студент-магистр
Казанский (Приволжский) Федеральный университет
студент
Галиуллин Марат Зуфарович, кандидат исторических наук, доцент ФГАОУ ВО Казанский (Приволжский) федеральный университет
УДК 327
Введение. Китайский ислам имеет тесную взаимосвязь с традиционными религиями. Однако, все же он прошел сложный путь адаптации к китайской цивилизации и рассматривается как религия этнических меньшинств. На сегодняшний день, Китай является самой густонаселенной страной в мире. В связи с этим в обществе этой страны возрастает большой интерес к культурной и общественно-политической жизни страны.
Актуальность работы. Происходит рост интереса к проблемам религии в интеллектуальных кругах КНР. В университетах Китая открываются новые факультеты религиоведения, где рассматриваются в основном социально-этические аспекты, которые связаны с укреплением роли религий в общественной жизни страны.
Целью статьи является анализ отношений между исламом и китайским государством.
Научная новизна. В статье рассматриваются культурные, общественные и политические сферы взаимоотношения мусульманских народов и власти, проживающих на территории Китая. Также делается попытка сопоставить исторические, географические, культурные и языковые факторы, которые определили характер отношений между китайской властью и мусульманами Китая.
Основная часть. Появление ислама на территории Китая относят к VII веку нашей эры, когда группа четырех сподвижников пророка Мухаммада посетила Китай для того, чтобы распространить и проповедовать новую религию. Согласно историческим преданиям, одним из сподвижников являлся Саад Ибн Абу Ваккас – дядя пророка Мухаммада по материнской линии. В 627 (651) году он прибыл в Кантон для проповеди тогда еще новой веры среди арабских торговцев. Император Китая Гаоцзун династии Тан оказал посланникам радушный прием. Позже император велел построить мемориальную мечеть в кантоне в память о пророке Мухаммаде. Эта мечеть является одной их старейших в мире, построенной в Китае. Постепенно ислам был официально представлен и утвержден в Китае в качестве новой религии и культуры. Вместе с тем, ислам также стал проникать в Китай и с северо-запада из Средней Азии вместе с торговцами, которые странствовали по Великому Шелковому пути.
Изначально ислам в Китае распространялся очень медленно через семью и передачу религиозных знаний следующим поколениям. Однако, после прихода внука Чингисхана – Хубилай хана и основания монгольской династии Юань в 1271 году, ислам стал широко распространяться на территории Китая [1, с. 13–23]. Огромная империя потомков Чингисхана раскинулась по всей Азии и включала в себя много персидских, арабских, а также центрально-азиатских территорий, населенных в основном мусульманами, которые присоединялись в монгольскую армию в качестве воинов и ремесленников. После военных действий множество мусульман заселились и осели на территорию Китая, в частности в регионах Запада, а иммиграция мусульман продолжалась на протяжении всего правления династии Юань. В то время, положение мусульман, занимающие должности в государстве и получавшие льготы налогообложения, было довольно высоким, даже выше чем положение китайского чиновничества.
При династии Мин (1368-1644) мусульмане лишились многих привилегий, началась ассимиляция и ограничения на смешанные браки. Дело в том, что рост религиозных сторонников обычно происходит через браки и передача знаний из поколения в поколение, а не через обращение в веру [2, с. 158]. Поэтому религиозная принадлежность к исламу в Китае связана с принадлежностью к этносу. В это время было сформировано несколько мусульманских общин, из которых со временем стали создаваться этно-религиозные группы, такие как уйгуры, хуэй, татары, таджики, узбеки, казахи, халка, сала, дунгане и баоане. Эти группы существуют и сейчас и расселились в основном в Западных провинциях и районах Китая, особенно в Синьцзяне. Их население, проживающее на территории Китая, насчитывает более 20 миллионов человек, что также и является численностью китайских мусульман. Для того чтобы поддержать свое существование в Китае, мусульманам пришлось пойти на многочисленные уступки традиционным религиям на территории страны, поскольку исламские догматы во многом отличались от конфуцианских и даоских норм.
Чтобы частично решить проблему, связанную с языком, во времена династии мин также совершается перевод на китайский язык священного Корана. Лидеры китайского мусульманства в это время провели революцию в системе образования – стали открываться новые школы при мечетях. Спустя некоторое время мусульмане в Китае начинают приспосабливать календарь мусульманских праздников к традиционному китайскому календарю [1, с. 87–111].
Однако огромные культурные противоречия ислама с другими традиционными верованиями китайцев существовали всегда. Основные представления китайцев о своей религии были больше суевериями и характеризовались плюрализмом, и вследствие этого либерализмом веры. А ислам представлял собой строгую монотеистическую доктрину со своим перечнем запретов и предписаний, которые должен соблюдать каждый мусульманин. И даже говоря о языке, арабский язык считался священным среди мусульман, поэтому и верующие, не знающие арабского языка, все равно должны были молиться на языке Корана. Кроме того, свинина в исламе считалась запретной едой и исключалась из рациона мусульман, в то время как для китайцев свинья являлась священным животным. Также и с алкоголем, который среди китайцев, не относившихся к буддийской общине, не имел никаких запретов, в отличие от запретов в исламе.
Ислам, так же, как и христианство, всегда был строг и обязателен. В то время как буддизм был направлен на нравственное самосовершенствование и медитации. Буддизм практически не имел никаких дел с вопросами политики, экономики и общественности, тогда как в исламе издавна существует всеобъемлющий свод законов, который охватывает все аспекты жизни мусульман, и называется шариатом. В странах, где ислам признан официальной государственной религией, принципы юриспруденции и правовые нормы основаны на законах шариата. Таким образом, культурные различия китайцев, исповедующих разные верования, являются довольно ощутимыми.
Ханьцы – это коренные жители Китая, подавляющее большинство населения которых и на сегодняшний день является самой большой этнической группой на территории КНР (около 92% населения). Говоря о географии Китая, то в настоящее время на его территории 10 млн из 20 мусульман проживают в одном из автономных округов Китая, который имеет границу с Россией, Монголией, Индией и Афганистаном. Как уже известно, отношения Китая с этими граничащими странами часто складывались непростым образом. До прихода к власти коммунистов в 1949 году в Синьцзяне не было ханьского населения, однако сейчас в этом районе 90% составляют уйгуры и только 5% ханьцы.
У Синьцзяна существует своя путь недолгая, но своя история независимости. Так в середине 18 века в этом районе создались уйгурами свои собственные царства, которые просуществовали достаточно долгое для такого района время. И перед приходом коммунистической власти уйгурские группировки дважды провозглашали независимость и создавали Восточную Туркестанскую Республику [3].
В 1955 году, сразу же после официального присоединения Синьцзяна к коммунистическому Китаю, мусульманские народы начали бороться за свою независимость с ханьцами, так как видели в них агрессивных чужаков. Одни восстания были мирными, однако другие постепенно начали превращаться в череду насилия с восстаниями, взрывами бомб и политическими сходками. В 90-х годах в одной только провинции Синьцзян было зарегистрировано более двух тысяч актов насилия [4, с. 87]. Исламское Движение Восточного Туркестана является одной из наиболее известных сепаратистских организаций в Китае.
Значительная концентрация мусульман и постоянные сепаратистские выступления заставили китайскую власть принимать жесткие меры по борьбе с такими движениями, осуществить контроль над мусульманскими районами Китая. Исламская Ассоциация Китая – правительственная организация Китая, которая осуществляет контроль над мусульманскими народами на своей территории. Власти контролируют мечети, а имамов назначает государство. Регламентируется и исламская литература. Под особый контроль также взяты и дети мусульман, поскольку традиционно ислам распространяется через семью. В настоящее время китайское правительство строго контролирует действие запрета на религиозное образование до совершеннолетнего возраста. Мусульманам, не достигшим 18 лет, вход в мечети строго запрещен. Девушкам не разрешено носить хиджаб в школу. Также учащимся-мусульманам школьные власти не разрешают соблюдать пост во время Рамадана – месяца, когда все мусульмане в обязаны поститься в дневное время [5].
На сегодняшний день основной задачей правительства Китая становится борьба с сепаратистскими мусульманскими группами, такими как исламское Движение Восточного Туркестана. Последние несколько десятилетий эти группы отмечены особой активностью и движениями [6]. Скорее всего, это связано с новой миграционной политикой правительства Китая и возникновением ряда тюркских государств, бывших республик Советского Союза.
Несмотря на то, что сепаратистские движения в основном действуют протестами и петициями, организации больших Интернет-форумов, обращения к сочувствующим организациям, взрывы бомб и политические убийства также присутствуют в стране. Китайская власть действует жестко с антиправительственными действиями. В Синьцзяне смертные казни проводятся часто и достаточно быстро.
Строго управляя мусульманами Синьцзяна, власти Китая действительно много делает для развития мусульманских территорий, создает и развивает местную архитектуру. Китайское правительство также поддержало языковую традицию и традиционную культуру мусульман. Также по некоторым правительственным данным, во время политики одного ребенка в семье, проводившаяся с 1979 по 2015 годы в Китае, мусульманам позволяли иметь несколько детей.
Более половины нефти в Китае поступают в страну именно из районов Ближнего востока, где проживают мусульмане. Эти районы, в свою очередь, становятся рынком сбыта китайских товаров [7].
Заключение. Подводя итоги, можно сказать, хотя традиционные противоречия между мусульманами и властями Китая существовали все время, китайские власти все же учитывают мнения мирового сообщества и поддерживают статус-кво с исламскими народами своей страны. Ислам существует в Китае уже достаточно долгое время, и её замкнутость на отдельные религиозно-этнические группы со своим стремлением быть независимыми привела к сложным отношениям с китайским правительством и жесткому контролю государства над вероисповеданием и образованием мусульман. Власти Китая за достаточно короткое время начали развивать экономику в своих областях Запада и стремятся проводить в отношении мусульман сравнительно сбалансированную политику. Это связано с тем, что несмотря на то, что правительство Китая вынуждено предупреждать возникновение недовольства и смуты в кругах Китайских мусульман, оно все же зависимо от экономики, импорта нефти и заинтересовано в мусульманских рынках сбыта товаров в районах, где проживают Китайские мусульмане.
Рецензии:
15.06.2022, 9:25 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Статья Баишевой Джамилии Рафаэлевны теологического содержания с историческим подходом к немало значимой в мире стране. Она представит интерес для мусульман российской дислокации при важности политического сближения России с Китаем. Оформление работы выдерживает действующие требования, работа достойна публикации. Но следовало оговорить превращение Китая в страну социалистическую при противостоянии социалистической идеологии идеологии религиозной. Следует исключить грамматические несогласования, применить сочетания: «… мусульман, занимающих…», «…и передачу знаний…» , «… начались ассимиляция…», «… и передачу знаний…», «… много делают, … создают….развивают….».
17.01.2024, 6:44 Бердиев Абдували Абдуганиевич Отзыв: Хорошо, что автор упоминает в этой статье о важном влиянии проблемы исламской религии и власти на жизнь Китая. Мое общее мнение о статье положительное. |