Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №113 (январь) 2023
Разделы: Экономика
Размещена 23.12.2022. Последняя правка: 27.12.2022.
Просмотров - 688

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ЕДИНИЦЫ СЕКТОРА ИКТ: ТЕРМИНОЛОГИЯ, КРИТЕРИИ ИДЕНТИФИКАЦИИ, КЛАССИФИКАЦИЯ

Жиганова Татьяна Викторовна

-

УО "Витебский государственный технологический университет"

Старший преподаватель

Прудникова Людмила Викторовна, старший преподаватель, кафедра экономики, УО «Витебский государственный технологический университет»


Аннотация:
В статье рассмотрены подходы к определению таких понятий как «сектор информационно-коммуникационных технологий», «информационно-коммуникационные-технологии». Предложена авторская интерпретация понятия «сектор ИКТ» и понятия «ИКТ». Рассмотрены подходы ООН (ISIC, Rev.4), Польши, Российской Федерации и Республики Беларусь к классификации видов деятельности, составляющих сектор ИКТ с группировкой по подсекторам. С учетом особенностей сектора ИКТ, а также характеристик и критериев идентификации хозяйствующих субъектов предложена классификация распределения институциональных единиц по классификационным группам в зависимости от использования ИКТ. Так же были предложены авторские типы институциональных единиц в зависимости от использования ИКТ.


Abstract:
The article considers approaches to the definition of such concepts as "information and communication technologies sector", "information and communication technologies". The author's interpretation of the concept of "ICT sector" and the concept of "ICT" is proposed. The UN approaches are considered (ISIC, Rev.4), Poland, the Russian Federation and the Republic of Belarus to classify the types of activities that make up the ICT sector grouped by subsectors. Taking into account the peculiarities of the ICT sector, as well as the characteristics and criteria for identifying economic entities, a classification of the distribution of institutional units by classification groups depending on the use of ICT is proposed. The author's types of institutional units were also proposed depending on the use of ICT.


Ключевые слова:
информационно-коммуникационные технологии (ИКТ); сектор ИКТ; институциональные единицы

Keywords:
information and communication technologies (ICT); ICT sector; institutional units


УДК 338.012

Введение.

В период постиндустриальной экономики в основе бизнес-модели организации закладывается принцип: меньше активов, видов деятельности в рамках одной организации  и активизация стремительного роста, в отличии от  индустриальной экономики, когда в основе бизнес-модели организации был заложен принцип: стремительное нарастание объема на фоне снижающихся затрат.

Актуальность исследования заключается в том, что  период постиндустриальной экономики основные источники экономического роста все более и более перемещаются от физического капитала и сырьевых ресурсов к информационным и интеллектуальным ресурсам.

Информационно-коммуникационные технологии представляют самостоятельный сектор мирового хозяйства, являясь мощным двигателем мирового экономического развития.

Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 годы и Государственной программой «Цифровое развитие Беларуси» на 2021–2025 годы предусмотрено формирование развитой информационно-коммуникационной инфраструктуры (физической, гибридной и цифровой (виртуальной)), что подтверждает  особую значимость развития сектора ИКТ в формировании постиндустриальной экономики страны [7, 16].

Проблеме идентификации сектора ИКТ казалось бы посвящено немало исследований как в Республике Беларусь, так и за ее пределами. Тем не менее, вопросы касающиеся выделения критериев классификации институциональных единиц сектора ИКТ остаются открытыми.

Настоящая статья посвящена попытке решения указанной проблемы.

Результаты исследования.

В научной литературе, нормативно-правовых, программных, концептуальных и рекомендательных документах в сфере информационных технологий представлены определенные точки зрения на характеристику сектора ИКТ и его составные элементы (таблица 1).

 

Таблица 1 -  Подходы к определению сектора ИКТ

Источник

Определение

Т. Н. Беляцкая,

В. С. Князькова

Сектор ИКТ включает организации, основным видом экономической деятельности которых является производство, реализация ИКТ, оказание услуг в этой сфере

Główny Urząd Statystyczny: Portał Informacyjny.

Сектор ИКТ это вид деятельности, включающий в себя организации, занимающиеся производством благ, которые связаны с регистрацией, обработкой, передачей, воспроизведением и отображением в электронном виде информации

 ОЭСР

Сектор ИКТ – совокупность сферы услуг и отраслей обрабатывающей промышленности, охватывающих передачу и отображение данных и информации в электронном виде

Толковыйсловарь «Инновационнаядеятельность».

Сектор ИКТ - совокупность организаций, занимающихся экономической деятельностью, связанной с производством, распространением и применением ИКТ

Словарь бизнес терминов.

Сектор ИКТ - сектор экономики России, хозяйственная деятельность предприятий которого направлена на извлечение прибыли от предоставления услуги и производства товаров в сфере ИКТ

Г.Г. Головенчик

Сектор ИКТ - это отрасль экономики, включающая в себя организации, занимающиеся производством благ, которые связаны с регистрацией, обработкой, передачей, воспроизведением и отображением информации в электронном виде

ПРИКАЗ Минкомсвязи РФ от 07.12.2015 N 515;
Г. И. Абдрахманова, С. А. Васильковский, К. О. Вишневский и др.

Сектор ИКТ - определяется как совокупность видов экономической деятельности, связанных с производством продукции, предназначенной для выполнения функции обработки информации и коммуникации с использованием электронных средств, включая передачу и отображение информации

 

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Под сектором ИКТ понимается совокупность видов экономической деятельности, связанных с производством продукции, предназначенной для выполнения функции (или позволяющей выполнять эту функцию) обработки информации и коммуникации с использованием электронных средств, включая передачу и отображение информации.

https://www.bibliofond.ru/ view.aspx?id= 880332#text

Сектор ИКТ - целая сфера общественной жизнедеятельности, в которой происходит разработка, производство и использование информационных технологий и коммуникаций.

Главное статистичес-кое управление-депар-тамент промышленнос-ти, ГАС, Варшава

Сектор ИКТ - отрасль экономики, включающая предприятия, основным видом деятельности которых является производство товаров и услуг, позволяющих вести электронную запись, обработку, передачу, воспроизведение или отображение информации.

Составлено авторами на основе источников: [1, 2, 5, 9, 13, 18, 20, 23, 27, 30].

В большинстве исследуемых источников отмечается, что организации, включаемые в сектор ИКТ, занимаются производством и оказанием услуг в сфере ИКТ. Обобщив результаты проведенных исследований (таблица 1) дадим   следующее определение сектора ИКТ.

Сектор ИКТ представляет собой совокупность видов экономической деятельности связанных с производством  и оказанием услуг в сфере ИКТ.

Исследовав нормативно-правовые и программные документы, научную литературу, пришли к выводу, что на данный момент времени нет единого мнения ни среди авторов, ни в нормативных и программных документах относительно определения ИКТ (таблица 2).

 

Таблица 2 – Подходы к определению ИКТ

Источник

Определение

ГОСТ Р 52653–2006;

Т. Н. Беляцкая,

В. С. Князькова

ИКТ - информационные процессы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств телекоммуникаций и вычислительной техники

В.В. Колодий

ИКТ - это совокупность объединенных в одну цепочку программно-технических средств, производственных процессов и методов, которые обеспечивают сбор, хранение, обработку, анализы и распространение информации для того,чтобы максимально снизить трудоемкость процессов использования информационных ресурсов, при этом повышая их оперативность и надежность

М.Д. Сулейманов

ИКТ - это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг, среди которых можно выделить компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет

https://wiki.fenix.help/pedagogika/informatsionno-kommunikatsionnyye-tekhnologii?ysclid=latbd6mff955249736

ИКТ - это совокупность способов, механизмов и средств, используемых для автоматизированного сбора, обработки, хранения и передачи информации

В.И. Павлова

ИКТ - это комплекс объектов, действий и правил, связанных с подготовкой, переработкой и доставкой информации при персональной, массовой и производственной коммуникации

А.М.Ямалетдинова, А.С.Медведева

ИКТ - это технологии, использующие вычислительную технику и телекоммуникационные средства для сбора, хранения, обработки и передачи информации с целью оперативной и эффективной работы с информацией

И.В. Роберт,

ИКТ - понимается совокупность условий, обеспечивающих

С.В. Панюкова,

А.А. Кузнецов,

А.Ю. Кравцова  

осуществление деятельности пользователя с информацион-ным ресурсом с помощью интерактивных средств ИКТ и взаимодействующих с ним как с субъектом информацион-ного общения и личностью

Г. Г. Головенчик

ИКТ - это процессы и методы взаимодействия с информацией, которые осуществляются с применением устройств вычислительной техники, а также средств телекоммуникации

Протокол об ИКТ и информа-ционном взаимодействии в рамках ЕАЭС

ИКТ - совокупность методов и средств реализации информационных технологий и телекоммуникационных процессов

Г. И. Абдрахманова,

С. А. Васильковский,

К. О. Вишневский и др.

ИКТ - технологии, использующие средства микроэлектроники для сбора, хранения, обработки, поиска, передачи и представления данных, текстов, образов и звука

Толковый словарь по информационному обществу и  новой экономике

ИКТ – это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах её пользователей

Д.П. Тевс,

В.Н. Подковырова, Е.И. Апольских, М.Ф. Афонина  

ИКТ – это большой спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг: компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет

И.А. Фурсевич

ИКТ - технология, в основе которой лежит использование компьютера, системы Интернет и разнообразных компьютерных приложений

Составлено авторами на основе источников: [5, 14, 16, 19, 22, 23, 25-27, 31].

Анализ приведенных в таблице 2 определений выявляет их определенную вариативность,  но,  в  тоже  время,  почти  все  они  содержат следующие общие элементы:

–  сбор, хранение, обработку и передачу информации;

–  использование средств телекоммуникаций и вычислительной техники.

  Обобщив результаты проведенных исследований (таблица 2) дадим   следующее определение ИКТ.

ИКТ представляет собой широкий спектр цифровых технологий, осуществляемых с применением средств телекоммуникаций и вычислительной техники.

Сектор ИКТ включает большое количество достаточно разнообразных видов экономической деятельности, которые разделяют на несколько групп.


 

Сектор ИКТ

(согласно общегосударственному классификатору видов экономической деятельности ОКРБ 005-2011 «Виды кономической деятельности»)

 

 

 

 

 

отрасли производства ИКТ

 

отрасли торговли ИКТ

 

отрасли услуг ИКТ

 

 

ПОДСЕКЦИЯ CI произ-водство вычислительной, электронной и оптической аппаратуры:

ü  производство элект-ронных элементов (261);

ü  производство элект-ронных плат (2612);

ü  производство компью-теров и периферийного оборудования (262);

ü   производство комму-никационного оборудования (263);

ü  производство элект-ронной бытовой техники (264);

ü  производство магнит-ных и оптических носителей информации (268);

 

 

СЕКЦИЯ Gоптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов:

ü  оптовая торговля компьютерами, перифе-рийным компьютерным оборудованием и прог-раммным обеспечением (46510);

ü  оптовая торговля электронным и коммуни-кационным оборудова-нием и их частями (46520);

 

 

ПОДСЕКЦИЯ JA издательская деятельность, деятельность в сфере аудио- и видеозаписи, воспроизведения и вещания:

ü  издание компьютерных игр (5821);

ü  издание прочего программного обеспечения (5829);

ПОДСЕКЦИЯ JB деятельность в области телекоммуникаций:

ü  деятельность в области проводной связи (611);

ü  деятельность в области беспроводной связи (612);

ü  деятельность в области спутниковой связи (613);

ü  прочая деятельность в области телекоммуникаций (619);

ПОДСЕКЦИЯ JC информационные технологии и деятельность в области информационного обслуживания:

ü  деятельность в области компьютерного программирования (6201);

ü  консультационные услуги в области компьютерных технологий (6202);

ü  деятельность по управлению компьютерными системами (6203);

ü  прочие виды деятельности в области информационных технологий и обслуживание компьютерной техники (6209);  

ü  обработка данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность (6311);

ü  деятельность веб-порталов (6312);

ПОДСЕКЦИЯ CM производство прочих готовых изделий; ремонт, монтаж машин и оборудования:

ü  ремонт компьютеров и периферийного оборудования;

(ремонт, техническое обслуживание компьютеров и периферийного оборудования (классифицируются в 95110))

ü  ремонт коммуникационного оборудования;

(ремонт, техническое обслуживание коммуникационного оборудования (классифицируются в 95120))

             

Рисунок 1 – Состав сектора ИКТ по видам экономической деятельности согласно ОКРБ 005-2011 «Виды кономической деятельности»

Составлено авторами на основе источников: [5,15, 21].


В Республике Беларусь согласно общегосударственному классификатору видов экономической деятельности ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности» сектор ИКТ разделен на три группы: отрасли производства ИКТ, отрасли торговли ИКТ и отрасли услуг ИКТ (рисунок 1).

 

Таблица 3 – Сопоставление подходов ООН (ISIC, Rev.4), Польши, Российской Федерации и Республики Беларусь к классификации видов деятельности, составляющих сектор ИКТ с группировкой по подсекторам

Наименование сектора экономики

ООН

Польша

РФ

РБ

Отрасли производства ИКТ

производство электронных элементов

-

26.11

26.1

261

производство электронных плат

-

26.12

26.1

2612

производство компьютеров и периферийного оборудован.;

2620

26.20

26.20

262

производство коммуникационного оборудования;

2630

26.30

26.30

263

производство электронной бытовой техники;

2640

26.40

26.40

264

производство магнитных и оптических носителей информ.;

2680

26.80

26.80

268

Отрасли торговли ИКТ

оптовая торговля компьютерами, периферийным компью-терным оборудованием и программным обеспечением;

4651

46.51

46.51

46510

оптовая торговля электронным и  коммуникационным оборудованием и их частями;

4652

46.52

46.52

46520

Отрасли услуг ИКТ

Издание программного обеспечения

5820

-

58.2

-

издание компьютерных игр;

-

58.21

-

5821

издание прочего программного обеспечения;

-

58.29

-

5829

Телекоммуникации

61

 

-

-

деятельность в области проводной деятельность

6110

61.10

61.10

611

в области беспроводной связи;

6120

61.20

61.20

612

деятельность в области спутниковой связи;

6130

61.30

61.30

613

прочая деятельность в области телекоммуникаций;

6190

61.90

61.90

619

Компьютерное программирование, консультации и другие сопутствующие услуги

62

 

-

 

деятельность в области компьютерного программирования;

6201

62.01

62.01

6201

консультационные услуги в области компьютерных технологий;

6202

62.02

62.02

6202

деятельность по управлению компьютерными системами;

6202

62.03

62.03

6203

прочие виды  деятельности в области информационных технологий и обслуживание компьютерной техники;

6209

62.09

62.09

6209

обработка данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность;

631

63.11

63.11

6311

деятельность веб-порталов;

6312

63.12

63.12

6312

ремонт компьютеров и периферийного оборудования;

951; 9511

95.11

95.11

95110

ремонт коммуникационного оборудования.

9512

95.12

95.12

95120

Составлено авторами на основе источников: [1,2, 5, 10].

В таблице 3 представлено сопоставление подходов ООН, Польши, Российской Федерации и Республики Беларусь к классификации видов деятельности, составляющих сектор ИКТ, с группировкой по подсекторам. Необходимо отметить,  что при определении границ сектора ИКТ все объекты наблюдения придерживаются международного стандарта ОЭСР в области измерения сектора ИКТ. Эта унификация способствует глобализации мировой экономики посредством интегрирования национальных рынков в глобальную информационную экономику.

Учитывая разнообразие видов экономической деятельности, включаемых в состав сектора ИКТ, достаточно сложно выделить критерии и осуществить классификацию институциональных единиц сектора.

Проведенные исследования показали, что существует множество различных классификаций институциональных единиц, однако, с позиции использования информационных технологий до сих пор нет ясности в выделяемых критериях. Так, исследовав различные точки зрения авторов, необходимо отметить, что с позиции использования информационных технологий выделяются такие институциональные единицы как электронные организации, интернет-компании, виртуальные организации, сетевые организации и др. [4,6,8,12,24,28]. Однако, нельзя обойти стороной и так называемые традиционные организации. В современных условиях благодаря развитию сектора ИКТ традиционные организации все более активно используют электронные системы связи и управления, внедряют информационные системы, основанные на новом программном обеспечении, т. е. происходит трансформация традиционных отраслей экономики. При этом, эффект который создает сектор ИКТ в других отраслях, выше, чем в отраслях, связанных с производством элементов ИКТ.

Рассмотрев и обобщив мнения исследователей, относительно характеристики и выделяемых критериев идентификации институциональных единиц, с позиции использования информационных технологий, представим результаты в таблице 4.


Таблица 4 – Типы институциональных единиц, их характеристика и критерии идентификации

Типы институцио-нальных единиц

Характеристика

Критерии идентификации

 

   

Традиционная организация

это организация, в деятельнос-ти которой используются традиционные технологии бизнеса, а внутренние и внешние потоки не связаны с интернет-технологиями

 

- основу баланса составляют физические активы;

- использование в своей деятельности традиционных производственных активов;

- владение производственными, торговыми и складскими площадями, на которых трудятся наемные работники;

- выпуск (или продажа) реального (осязаемого) товара или услуги;

- информация рассматривается как издержки, а стоимость товара определяется, главным образом, стоимостью ограниченных ресурсов, задающих границы отрасли, т.е. составом затрат на материалы, оборудование, рабочую силу и другие компоненты, которые связаны между собой относительно небольшим объемом информации;

Электронная организация

это организация, которая взаи-модействует с внешней средой и формирует свою внутреннюю среду исключительно пос-редством информационных технологий, т.е. все внутренние и внешние потоки осуществ-ляются в форме информа-ционных потоков, для передачи которых используются элект-ронные каналы связи

- продукт, распространяемый организацией, имеет информационную природу и закупается (или производится) и продается потребителям в цифровом виде по интернет-каналам;

- отсутствуют традиционные производственные активы (при изготовлении продукта могут используются компьютеры с прменением информационных технологий);

- отсутствуют складские площади (продаваемые продукты размещаются на сервере);

- отсутствуют торговые площади (взаимодействие с потребителем  осуществляется через сайт организации);

- отсутствует потребность в офисных площадях (сотрудники организации работают удаленно взаимодействуя друг с другом через Интернет);

- рекламные кампании проводятся только в сети Интернет;

- закупка товаров у поставщиков производится при помощи интернет-технологий;

Виртуальная организация

это  система  отдаленных  раз-нородных организаций и подразделений, имеющих воз-можность изменять свой образ и конфигурацию с помощью сетевых и интеллектуальных информационных технологий с

- могут вести свою деятельность как в интернет-пространстве, так и в традиционной бизнес-среде;

- для взаимодействия могут использоваться любые средства связи;

- объединение ресурсов различных партнёров в единую систему для максимального удовлетворения нужд и потребностей потребителей в товарах (услугах);

- выбираются предприятия (организации, отдельные коллективы, люди), обладающие ключевыми ресурсами для достижения конкурентного преимущества

 

 

целью оптимизации получения дохода каждым из участников в условиях общественной интеграции ресурсов

на рынке;

-  увеличивается скорость и качество выполнения заказа путем достижения синергического эффекта;

 

Сетевая организация

это организация, которая интегрирует в своей среде традиционную, электронную и виртуальную составляющие

- обладает традиционными активами, необходимыми для эффективного ведения ее профильной деятельности;

- ведет бизнес как в традиционной среде, так и в интернет-пространстве;

- формирует для реализации проектов виртуальные организации с внешними агентами;

Интернет-компания

это компания инновационного типа, осуществляющая пред-принимательскую деятельность в информационной среде сети Интернет, основной сферой деятельности которой является получение, обработка и распространение информации с использованием технических и программных средств на основе интернет-технологий

- основу баланса составляют финансовые и интеллектуальные активы;

- продуктивная способность Интернет-компании в основном обеспечивается техническими и программными средствами на основе интернет-технологий;

- бизнес-модель Интернет-компании не может функционировать без использования сети Интернет;

- основными видами товара являются: информационный продукт, для создания и перемещения которого применяется технология обработки информационного ресурса с приданием ему уникальных характеристик, задаваемых потребителем; оказание услуги по продаже товаров в масштабе реального времени для сетевых или традиционных потребителей;

- источником создания стоимости является информация;

- затраты связаны, прежде всего, с формированием нематериальных активов, совокупностью прав на информационные, технологические, организационные и кадровые ресурсы, затратами на создание и развитие торговой марки и клиентской базы;

Составлено авторами на основе источников: [4,6,8,12,24,28].


Учитывая особенности сектора ИКТ, а также характеристику и критерии идентификации, рассмотренных в таблице 4, хозяйствующих субъектов предлагаются для распределения институциональных единиц по классификационным группам в зависимости от использования ИКТ следующие критерии:

1. в зависимости от того какие активы составляют основу бизнеса:

1.1 материальные (физические) активы;

1.2 финансовые и интеллектуальные активы;

2. в зависимости от того, какие тенденции прослеживаются в динамике объема капитала в соотношении с динамикой объема продаж:

2.1 стабильный цикл расходов капитала на фоне незначительной динамики объема продаж;

2.2 тенденция к снижению объема капитала, на фоне возрастающеюго объема продаж;

3. в зависимости от порядка формирования затрат:

3.1 высокий уровень затрат на материалы, оборудование, рабочую силу и низкий уровень затрат на нематериальные активы и информационные ресурсы;

3.2 низкий уровень затрат на материалы, оборудование, рабочую силу и высокий уровень затрат на нематериальные активы и другие компоненты, которые связаны между собой значительным объемом информации;

4. в зависимости от какого вида деятельности организация получает доход:

4.1 торговля товаров в цифровом формате:

а) продажа рекламного места в информационных виртуальных пространствах (информационные провайдеры);

б) создание и распространение новых и обновленных программных продуктов посредством Интернет (производителей программного обеспечения);

в) создание электронных библиотек, платных подписок, построение бизнеса по проведению консультаций, обучения через Интернет (горизонтальные порталы, поисковые серверы, он-лайн магазины, информационные сайты, службы бесплатного сервиса и т.д.);

г) онлайновая продажа товаров для сетевых или традиционных торговых компаний;

4.2 производство и продажа осязаемых товаров (включая информационные продукты на материальных носителях);

5. в зависимости от использования информационных технологий в применяемой модели бизнеса:

5.1 осуществление отдельных производственных операций с применением системы числового программного управления;

5.2 осуществление взаимосвязи между подразделениями с использованием локальной сети;

5.3 осуществление учета и анализа с использованием программных продуктов;

5.4 стратегическая роль информационных технологий в учете, анализе и принятии решений;

6. в зависимости от цели использования веб-сайта организации:

6.1 выполнение только рекламно-информационной функции (каталог товаров, адрес и график работы магазинов);

6.2 осуществление продажи товаров через интернет-магазин организации;

7. в зависимости от того как осуществляются коммуникации с потребителями продукции, споставщиками сырья и материалов, капитала, трудовых ресурсов:

7.1 более 50% коммуникаций осуществляется офлайн;

7.2 более 50% коммуникаций осуществляется онлайн;

8. в зависимости от роли информации как ресурса, определяющего установление границ между отраслями:

8.1 информация выступает как источник создания ценностей;

8.2 информация выступает как издержки организации;

9. в зависимости от того как осуществляется торговля товаром:

9.1 торговля осуществляется на торговых площадках организации;

9.2 товар высылается покупателю по почте или доставляется курьером (в т.ч. через маркетплейсы);

9.3 товар хранится на сервере компании и скачивается непосредственно с него клиентом при подтверждении оплаты.

10. в зависимости от оплаты товара:

10.1 оплата товара без использования электронных платежных средств (например, банковским переводом, наложенным платежом при получении на почте или наличными курьеру);

10.2 оплата производится при помощи электронных средств оплаты (дебетовой или кредитной картой через платежную систему, по смс, через платежный терминал или с использованием электронных денег).

Как уже было отмечено ранее постиндустриальная экономика оказывает существенное влияние на ресурсы, бизнес-процессы и их управление, коммуникации внутри организации и с внешней средой и др. аспекты в деятельности институциональных единиц:

-  усиливается тенденция значительно более быстрого развития информационных технологий по сравнению с технологиями физической обработки, что приводит к увеличению объема информации, заключенного в товаре;

- стоимость накопления, управления и передачи информации быстро падает, в то время как границы возможностей информационных технологий расширяются;

- Интернет обеспечил фундаментальное изменение в возможностях получать информацию, обрабатывать, хранить и передавать;

- организации используют Интернет как сетевую форму организации бизнеса, основное средство общения с поставщиками сырья и материалов, капитала, трудовых ресурсов, потребителями, основной канал продаж;

-  для тех организаций, которые активно используют информационные технологии в своих бизнес-процессах характерна возрастающая доля НА, по сравнению со снижающейся долей физического и оборотного капитала.

Однако, в настоящее время в деятельности большинства организаций в различных комбинациях сочетаются элементы как традиционных, так и электронных технологий бизнеса. При этом, учитывая, что в составе сектора ИКТ Республики Беларусь присутствуют отрасли производства, торговли и услуг ИКТ, в классификации институциональных единиц этого сектора должны быть выделены как традиционные и электронные, так и смешенные с различной долей цифровых технологий.

В связи с этим, предлагается выделять следующие типы институциональных единиц:

- традиционные организации;

- смешанные организации первого типа (традиционные с элементами информационных технологий в рекламно-информационной деятельности и внутренних производственно-информационных потоках);

- смешанные организации второго типа (традиционные с элементами информационных технологий в осуществлении  внутренних производственно-информационных потоков, рекламно-информационной деятельности и реализации продукции дистанционным способом);

- смешанные организации третьего типа (электронные с использованием традиционных складских активов для продажи осязаемых товаров);

- смешенные организации четвертого типа (электронные осуществляющие продажу осязаемых товаров с возможностью использования не только электронных платежных средств);

- электронные организации.

В таблице 5 представлено распределение типов институциональных единиц, согласно выделенных критериев, в зависимости от использования ИКТ.


Таблица 5 – Распределение типов институциональных единиц, согласно выделенных критериев, в зависимости от использования ИКТ

Критерии

Традиционные организации

Смешанные организации

первого типа

Смешанные организации

второго типа

Смешанные организации

третьего типа

Смешенные организации четвертого типа

Электронные организации

1.1 основу бизнеса составляют материальные (физические) активы;

Х

Х

Х

Х

 

 

1.2 основу бизнеса составляют финансовые и интеллектуальные активы;

 

 

 

 

Х

Х

2.1 стабильный цикл расходов капитала на фоне незначительной динамики объема продаж;

Х

Х

Х

Х

 

 

2.2 тенденция к снижению объема капитала, на фоне возрастающею объема продаж;

 

 

 

 

Х

Х

3.1 высокий уровень затрат на материалы, оборудование, рабочую силу и низкий уровень затрат на НА и информационные ресурсы;

Х

Х

Х

Х

 

 

3.2 низкий уровень затрат на материалы, оборудование, рабочую силу и высокий уровень затрат на НА и др. компоненты, которые связаны между собой значитель-ным объемом информации;

 

 

 

 

Х

Х

4.1 торговля товаров в цифровом формате;

 

 

 

 

 

Х

4.2 производство и продажа осязаемых товаров (включая информационные продукты на материальных носителях);

Х

Х

Х

Х

Х

 

5.1 осуществление отдельных производственных операций с применением системы ЧПУ;

 

Х

Х

Х

 

 

5.2 осуществление взаимосвязи между подразделениями с использованием локальной сети;

 

Х

Х

Х

 

 

5.3 осуществление учета и анализа с использованием программных продуктов;

 

Х

Х

Х

 

 

5.4 стратегическая роль информационных технологий в учете, анализе и принятии решений;

 

 

 

 

Х

Х

6.1 использование веб-сайта для выполнения только рекламно-информационной функции;

 

Х

 

 

 

 

6.2 осуществление продажи товаров через интернет-магазин организации;

 

 

Х

Х

Х

Х

7.1 более 50% коммуникаций осуществляется офлайн;

Х

Х

Х

 

 

 

7.2 более 50% коммуникаций осуществляется онлайн;

 

 

 

Х

Х

Х

8.1 информация выступает как источник создания ценностей;

 

 

 

 

Х

Х

8.2 информация выступает как издержки организации;

Х

Х

Х

Х

 

 

9.1 торговля осуществляется на торговых площадках организации;

Х

Х

Х

Х

 

 

9.2 товар высылается покупателю по почте или доставляется курьером (в т.ч. через маркетплейсы);

 

 

Х

Х

Х

 

9.3 товар хранится на сервере компании и скачивается непосредственно с него клиентом при подтверждении оплаты

 

 

 

 

 

Х

10.1 оплата товара без использования электронных платежных средств;

Х

Х

Х

Х

Х

 

10.2 оплата производится при помощи электронных средств оплаты;

 

 

Х

Х

Х

Х

Составлено авторами.

В заключении заметим, что предложенные нами определения, критерии и классификация не являются окончательными, так как на данный момент очевидно наличие большого числа типов институциональных единиц, сочетающих в своей деятельности традиционные и цифровые инструменты ведения бизнеса, а по мере развития цифровой экономики уровень использования цифровых инструментов в бизнесе будет расти.

Библиографический список:

1. Measuring the information economy, (2002) / OECD. – Paris: OECD – P. 93
2. Sektor ICT [Electronic resource] / Główny Urząd Statystyczny: Portał Informacyjny. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://stat.gov.pl/wyszukiwarka/szukaj.html. (дата доступа : 15.10.2022)
3. Агниашвили Л. Г., (2011), Виртуальные предприятия: становление, сущность и преимущества, Вестник РУДН, серия Экономика, - 2011, - № 1. – С. 52-58.
4. Анализ тенденций развития ИКТ и их применение в социально-экономической сфере, (2003) Часть 1: фрагмент отчета об аналитическом исследовании / исполн.: ИД «Компьютерра» [и др.]. – Москва. Режим доступа: http://www.silicontaiga.ru/ article/files/2074_l.pdf. (дата доступа: 28.11.2022).
5. Беляцкая, Т.Н.,Князева, В.С. (2017), Информационный сектор экономики: состояние и динамика, Сацыяльна-канамічныя і прававыя даследаванні. – 2017. - № 3. – С. 191-199.
6. Борщёв Е. Г., Миролюбов А.А., Электронное предприятие: организационные принципы и проблемы развития в условиях РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://elib.spbstu.ru/dl/008063.pdf/download/008063.pdf?ysclid=lbqpcszeuo538906934. (дата доступа: 28.11.2022).
7. Государственная программа «Цифровое развитие Беларуси» на 2021–2025 годы [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=P32100292. (дата доступа : 19.11.2022).
8. Груздева Е.В. Интернет-компания как хозяйственное звено новой экономики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://wiasite.com/business-internet-technology/internet-kompaniya-kak-hozyaystvennoe-zveno.html. (дата доступа: 18.11.2022).
9. Зверев В.С., Унтура, Г. А., Федосеев, В. И.; отв. ред. Суслов В. И. (2010) Толковый словарь «Инновационная деятельность». Термины инновационного менеджмента и смежных областей (от А до Я). Российская акад. наук, Сибирское отд-ние, Ин-т экономики и орг. пром. пр-ва. - 3-е изд., доп. - Новосибирск : ИЭОПП СО РАН, 2010. - 269 с.
10. Информационное общество в Российской Федерации. 2020 : статистический сборник. – Москва: НИУ ВШЭ, 2020. – 269 с.
11. Информационно-коммуникационные технологии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://wiki.fenix.help/pedagogika/informatsionno-kommunikatsionnyye-tekhnologii?ysclid=latbd6mff955249736 . (дата доступа: 10.11.2022).
12. Котляров И. Д., (2011) Электронные предприятия: проблемы терминологии и классификации. Прикладная информатика. – 2011. - № 4(34). – С 46-55.
13. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.hse.ru/?ysclid=lbqnockb8o819699875-. (дата доступа : 25.10.2022).
14. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52653-2006 "Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2006 г. N 419-ст). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/5922784/?ysclid=lbqnxrecif736144260. (дата доступа: 15.11.2022).
15. ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/upload-belstat/upload-belstat-pdf/klassifikatory/OKRB_005-2011_s_izm_1-6.pdf. (дата доступа: 23.11.2022).
16. Павлова В.И. Сущность, роль и место информационно-коммуникационных технологий в образовании [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-rol-i-mesto-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-v-obrazovanii. (дата доступа: 1.11.2022).
17. ПРИКАЗ Минкомсвязи РФ от 07.12.2015 N 515 "Об утверждении собирательных классификационных группировок "сектор ИКТ" и "сектор контента и средств массовой информации". [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://minjust.consultant.ru/documents/17644?ysclid=lbqnj1xzos749297803/.(дата доступа : 19.11.2022).
18. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=P32100292. (дата доступа : 19.11.2022).
19. Роберт И.В., Панюкова,С. В., Кузнецов, А.А., Кравцова А.Ю. (2008) Информационные и коммуникационные технологии в образовании : учеб.-метод. пособие - Москва: Дрофа, 2008. – 312 с.
20. Словарь бизнес терминов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dic.academic.ru/contents.nsf/business/. (дата доступа : 19.10.2022).
21. Статистический сборник. Информационное общество в Республике Беларусь. /Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2021.[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/upload/iblock/50e/50e0f7e0b7e5875db07fb6c8350e8ec8.pdf. (дата доступа: 20.11.2022).
22. Тевс Д.П., Подковырова В.Н., Апольских Е.И., Афонина М.Ф. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие – Барнаул: БГПУ, 2006. – 104 с.
23. Толковый словарь по информационному обществу и новой экономике [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://information_society.academic.ru/143/. (дата доступа: 17.11.2022).
24. Филиппова Т. В., Ярошик Д. В. (2019), Электронное предприятие и электронный бизнес как элементы электронной экономики, Актуальні питання економіки, обліку, фінансів та права в сучасних умовах : збірник тез доповідей міжнародної науково-практичної конференції, Полтава, 1 червня 2019 г. : у 7 ч. – Полтава : Центр финансово-экономических научных исследований, Ч. 1., С. 46–47.
25. Фурсевич И.А., (2005), Особенности использования ИКТ при обучении иностранным языкам: сборник научных трудов региональных преподавателей иностранных языков, Москва: Просвещение, 256 с.
26. Абдрахманова Г. И., Васильковский, С. А., Вишневский, К. О. [и др.] (2022) Цифровая экономика: 2022 : краткий статистический сборник /; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». –Москва: НИУ ВШЭ, 124 с.
27. Головенчик Г. Г., (2020), Цифровая экономика: учеб.-метод. Комплекс, Минск : БГУ -143 с.
28. Чернов С. А., Дайкер, А.О., (2015), Сетевая организация: закономерности, тенденции развития, Известия вузов. Северо-кавказский регион. Общественные науки. № 4. – С. 114-118.
29. Шеховцев М. Переломный момент в развитии ИКТ-сектора – новая возможность для инновационного развития России. Интервью с руководством российской ИТ-ассоциации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.e-xecutive.ru (дата доступа: 17.11.2022).
30. Электронная библиотека [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.bibliofond.ru/ view.aspx?id=880332#text (дата доступа: 17.11.2022).
31. Ямалетдинова А. М., Медведева А.С., (2016), Современные информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе, Вестник Башкирского университета, С. 1134 – 1140.




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх