Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №106 (июнь) 2022
Разделы: Педагогика
Размещена 17.06.2022. Последняя правка: 01.07.2022.
Просмотров - 282

Организационно-педагогические условия преодоления механического запоминания у младших школьников

Горшеева Полина Николаевна

отсутсвует

Мурманский арктический государственный университет, г. Мурманск, Россия

2 курс, направление подготовки (профиль): Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Начальное образование. Тьюторство.

Тишулина Светлана Глебовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, ФГБОУ «Мурманский арктический государственный университет»


Аннотация:
Проблема выявления организационно-педагогических условий преодоления механического запоминания у младших школьников является одной из актуальных проблем XXI века. К сожалению, в практике школьного обучения не обращается достаточного внимания на формирование у школьников адекватных, рациональных приёмов и способов запоминания. Память возможно определить как психический, физиологический и культурный процесс, выполняющий в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными. Но именно в младшем школьном возрасте происходит особенно интенсивное ее развитие. Без целенаправленной специальной работы приёмы запоминания складываются стихийно и нередко оказываются не продуктивными.


Abstract:
The problem of identifying the organizational and pedagogical conditions for overcoming rote memorization in younger schoolchildren is one of the urgent problems of the 21st century. Unfortunately, in the practice of school education, sufficient attention is not paid to the formation of adequate, rational techniques and methods of memorization in schoolchildren. Memory can be defined as a mental, physiological and cultural process that performs the functions of remembering, storing and reproducing information in life. These functions are basic for memory. But it is precisely in the early school years that its development is especially intensive. Without purposeful special work, memorization techniques develop spontaneously and often turn out to be unproductive.


Ключевые слова:
память; механическое запоминание; организация педагогического процесса; методические рекомендации; продуктивная учебная деятельность

Keywords:
memory; rote; organization of the pedagogical process; guidelines; productive learning activity


УДК 37.022/ ББК 74.2

Введение. Память обладает способностью хранить и воспроизводить в нашем сознании предыдущие мысли, впечатления, переживания и образы. Запоминание ограничивается бездумным повторением, формальным заучиванием материала путем его многократного механического повторения. Это позволяет учащемуся воспроизводить текст только в том порядке и в тех словесных формулировках, которые он запомнил. Когда одно звено в крепкой цепи выпадает или забывается, вся цепь слов рассыпается.

Под влиянием обучения развиваются особенности памяти младшего школьника. Ребенок начинает осознавать особую мнемическую задачу, обеспечивающую запоминание, хранение и воспроизведение в мозге информации, полученной в ходе взаимодействия человека с окружающим миром, отделяя эту задачу от всех других. Благодаря этому человек может собирать знания и использовать прошлый опыт для освоения новых действий и различных видов деятельности. Уже в первом классе детям необходимо что-то запоминать дословно, что-то учить механически, что-то пересказывать своими словами и т. д. С возрастом по мере воспроизведения школьного материала у детей усиливается мыслительная обработка в сторону систематизации и обобщения. В результате они воспроизводят учебный материал более свободно и связно.

Улучшение отложенного воспроизведения связано с пониманием материала. У младших школьников оно осуществляется не сразу, а постепенно. Детям младшего возраста для более общего изложения материала потребуется время. Забывание осмысленного, понятного материала происходит гораздо медленнее, чем бессмысленного. При бездумном восприятии материала забываются как существенные, так и более мелкие части запоминаемого. В результате учащийся воспроизводит какие-то случайные фрагменты воспринятого. Так как ребенку с каждым годом приходится запоминать все больше и больше, необходимо формировать его логическую память.

Основой логической памяти является использование мыслительных процессов как опоры и средства запоминания. Такая память основана на понимании. Необходимо специально организовать процесс развития логической памяти у младших школьников, так как подавляющее большинство детей в этом возрасте без специального обучения не пользуются методами и приемами смысловой обработки материала, и для запоминания прибегают к проверенному временем средству - повторению. Но даже если дети успешно овладевают приемами смыслового анализа и запоминания в процессе обучения, они не сразу приходят к их применению в учебной деятельности. Это требует особого побуждения учащихся к использованию этих методов со стороны взрослого.

Актуальность исследования. Мир меняется быстрее, чем мы способны заметить, особенно в сфере производства и передачи знаний. Диссонанс между увеличением объема знаний и способностью человека их обрабатывать требует соответствующей реакции со стороны системы образования. Особенностям развития памяти ребенка было посвящено много теорий. Проблемой развития памяти, а также условиями преодоления механического запоминания у младших школьников занимались: отечественный физиолог И.П. Павлов, советские психологи Н.Ф. Добрынина, А.А. Смирнова, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др. В настоящий момент проблема памяти продолжает волновать умы известнейших психологов мира.

Цель исследования: выявить организационно-педагогические условия преодоления механического запоминания у младших школьников.

Объект исследования: организация педагогического процесса, направленного на преодоление механического запоминания у младших школьников.

Предмет исследования: организационно-педагогические условия преодоления механического запоминания у младших школьников.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2. Изучить теоретические основы преодоления механического запоминания у младших школьников.

3. Обосновать влияние механического запоминания на продуктивность учебной деятельности младших школьников.

4. Разработать методические рекомендации по теме исследования.

Научная новизна: выявлены организационно-педагогические условия преодоления механического запоминания у младших школьников; разработаны методические рекомендации по теме исследования.

В настоящее время разработано и используется на практике значительное количество различных систем и методов преодоления запоминания у младших школьников. Одни из этих методов основаны на регуляции внимания, остальные предполагают улучшение восприятия материала, третьи построены на упражняемости воображения, четвертые - на развитии у человека способности понимать и структурировать запоминаемый материал, пятые - на приобретении и активном использовании специальных мнебиотехнических средств, приемов и действий в процессах запоминания и воспроизведения. Все эти методы в конечном счете базируются на фактах связи памяти с другими психическими процессами человека и его практической деятельностью, установленных в научных исследованиях и подтвержденных жизнью.

Наблюдения свидетельствуют, что более или менее самостоятельно младший школьник использует один простейший приём запоминания – повторение. Именно в младших классах учителям важно решать ключевую задачу начального обучения, составленную К. Ушинским, - “ научить детей учиться”, в том числе, научить детей запоминать. [10]

Без специальной работы, направленной на преодоление механического запоминания и обучение логическому мышлению, информация формируется стихийно и процесс запоминания оказывается непродуктивным. Хотя педагоги и знакомы с различными методами развития познавательных процессов, они не всегда имеют возможность целенаправленно обучать детей этим приемам. Необходимо, чтобы обучающиеся поняли общие факторы, на которых основаны приемы и методы. Освоив их, младший школьник сможет запоминать абсолютно любую необходимую информацию наиболее эффективным и подходящим для него способом.

Результаты. Память младшего школьника – первостепенный компонент в учебно-познавательной деятельности. Если память хорошо развита, то мыслительные процессы протекают правильнее и быстрее. Как помочь младшему школьнику?

Первым педагогическим условием является овладение учащимися рациональными приемами запоминания и воспроизведения информации. Первоначально дети используют самые простые приемы - многократное повторение материала при его разделении на части, как правило, не соответствующие смысловым единицам. Самоконтроль за результатами запоминания происходит только на уровне узнавания. Первоклассник смотрит на текст и думает, что выучил его наизусть, потому что испытывает чувство «знакомости». Для второклассников потребность в использовании смыслового запоминания не возникает сама собой, но к концу обучения в начальной школе дети сами начинают осваивать новые способы и средства запоминания при работе с учебными материалами. Немногие дети могут самостоятельно перейти к более рациональным методам запоминания. Большинство из них нуждается в специальной и длительной подготовке к этому в школе и дома. [7]

Вторым педагогическим условием является выполнение учащимися специальных заданий, направленные на развитие ассоциативных, произвольных свойств памяти. Поскольку объем запоминаемого материала в начальной школе невелик, учащийся может запомнить его дословно. В среднем звене объем запоминаемого материала значительно увеличивается, а ребенок не способен запоминать и воспроизводить смысл, доказательства, рассуждения и логические схемы. Учащиеся не умеют ставить цели для запоминания, но продуктивность запоминания зависит именно от мотивации. Просто следует представить свой ум в виде фотокамеры, способной захватывать изображения окружающей действительности, из которых вы можете выбирать разные образы в соответствии со своими интересами и потребностями. Органы чувств передают сигналы в мозг, который в виде следов памяти запечатлевает ассоциации - факты восприятия, элементарные кирпичики знаний. При этом в мозгу фиксируются связи между фактами – ассоциации. [3]

А. Леонтьев отмечает, что качество логического запоминания картинок, предметов и слов зависит от того, на сколько активно дети действуют по отношению к ним, в какой мере происходит их детальное обдумывание в процессе действия. Например, при простом рассматривании иллюстраций дети запоминают гораздо хуже, чем при случаях, когда им предлагают эти картинки разложить по своим местам, например, размещая картинки предметов отдельно. Если иллюстрации перекладывать, запомнится даже небольшое количество изображений. Значит, чем осмысленнее вовлечение ребенка в материал, тем выше результативность работы логического мышления, потому что оно является побочным продуктом деятельности. [9]

Т.Б. Никитина указывает на факторы, лежащие в основе любого эффективного запоминания, такие как: фактор желания; фактор сознания; фактор яркого впечатления; фактор хорошего внимания.

Для систематических занятий важно учитывать следующее:

- убедиться, что младший школьник все хорошо усвоили из прочитанного;

- заинтересовать обучающегося, т.е. мотивировать его к работе;

- дозировать нагрузку, читать текст, который ему по силам, вместе с ним один раз;

- заучиваемый прочитанный материал разделять на логические части, но не очень короткие, иначе ребенок потеряет целостное представление материала;

В обучении не механическому запоминанию можно использовать следующие методы:

1. Младший школьник должен заучивать большой текст не сразу, а с перерывами. Для этого лучше применять «правило надежности»: убедились, что заучиваемый текст уже помните, расскажите его наизусть еще 3 раза – вот тогда можете быть уверены, что запомнили надолго. [6]

2. Метод «PQRST» или 5 этапов заучивания текста. Метод «PQRST» означает: Р – Previen – предварительный просмотр; Q – Question вопрос; R – Read – чтение; S – Self – повторение; Recitation Test – проверка.

1) Просмотри текст;

2) Сформулируй вопросы, на которые можно ответить, прочитав текст;

3) Прочитай текст, сконцентрировавшись на вопросах;

4) Повторит прочитанное, пытаясь ответить на вопросы по памяти;

5) Сравни результаты, еще раз прочитав текст.

3. Метод, основанный на знаменитом магическом «если бы…». Для того, чтобы «вникнуть» в любое произведение — словесное, изобразительное и т.п., необходимо отождествлять себя с каким-то персонажем, и только потом с помощью образно-выразительных средств передавать мысли и чувства героя.

4. Диктант с предварительной подготовкой по учебнику. Учащиеся осмысляют, объясняют содержание текста, произносят слова по буквам, объясняют правописание.

5. Визуальный диктант. Текст, предназначенный для записи, читается учащимися самостоятельно. Педагог записывает его на доске. Школьники внимательно читают текст, проверяя правописание, и распознают слова на изучаемое правило.

6. Восстановленный диктант. Обучающиеся выписывают из продиктованного текста определенные грамматические категории (имена существительные, глаголы и др.), а затем заново конструируют текст по выписанным из диктанта словам. Данный вид диктанта увеличивает степень активности и самостоятельности обучающихся: хотя выписанные “опорные” слова и помогают запомнить прослушанное, они не дают возможности запомнить текст дословно, и обучающимся приходится самостоятельно создавать текст. [5]

Мышление в формировании запоминания играет одну из главных ролей. Поэтому при работе с младшими школьниками используют упражнения, предполагающие мыслительные операции по запоминанию и воспроизведению информации. В практических играх внешние знаки заменяются словесными раздражителями, совершенствуя мышление и развивая общеинтеллектуальные способности и навыки. Например, хорошо подойдут игры: «Прослушай слова», «Объясни свой выбор», «Подбери к каждому слову подходящую по смыслу картинку» и т.д.

Задания на сравнение, анализ, обобщение и классификацию активизируют мыслительную деятельность школьника и обеспечивают непроизвольное запоминание различных предметов. Важно, что после таких ежедневных «зарядок» исправлений в тетради становится меньше, скорость письма увеличивается, учащиеся становятся более внимательными.

Целесообразно использовать отрывки из стихотворений, поговорки и скороговорки, благодаря которым устанавливается правильное произношение звуков, отрабатывается дикция, развивается речевой аппарат и скорость речи. Также можно использовать пение, что очень любят дети. Во время пения глаза опережают звучащий текст на 2-3 слова. Во время исполнения припева учащиеся могут выполнять упражнения учебной гимнастики: рисовать в воздухе большие восьмерки левой, правой и обеими руками. Это упражнение устраняет путаницу с буквами при чтении и письме, улучшает координацию и центровку тела.

Заключение. Нами были выявлены такие организационно-педагогические условия преодоления механического запоминания у младших школьников, как: овладение рациональными приемами запоминания и воспроизведения информации, из-за которых у детей должны формироваться приёмы осмысленного запоминания (расчленение материала на смысловые единицы, смысловая группировка, смысловое сопоставление), а также выполнение учащимися специальных заданий, направленные на развитие ассоциативных, произвольных свойств памяти, которые помогут сформировать у ребёнка способность к воспроизведению смысла, логических схем, аргументации и рассуждений.

Также были разработаны методические рекомендации по теме исследования. Мы убедились в том, что без целенаправленной деятельности со стороны учителя и систематического повторения материала развитие логической памяти будет проходить медленно. Педагогу важно соблюдать определённые правила подачи материала - для лучшего запоминания использовать «опоры», чтобы обучающий мог наглядно представить материал, а повторение на уроке должно быть разнообразным, ярким и давать ученикам простор для творчества. Материал должен быть понятным, структурированным и интересным. Педагог должен это знать и учитывать при организации учебного процесса, тогда любые условия и методы запоминания информации окажутся полезными.

Библиографический список:

1. Богдан, И.В. Сущность процесса запоминания и развитие памяти в учебном процессе [Текст] / И.В. Богдан // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. - 2009. - № 4. - С. 91-96.
2. Выготский, Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте [Текст]: хрестоматия по общей психологии. – М.: Просвещение, 1979. – С. 369.
3. Габеева, Л.Н. Педагогические условия развития памяти у младших школьников [Текст] // Вестник Бурятского государственного университета. – 2013. – № 5. – С. 17.
4. Глеб, А.А. Общие принципы построения учебного процесса с учётом особенностей протекания процессов памяти [Текст] / А.А. Глеб // Гуманитарный трактат. - 2017. - № 10. - С. 80-82.
5. Каган, В. От усилий памяти – к усилиям мысли [Текст] / В. Каган // Высшее образование в России. - 2000. - № 6. - С. 54-59.
6. Клецкова, А.Н. Методы улучшения памяти учащихся [Текст] / А.Н. Клецкова // Сборник научных статей 3-й Международной научной конференции студентов и молодых ученых: в 4-х томах / под ред. А.А. Горохова. - 2018. - С. 42-47.
7. Коростелева, Е.Ю. Развитие памяти у младших школьников в процессе обучения [Текст] // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2013. – № 6. – С. 13.
8. Нагорова, Б.С. Исследование смысловой и механической памяти младших школьников [Текст] // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2015. – № 7. – С. 2-5.
9. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст]. - 2003. – С. 448.
10. Фахрутдинова, Р.А. Развитие памяти одаренных школьников на младшем этапе обучения [Текст] // Филология и культура. – 2014. – № 2. – С. 7.




Рецензии:

17.06.2022, 12:00 Рукавишникова Екатерина Леонидовна
Рецензия: Рукавишникова Е.Л., доцент, канд.пед наук. Отзыв: Статья Горшеевой Полины Николаевны "Организационно-педагогические условия преодоления механического запоминания у младших школьников" достаточно своевременна и логически выстроена. Нет эксперимента. Возможно-это следующий этап работы в исследовании. Замечание: в заключении не нужно писать "Я", поменяйте на "МЫ"-это Ваша команда: Вы, Ваш руководитель, рецензент и т.д. Статья рекомендуется к печати.

22.06.2022, 21:18 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Тема статьи является актуальной и значимой. Материал выстроен логически. Поставленные задачи решены. Статья выиграет, если автор отразит в тексте статьи методические рекомендации, заявленные в новизне исследования. Рекомендуется к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх