Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №118 (июнь) 2023
Разделы: Экономика
Размещена 01.06.2023. Последняя правка: 02.06.2023.
Просмотров - 1372

ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Васюк Полина Андреевна

студент

Полесский государственный университет

Кафедра финансового менеджмента

Михайлова Валерия Сергеевна, студент; Бухтик Марина Игоревна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента, Полесский государственный университет


Аннотация:
В статье проанализированы расходы республиканского бюджета Республики Беларусь за 2019-2023 гг., а также предложены мероприятия, направленные на улучшение эффективности расходования бюджетных средств.


Abstract:
The article analyzes the expenditures of the republican budget of the Republic of Belarus for 2019-2023, and proposes measures aimed at improving the efficiency of budget expenditures.


Ключевые слова:
республиканский бюджет; расходы республиканского бюджета; дефицит; профицит

Keywords:
republican budget; republican budget expenditures; deficit; surplus


УДК 336.5

Введение

Государственный бюджет представляет собой финансовый документ, который является центральным инструментом государственной финансовой политики, включающей в себя планирование доходов и расходов государства, контроль за исполнением бюджета и регулирование финансовых процессов. Бюджет определяет распределение государственных ресурсов на различные области, такие как социальные программы, наука, технологии, инфраструктура и т.д., и является важным инструментом для достижения социально-экономических целей государства.

Актуальность темы – анализ расходов республиканского бюджета позволяет идентифицировать основные направления управления ими.

Цель статьи – анализ статистических данных о расходах республиканского бюджета Республики Беларусь.

Научная новизна заключается в том, что рассмотрена динамика и структура изменения расходов республиканского бюджета Республики Беларусь.

Основная часть

Эффективное управление финансами общественных секторов является ключевым фактором, обеспечивающим стабильное экономическое развитие, поддержку инвестиционной активности и повышение уровня жизни населения. Особенно важно поддерживать баланс бюджетов и гибко управлять бюджетными финансами в сложные периоды, вызванные как внешними, так и внутренними факторами.

Большинство централизованных финансовых ресурсов, то есть основная часть консолидированного бюджета Республики Беларусь, сконцентрирована в республиканском бюджете. Республиканский бюджет обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное значение, таких как инвестиции, охрана окружающей среды, ликвидация последствий Чернобыльской аварии, социальные программы и другие. Средства республиканского бюджета направляются на покрытие расходов, связанных с внешнеэкономической деятельностью, формированием и пополнением государственных резервов, обслуживанием общегосударственного долга. Кроме того, республиканский бюджет играет важную роль в обеспечении внутренней и внешней безопасности страны, управлении общими экономическими и социальными процессами.

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи выполнением государством своих задач и функций в процессе использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным назначениям [1].

Рассмотрим динамику расходов республиканского бюджета Республики Беларусь за 2019-2023 гг. на рисунке 1.


Рисунок 1. Динамика расходов республиканского бюджета Республики Беларусь за 2019-2023 гг., млн. руб.

Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных [2,3,4,5,6]

Данные, представленные на рисунке 1, представляют ежегодный рост расходов республиканского бюджета Республики Беларусь. Таким образом в 2019 году они планировались в сумме 21 146,6 млн. руб., что по сравнению с 2020 годом меньше на 4 744,20 млн. руб. В 2021 году они планировались в сумме 27 349,70 млн. руб., что по сравнению с 2020 годом больше на 1 458,90 млн. руб.  В 2022 году расходы предполагались в сумме 30 672,20 млн. руб., что на 5 864,00 млн. руб. меньше, чем в 2023 году. Таким образом, планируемые расходы республиканского бюджета увеличиваются с каждым годом.

Исследуем подробнее расходы республиканского бюджета по функциональной классификации за 2019-2023 гг. 

Таблица 1. Структура расходов республиканского бюджета по функциональной классификации за 2019-2023 гг., млн. руб.

Показатель

2019

2020

2021

2022

2023

сумма

млн. руб.

уд. вес, %

сумма

млн. руб.

уд. вес, %

сумма

млн. руб.

уд. вес, %

сумма

млн. руб.

уд. вес, %

сумма

млн. руб.

уд. вес, %

Общегосударственная деятельность

10 359,7

47,1

12 506,0

49,2

13 366,4

48,9

15 506,7

49,6

17 887,4

49

Национальная оборона

1 240,1

5,5

1 319,2

5,2

1 462,8

5,3

1 811,8

5,9

2 772,3

7,6

Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности

2 312,2

10,6

2 479,2

9,8

2 772,7

10,1

3 144,2

10,3

4 069,1

11,1

Национальная экономика

3 214,1

14,6

3 532,5

13,9

3 721,5

13,6

3 793,2

12,4

4 659,6

12,8

Охрана окружающей среды

93,0

0,4

100,8

0,4

107,0

0,4

117,8

0,4

138,3

0,4

Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство

102,4

0,5

502,9

2,0

388,9

1,4

96,3

0,3

6,7

0,02

Здравоохранение

1 019,9

4,6

1 274,1

5,0

1 668,3

6,1

1 876,9

6,1

2 103,2

5,8

Физическая культура, спорт, культура и СМИ

633,4

2,9

511,0

2,0

508,3

1,9

549,1

1,8

624,3

1,7

Образование

1 047,8

4,9

1 178,7

4,6

1 291,0

4,8

1 462,7

4,8

1 635,4

4,8

Социальная политика

1 958,0

8,9

2 016,4

7,9

2 062,8

7,5

2 313,5

7,5

2 639,7

7,2

РАСХОДЫ, всего

21 146,6

100

25 890,8

100

27 349,7

100

30 672,2

100

36 536,2

100

Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных [2,3,4,5,6]

Результаты таблицы 1 показывают, что в разрезе функциональной классификации существенную часть бюджетных средств планировалось сосредоточить на общегосударственную деятельность и национальную экономику.

Динамика расходов на национальную экономику также должна иметь тенденцию роста, так в 2019 году они должны составить 3 214,1 млн. руб. 14,6%, а к 2023 году увеличиться на 1 445,5 млн. руб. и составить 4 659,6 млн. руб. или 12,8%. Немалую часть планировались занять расходы на здравоохранение, которые имели тенденцию роста за анализируемый период. Также стоит обратить внимание на то, что наименьшую часть расходов республиканского бюджета предполагалось направить на охрану окружающей среды.

Таблица 2. Структура расходов республиканского бюджета по функциональной классификации за 2019-2023 гг., млн. руб.

Показатель

Период

Абсолютное отклонение  (+,–)

Относительное отклонение (/)

2019

2020

2021

2022

2023

2020/2019

2021/2020

2022/2021

2023/2022

2020/2019

2021/2020

2022/2021

2023/2022

Общегосударственная деятельность

10 359,7

12 506,0

13 366,4

15 506,7

17 887,4

2 146,3

860,4

2 140,3

2 380,7

1,207

1,069

1,160

1,154

Национальная оборона

1 240,1

1 319,2

1 462,8

1 811,8

2 772,3

79,1

143,6

349

960,5

1,064

1,109

1,239

1,530

Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности

2 312,2

2 479,2

2 772,7

3 144,2

4 069,1

167

293,5

371,5

924,9

1,072

1,118

1,134

1,294

Национальная экономика

3 214,1

3 532,5

3 721,5

3 793,2

4 659,6

318,4

189

71,7

866,4

1,099

1,054

1,019

1,228

Охрана окружающей среды

93,0

100,8

107,0

117,8

138,3

7,8

6,2

10,9

20,5

1,084

1,062

1,101

1,174

Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство

102,4

502,9

388,9

96,3

6,7

400,5

-144

-292,6

-89,6

4,911

0,773

0,248

0,070

Здравоохранение

1 019,9

1 274,1

1 668,3

1 876,9

2 103,2

254,2

394,2

208,6

226,3

1,249

1,309

1,125

1,121

Физическая культура, спорт, культура и СМИ

633,4

511,0

508,3

549,1

624,3

-122,4

-2,7

40,8

75,2

0,807

0,995

1,080

1,137

Образование

1 047,8

1 178,7

1 291,0

1 462,7

1 635,4

130,9

112,3

171,7

172,7

1,125

1,095

1,133

1,118

Социальная политика

1 958,0

2 016,4

2 062,8

2 313,5

2 639,7

58,4

46,4

250,7

326,2

1,030

1,023

1,122

1,141

РАСХОДЫ, всего

21 146,6

25 890,8

27 349,7

30 672,2

36 536,2

4 744,2

1 458,9

3 322,5

5 864

1,224

1,056

1,121

1,191

Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных [2,3,4,5,6]

Рассматривая показатели расходов республиканского бюджета по функциональной классификации за 2019-2023 гг., также следует отметить, что наибольший объём расходов республиканского бюджета занимает общегосударственная деятельность, национальная экономика и судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности в связи со сложившейся ситуацией в стране. В период с 2019-2023 гг. прирост расходов составил 7 527,7 млн. руб.

Анализируя расходы республиканского бюджета, где наблюдается сокращение, можно выделить следующие показатели: жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство, физическая культура, спорт, культура и СМИ. Сокращение расходов на жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство началось в 2021 году и составили 388,9 млн. руб., соответственно уменьшились на 144 млн. руб., относительно 2020 года. В 2022 году расходы уменьшились на 292,6 млн. руб. по сравнению с 2021 годом. И в 2023 году наблюдалось так же уменьшение расходов на 89,6 млн. руб. по сравнению с 2022 годом.

Из проведенного анализа можно отметить ежегодный рост государственных расходов.

Рассмотрим структуру расходов республиканского бюджета по функциональной классификации за 2019-2022 гг. по отношению к ВВП.

Таблица 3. Структура расходов республиканского бюджета по функциональной классификации за 2019-2022 гг. в % по отношению к ВВП

Показатель

2019

2020

2021

2022

Общегосударственная деятельность

7,69

8,35

7,56

8,1

Национальная оборона

0,92

0,89

1,02

0,95

Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности

1,72

1,66

1,57

1,64

Национальная экономика

2,39

2,36

2,1

1,98

Охрана окружающей среды

0,07

0,07

0,06

0,06

Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство

0,08

0,34

0,22

0,05

Здравоохранение

0,76

0,85

0,94

0,98

Физическая культура, спорт, культура и СМИ

0,47

0,34

0,29

0,29

Образование

0,78

0,79

0,73

0,76

Социальная политика

1,45

1,35

1,17

1,21

РАСХОДЫ, всего

15,69

17,29

15,46

16,03

Примечание - Источник: собственная разработка на основании данных [2,3,4,5,6]

Согласно приведенным данным таблицы 3, можно отметить, что наибольший удельный вес (более 45%)  в структуре расходов республиканского бюджета за анализируемый период занимает общегосударственная деятельность, так как она является важной деятельностью для функционирования государства. Социальная сфера, которая включает в себя здравоохранение, физкультуру, спорт, культуру и СМИ, образование, социальную политику занимает около 20% расходов республиканского бюджета. 

На рисунке 2 рассмотрим динамику исполнения республиканского бюджета.

Рисунок 2. Динамика исполнения республиканского бюджета за 2019-2021 гг., млн. руб.

Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных [7].

После анализа представленных данных на рисунке 2, можно сделать вывод о наличии профицита в 2021 году в республиканском бюджете, который составил 1134,5 млн. рублей. В предыдущем году наблюдался дефицит в размере -2 121,30 млн. рублей, что на 5 340,2 млн. рублей меньше, чем в 2019 году.

Вывод.

Проведенный анализ динамики и структуры расходов республиканского бюджета Республики Беларусь позволяет сделать следующие выводы:

  1. Расходы республиканского бюджета за период 2019-2023 гг. увеличились на 15 409,6 млн. руб. или на 72,94%
  2. В разрезе функциональной классификации наибольшая доля расходов республиканского бюджета приходится на: общегосударственную деятельность, национальную экономику и судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности.
  3. В 2021 году наблюдался профицит республиканского бюджета в размере 1134,5 млн. рублей, а в 2020 году был зафиксирован дефицит, составляющий 2 212,3 млн. рублей.

В Республике Беларусь можно выделить ряд мероприятий по оптимизации расходов государственных средств:

-    Внедрение в бюджет­ный процесс технологии транспарентности, популяризация бюджета и повышение бюджетной грамотности. Оптимизация прозрачности бюджета требует реализации трех ключевых компонентов: первоначально, составление полноценных бюджетных отчетов, подготавливаемых правительствами и содержащих всестороннюю информацию; во-вторых, предоставление конкретной информации в отчетах, охватывающей как финансовые, так и нефинансовые результаты деятельности; и, наконец, применение эффективных методов, гарантирующих качество и достоверность представленной информации. Например, улучшение доступности для населения к необходимой информации о выплатах из бюджета, на которые они имеют право с целью обеспечения более оперативного получения таких сведений.

-    Разработка механизма финансовой самообеспеченности для наименее приоритетных отраслей с целью оптимизации расходов. Такой механизм предусматривает рациональное использование ранее выделенных средств и опору в основном на собственные возможности и источники поступлений в бюджет, которые соизмеряются с расходами, достаточными для обеспечения благосостояния населения, осуществления соответствующих социально-экономических программ.

Библиографический список:

1. Бухтик М.И. Финансы: электронный учебно-методический комплекс: специальности 6-05-0411-02 "Финансы и кредит", 6-05-0311-02 "Экономика и управление на предприятии", 6-05-0412-04 "Маркетинг" / М.И. Бухтик. - Пинск : ПолесГУ, 2023. - 586 с.
2. Закон «О республиканском бюджете на 2019 год» от 30 декабря 2018 г. № 160-З. Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь.
3. Закон «О республиканском бюджете на 2020 год» от 16 декабря 2019 г. № 269-З. Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
4. Закон «О республиканском бюджете на 2021 год» от 29 декабря 2020 г. № 73-З. Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь.
5. Закон «О республиканском бюджете на 2022 год» от 31 декабря 2021 г. № 142-З. Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь.
6. Закон «О республиканском бюджете на 2023 год» от 30 декабря 2022 г. № 231-З Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь.
7. Аналитические доклады «О состоянии государственных финансов Республики Беларусь» [Электронный ресурс] / Министерство финансов Республики Беларусь. – Минск, 2019-2020. – Режим доступа: https://minfin.gov.by/budgetary_policy/analytical_reports/ - Дата доступа: 22.05.2023.




Рецензии:

1.06.2023, 9:14 Ашрапов Улугбек Товфикович
Рецензия: В статье "ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ" автором Васюк П.А. проведено исследование по анализу расходов бюджета, рассмотрена динамика и структура изменения расходов бюджета Республики Беларусь за 2019-2022 годы и сделаны выводы по оптимизации расходов бюджетных средств. Повышение степени прозрачности бюджета должно состоят из 3 основных частей [https://www.oecd.org/gov/budgeting/best-practices-budget-transparency.htm]: 1 - бюджетные отчеты, которые должны составлять правительства, и их общее содержание; 2 - конкретные раскрытия информации, которые должны содержаться в отчетах, включая как финансовую, так и нефинансовую информацию о результатах деятельности; 3 - методы обеспечения качества и достоверности отчетов. В механизме финансовой самообеспеченности Бюджетный кодекс должен предусматривать перераспределение налоговых поступлений в пользу местных бюджетов по налогу на доходы физических лиц, акцизному налогу, подоходному налогу и другим налогам. Статья является актуальной, имеется научная новизна. Рекомендую статью к публикации в журнале SCI-ARTICLE.RU после доработки статьи с описанием в заключении технологии транспарентности и механизма финансовой самообеспеченности, направленных на оптимизацию расходов бюджета.

02.06.2023 21:21 Ответ на рецензию автора Васюк Полина Андреевна:
Здравствуйте! Благодарю за рецензию, доработка статьи выполнена.

3.06.2023, 17:39 Ашрапов Улугбек Товфикович
Рецензия: Бюджет – это план правительства по использованию государственных ресурсов для удовлетворения потребностей граждан. Бюджетная прозрачность (БП)означает, что рядовые граждане и организации гражданского общества могут получить доступ к информации о том, как государственные ресурсы выделено и использовано. БП является фундаментальным условием подотчетности и участия общественности в процессы управления. Отсутствие прозрачности и демократического контроля над бюджетом процессов создает возможности для взяточничества и коррупции. На сегодняшний день не существует международных стандартов или руководств по обучению бюджетной грамотности. Исследования показывают, что финансовая неграмотность очень распространена, например, Управление по регулированию финансовой индустрии (FINRA) приписывает ее 66% американцев. Одним из способов решения проблемы «бюджетной неграмотности» является обучение молодежи бюджетной грамотности в школах, помогая ей развиваться в гражданско-правовой сфере.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх