Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Педагогика
Размещена 16.06.2022. Последняя правка: 15.06.2022.
Просмотров - 1051

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ УЧАСТИЯ В РОССИЙСКОМ ДВИЖЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Попова Ольга Игоревна

Мурманский Арктический Государственный Университет

студент

Черник Валерий Эдуардович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Мурманский Арктический Государственный Университет


Аннотация:
В статье предоставлен анализ психолого-педагогической проблемы развития социальной активности младшего школьника посредством участия в Российском движение школьников, понятие социальной активности личности, особенности развития социальной активности младших школьников, выявлен уровень развития социальной активности младшего школьника.


Abstract:
The article provides an analysis of the psychological and pedagogical problem of the development of social activity of younger schoolchildren through participation in the Russian movement of schoolchildren, the concept of social activity of the individual, the features of the development of social activity of younger schoolchildren, the level of development of social activity of younger schoolchildren is revealed.


Ключевые слова:
социальная активность; младший школьник; Российское движение школьников; развитие; активность

Keywords:
social activity; junior high school student; Russian movement of schoolchildren; development; activity


УДК 37.035.2

Актуальность исследования. В настоящее время развитие социальной активности младших школьников является одной из важнейших задач современного образовательно-воспитательного процесса, так как раньше в процессе формирования социальной активности, педагоги большее внимание уделялось подросткам, нежели младшим школьникам.

Цель исследования – выявить, теоретически обосновать и апробировать условия развития социальной активности младших школьников посредством участия в Российском движении школьников.

Объект исследования: процесс формирования социальной активности младших школьников посредством участия в Российском движении школьников.

Предмет исследования: условия успешности развития социальной активности младших школьников посредством участия в Российском движении школьников.

В начале исследования была выдвинута гипотеза: развитие социальной активности младших школьников посредством участия в Российском движении школьников может быть более успешным, если будут реализованы следующие условия:

1) учет возрастных отличительных черт младших школьников

2) регулярность в работе с младшими школьниками

3) гуманистический характер межличностных взаимоотношений обучающихся, а так же педагога в условиях коллективной деятельности.

Цель, предмет, объект и выдвинутая гипотеза определили необходимость последовательного решения следующих задач исследования:

1) охарактеризовать сущность социальной активности младших школьников, как психолого-педагогического феномена;

2) раскрыть особенности развития социальной активности современных;

3) выявить педагогический потенциал Российского движения школьников как драйвера развития социальной активности младших школьников;

4) выявление уровня развития социальной активности младших школьников;

5) анализ результатов опытно-экспериментальных работы.

Научная новизна:

- определена совокупность принципов формирования социальной активности младших школьников: ориентации на личность обучающегося; включенности обучающихся в настоящие социально значимые отношения; уточнено определение понятия «социальная активность» применительно к младшему школьному возрасту, разработаны его структурные элементы в становлении младшего школьника как субъекта социальной активности;

- установлены, а так же опытным путем  проверены педагогические условия и практико-ориентированные средства формирования социальной активности младших школьников в условиях школы.

Для современной педагогической науки проблема развития социальной активности подрастающего поколения является особенно важной, а так же постоянно находится в центре интереса общества и страны. Непосредственно социальная активность является одним из основных качеств личности, которая формируется в деятельности, отличающейся общественно-значимыми мотивами и дающей социально значимый результат.

Модернизация системы отечественного образования в качестве одной из задач школы ставит развитие социально активной личности, способной плодотворно жить в современных условиях и преобразовывать их, самостоятельно принимать верные, жизненно важные решения, позитивно само реализовываться в основных сферах жизнедеятельности.

Обучение в начальной школе является первой ступенью в формировании качеств активной, самостоятельной, инициативной, ответственной, творческой личности, проявляющейся в социально значимых  видах деятельности. В начальных классах еще невозможно достичь развития человека как полноценного субъекта социальной деятельности, однако значительные предпосылки данного процесса могут быть сформированы ранее в младшем школьном возрасте.

С проблемой активности можно столкнуться в процессе изучения самых разнообразных явлений действительности. Существуют общие признаки, которые составляют основу данного понятия. Следует отметить, что вследствие существования разных подходов к осмыслению сути активности, этот термин применяется очень широко. Так, ряд специалистов (В. Боровик, А. Ильин, Е. Геллер и другие) понимают активность как любую деятельность, жизнедеятельность и взаимодействие вообще.

Одним из первых исследователей, который обратил внимание на социальную активность как на важную характеристику личности, был С.Л. Рубинштейн. Он различал понятия «активность» и «деятельность», и через понятие «активность» проявлял зависимость личности и ее деятельности, от общественных отношений, а также зависимость ее сознания от деятельности.

Принцип развития обогащается мыслью о том, что личность не просто развивается через общественную деятельность, а осуществляет ее активно, творчески. Активность разных личностей порознь соотносится с их деятельностью. Когда речь идет об активности личности, то имеют в виду меру ее участия в общественной жизни. Активная- это максимально действующая личность.

Фундамент изучения социальной активности был заложен в деятельностном подходе А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, согласно которому человек приобретает личностные качества вследствие взаимодействия с социальной средой. Личность развивается в деятельности, совершенствуя виды деятельности, формирует в себе новые качества. Из этого следует, что чем больше человек имеет социальных отношений, направленных на общественно-полезную деятельность, тем увереннее можно говорить о наличии у него социальной активности. 

Рассматривая активность как характеристику творческой деятельности, Т. Лапина отмечает, что социальная активность выражается в ярком, творческом исполнении субъектом функций в процессе осуществления той или иной деятельности. П. Кряжев связывает активность с понятием самодеятельности. По его мнению, активность – это свободная деятельность, не навязанная внешне, а внутренне необходимая для человека. Э. Ануфриев считает, что социальная активность характеризует деятельность человека не столько со стороны ее содержания, сколько со стороны интенсивности.

Следует обратить внимание на следующие обстоятельства. Во-первых, социальное поведение личности – это степень ее активности в социальной среде, в союзах, организациях. Во-вторых, личность проявляется в деятельности в социальной среде. Этим определяется ее образ жизни. Утверждается, что активная и творческая деятельность представляет собой наиболее полное выражение социальной природы ее свободно развитой индивидуальности. Творческая активность – это не только атрибут общественно ценной деятельности, но и форма самовыражения и самоутверждения личности. И.  Кузьминков и Л. Новикова ведут речь о том, что личность утверждает себя через активную деятельность в одной или нескольких областях социальной жизни. Социальная активность и ее конкретные проявления обусловлены социальными отношениями.

Итак, опираясь на результаты проведенного теоретического анализа, можно сформулировать следующие выводы. Активность личности следует рассматривать как личное состояние или относительно устойчивое свойство, которое проявляется в высоком уровне интенсивности реализации поведения, деятельности или любого взаимодействия, исходя из внутренней инициативы самого человека.

Формирование социально активного лица - одна из важнейших задач, стоящая перед средней общеобразовательной школой. [3, с. 74].

Нам импонирует определение социальной активности тех авторов, которые трактуют социальную активность одновременно как явление, состояние и отношение субъекта к явлениям объективного мира; что явление социальной активности можно характеризовать как качественно-количественную определенность, то есть в единстве своих качественных характеристик и количественных параметров. Социальная активность - это особая деятельность по собственному желанию, по собственной инициативе, которая направлена на” творческое " взаимодействие с окружающей средой, освоение и изменение его и самой себя [1, с. 150].

С точки зрения содержания понятия "социальная активность" прежде всего может рассматриваться как явление. Тогда она - самодеятельность индивида (в отличие от деятельности как необходимости), предполагающая самостоятельные, инициативные, творческие действия и поступки личности. С этой точки зрения социальная активность имеет качественно-количественную определенность, количественные параметры: частотность самодеятельных действий и поступков, меру внешнего стимулирования и самостоятельности, инициативности, творчества и тому подобное.

Если рассматривать социальную активность как состояние, то она выступает интегральной качеством личности, что проявляется в ее социальной роли. В связи с этим возникает проблема определения “набора” необходимых первичных базовых социально-психологических качеств личности, представляющих собой потенциальные возможности формирования социальной активности как цели воспитательных усилий. [2, с. 172-177].

Рассматривая активность как отношение субъекта к внешнему миру, деятельности окружающих людей и самого себя, социальная активность проявляется в трех модальностях – позитивной, индифферентной и негативной. С отношением как модусом социальной активности связаны такие феномены межличностного взаимодействия, как идентификация партнеров, их общения, ценностно-ориентационная интеграция (или дезинтеграция) социальной группы, формирование смыслов совместной деятельности людей.

Критериями социальной активности младшего школьника выступают мотивы его деятельности, отношения к выполняемой работе и степень участия в ней. Младшие школьники проявляют положительный по направленности, но неустойчивый по характеру интерес к общественной работе. Начинающих учеников значительно в большей степени привлекают внешние атрибуты деятельности, чем содержание. В этом возрасте доминируют мотивы, связанные с желанием ребенка заслужить одобрение близкими взрослыми его действий (похвала, поощрение), познавательные мотивы (интерес к данному виду деятельности, желание приобрести новых умений и навыков), коллективистские (стремление оправдать доверие членов коллектива), коммуникативные (желание работать вместе с товарищами), эгоистичные.

Ценностные ориентации, как и мировоззрение лица, в младшем школьном возрасте лишь формируются. Поэтому оценивать социальную активность младших учеников по соответствующим общим критериям нельзя. Целесообразно использовать в данном случае как критерий степень развития нравственных отношений личности, свидетельствующие об отношении к коллективу, труду, окружающим людям. Совокупность таких отношений дает представление о ценностных ориентациях, которые формируются, и поэтому может быть использована для характеристики социальной активности.

Какие же факторы определяют развитие социальной активности учащихся начальных классов?

Поскольку круг общения младшего школьника небольшой, то совокупность основных факторов ограничивается семьей, школой, ученическим коллективом, уличным окружением. Все это составляет ту микросреду, где ребенок черпает свои представления об обществе, о нормах социальных отношений. В целом по интенсивности воздействия на этот процесс учитель находится на первом месте по сравнению с семьей, классным коллективом, средствами массовой информации, что определяется той специфической ролью, которую он выполняет на данном этапе. Педагог привлекает младших учеников к новым видам деятельности, учит планировать свой труд, координировать его с работой товарищей, подчиняться интересам коллектива, действовать самостоятельно и совместно. Он формирует необходимый обществу тип социального поведения, тщательно лелея ростки положительных качеств и тормозя развитие негативных. Именно поэтому в процессе формирования социальной активности на данном возрастном этапе одной из важнейших функций воспитательной работы учителя является, по нашему мнению, обучающая, то есть функция обучения деятельности.

В настоящее время главной целью обучения является не только организация эффективного обучения каждого ученика, но и формирование социальной активности и интереса в той или иной сфере деятельности. Для современной образовательной практики остается значимой проблема социализации и воспитания развивающегося человека. Исходя из этого, появляются вопросы, на которые необходимо ответить каждому кто прямо или косвенно относится к педагогическому процессу.

Российское движение школьников (РДШ) - Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация, деятельность которой направлена на воспитание подрастающего поколения, развитие детей на основе их интересов и потребностей, а также организацию досуга и занятости школьников. РДШ как государственно-общественная детско-юношеская организация 311 для всех школьников страны является важной составляющей системы воспитания образовательной организации в части воспитания высоконравственных, социально успешных граждан. 29 октября 2015 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал Указ № 536 «О создании общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» [4, с. 169-171].

Результаты:

На первом этапе работы проведено диагностическое исследование, с целью выявление уровня развития социальной активности младших школьников, по двум методикам: «Методика «Рукавички», с целью выявление уровня развития действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества. И «Методика определения общественной активности учащихся (составлена доцентом Е.Н. Степановым)». Результаты методик были следующими.

По методике «Рукавички» сотрудничества наблюдается у 67% обучающихся 1 класса, средний уровень развития сотрудничества – у 22% обучающихся 1 класса, низкий уровень развития сотрудничества наблюдается у 11% обучающихся 1 «Б» класса. Продуктивность совместной деятельности наблюдается у 78% обучающихся; умение договариваться, приходить к общему решению – у 83% обучающихся; взаимный контроль по ходу выполнения деятельности – у 83% обучающихся; взаимопомощь по ходу рисования – у 89% обучающихся и позитивное отношение к совместной деятельности наблюдается у 95% обучающихся 1 «Б» класса.

По методике определения общественной активности учащихся в экспериментальной группе: Высокая (организаторская) у 10 % респондентов, хорошая (активно-исполнительская) у 50 % респондентов, средняя (пассивно-исполнительская) у 40 %. Показатели в контрольной группе: Высокая (организаторская) у 20 % респондентов, хорошая (активно-исполнительская) у 60 % респондентов, средняя (пассивно-исполнительская) у 20 % респондентов.

Заключение:  Опираясь на результаты проведенного теоретического анализа, можно сформулировать следующие выводы. Активность личности следует рассматривать как личное состояние или относительно устойчивое свойство, которое проявляется в высоком уровне интенсивности реализации поведения, деятельности или любого взаимодействия, исходя из внутренней инициативы самого человека. Конкретные проявления активности личности имеют свои качественные и количественные характеристики, проявляющиеся в актах поведения и деятельности. Выявление внутренних механизмов и индивидуальных особенностей в проявлениях активности личности предполагает познание способа их организации в конкретных актах поведения и деятельности. Движущими силами активности личности являются противоречия, которые возникают в процессе взаимодействия внутренних и внешних факторов.

Критериями социальной активности младшего школьника выступают мотивы его деятельности, отношения к выполняемой работе и степень участия в ней.

Российское движение школьников (РДШ) - Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация, деятельность которой направлена на воспитание подрастающего поколения, развитие детей на основе их интересов и потребностей, а также организацию досуга и занятости школьников. РДШ для всех школьников страны является важной составляющей системы воспитания образовательной организации в части воспитания высоконравственных, социально успешных граждан.

Во второй главе проведена опытно-экспериментальная работа. На первом этапе работы проведено диагностическое исследование, с целью выявление уровня развития социальной активности младших школьников, по двум методикам: «Методика «Рукавички»,с целью выявление уровня развития действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества. И «Методика определения общественной активности учащихся (составлена доцентом Е.Н. Степановым)».

Диагностика, проведенная после проведения эксперимента, показала, что уровень социальной активности у младших школьников имеет положительную динамику в экспериментальной группе, а в контрольной группе остался практически на том же уровне.

Библиографический список:

1. Ануфриев, Е.А. Социальная роль и активность личности [Текст] / Е.А. Ануфриев.- Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1971. – 152 с.
2. Бережная, И.Ф. Содержание категории «социальная активность» в психологии и педагогике [Текст] / И.Ф. Бережная, А.О. Зыкова // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2012. - №10 -2. - С. 171-177.
3. Дамаданова, Х.Д. Социальная активность у младших школьников [Текст] / Х.Д. Дамаданова // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики.- 2011.- №3. – 74 с.
4. Устав Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» // Российское движение школьников: [Электронный ресурс] Режим доступа: https://рдш.рф (Дата обращения: 11.01.2022)




Рецензии:

16.06.2022, 11:02 Рукавишникова Екатерина Леонидовна
Рецензия: Рукавишникова Е.Л. доцент, канд. пед.наук. Статья Поповой Ольги Игоревны "РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ УЧАСТИЯ В РОССИЙСКОМ ДВИЖЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ" очень своевременная и актуальная. Автор доказательно описал необходимость воспитывать в ребенке СОЦИАЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ. Мы-старшее поколение,помним это по своему участию в пионерской организации и понимаем, что социальная активность должна быть вписана на генном уровне в менталитет российского гражданина, чтобы не было разрыва между поколениями. Процесс привития социальной активности , в большей степени происходит в школе, в коллективе. Значит, высокие показатели социальной активности-это в том числе заслуга учителя. Не достаточно раскрыто в статье при помощи чего, какой программы или видов деятельности педагог добился разрыва в показателях контрольной и экспериментальной группах. Статья рекомендуется к печати

22.06.2022, 21:39 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Тема заявленная статьи является актуальной и своевременной. В работе отражена теоретическая и практическая значимость исследования. В теме статьи заявление термин "развитие", в объекте - формирование, в научной новизне автор снова говорит о формировании. Данные понятия не являются синонимами. Задача 2 требует корректировки (возможно автором не дописал текст). Статья выиграет, если результаты будут представлены наглядно в виде диаграммы. Если автор заявляет об эффективности проведенного эксперимента, то следует отразить его доказательность в виде результатов контрольного этапа исследования. Во второй главе проведена опытно-экспериментальная работа - необходимо обратить внимание на данную формулировку. Наверняка автор имел ввиду 2 главу студенческой работы. По методике определения общественной активности учащихся автор представляет результаты контрольной и экспериментальной группы, в то время как по методике «Рукавички» отражены результаты по всей выборке. педагогические условия и практико-ориентированные средства, заявленные в научной новизне, не отражены в содержании статьи. Рекомендуется к публикации после доработки.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх