностей ученика. Например, фронтальную работу с классом и индивидуальную работу с отдельными учениками можно использовать как вместе, так и раздельно.

В настоящее время педагоги пытаются найти оптимальное сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм учебных занятий.

Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке:

  1. Фронтальная форма организации учебной деятельности учащихся - вид деятельности, при которой все ученики класса под непосредственным руководством учителя выполняют общую задачу. При этом педагог проводит работу в едином темпе и стремится одновременно воздействовать на всех присутствующих.
  2. Индивидуальная форма организации работы учащихся предусматривает самостоятельное выполнение учеником одинаковых для всего класса задач без контакта с другими учениками, но в едином для всех темпе. Индивидуальной задачей может быть работа с учебником, справочником, словарем, написание реферата, эссе и т.д.
  3. Групповая форма организации учебной деятельности учащихся предусматривает создание небольших по составу групп в пределах одного класса. Это может быть парная, кооперативно-групповая, дифференцированно-групповая, индивидуально-групповая форма взаимодействия учащихся на уроке.

 

При сочетании всех трех форм учебных занятий одни и те же вопросы программы в зависимости от подготовленности учащихся, их индивидуальных особенностей и темпов работы школьники изучают с различной полнотой и глубиной. Так, отдельные группы учащихся некоторые разделы программ изучают по разным источникам, решают качественно различные задачи на одно и то же правило, получают различную дозу домашних заданий. В порядке индивидуальной работы ученики изучают дополнительную литературу, выполняют специальные задания и дополнительные упражнения.

Практика показывает, что многие одаренные (способные) ученики выполняют одинаковые со всеми задания и не могут использовать свой потенциал, свои знания в полной мере. Это свидетельствует о том, что многие учителя не применяют в своей работе принцип индивидуального подхода. Они ориентируются на среднего ученика. [4]

Одной из индивидуальных особенностей младшего школьника является мышление. В начальной школе у детей преобладает наглядно-образный тип мышления. Они легче усваивают материал с применением иллюстраций или настоящих предметов.

При поступлении в школу у детей начинается перестройка познавательных процессов. Именно младший школьный возраст считается наиболее продуктивным для развития логического мышления. С 1 класса дети активно включаются в новые виды деятельности и учатся строить межличностные отношения. [5]

Мною была проведена методика «Исключение лишнего», целью которой является исследование уровня логического мышления, операций анализа, обобщения и сравнения. В нем участвовали 20 учеников 1 класса. Им были даны 12 карточек с несколькими картинками. В каждой из них было необходимо найти картинку, которая не подходит (лишнее) и вычеркнуть ее. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Высокий уровень: 8-12 баллов; средний уровень: 5-7 баллов; низкий уровень: менее 5 баллов.

Результаты методики:

Высокий уровень – 65%;

средний уровень – 15%;

низкий уровень – 20%.

Таким образом, низкий уровень получили больше учеников, чем средний. Это говорит нам о том, что некоторые дети либо ленятся выполнять задание качественно, либо у них плохо развито логическое мышление.

Заключение.

В числе индивидуальных особенностей, на которые надо опираться учителю, чаще других выделяются: восприятие, мышление, память, речь, характер, темперамент, а также тип личности. Знание индивидуальных особенностей позволяет предвидеть возникновение возможных конфликтных ситуаций как на уроке, так и на перемене.

Индивидуальный подход дает возможности для развития творческой, всесторонне развитой личности. Учитель, в свою очередь, освобождается от шаблона в обучении и старается понять, что мешает максимальному развитию успеха школьников, а раскрыть потенциальные возможности детей.

Таким образом, основными задачами индивидуального подхода в обучении является удовлетворение потребностей и сильных, и слабых учащихся с учётом индивидуальных качеств каждого.

Библиографический список:

1. Афанасьева А.И. Проблемы реализации индивидуального подхода на уроках в начальной школе [Текст] / А.И. Афанасьева // Новая наука: проблемы и перспективы, 2015. - №5-1. – с. 3-5.
2. Гайирбекова Д.Г. Интроверты и экстраверты [Текст] / Д.Г. Гайирбекова // Мировая наука, 2020. – №2(35). – с.42-44.
3. Катунина С.В. Индивидуализация процесса обучения младших школьников [Текст] / С.В. Катунина // Педагогический поиск, 2019. – №5. – с. 24-29.
4. Копылова О. В. Индивидуализация обучения одаренных младших школьников: методические рекомендации для учителей начальных классов [Текст] / О.В. Копылова // калининградский вестник образования, 2019. - №2. – с.17-22.
5. Куркова Д.Н. Психологические и возрастные особенности младших школьников [Текст] / Н.Д. Куркова // Преемственность в образовании, 2021. - №28(3). – с. 355-362.
6. Малая Ю.А. Развитие логического мышления младших школьников в процессе моделирования на уроках окружающего мира [Текст] / Ю.А. Малая // Вопросы педагогики, 2021. - №6-1. – с.243-250.
7. Мурсалова М.А., Ногерова М.Т. Тип темперамента младшего школьника и его влияние на процесс обучения и воспитания [Текст] / М.А. Мурсалова, М.Т. Ногерова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2015. - №44. – с. 51-55.
8. Смирнова Ю.А., Пахомова Е.И. Индивидуальный подход в образовании в трудах отечественных педагогов [Текст] / Ю.А. Смирнова, Е.И. Пахомова // Научный альманах, 2017. – №1-2 (27). – с. 207-209.




Рецензии:

8.06.2022, 11:25 Рукавишникова Екатерина Леонидовна
Рецензия: Рукавишникова Е.Л.-к.пед.наук. Отзыв: Представленная статья-это часть большой работы, но вырванный из этой работы и смонтированный материал очень спорный. 1. Зачем младшим школьникам навешивать ярлыки: сангвиник-халерик, интроверт-экстроверт и т.д. В этом возрасте нет таких устойчивых градаций. У взрослого человека эти характеристики тоже плавающие по ситуации. 2. Эксперимент проведен по определению логического мышления. Как результат может повлиять на индивидуальный подход учителя к школьнику? 3. Формы организации учебной деятельности на уроке отлично сформулированы. Дайте мне пример как это реализуется С Ваней на конкретном уроке. Например, я -молодой педагог, я хочу использовать Ваш опыт и методику. А в статье только общие фразы. Пишем статьи не для передачи опыта, а для чего? Статья рекомендуется к печати с доработкой.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх