-
УО "Витебский государственный технологический университет"
Старший преподаватель
Прудникова Людмила Викторовна, старший преподаватель, кафедра экономики, УО «Витебский государственный технологический университет»
УДК 338.012
Введение.
В период постиндустриальной экономики в основе бизнес-модели организации закладывается принцип: меньше активов, видов деятельности в рамках одной организации и активизация стремительного роста, в отличии от индустриальной экономики, когда в основе бизнес-модели организации был заложен принцип: стремительное нарастание объема на фоне снижающихся затрат.
Актуальность исследования заключается в том, что период постиндустриальной экономики основные источники экономического роста все более и более перемещаются от физического капитала и сырьевых ресурсов к информационным и интеллектуальным ресурсам.
Информационно-коммуникационные технологии представляют самостоятельный сектор мирового хозяйства, являясь мощным двигателем мирового экономического развития.
Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 годы и Государственной программой «Цифровое развитие Беларуси» на 2021–2025 годы предусмотрено формирование развитой информационно-коммуникационной инфраструктуры (физической, гибридной и цифровой (виртуальной)), что подтверждает особую значимость развития сектора ИКТ в формировании постиндустриальной экономики страны [7, 16].
Проблеме идентификации сектора ИКТ казалось бы посвящено немало исследований как в Республике Беларусь, так и за ее пределами. Тем не менее, вопросы касающиеся выделения критериев классификации институциональных единиц сектора ИКТ остаются открытыми.
Настоящая статья посвящена попытке решения указанной проблемы.
Результаты исследования.
В научной литературе, нормативно-правовых, программных, концептуальных и рекомендательных документах в сфере информационных технологий представлены определенные точки зрения на характеристику сектора ИКТ и его составные элементы (таблица 1).
Таблица 1 - Подходы к определению сектора ИКТ |
|
Источник |
Определение |
Т. Н. Беляцкая, В. С. Князькова |
Сектор ИКТ включает организации, основным видом экономической деятельности которых является производство, реализация ИКТ, оказание услуг в этой сфере |
Główny Urząd Statystyczny: Portał Informacyjny. |
Сектор ИКТ это вид деятельности, включающий в себя организации, занимающиеся производством благ, которые связаны с регистрацией, обработкой, передачей, воспроизведением и отображением в электронном виде информации |
ОЭСР |
Сектор ИКТ – совокупность сферы услуг и отраслей обрабатывающей промышленности, охватывающих передачу и отображение данных и информации в электронном виде |
Толковыйсловарь «Инновационнаядеятельность». |
Сектор ИКТ - совокупность организаций, занимающихся экономической деятельностью, связанной с производством, распространением и применением ИКТ |
Словарь бизнес терминов. |
Сектор ИКТ - сектор экономики России, хозяйственная деятельность предприятий которого направлена на извлечение прибыли от предоставления услуги и производства товаров в сфере ИКТ |
Г.Г. Головенчик |
Сектор ИКТ - это отрасль экономики, включающая в себя организации, занимающиеся производством благ, которые связаны с регистрацией, обработкой, передачей, воспроизведением и отображением информации в электронном виде |
ПРИКАЗ Минкомсвязи РФ от 07.12.2015 N 515; |
Сектор ИКТ - определяется как совокупность видов экономической деятельности, связанных с производством продукции, предназначенной для выполнения функции обработки информации и коммуникации с использованием электронных средств, включая передачу и отображение информации
|
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» |
Под сектором ИКТ понимается совокупность видов экономической деятельности, связанных с производством продукции, предназначенной для выполнения функции (или позволяющей выполнять эту функцию) обработки информации и коммуникации с использованием электронных средств, включая передачу и отображение информации. |
https://www.bibliofond.ru/ view.aspx?id= 880332#text |
Сектор ИКТ - целая сфера общественной жизнедеятельности, в которой происходит разработка, производство и использование информационных технологий и коммуникаций. |
Главное статистичес-кое управление-депар-тамент промышленнос-ти, ГАС, Варшава |
Сектор ИКТ - отрасль экономики, включающая предприятия, основным видом деятельности которых является производство товаров и услуг, позволяющих вести электронную запись, обработку, передачу, воспроизведение или отображение информации. |
Составлено авторами на основе источников: [1, 2, 5, 9, 13, 18, 20, 23, 27, 30].
В большинстве исследуемых источников отмечается, что организации, включаемые в сектор ИКТ, занимаются производством и оказанием услуг в сфере ИКТ. Обобщив результаты проведенных исследований (таблица 1) дадим следующее определение сектора ИКТ.
Сектор ИКТ представляет собой совокупность видов экономической деятельности связанных с производством и оказанием услуг в сфере ИКТ.
Исследовав нормативно-правовые и программные документы, научную литературу, пришли к выводу, что на данный момент времени нет единого мнения ни среди авторов, ни в нормативных и программных документах относительно определения ИКТ (таблица 2).
Таблица 2 – Подходы к определению ИКТ |
|
Источник |
Определение |
ГОСТ Р 52653–2006; Т. Н. Беляцкая, В. С. Князькова |
ИКТ - информационные процессы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств телекоммуникаций и вычислительной техники |
В.В. Колодий |
ИКТ - это совокупность объединенных в одну цепочку программно-технических средств, производственных процессов и методов, которые обеспечивают сбор, хранение, обработку, анализы и распространение информации для того,чтобы максимально снизить трудоемкость процессов использования информационных ресурсов, при этом повышая их оперативность и надежность |
М.Д. Сулейманов |
ИКТ - это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг, среди которых можно выделить компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет |
https://wiki.fenix.help/pedagogika/informatsionno-kommunikatsionnyye-tekhnologii?ysclid=latbd6mff955249736 |
ИКТ - это совокупность способов, механизмов и средств, используемых для автоматизированного сбора, обработки, хранения и передачи информации |
В.И. Павлова |
ИКТ - это комплекс объектов, действий и правил, связанных с подготовкой, переработкой и доставкой информации при персональной, массовой и производственной коммуникации |
А.М.Ямалетдинова, А.С.Медведева |
ИКТ - это технологии, использующие вычислительную технику и телекоммуникационные средства для сбора, хранения, обработки и передачи информации с целью оперативной и эффективной работы с информацией |
И.В. Роберт, |
ИКТ - понимается совокупность условий, обеспечивающих |
С.В. Панюкова, А.А. Кузнецов, А.Ю. Кравцова |
осуществление деятельности пользователя с информацион-ным ресурсом с помощью интерактивных средств ИКТ и взаимодействующих с ним как с субъектом информацион-ного общения и личностью |
Г. Г. Головенчик |
ИКТ - это процессы и методы взаимодействия с информацией, которые осуществляются с применением устройств вычислительной техники, а также средств телекоммуникации |
Протокол об ИКТ и информа-ционном взаимодействии в рамках ЕАЭС |
ИКТ - совокупность методов и средств реализации информационных технологий и телекоммуникационных процессов |
Г. И. Абдрахманова, С. А. Васильковский, К. О. Вишневский и др. |
ИКТ - технологии, использующие средства микроэлектроники для сбора, хранения, обработки, поиска, передачи и представления данных, текстов, образов и звука |
Толковый словарь по информационному обществу и новой экономике |
ИКТ – это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах её пользователей |
Д.П. Тевс, В.Н. Подковырова, Е.И. Апольских, М.Ф. Афонина |
ИКТ – это большой спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг: компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет |
И.А. Фурсевич |
ИКТ - технология, в основе которой лежит использование компьютера, системы Интернет и разнообразных компьютерных приложений |
Составлено авторами на основе источников: [5, 14, 16, 19, 22, 23, 25-27, 31].
Анализ приведенных в таблице 2 определений выявляет их определенную вариативность, но, в тоже время, почти все они содержат следующие общие элементы:
– сбор, хранение, обработку и передачу информации;
– использование средств телекоммуникаций и вычислительной техники.
Обобщив результаты проведенных исследований (таблица 2) дадим следующее определение ИКТ.
ИКТ представляет собой широкий спектр цифровых технологий, осуществляемых с применением средств телекоммуникаций и вычислительной техники.
Сектор ИКТ включает большое количество достаточно разнообразных видов экономической деятельности, которые разделяют на несколько групп.
|
Сектор ИКТ (согласно общегосударственному классификатору видов экономической деятельности ОКРБ 005-2011 «Виды кономической деятельности») |
|
||||
|
↓ |
|
↓ |
|
↓ |
|
отрасли производства ИКТ |
|
отрасли торговли ИКТ |
|
отрасли услуг ИКТ |
||
↓ |
|
↓ |
|
↓ |
||
ПОДСЕКЦИЯ CI произ-водство вычислительной, электронной и оптической аппаратуры: ü производство элект-ронных элементов (261); ü производство элект-ронных плат (2612); ü производство компью-теров и периферийного оборудования (262); ü производство комму-никационного оборудования (263); ü производство элект-ронной бытовой техники (264); ü производство магнит-ных и оптических носителей информации (268);
|
|
СЕКЦИЯ Gоптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов: ü оптовая торговля компьютерами, перифе-рийным компьютерным оборудованием и прог-раммным обеспечением (46510); ü оптовая торговля электронным и коммуни-кационным оборудова-нием и их частями (46520);
|
|
ПОДСЕКЦИЯ JA издательская деятельность, деятельность в сфере аудио- и видеозаписи, воспроизведения и вещания: ü издание компьютерных игр (5821); ü издание прочего программного обеспечения (5829); ПОДСЕКЦИЯ JB деятельность в области телекоммуникаций: ü деятельность в области проводной связи (611); ü деятельность в области беспроводной связи (612); ü деятельность в области спутниковой связи (613); ü прочая деятельность в области телекоммуникаций (619); ПОДСЕКЦИЯ JC информационные технологии и деятельность в области информационного обслуживания: ü деятельность в области компьютерного программирования (6201); ü консультационные услуги в области компьютерных технологий (6202); ü деятельность по управлению компьютерными системами (6203); ü прочие виды деятельности в области информационных технологий и обслуживание компьютерной техники (6209); ü обработка данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность (6311); ü деятельность веб-порталов (6312); ПОДСЕКЦИЯ CM производство прочих готовых изделий; ремонт, монтаж машин и оборудования: ü ремонт компьютеров и периферийного оборудования; (ремонт, техническое обслуживание компьютеров и периферийного оборудования (классифицируются в 95110)) ü ремонт коммуникационного оборудования; (ремонт, техническое обслуживание коммуникационного оборудования (классифицируются в 95120)) |
||
Рисунок 1 – Состав сектора ИКТ по видам экономической деятельности согласно ОКРБ 005-2011 «Виды кономической деятельности»
Составлено авторами на основе источников: [5,15, 21].
В Республике Беларусь согласно общегосударственному классификатору видов экономической деятельности ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности» сектор ИКТ разделен на три группы: отрасли производства ИКТ, отрасли торговли ИКТ и отрасли услуг ИКТ (рисунок 1).
Таблица 3 – Сопоставление подходов ООН (ISIC, Rev.4), Польши, Российской Федерации и Республики Беларусь к классификации видов деятельности, составляющих сектор ИКТ с группировкой по подсекторам
Наименование сектора экономики |
ООН |
Польша |
РФ |
РБ |
Отрасли производства ИКТ |
||||
производство электронных элементов |
- |
26.11 |
26.1 |
261 |
производство электронных плат |
- |
26.12 |
26.1 |
2612 |
производство компьютеров и периферийного оборудован.; |
2620 |
26.20 |
26.20 |
262 |
производство коммуникационного оборудования; |
2630 |
26.30 |
26.30 |
263 |
производство электронной бытовой техники; |
2640 |
26.40 |
26.40 |
264 |
производство магнитных и оптических носителей информ.; |
2680 |
26.80 |
26.80 |
268 |
Отрасли торговли ИКТ |
||||
оптовая торговля компьютерами, периферийным компью-терным оборудованием и программным обеспечением; |
4651 |
46.51 |
46.51 |
46510 |
оптовая торговля электронным и коммуникационным оборудованием и их частями; |
4652 |
46.52 |
46.52 |
46520 |
Отрасли услуг ИКТ |
||||
Издание программного обеспечения |
5820 |
- |
58.2 |
- |
издание компьютерных игр; |
- |
58.21 |
- |
5821 |
издание прочего программного обеспечения; |
- |
58.29 |
- |
5829 |
Телекоммуникации |
61 |
|
- |
- |
деятельность в области проводной деятельность |
6110 |
61.10 |
61.10 |
611 |
в области беспроводной связи; |
6120 |
61.20 |
61.20 |
612 |
деятельность в области спутниковой связи; |
6130 |
61.30 |
61.30 |
613 |
прочая деятельность в области телекоммуникаций; |
6190 |
61.90 |
61.90 |
619 |
Компьютерное программирование, консультации и другие сопутствующие услуги |
62 |
|
- |
|
деятельность в области компьютерного программирования; |
6201 |
62.01 |
62.01 |
6201 |
консультационные услуги в области компьютерных технологий; |
6202 |
62.02 |
62.02 |
6202 |
деятельность по управлению компьютерными системами; |
6202 |
62.03 |
62.03 |
6203 |
прочие виды деятельности в области информационных технологий и обслуживание компьютерной техники; |
6209 |
62.09 |
62.09 |
6209 |
обработка данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность; |
631 |
63.11 |
63.11 |
6311 |
деятельность веб-порталов; |
6312 |
63.12 |
63.12 |
6312 |
ремонт компьютеров и периферийного оборудования; |
951; 9511 |
95.11 |
95.11 |
95110 |
ремонт коммуникационного оборудования. |
9512 |
95.12 |
95.12 |
95120 |
Составлено авторами на основе источников: [1,2, 5, 10].
В таблице 3 представлено сопоставление подходов ООН, Польши, Российской Федерации и Республики Беларусь к классификации видов деятельности, составляющих сектор ИКТ, с группировкой по подсекторам. Необходимо отметить, что при определении границ сектора ИКТ все объекты наблюдения придерживаются международного стандарта ОЭСР в области измерения сектора ИКТ. Эта унификация способствует глобализации мировой экономики посредством интегрирования национальных рынков в глобальную информационную экономику.
Учитывая разнообразие видов экономической деятельности, включаемых в состав сектора ИКТ, достаточно сложно выделить критерии и осуществить классификацию институциональных единиц сектора.
Проведенные исследования показали, что существует множество различных классификаций институциональных единиц, однако, с позиции использования информационных технологий до сих пор нет ясности в выделяемых критериях. Так, исследовав различные точки зрения авторов, необходимо отметить, что с позиции использования информационных технологий выделяются такие институциональные единицы как электронные организации, интернет-компании, виртуальные организации, сетевые организации и др. [4,6,8,12,24,28]. Однако, нельзя обойти стороной и так называемые традиционные организации. В современных условиях благодаря развитию сектора ИКТ традиционные организации все более активно используют электронные системы связи и управления, внедряют информационные системы, основанные на новом программном обеспечении, т. е. происходит трансформация традиционных отраслей экономики. При этом, эффект который создает сектор ИКТ в других отраслях, выше, чем в отраслях, связанных с производством элементов ИКТ.
Рассмотрев и обобщив мнения исследователей, относительно характеристики и выделяемых критериев идентификации институциональных единиц, с позиции использования информационных технологий, представим результаты в таблице 4.
Таблица 4 – Типы институциональных единиц, их характеристика и критерии идентификации |
||
Типы институцио-нальных единиц |
Характеристика |
Критерии идентификации |
|
||
Традиционная организация |
это организация, в деятельнос-ти которой используются традиционные технологии бизнеса, а внутренние и внешние потоки не связаны с интернет-технологиями
|
- основу баланса составляют физические активы; - использование в своей деятельности традиционных производственных активов; - владение производственными, торговыми и складскими площадями, на которых трудятся наемные работники; - выпуск (или продажа) реального (осязаемого) товара или услуги; - информация рассматривается как издержки, а стоимость товара определяется, главным образом, стоимостью ограниченных ресурсов, задающих границы отрасли, т.е. составом затрат на материалы, оборудование, рабочую силу и другие компоненты, которые связаны между собой относительно небольшим объемом информации; |
Электронная организация |
это организация, которая взаи-модействует с внешней средой и формирует свою внутреннюю среду исключительно пос-редством информационных технологий, т.е. все внутренние и внешние потоки осуществ-ляются в форме информа-ционных потоков, для передачи которых используются элект-ронные каналы связи |
- продукт, распространяемый организацией, имеет информационную природу и закупается (или производится) и продается потребителям в цифровом виде по интернет-каналам; - отсутствуют традиционные производственные активы (при изготовлении продукта могут используются компьютеры с прменением информационных технологий); - отсутствуют складские площади (продаваемые продукты размещаются на сервере); - отсутствуют торговые площади (взаимодействие с потребителем осуществляется через сайт организации); - отсутствует потребность в офисных площадях (сотрудники организации работают удаленно взаимодействуя друг с другом через Интернет); - рекламные кампании проводятся только в сети Интернет; - закупка товаров у поставщиков производится при помощи интернет-технологий; |
Виртуальная организация |
это система отдаленных раз-нородных организаций и подразделений, имеющих воз-можность изменять свой образ и конфигурацию с помощью сетевых и интеллектуальных информационных технологий с |
- могут вести свою деятельность как в интернет-пространстве, так и в традиционной бизнес-среде; - для взаимодействия могут использоваться любые средства связи; - объединение ресурсов различных партнёров в единую систему для максимального удовлетворения нужд и потребностей потребителей в товарах (услугах); - выбираются предприятия (организации, отдельные коллективы, люди), обладающие ключевыми ресурсами для достижения конкурентного преимущества |
|
||
|
целью оптимизации получения дохода каждым из участников в условиях общественной интеграции ресурсов |
на рынке; - увеличивается скорость и качество выполнения заказа путем достижения синергического эффекта;
|
Сетевая организация |
это организация, которая интегрирует в своей среде традиционную, электронную и виртуальную составляющие |
- обладает традиционными активами, необходимыми для эффективного ведения ее профильной деятельности; - ведет бизнес как в традиционной среде, так и в интернет-пространстве; - формирует для реализации проектов виртуальные организации с внешними агентами; |
Интернет-компания |
это компания инновационного типа, осуществляющая пред-принимательскую деятельность в информационной среде сети Интернет, основной сферой деятельности которой является получение, обработка и распространение информации с использованием технических и программных средств на основе интернет-технологий |
- основу баланса составляют финансовые и интеллектуальные активы; - продуктивная способность Интернет-компании в основном обеспечивается техническими и программными средствами на основе интернет-технологий; - бизнес-модель Интернет-компании не может функционировать без использования сети Интернет; - основными видами товара являются: информационный продукт, для создания и перемещения которого применяется технология обработки информационного ресурса с приданием ему уникальных характеристик, задаваемых потребителем; оказание услуги по продаже товаров в масштабе реального времени для сетевых или традиционных потребителей; - источником создания стоимости является информация; - затраты связаны, прежде всего, с формированием нематериальных активов, совокупностью прав на информационные, технологические, организационные и кадровые ресурсы, затратами на создание и развитие торговой марки и клиентской базы; |
Составлено авторами на основе источников: [4,6,8,12,24,28].
Учитывая особенности сектора ИКТ, а также характеристику и критерии идентификации, рассмотренных в таблице 4, хозяйствующих субъектов предлагаются для распределения институциональных единиц по классификационным группам в зависимости от использования ИКТ следующие критерии:
1. в зависимости от того какие активы составляют основу бизнеса:
1.1 материальные (физические) активы;
1.2 финансовые и интеллектуальные активы;
2. в зависимости от того, какие тенденции прослеживаются в динамике объема капитала в соотношении с динамикой объема продаж:
2.1 стабильный цикл расходов капитала на фоне незначительной динамики объема продаж;
2.2 тенденция к снижению объема капитала, на фоне возрастающеюго объема продаж;
3. в зависимости от порядка формирования затрат:
3.1 высокий уровень затрат на материалы, оборудование, рабочую силу и низкий уровень затрат на нематериальные активы и информационные ресурсы;
3.2 низкий уровень затрат на материалы, оборудование, рабочую силу и высокий уровень затрат на нематериальные активы и другие компоненты, которые связаны между собой значительным объемом информации;
4. в зависимости от какого вида деятельности организация получает доход:
4.1 торговля товаров в цифровом формате:
а) продажа рекламного места в информационных виртуальных пространствах (информационные провайдеры);
б) создание и распространение новых и обновленных программных продуктов посредством Интернет (производителей программного обеспечения);
в) создание электронных библиотек, платных подписок, построение бизнеса по проведению консультаций, обучения через Интернет (горизонтальные порталы, поисковые серверы, он-лайн магазины, информационные сайты, службы бесплатного сервиса и т.д.);
г) онлайновая продажа товаров для сетевых или традиционных торговых компаний;
4.2 производство и продажа осязаемых товаров (включая информационные продукты на материальных носителях);
5. в зависимости от использования информационных технологий в применяемой модели бизнеса:
5.1 осуществление отдельных производственных операций с применением системы числового программного управления;
5.2 осуществление взаимосвязи между подразделениями с использованием локальной сети;
5.3 осуществление учета и анализа с использованием программных продуктов;
5.4 стратегическая роль информационных технологий в учете, анализе и принятии решений;
6. в зависимости от цели использования веб-сайта организации:
6.1 выполнение только рекламно-информационной функции (каталог товаров, адрес и график работы магазинов);
6.2 осуществление продажи товаров через интернет-магазин организации;
7. в зависимости от того как осуществляются коммуникации с потребителями продукции, споставщиками сырья и материалов, капитала, трудовых ресурсов:
7.1 более 50% коммуникаций осуществляется офлайн;
7.2 более 50% коммуникаций осуществляется онлайн;
8. в зависимости от роли информации как ресурса, определяющего установление границ между отраслями:
8.1 информация выступает как источник создания ценностей;
8.2 информация выступает как издержки организации;
9. в зависимости от того как осуществляется торговля товаром:
9.1 торговля осуществляется на торговых площадках организации;
9.2 товар высылается покупателю по почте или доставляется курьером (в т.ч. через маркетплейсы);
9.3 товар хранится на сервере компании и скачивается непосредственно с него клиентом при подтверждении оплаты.
10. в зависимости от оплаты товара:
10.1 оплата товара без использования электронных платежных средств (например, банковским переводом, наложенным платежом при получении на почте или наличными курьеру);
10.2 оплата производится при помощи электронных средств оплаты (дебетовой или кредитной картой через платежную систему, по смс, через платежный терминал или с использованием электронных денег).
Как уже было отмечено ранее постиндустриальная экономика оказывает существенное влияние на ресурсы, бизнес-процессы и их управление, коммуникации внутри организации и с внешней средой и др. аспекты в деятельности институциональных единиц:
- усиливается тенденция значительно более быстрого развития информационных технологий по сравнению с технологиями физической обработки, что приводит к увеличению объема информации, заключенного в товаре;
- стоимость накопления, управления и передачи информации быстро падает, в то время как границы возможностей информационных технологий расширяются;
- Интернет обеспечил фундаментальное изменение в возможностях получать информацию, обрабатывать, хранить и передавать;
- организации используют Интернет как сетевую форму организации бизнеса, основное средство общения с поставщиками сырья и материалов, капитала, трудовых ресурсов, потребителями, основной канал продаж;
- для тех организаций, которые активно используют информационные технологии в своих бизнес-процессах характерна возрастающая доля НА, по сравнению со снижающейся долей физического и оборотного капитала.
Однако, в настоящее время в деятельности большинства организаций в различных комбинациях сочетаются элементы как традиционных, так и электронных технологий бизнеса. При этом, учитывая, что в составе сектора ИКТ Республики Беларусь присутствуют отрасли производства, торговли и услуг ИКТ, в классификации институциональных единиц этого сектора должны быть выделены как традиционные и электронные, так и смешенные с различной долей цифровых технологий.
В связи с этим, предлагается выделять следующие типы институциональных единиц:
- традиционные организации;
- смешанные организации первого типа (традиционные с элементами информационных технологий в рекламно-информационной деятельности и внутренних производственно-информационных потоках);
- смешанные организации второго типа (традиционные с элементами информационных технологий в осуществлении внутренних производственно-информационных потоков, рекламно-информационной деятельности и реализации продукции дистанционным способом);
- смешанные организации третьего типа (электронные с использованием традиционных складских активов для продажи осязаемых товаров);
- смешенные организации четвертого типа (электронные осуществляющие продажу осязаемых товаров с возможностью использования не только электронных платежных средств);
- электронные организации.
В таблице 5 представлено распределение типов институциональных единиц, согласно выделенных критериев, в зависимости от использования ИКТ.
Таблица 5 – Распределение типов институциональных единиц, согласно выделенных критериев, в зависимости от использования ИКТ |
||||||
Критерии |
Традиционные организации |
Смешанные организации первого типа |
Смешанные организации второго типа |
Смешанные организации третьего типа |
Смешенные организации четвертого типа |
Электронные организации |
1.1 основу бизнеса составляют материальные (физические) активы; |
Х |
Х |
Х |
Х |
|
|
1.2 основу бизнеса составляют финансовые и интеллектуальные активы; |
|
|
|
|
Х |
Х |
2.1 стабильный цикл расходов капитала на фоне незначительной динамики объема продаж; |
Х |
Х |
Х |
Х |
|
|
2.2 тенденция к снижению объема капитала, на фоне возрастающею объема продаж; |
|
|
|
|
Х |
Х |
3.1 высокий уровень затрат на материалы, оборудование, рабочую силу и низкий уровень затрат на НА и информационные ресурсы; |
Х |
Х |
Х |
Х |
|
|
3.2 низкий уровень затрат на материалы, оборудование, рабочую силу и высокий уровень затрат на НА и др. компоненты, которые связаны между собой значитель-ным объемом информации; |
|
|
|
|
Х |
Х |
4.1 торговля товаров в цифровом формате; |
|
|
|
|
|
Х |
4.2 производство и продажа осязаемых товаров (включая информационные продукты на материальных носителях); |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
|
5.1 осуществление отдельных производственных операций с применением системы ЧПУ; |
|
Х |
Х |
Х |
|
|
5.2 осуществление взаимосвязи между подразделениями с использованием локальной сети; |
|
Х |
Х |
Х |
|
|
5.3 осуществление учета и анализа с использованием программных продуктов; |
|
Х |
Х |
Х |
|
|
5.4 стратегическая роль информационных технологий в учете, анализе и принятии решений; |
|
|
|
|
Х |
Х |
6.1 использование веб-сайта для выполнения только рекламно-информационной функции; |
|
Х |
|
|
|
|
6.2 осуществление продажи товаров через интернет-магазин организации; |
|
|
Х |
Х |
Х |
Х |
7.1 более 50% коммуникаций осуществляется офлайн; |
Х |
Х |
Х |
|
|
|
7.2 более 50% коммуникаций осуществляется онлайн; |
|
|
|
Х |
Х |
Х |
8.1 информация выступает как источник создания ценностей; |
|
|
|
|
Х |
Х |
8.2 информация выступает как издержки организации; |
Х |
Х |
Х |
Х |
|
|
9.1 торговля осуществляется на торговых площадках организации; |
Х |
Х |
Х |
Х |
|
|
9.2 товар высылается покупателю по почте или доставляется курьером (в т.ч. через маркетплейсы); |
|
|
Х |
Х |
Х |
|
9.3 товар хранится на сервере компании и скачивается непосредственно с него клиентом при подтверждении оплаты |
|
|
|
|
|
Х |
10.1 оплата товара без использования электронных платежных средств; |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
|
10.2 оплата производится при помощи электронных средств оплаты; |
|
|
Х |
Х |
Х |
Х |
Составлено авторами.
В заключении заметим, что предложенные нами определения, критерии и классификация не являются окончательными, так как на данный момент очевидно наличие большого числа типов институциональных единиц, сочетающих в своей деятельности традиционные и цифровые инструменты ведения бизнеса, а по мере развития цифровой экономики уровень использования цифровых инструментов в бизнесе будет расти.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий