Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Педагогика
Размещена 14.06.2022. Последняя правка: 12.06.2022.
Просмотров - 1139

Становление позиции счастливого человека в младшем школьном возрасте

Горшеева Полина Николаевна

отсутсвует

Мурманский арктический государственный университет, г. Мурманск, Россия

2 курс, направление подготовки (профиль): Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Начальное образование. Тьюторство.

Черник Валерий Эдуардович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, ФГБОУ «Мурманский арктический государственный университет»


Аннотация:
В данной статье анализируется проблема счастья младших школьников в условиях современного образования, причастность учителя, как человека, который должен предоставить детям не только интеллектуальную подготовку, но и благоприятные условия учеников младших классов для комфортного и счастливого времени провождения в учебных учреждениях. А также раскрывается роль педагога в воспитании счастливого поколения.


Abstract:
This article analyzes the problem of the happiness of primary schoolchildren in the context of modern education, the involvement of the teacher, who should provide children not only with intellectual training, but also with favorable conditions for student's junior classes for a comfortable and happy time in educational institutions. And also, the role of the teacher in the education of a happy generation is revealed.


Ключевые слова:
гуманизация воспитательного процесса; счастье; позиция счастливого человека; педагогическая поддержка

Keywords:
humanization of the educational process; happiness; the position of a happy person; pedagogical support


УДК 373.31

Введение. Способность быть счастливым формируется в процессе всей жизнедеятельности, в ходе взаимодействия человека со всем окружающим миром. Большая вероятность для ребенка чувствовать себя счастливым в этом мире зависит от того, насколько богаче такое взаимодействие и насколько широко открывается мир для подрастающего человека.

Образовательное пространство выстраивается с опорой на уже имеющиеся достижения и новообразования:

  • рефлексивную деятельность учащихся;
  • личностный опыт школьников;
  • обогащение и создание условий для самоактуализации воспитанников, свободного проявления их личностной позиции;
  • освоение исследовательской компетентности участниками образовательного пространства, владение методом проектирования.

Весьма подробно проблема воспитания счастливого человека представлена в работах Ю.А. Афонькиной, Т.В. Кузьмичевой, Е. П. Павловой, В.Э. Черника, Н. Е. Щурковой и др.  В исследовании Ю.А. Афонькиной, Т.В. Кузьмичевой, В.Э. Черника представлен ретроспективный анализ взглядов российских педагогов на проблему счастья и воспитания счастливого человека [10]. Е. П. Павлова и Н. Е. Щуркова рассматривают процесс воспитания как профессионально организованное введение ребёнка в контекст общечеловеческой культуры, оснащающий его способностью жить на уровне культуры, воссоздавать её достижения и созидать новые материальные и духовные ценности [9].

Актуальность исследования проблемы становления позиции счастливого человека в младшем школьном возрасте обусловлена тем, что большинство учителей начальных классов ориентируют свою работу на развитие интеллектуальных способностей своих учеников, не включая проблему счастья в число своих приоритетов, поскольку не были разработаны определённые научно-теоретические представления о феномене счастья как цели учебно-воспитательной деятельности и педагогической ценности.

Цель исследования – создание условий для становления позиции счастливого человека в младшем школьном возрасте.

Задачи исследования:

1) Проанализировать теоретические подходы к исследованию проблемы становления позиции счастливого человека у младших школьников.

2) Определить, насколько ребёнок в младшем школьном возрасте чувствует себя счастливым.

3) Сформировать феликсологические идеи, направленные на становление позиции счастливого человека в младшем школьном возрасте.

4) Проверить эффективность проведенной работы по становлению позиции счастливого человека в младшем школьном возрасте.

Научная новизна. Моим личным вкладом в изучение данной проблематики послужила разработка анализа, который позволил мне выделить значимые для проводимого нами исследования идеи. Среди них, прежде всего, положение об образовательной организации как о «школе счастливых». Здесь определяются профессиональные операции, инструменты: смысл планируемого дела, предстоящего общения, новизны, личностного роста, собственной исключительной роли, которые смогут развить организацию обучения с точки зрения счастья.

Другая идея касается понимания счастья как социально-психологического феномена. Счастье является продуктом социальной жизни и предполагает проживание счастья отдельным человеком только в контексте его социальных отношений с другими людьми. Местонахождение и среда обитания счастья – это наша душа, личностная структура человека. Другого места у счастья нет.

Педагог способен влиять на счастье своих воспитанников уже тем, что он расширяет ценностное пространство личности ребенка, знакомя ребенка с миром во всех его значимых сторонах жизни, наделяя объекты жизни потенциальной ролью агентов счастья. Поэтому важно также философски воспринимать жизнь. Это значит обобщенно, выстраивая в сознании некий общий образ жизни, относиться к течению и содержанию реальной жизни, формулируя для себя общие принципы и правила жизни.

Наконец, выделим последнюю идею - способность быть счастливым. «Счастье» – категория педагогическая. В этом аспекте я хочу отразить, почему так важно воздействие педагога на формирование счастья у ребёнка. В системе воспитания детей счастье является педагогическим условием деятельностной активности ребенка, оно играет роль педагогического инструмента развития воспитанника, ведь только состояние счастья наделяет его высокой энергетикой, бодростью, способствует максимальному напряжению физических и духовных сил.

Формирование способности быть счастливым подразумевает одновременное наделение учащихся навыками саморегуляции, самоконтроля, самооценки и самовоспитания. Основной формой организации учебной деятельности является урок, на котором всем детям необходимо выполнять указания учителя, что и как делать, не отвлекаясь на посторонние вещи. Для успешной учебы необходимо иметь развитые познавательные интересы, достаточно широкий кругозор, но это не даст никакого результата, если ребенок несчастлив. Поэтому основная задача учителя состоит не в том, чтобы привести детей к общему знаменателю, а в том, чтобы сформировать у них собственную жизненную позицию с учетом их индивидуальных качеств, чтобы они смогли найти свое место в современном обществе и жизни.

Дидактическими условиями становления позиции счастливого человека в младшем школьном возрасте в процессе обучения являются выделение из повседневности счастливой сущности и обозначение его как счастья (оптимистическое отношение к жизни); благоприятная атмосфера в группе (настроение воспитанников, их отношение друг к другу, переживания – оказание помощи в общении, учебной деятельности); благоприятная атмосфера, которая оказывает положительное влияние на самоконтроль и самовоспитание младших школьников; коррекция негативного и поддержка позитивного (воздействие на самооценку, рефлексию).

Значение позитивных взаимоотношений педагога и ребенка очень велико, ведь младший школьник находится в большой эмоциональной зависимости от педагога. При отсутствии таких отношений возникает так называемый «эмоциональный голод» — потребность в положительных эмоциях, [4], впечатлениях и переживаниях; В узком смысле - «потребность в положительных эмоциях, вызываемых значимым человеком или референтной группой» [6].

Опасно довести до сознания ребёнка его объективное несчастье, но не менее опасно настойчиво убеждать ученика в том, что он счастлив навечно и должен быть таковым всегда. Открывая счастье жизни, которого ребенок ранее еще не видел, педагог открывает и путь к счастью, отмечая не только конечную цель, но и способы прохождения этого пути [7]. Поэтому учащимся необходимы нравственно-психологических занятия, которые бы выполняли насущную функцию - оснастить рядом жизненно ценных, важных и полезных умений.

Результаты. Мною было проведено анкетирование на базе МБОУ «СОШ №1» г. Кандалакша Мурманской области. В качестве респондентов выступили учащиеся третьих и четвёртых классов: 63 мальчика и 56 девочек. Им был представлен опросник счастья, состоящий из 15 вопросов и дана установка на выполнение инструкций, указанных в анкете. Составленная анкета выявляет, насколько ребёнок чувствует себя счастливым.

Во время анкетирования были заданы вопросы и представлены варианты ответы. Исходя из ответов на первый вопрос, младшие школьники, оценивая своё внутреннее состояние, больше всего чувствуют себя:

1) «я чувствую себя довольно счастливым»

2) «я очень счастлив»

3) «я невероятно счастлив»

4) «я не чувствую себя счастливым»

Второй вопрос был необходим для того, чтобы выявить на сколько младший школьник сейчас получает удовлетворение от жизни:

1) «меня удовлетворяет многое в моей жизни»

2) «некоторые вещи в жизни меня удовлетворяют»

3) «я полностью удовлетворен всем в своей жизни»

4) «ничто в моей жизни по-настоящему меня не удовлетворяет»

Последний вопрос способствовал выявлению у ребёнка наличия хороших воспоминаний:

1) «большинство произошедших со мной событий представляются мне счастливыми»

2) «у меня есть отдельные счастливые воспоминания»

3) «все происшедшее кажется мне чрезвычайно счастливым»

4) «у меня практически нет счастливых воспоминаний»

Уровень счастья младших школьников

Высокий

Выше среднего

Средний

Низкий

26 %

19 %

47 %

8 %

Удовлетворённость жизнью по мнению младших школьников

Очень довольны

Довольны

В восторге

Не испытываю удовлетворённости

26 %

51 %

16 %

7 %

Результаты анкетирования представлены в формате таблицы. Из нее можно увидеть, что дети в младшем школьном возрасте не считают себя очень счастливыми, большинство школьников удовлетворяет многое в их жизни, а также они находятся в зоне комфорта.

Заключение. Опыт социальной жизни и социальных отношений младший школьник чаще всего получает через участие в образовательном процессе. В этих условиях происходит формирование его позиции и выбор ценностных ориентаций. Для того чтобы говорить о детях как о счастливых людях, а о школе как о месте, где они смогут приобрести первые счастливые моменты, важно, чтобы педагог получал удовольствие от своей работы в первую очередь, в результате чего можно будет говорить о школе как месте феликсологической ориентации.

Подводя итог, хотелось бы предложить несколько вариантов решения поднятой в статье проблемы: воспитание счастливого человека – непрерывный процесс, нужно напоминать ребенку, что его любят, рассказывать ему о счастье, говорить о своем счастье и учить выражать свои чувства. Так будут реализованы все условия становления позиции счастливого человека в младшем школьном возрасте в процессе обучения.

Библиографический список:

1. Абраменко Е. В. Система позитивных отношений как позиция счастливого человека в младшем школьном возрасте / Е. В. Абраменко // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2011. – № 4(58). – С. 97-99.
2. Абраменко Е. В. Становление позиции счастливого человека в младшем школьном возрасте / Е. В. Абраменко // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2009. – № 6(40). – С. 103-106.
3. Леонтьев Д. А. К антропологии счастья: состояние благополучия и путь радости / Д. А. Леонтьев // Человек и его будущее: Соотношение новых технологий и возможностей человека. – Москва : Ленанд, 2012. – С. 118-131.
4. Мухина В.С. Психология детства и отрочества = учебник / В.С. Мухина. – Москва : Институт практической психологии, 1998. – 488 с.
5. Первушкина А. И. Применение принципов феликсологии в процессе педагогического общения / А. И. Первушкина // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. – 2015. – № 5(18). – С. 124-127.
6. Реан А.А. Психология детства: учебник. – СПб.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2003. – 368 с.
7. Семащенко С. Н. Становление позиции счастливого человека в младшем школьном возрасте / С. Н. Семащенко // Мир детства в современном образовательном пространстве : сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов. – Витебск : Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2016. – С. 82-85. – EDN JMESIC.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования 2010 г. (дата обращения: 15.04.22)
9. Щуркова Н.Е., Павлова Е.П. Воспитание счастьем, счастье воспитания / Н.Е. Щуркова, Е.П. Павлова. - 2004. - 160 с.
10. Chernik V. Pedagogy of happiness: A Russian view / V. Chernik, I. Afonkina, T. Kuzmicheva // Education Sciences. – 2021. – Vol. 11. – No 9.




Рецензии:

23.06.2022, 11:36 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Тема заявленной статьи достаточно интересная. Но есть ряд вопросов и замечаний: Цель исследования и содержание статьи разнятся, так как условия не прописаны. Задача 4 не решена, так как автор не представляет результаты контрольного этапа исследования. Можно ли делать выводы на основании одной анкеты (автор не указан)? На основании каких критериев были выделены уровни счастья? В научной новизне формулировка "разработка анализа" - как можно разработать анализ? Возможно автор имел ввиду провести анализ. Статья требует доработки.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх