магистр
КГБПОУ
Преподаватель
УДК 377.8
Введение
Дополнительное образование в России и Красноярском крае – динамично развивающаяся сфера личностного и профессионального самоопределения, свободы выбора видов деятельности и стратегии индивидуального развития. Система дополнительного образования страны и нашего региона - пространство возможностей для каждого обучающегося в персонально проектируемом развитии личности. Разнообразие направленностей, вариативность, гибкость, практиконаправленность обеспечивают развитие способностей и склонностей обучающихся разных возрастов, формировании социально-культурных и образовательных компетенций.
Актуальность
Результативность формирования компетенций обучающихся зависит от качества подготовки и квалификации педагогов, осуществляющих дополнительное образование. Проектировочную составляющую профессиональной деятельности специалиста объективизируют актуальные условия преобразования в духовной, социальной, экономической сферах жизни общества. Современный педагог дополнительного образования – специалист, обладающий навыками «стратегического планирования, инновационного проектирования, анализа и прогноза изменений социума, консультирования и экспертизы, диагностики и мониторинга образовательной деятельности» [2, с. 3]. Отсутствие стандартов в неспециализированном дополнительном образовании и авторский характер содержания дополнительных общеобразовательных программ также обусловливает важность проектирования в деятельности педагога.
Ориентация на индивидуальные интересы, потребности и способности обучающегося задаёт необходимость непрерывного оперативного проектирования педагогом стратегий индивидуального развития обучающихся, разнообразных видов, форм, способов деятельности.
Проектирование «развивает модельные представления о содержании и формах предстоящей деятельности, что, в свою очередь, подразумевает осуществление проектировочной деятельности педагогами на компетентностном уровне, определяющем способность действовать со знанием дела в актуальной профессиональной ситуации» [2, с. 3]. Без проектирования невозможно качественное осуществление обучения, воспитания и развития, реализация креативной, компенсационной, рекреационной, профориентационной и других функций.
Для формирования проектной компетентности в учреждениях, готовящих кадры для системы дополнительного образования должна быть разработана система подготовки, включающая комплекс профессиональных знаний, навыков и опыта в области педагогического, образовательного, социального и творческого проектирования, комплекс условий, технологий, формы, методов и средств подготовки.
Целью данной работы является обобщение опыта работы преподавателей Красноярского педагогического колледжа №2 по формированию проектной компетентности студентов специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования.
Задачи:
Научная новизна заключается в обобщении и систематизации опыта команды преподавателей (под руководством автора статьи) по формированию проектной компетентности у студентов 1-3 курсов специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования Красноярского педагогического колледжа №2.
Основная часть
В Красноярском педагогическом колледже №2 с 2003 года осуществляют подготовку педагогов дополнительного образования. Реализация Программы развития системы дополнительного образования Красноярского края «Поколение XXI: развитие Человеческого потенциала» в начале 2000х годов: обучение проектно-педагогических команд, проектирование как один из ключевых видов деятельности и др. актуализировали внедрение технологии проектирования на специальности «Педагогика дополнительного образования». В течение двух лет проектно-педагогическая команда специальности становилась одним из победителей краевого конкурса проектов, которые были реализованы в летнее время в детских оздоровительных лагерях Красноярского края (проект «Открытый мир», проект «Герои XXI века»). Параллельно начался процесс внедрения на специальности «Педагогика дополнительного образования» технологии проектирования, систематизации ее отдельных элементов.
Введение стандартов специальности второго поколения, направленных на формирование общих и профессиональных компетенций изменило вектор подготовки на компетентностный. Формирование проектной компетентности становится одной из ключевых задач при реализации основной образовательной программы специальности.
Проектная компетентность – «это интегративная характеристика субъекта, выражающаяся в способности и готовности человека к самостоятельной теоретической и практической деятельности по разработке и реализации проектов в различных сферах» [1, с. 19]. Проектировочная компетентность педагога дополнительного образования – «интегративное профессионально-личностное качество педагога, представляющее собой особым образом структурированную систему знаний, умений, ценностей и мотивов, определяющих его способность к авторскому проектированию личностного развития учащихся, а также системы вероятностно-вариативных образовательных средств, обеспечивающих такое развитие в рамках той или иной предметной области дополнительного образования детей» [2, с. 11].
Формирование проектной компетентности будущих педагогов дополнительного образования начинается на первом курсе в рамках дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического циклов. Например, на дисциплине «Мировая художественная культура» студенты принимают участие в разработке и реализации проекта «АртИфакт», целью которого является повышение интереса к изобразительному искусству. Проведение мини-исследования и выполнение творческой части работы (фоторепродукции, фотокосплея, фоторемейка, видеорепродукции, видеокосплея, видеоремейка) способствует активному «взаимодействию» с произведениями искусства. Арт-проектирование позволяет индивидуализировать и дифференцировать образовательный процесс, повысить активность, усилить мотивацию.
Опыт арт-проектирования становится основой для использования в деятельности педагогов дополнительного образования социально-гуманитарной направленности при реализации подгруппы социокультурных программ. Результаты работы представлены в региональных средствах массовой информации (паблик «Проспект Мира»), на всероссийских конференциях. На Открытой региональной Школе технологий студентами были проведены мастер-классы по творческой части арт-проекта.
Содержание первого профессионального модуля на втором курсе включает раздел «Граждановедение», в рамках которого проектирование изучается не только в теории, - студентами разрабатываются и реализуются социально-педагогические проекты. В базовых учреждениях производственной практики проектными командами проводится исследование, позволяющее выявить актуальные проблемы, на решение которых будут направлены проекты. Уровень освоения методики проектирования позволяет студентам принимать участие в грантовых конкурсах, презентовать результаты реализации на региональном уровне (краевой конкурс социальных проектов «Добрые сердца» и др.).
В рамках второго профессионального модуля «Организация досуговых мероприятий», студенты реализуют досуговые проекты. Ежегодно на районных и городских мероприятиях предъявляются продукты проектирования - игровые программы для детей разных возрастов и категорий.
Образовательные проекты – продукт учебного проектирования студентов выпускного курса в рамках третьего профессионального модуля «Методическое обеспечение образовательного процесса». Разработка образовательных проектов позволяет в новой плоскости увидеть содержание дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Кроме того, обучение проектированию становится целью дополнительных общеобразовательных программ, разрабатываемых студентами для реализации на преддипломной практике.
Результат работы
Результат процесса формирования проектной компетентности педагогов дополнительного образования можно обобщить в соответствии с моделью проектной компетентности (классификация С.Я. Ярмакеевой), которая включает три компонента:
Данная модель позволяет целостно представить систему знаний, умений и мотивов, определяющих развитие способности и готовность будущего специалиста к разработке и реализации проектов в различных направленностях дополнительного образования.
Заключение
Таким образом, ключевыми условиями формирования проектной компетентности будущих педагогов дополнительного образования являются: высокий уровень сформированности проектной компетентности педагогической команды специальности, системное внедрение технологии проектирования при реализации основной образовательной программы, перманентная проектировочная деятельность студентов, наличие модели проектной компетентности.
Рецензии:
19.12.2022, 12:40 Рукавишникова Екатерина Леонидовна
Рецензия: Рецензент: Рукавишникова Екатерина Леонидовна-канд.пед.наук. Рецензия на статью "ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ" магистра Уразовой Юлии Евгеньевны. Тема, освещаемая в статье востребована педагогами и методистами. Все еще в России, как и в Советском Союзе большое внимание уделяется дополнительному образованию детей и взрослых. Автор предлагает дополнительно образовывать учащихся с помощью проектной деятельности. Этот вариант также широко представлен в методиках. Замечания. 1. В статье применяются разного рода сочетания слов со словом "проектная": Обучение проектированию, проектировочная деятельность, арт-проектирование, оперативное проектирование, конкурс проектов, инновационное проектирование. Дефиниция дана только двум сочетаниям: проектная компетентность и проектировочная компетентность.Можно запутаться. Нужно удалить все синонимичные понятия и крутиться вокруг одного и того же словосочетания, либо расшифровывать, какой смысл конкретного словосочетания.2.Нет информации об ученых, которые ранее занимались этой проблемой.3. В одном из абзацев есть слова "должно быть". Автор пишет инструкцию или описывает свой эксперимент, идею? 4. Мало конкретного описания применения проектного метода. Например, это индивидуальное участие во всех конкурсных программах города или это коллективное творчество над конкретным проектом? Рекомендация: в печать с доработкой.