Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления
Поделиться:
Разделы: Педагогика
Размещена 26.06.2022. Последняя правка: 11.07.2022.
Просмотров - 116

Педагогические условия развития памяти младших школьников средствами мнемотехники

Тюльтева Анастасия Михайловна

Мурманский арктический государственный университет

Студент

Тишулина Светлана Глебовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, ФГБОУ «Мурманский арктический государственный университет»


Аннотация:
В статье рассмотрена зависимость процессов запоминания и воспроизведения в младшем школьном возрасте в естественной среде формирования памяти, от специальных методов с мнемическими функциями. Описаны эффективные методы по развитию памяти младших школьников средствами мнемотехники.


Abstract:
The article considers the dependence of the processes of memorization and reproduction in primary school age in natural conditions of memory development, on special training in mnemic functions. Effective methods for developing the memory of younger schoolchildren by means of mnemonics are described.


Ключевые слова:
память; младшие школьники; мнемические функции; специальное обучение

Keywords:
memory; primary school students; mnemic functions; special education


УДК 37.025.6

Введение

В младшем школьном возрасте запоминание и воспроизведение т.е. без методов с мнемическими приемами, могут быть преимущественно непроизвольными. Хотя к моменту поступления в школу происходит переход от непроизвольного к произвольному запоминанию и воспроизведению материала.

Возможности для улучшения и развития памяти ребенка в младшем школьном возрасте очень широкие. Ее совершенствование у детей может идти сразу по нескольким направлениям.

Актуальность исследования представлена тем, что память занимает особое место среди психических познавательных процессов, лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Поэтому очень важно в этот период задать основу для развития памяти. Память – сложнейший психический процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Иными словами, память – это отражение опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально исследовать педагогические условия развития памяти младших школьников средствами мнемотехники.

Объект исследования: процесс развития памяти младших школьников.

Предмет исследования: педагогические условия развития памяти младших школьников средствами мнемотехники.

Задачи исследования:

1) проанализировать особенности развития памяти младших школьников;

2) теоретически обосновать педагогические условия развития памяти детей;

3) сделать выводы по полученным данным.

Научная новизна. определены процессы запоминания у детей младшего школьного возраста, рассмотрены эффективные методы мнемотехники для развития памяти у младших школьников.

Младший школьный возраст – это возраст от 6-7 до 9-10 лет, когда ребенок обучается в начальных классах.

В первом классе каждый ребенок знакомится с огромным количеством новой для него информации, которую следует принять, осмыслить и усвоить. Чаще всего в учебной жизни родители сталкиваются с нежеланием ребенка учиться. Малыш попадает в непривычные для него обстоятельства учебной деятельности, которые очень отличаются от его предыдущей преобладающей формы деятельности - игровой.

Ребенок еще не умеет пользоваться приемами успешного и эффективного обучения, поэтому и появляется нежелание учиться и ходить в школу. Новая учебная информация затруднительна для запоминания. Адаптация к новым условиям станет значительно легче для ребенка, если у него уже будут достаточно развиты базовые инструменты активного познания окружающего мира, такие как память.

Эффективность развития памяти современных младших школьников может быть повышена за счет особой организации учебной деятельности, а именно включение в учебный процесс специальных упражнений, не занимающих дополнительное время на уроке, но повышающих успеваемость и мотивацию.

Сейчас разработано и использовано на практике значительное количество систем и методов практического воздействия на память детей для ее улучшения. Они построены на регуляции внимания, улучшении восприятия материала, формировании воображения, развитии способности школьников понимать и структурировать запоминаемый материал и т. д. Все эти методы оправданы связью памяти с другими психическими процессами личности и его практической деятельностью.

Поскольку внимание, уделяемое материалу, напрямую зависит от его запоминания, учителям полезно готовить материал для уроков, который вызовет у детей непреднамеренный интерес и привлечет их внимание.

Кроме того, детям школьного возраста гораздо проще запомнить материал, который вызвал особые эмоции. Мы больше думаем о ситуациях, которые оставили яркий эмоциональный след в нашей памяти, чем об эмоционально нейтральных событиях.

Чтобы упростить развитие памяти, работая над ней, необходимо обучать детей приемам запоминания и запоминания-этому способствует мнемотехника.

Слово «мнемоника» происходит от греческого «мнемоникон» - и переводится как искусство запоминания. Считается, что это слово было придумано Пифагором Самосским (6 век до нашей эры).

Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники:

Мнемотехника - эффективный метод запоминания данных, построенный на формировании ассоциаций. Она поможет накапливать большое количество информации. Но для успешного использования приемов мнемотехники требуются систематические тренировки. Таким образом, с помощью данного инструмента можно упростить процесс запоминания любой информации.

Главным средством мнемической деятельности называют умственные операции, которые обеспечивают логическую переработку запоминаемого материала, а это значит, что задействованы все познавательные процессы.

Есть два важных понятия мнемотехники:

1. Психологическая мнемотехника занимается разработкой методов и приёмов, направленных на развитие памяти.

2. Педагогическая мнемотехника оказывает помощь обучающимся в освоении учебной программы, способствует активизации познавательных процессов, используя различные методы развития памяти, позволяющие создать благоприятную и комфортную обстановку на уроке.

При преподавании мнемонических техник необходимо иметь в виду, что мнемоника является инструментальным навыком. Для формирования навыка следует систематически выполнять упражнения, без которых невозможно освоить мнемотехнику. Когда навык формируется, индивид выбирает, использовать этот навык или нет. Для того чтобы запомнить определенную информацию, необходимо будет применить обученный навык, а именно последовательность мысленных действий, которые приведут к запоминанию данных.

Эффективным и многозадачным является метод мнемотаблиц. С помощью него можно, например, запомнить словарные слова. Закрепить последовательность этих слов можно с помощью метода истории. Составляем с ребенком рассказ, где слова идут последовательно друг за другом, события последовательны и связаны, полны действия.

Мнемотаблица со словарными словами. Безударная гласная "о".

В том числе мнемофразы. Под этим способом подразумеваются словосочетания или предложения, которые позволяют запомнить какие-то правила в русском языке, геометрии или физики, или в различных других науках и областях.

Примеры:

Иван родил девчонку, велел тащить пеленку. Иван рубил дрова, Варвара топила печь. Мнемофразы для запоминания падежей русского языка.

Уж замуж невтерпеж — мнемофраза для запоминания слов без ь в наречиях на шипящий;

Цыган на цыпочках цыкнул цыплёнку: «Цыц» — мнемофраза для запоминания слов с ы после ц.

Также детям помогают запомнить ударения орфоэпические стишки:

1)    Срубили ель,

сорвали щавЕль.

2)    В огороде баба Фёкла,
у нее на грядке свЁкла!

3)    ЗвонИт звонарь,
ЗвонЯт в звонок,
Чтоб ты запомнить верно смог.

Использование приёмов мнемотехники на уроках русского языка позволяет обеспечить высокий уровень запоминания орфограмм в словах, написание которых не проверяется правилами. Изучаемая орфограмма с помощью графической ассоциации превращается детьми в знакомый образ, связанный  с лексическим значением слова. 

Словарные слова в картинках

Заключение

Современная мнемотехника - это вариант для накопления в памяти значительного количество точных данных. Это экономия времени при запоминании - процесс запоминания целиком контролируется. Сохранение запомненных сведений в памяти - то, что запомнили, не придется учить вновь. Это отличная тренировка внимания и мышления.

Обучение мнемотехническим приёмам должно быть построено на методе логических закономерностей, так как он требует рассуждения и выстраивания логической последовательности.

Таким образом вне зависимости от типа, память требует развития, тренировки, специальных упражнений. В данном вопросе может помочь такой инструмент, как мнемотехника, которая упрощает процесс запоминания любой информации.

Библиографический список:

1. Амбалова С.А. Психологические процессы памяти младших школьников. ЦИТИСЭ. 2021. № 2 (28). С. 203-211.
2. Беленкова Л.Ю., Чемуденкова Г.С. Развитие памяти младших школьников средствами мнемотехники. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции [Электронный ресурс]. Под общей редакцией А.И. Вострецова. 2017. С. 191-201
3. Ким. А. А. Особенности развития памяти у младших школьников [Электронный ресурс] URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36815259& (Дата обращения: 15.06.22).
4. Ларченко А.В. Развитие памяти младших школьников средствами мнемотехники. В сборнике: Современное начальное образование: опыт, реальность и перспективы. Сборник научных статей второй национальной научно-практической конференции. Под научной редакцией С.В. Жарова, О.С. Кипятковой, И.В. Налимовой. 2020. С. 110-117.
5. Немов, Р. С. Общая психология в 3 т. Том II в 4 кн. Книга 2. Внимание и память : учебник и практикум для вузов / Р. С. Немов. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 261 с.
6. Развитие памяти и мышления: Учебное пособие к курсу // Баженова М.А., Шишанова К.А. – М.: Юниум, 2017. – 178 с.: илл. (Дата обращения: 15.06.22).




Рецензии:

24.07.2022, 11:47 Чикаева Татьяна Александровна Александровна
Рецензия: Статья актуальна, интересна, имеет практическое значение. Вместе с тем, автору необходимо хорошо вычитать текст и устранить логические пробелы. В аннотации упоминаются специальные методы с мнемическими функциями, но нет указаний на то, что это за методы (педагогические, развития памяти или другие). Актуальность исследования выражено широко, следует уточнить, почему, несмотря на обширную литературу о памяти и её развитии необходимо новое исследование. Рекомендуем связать этот вопрос с возрастными особенностями формирования памяти и её функционировании. Необходимо уточнить новизну, если с частью «рассмотрены эффективные методы мнемотехники для развития памяти у младших школьников», то заявление о том, что «определены процессы запоминания у детей младшего школьного возраста» противоречит данным о достижениях психологии и педагогики. С учётом исправления недочётов статья может быть рекомендована к опубликованию.

7.08.2022, 14:17 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Тема статьи актуальна и значима. При этом, есть ряд вопросов и рекомендаций: отсутствуют ссылки на использованные источники литературы. Для усиления научности представленной работы в актуальности стоит отразить фамилии ученых, которые занимались изучением данной проблемы. На мой взгляд, цель исследования не достигнута, т.к. автором не представлены результаты практического исследования, позволяющие оценить эффективность педагогических условий развития памяти младших школьников средствами мнемотехники. Автор говорит то о методах в мнемическими приемами, то о мнемических приемах. Задача №2 посвящена педагогическим условиям, в тексте и в выводах они не отражены. Необходимо конкретизировать новизну исследования, автор не «определяет процессы запоминания у детей младшего школьного возраста». Представленный материал в данной научной работе, не является новым для научного сообщества. Предложенные примеры использовались на практике учителями еще 25 лет назад. Список литературы оформлен с погрешностями. Статью рекомендую к доработке.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх