Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №119 (июль) 2023
Разделы: Педагогика
Размещена 05.07.2023. Последняя правка: 04.07.2023.
Просмотров - 443

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ УЧЕБНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ УЧАЩИХСЯ ПРОФИЛЬНЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ С ОРГАНИЗАЦИЕЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Алибекова Сияра Велибеговна

нет

Краевое государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»

старший преподаватель

Молчанова Татьяна Вячеславовна, заведующий центром развития профессиональных компетенций руководителей и системных изменений в образовании; Сидоренко Оксана Александровна, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой общей и специальной педагогики и психологии, Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования


Аннотация:
В статье описано направление деятельности региональной команды Красноярского краевого ИПК с учащимися профильных психолого-педагогических классов в контексте обеспечения методического сопровождения школ региональных проектов, сопровождаемых КК ИПК. Также в статье представлены практические материалы (разработки) для педагогов и специалистов в работе с учащимися ППК, в форме подробного описания образовательного события (интенсива-погружения при проектировании психолого-педагогических проб и практик самими обучающимися).


Abstract:
The article describes the activities of the regional team of the Krasnoyarsk regional IAS with students of specialized psychological and pedagogical classes in the context of providing methodological support for schools of regional projects, accompanied by the KR IAS. Also, the article presents practical materials (development) for teachers and specialists in working with students of the PPC, in the form of a detailed description of the educational event (intensive-immersion in the design of psychological and pedagogical tests and practices by the students themselves).


Ключевые слова:
школы с низкими результатами обучения; учебная неуспешность; допрофессиональная педагогическая подготовка; профильные психолого-педагогические классы; профильные педагогические пробы; учебная мотивация

Keywords:
schools with low learning outcomes; academic failure; pre-professional pedagogical training; specialized psychological and pedagogical classes; specialized pedagogical tests; learning motivation


УДК 37.1174

Введение. К вопросам воспитания в образовательной системе в современной России приковывается особенное внимание. Мы наблюдаем как в обновленных федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) и федеральных образовательных программах (ФОП) особые акценты обращены к развитию системы воспитания на каждой образовательной ступени. Одним из наиболее остро воспринимаемых вопросов воспитания в системе среднего образования является вопрос профессионального ориентирования выпускников. В данной статье предпринята попытка рассмотреть способ формирования осознанного выбора учащимися школ, связанный с профориентацией, и возможностями осуществления ими профессиональных педагогических проб.

Актуальность образовательного события, описанного в данной статье, обоснована тенденциями современной политики Российской Федерации в области профессионального ориентирования, которые отражены в Письме Министерства просвещения России от 30 марта 2021 г. N ВБ-511/08 «О направлении методических рекомендаций», Письме Минпросвещения России от 01.06.2023 N АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации», Концепции профильных психолого-педагогических классов, разработанной Минпросвещения России в 2021, федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 207 в ред. от 08.11.2022) и среднего общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17.05.2012 № 413 в ред. от 12.08.2022), примерной рабочей программе воспитания для общеобразовательных организаций (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 23.06.2022 № 3/22),  примерной рабочей программе курса внеурочной деятельности «Профориентация» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 5/22 от 25.08.2022).

Тем временем, одними из существующих на сегодняшний день проблем в России являются: отсутствие или недостаточная преемственность допрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся на уровне сетевого взаимодействия с образовательными организациями высшего, среднего и дополнительного профессионального образования психолого-педагогической направленности; отсутствие или недостаточность обмена опытом между образовательными организациями, совместных образовательных событий, стажировочных площадок и др. Это ведет к минимизации заинтересованности подростков в поступлении в психолого-педагогический класс, учреждения профессиональной подготовки психолого-педагогической направленности и снижению результативности мероприятий профильного ориентирования школьников [1, с. 50-51].

Актуальность темы профессионального ориентирования подростков представлена целым перечнем публикаций учебно-методического характера, разработанных Министерством просвещения РФ за последние три года [1, 2, 3].

Цель данной работы обоснована поручением Президента РФ по итогам заседания Президиума Государственного Совета РФ 25.08.2021, рекомендовать сформировать систему мероприятий профориентационной направленности для учащихся основной и средней образовательной ступени с привлечением профессиональных образовательных организаций [4, с. 7].  Таким образом, цель исследования заключается в том, чтобы описать опыт взаимодействия психолого-педагогических классов средних школ с учреждением дополнительного профессионального образования.

Однако, прежде обратимся к научной литературе, чтобы изучить разработанность и текущее состояние обсуждаемого вопроса. В качестве ключевых понятий данной работы рассмотрим «допрофессиональная педагогическая подготовка» и «профильные психолого-педагогические классы».

Байбородова Л.В. и Белкина В.В., немало изучающие допрофессиональную педагогическую подготовку (далее – ДПП) и соавторы Концепции профильных психолого-педагогических классов, выделяют классификацию моделей ДПП в зависимости от базы организации подготовки. Модель взаимодействия школы и учреждения дополнительного профессионального образования (в качестве ресурсного центра), где ресурсное учреждение осуществляет «подготовку обучающихся по профильным предметам и элективным курсам в целях повышения качества образования, индивидуализации процесса обучения с учетом профессиональных интересов и намерений учащихся» [5, с. 73].

В то же время, Байбородова Л.В. и Белкина В.В. поясняют, что цели и задачи моделей могут корректироваться в зависимости от продолжительности целенаправленной деятельности по ДПП. К примеру, взаимодействие школы с ресурсным центром (в лице, к примеру, учреждения дополнительной профессиональной подготовки) могут быть относительно непродолжительным по времени, в виде образовательного события социальной или психологической направленности, решающего вопросы профессионального самоопределения учащихся [5, с. 74]. Подобное образовательное событие на базе Института повышения квалификации, в качестве ресурсного центра, организовано и детально описано в данной статье, но об этом позже.

ДПП обучающихся основного и среднего звена может реализовываться посредством организации профильных психолого-педагогических классов, отдельных элективных курсов психолого-педагогической направленности, или же через индивидуальные образовательные проекты. В контексте текущей работы, нас интересует специфика профильных психолого-педагогических классов.

В Концепции 2021 года профильные психолого-педагогические классы (далее – ППК) определяются как «объединение обучающихся образовательной организации, характерологическими признаками которого являются: избирательный принцип комплектования состава учащихся; профилирование обучения за счет включения в учебный план предметов психолого-педагогической и гуманитарной направленности; обеспечение деятельностного подхода в обучении на основе активного освоения и использования школьниками элементов педагогических технологий; наличие отлаженной структуры взаимодействия с организациями образования и другими социальными партнерами» [1, с. 6].

Распространенность ППК в Сибирском федеральном округе, куда входят: республики Алтай, Тыва, Хакасия; области Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Томская, Омская; Алтайский и Красноярский край, - на момент публикации Концепции представлена следующими числами: 9521 – число образовательных организаций, осуществляющих ДПП; 79 – число образовательных организаций, реализующих программы ППК; 216 – число образовательных организаций, реализующих другие формы ДПП [1, с. 40]. Данные числа демонстрируют высокий и выше среднего уровень ДПП в сравнении с другими федеральными округами, однако недостаточный в сравнении с территорией и населенностью СФО. Сведений непосредственно по Красноярскому краю в общедоступных источниках не представлено.

Необходимость согласованности действий учреждений профессионального и среднего общего образования обосновывается тем, что чем больше вкладывается ресурсов в выявление и формирование предпосылок к профессиональному самоопределению в школьном возрасте, тем больше вероятности осмысленного профессионального выбора абитуриентами, и, в перспективе, решение кадрового вопроса, когда количество получивших диплом по специальности будет равняться числу работающих по той же специальности. Назначение профильных ППК – в оказании помощи детям, предрасположенным к психолого-педагогическим профессиям, в понимании деятельности педагога, выстраивании собственного образовательного маршрута, и принятии осмысленного выбора при поступлении в профессиональное образовательное учреждение. Предназначение данной образовательной практики, цели и задачи, ожидаемые результаты и основные подходы, принципы организации деятельности педагогических классов представлены в концепции профильных психолого-педагогических классов [1]. Аксёнов С.И. и Базарнова Н.Д. определили два этапа развития системы профильных психолого-педагогических классов предполагает прохождение двух этапов: пропедевтический (8-9 классы) и основной этап (10-11 классы). Этапы различаются целями ДПП. Цель пропедевтического этапа в подготовке учащихся к осознанному профессиональному самоопределению по профилю психологии и педагогики, организации необходимых условий для эффективной адаптации учащихся к особенностям обучения в психолого-педагогических классах и формировании устойчивого позитивного отношения к психолого-педагогической деятельности. Цель основного этапа ДПП в том, чтобы продолжать деятельность, направленную на формирование профессионального самоопределения обучающихся, позитивной установки на профессии психолого-педагогической направленности, развитие устойчивых ценностно-мотивационных черт личности к психолого-педагогической деятельности, потребности в самопознании, а также развитие определенных умений и навыков, необходимых для будущей профессионально-педагогической деятельности посредством профессиональных проб [6, с. 267]. Образовательное событие, организованное или с участием ресурсного центра, с нашей т.з., может быть реализовано на любом этапе, поскольку направлено на формирование осознанного профессионального выбора профессий психолого-педагогической направленности, формирование устойчивой положительной установки к психолого-педагогической деятельности и возможности осуществлять профессиональные пробы.

Научная новизна данной работы просматривается в том, чтобы продемонстрировать организационно-педагогические условия обеспечения вовлечения организацию дополнительного профессионального образования в образовательное событие профориентационной направленности для учащихся психолого-педагогических классов.

Осознавая значимость деятельностного подхода в обучении на основе активного освоения и использования школьниками элементов педагогических технологий, становления субъектной позиции обучающихся в построении личной профессиональной перспективы и осуществления первичных профессиональных педагогических проб, не остается в стороне от решения данных российских задач и Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (далее – КК ИПК).

В этой связи, с целью интеграции не только педагогически одарённых школьников, но и просто заинтересованных учащихся в профессиональное сообщество на этапе обучения в школе, предоставление возможностей для получения опыта психолого-педагогической и социально-педагогической деятельности (профессиональные пробы) для обучающихся образовательных организаций в марте 2023 года в КК ИПК состоялось значимое событие для системы образования Красноярского края – образовательно-воспитательный интенсив для обучающихся ППК школ Красноярского края, участников различных региональных проектов.

Так, в образовательном событии в марте 2023г, которое запланировано первым в череде мероприятий, приняли участие ученики Покатеевской СОШ с. Покатеево Абанского р-на, Большеулуской СОШ с.Большой Улуй Большеулуйского района, Ужурской СОШ №2, Ирбейской СОШ№2 с.Ирбейское, Тальской СОШ с. Талое Ирбейского р-на,  Ужурской СОШ №3, Ужурской СОШ№6  г.Ужура, Лицея №103 г. Железногорска, СОШ №16 г.Ачинска, СШ №27 и СОШ №150 г.Красноярска. Интенсив преследовал цель: формирование у обучающихся позитивного опыта психолого-педагогической деятельности посредством планирования и проживания профессиональных проб, в виде событий, предполагающих или моделирующих элементы настоящей профессиональной деятельности [2].

На пленарной части с интерактивными лекциями выступили Чиганова Елена Анатольевна, ректор КК ИПК и Лужецкий Игорь Геннадьевич, учитель истории средней и старшей ступени в частной школе «Эпишкола», г. Санкт-Петербург. Обращаясь к обучающимся – участникам интенсива, спикеры обсуждали с ними роль учителя в современном изменяющимся мире, собственном пути в выборе профессии, делились собственным опытом и впечатлениями при осуществлении первых педагогических проб.

Одной из важных задач интенсива стало погружение учащихся ППК в команды пяти региональных проектов, реализуемых в КК ИПК: проект «Эффективные школы», «Проект по изучению региональной истории в школе», проект «Школа Минпросвещения России», проект «МетаШкола», «Проект по развитию личностного потенциала». Учащимся в рамках проекта предлагается реализовывать уникальный путь, отличающийся от других проектов целями.

Анализ публикаций, описывающих опыт взаимодействия школ с преподавателями учреждений профессионального образования, позволяет заключить, что закрепление психолого-педагогических классов за определенной структурой (институтами и факультетами), достаточно новое направление и практикуется немногими учреждениями. Схожая ситуация представлена в Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы, где 16 классов закреплены за различными институтами и факультетами и учащимися решаются свои специфичные задачи [7].

Проект «Эффективные школы», в состав которого входят авторы статьи, реализуется в Красноярском крае с 2017 года и направлен на повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения (ШНРО) и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях (ШНСУ) Красноярского края [8]. Одной из приоритетных задач проекта является создание условий для снижения учебной неуспешности в школах с низкими образовательными результатами и в школах, находящихся в сложных социально-экономически условиях. И для участников проекта важен вклад каждого, в том числе тех школ, в которых функционируют ППК. Участники интенсива обсуждали возможности каждого субъекта образовательной деятельности, в том числе обучающихся ППК и их наставников в решение данной проблемы – низкой учебной мотивацией школьников, которая является одним из факторов риска, приводящих к учебной неуспешности учеников в школах.

Исследования показывают, что «низкая учебная мотивация приводит к снижению отдачи от обучения, как следствие, у школьников не формируется уверенность в собственных учебных силах, что в конечном итоге затрудняет выбор направления будущей карьеры» [9].

Став активными участниками проекта, учениками ППК и участниками проекта «Эффективные школы» был в течение двух дней разработан подробный план действий по решению проблем по преодолению учебной неуспешности силами своей команды, команды проекта и отдельно каждого ученика. В перспективе, все договорились по возвращению в свои школы, о реализации тех идеи, которые изобретали на двухдневном интенсиве.

Ниже представлено описание двухдневного семинара для учащихся психолого-педагогических классов. Описание может быть полезно для педагогов и специалистов в работе не только с учащимися ППК, но и в тех школах, где психолого-педагогических классов нет.

Темой первого проектировочного дня, продолжительностью 2 часа 15 минут, было: «Командообразование. Определение причин и последствий учебной неуспешности».

Задачи: организовать знакомство педагога с учащимися, учащихся друг с другом; обозначить цели проекта «Эффективные школы» (повышение качества образования); обозначить проблемы образования Красноярского края (на примере результатов ШНРО и ШНСУ); на материале фрагмента фильма организовать обсуждение вопроса; набросать идеи для дальнейшего совместного обсуждения, определить причины учебной неуспешности; провести рефлексию первого проектировочного дня.

Для проведения семинара использовались следующие материалы: проектор с колонками, блокноты, ручки, флип-чарт или доска, маркеры, стикеры на клейкой ленте 2 цветов (цветные), листы размером А7, емкость для сбора листов А7 (коробочка).

Условно весь семинар для удобства можно разделить на этапы. На первом этапе продолжительностью 15 минут ученики вместе с ведущим садятся в круг.Предназначение этапа познакомиться друг с другом и понять, что привлекает учащихся в пребывании в психолого-педагогическом классе. Знакомство на первом этапе необходимо в связи с тем, что психолого-педагогический класс нередко (в данном конкретном случае) представляет из себя сборный класс из учащихся разных классов, разных параллелей, а иногда и разных школ. Учащимся дают задание в течение трех минут написать в блокноте ответы на следующие вопросы: 1) Ваше Имя Фамилия, класс; 2) Ваша Супер-сила (привести пример, где она проявилась или как пригождалась); 3) Почему Вы выбрали психолого-педагогический класс? По истечении трех минут дети озвучивают свои записи.Начинает отвечать на три вопроса ведущий, и затем только высказываются дети.

Для раскрытия личностных качеств учащихся, ведущий может задавать дополнительные вопросы: с тех пор как Вы пришли в ППК, изменилась ли Ваша позиция, отношение к профессии педагога? В чем еще не разобрались и хотели бы узнать больше? Какие Ваши ожидания от пребывания в ППК (варианты: возможность влиять на уклад школы, помогать другим ученикам, узнать профессию, осуществлять профессиональные пробы)?

На втором этапе, длительностью 10 минут ведущий напоминает о том, что все приехавшие принять участие в Образовательном интенсиве определены в пять проектов, реализуемых КК ИПК. Назначение каждого проекта – изменить современную школу под требования непрерывно и быстротечно меняющегося мира. При этом проекты действуют своими средствами. Ученики данного семинара определены в проект «Эффективные школы», цель которого – поменять условия школы таким образом, чтобы в ней не осталось неуспевающих учеников.

Ребят посвящают в историю развития проекта. Среди сведений, которые сообщают детям информация о проведенных мероприятиях с 2017г (с основания проекта):

  • Многим школам Красноярского края было выдано оборудование для конструирования и робототехники.
  • Школы были оснащены ноутбуками.
  • Учителями школ были проведены сотни открытых уроков, внеурочных занятий и классных часов.
  • Проведены десятки педагогических советов и семинаров.
  • Учителя делились своим опытом на межрегиональных и всероссийских конференциях.
  • И сами проходили обучение на курсах повышения квалификации и вебинарах.
  • Осваивали эффективные методики и приемы проведения уроков и внеурочных занятий;
  • Проводили все вместе Дни открытых дверей школы.

Также сообщаются результаты проектной деятельности «Эффективные школы» по снижению школьной неуспеваемости:

  • Из более чем 400 школ Красноярского края, которые демонстрировали снижение учебной успеваемости в прошлые годы, более 30% повысили учебную успеваемость школ.
  • Изменили образовательную среду в школе более 27% школ, кластера ШНРО.
  • Более 200 школ-лидеров стали наставниками для других школ, у которых осталась эта проблема.

Подытоживая достижения, с одной стороны, можно отметить, что все упомянутое является положительным изменением в жизни школ Красноярского края, и в целом, не плохо влияют на Красноярскую систему образования. С другой стороны, существует тенденция ежегодного пополнения школ, попадающих в кластер школ с низкими результатами обучения (ШНРО). В этих школах по-прежнему остаются ученики не демонстрирующие ожидаемые результаты, не настроенные на достижение высоких результатов обучения, на собственное развитие, не проявляющие инициативы и учебной мотивации.

На фоне имеющихся успехов и неуспехов, возникла идея предложить участникам психолого-педагогических классов включиться в проект, чтобы посмотреть глазами подростков на причины учебной неуспешности и способы их преодоления.

Думается, что если посмотреть на проблему отсутствия детской учебной мотивации (и как следствие – успешности в построении маршрута учения/ саморазвития) с «угла зрения» школьников, удастся «нащупать проблемные места» в школьном образовании. В то же время, возникшие идеи станут основой для осуществления профессиональных педагогических проб.

Третий этап, длившийся 25 минут, подченен задаче разобраться (предположить, понять, обсудить) в чем причины учебной неуспешности обучающихся и каковы могут быть их последствия.

Как известно, данный вопрос долгое время занимает как деятелей науки (психологии и педагогики), так и практиков (учителей, завучей, директоров). Детям предлагается посмотреть видеоролик, где демонстрируется спор, высказывание разных мнений о причинах учебной неуспешности.

Предисловие к видео, которое сообщается ученикам: данный фрагмент является документальной записью, показанной в телепередаче «До 16 и старше. О проблемах школьного образования» в 1988г. Программа была посвящена выпускнику восьмилетней школы Василию, который после не сдачи экзамена покончил жизнь самоубийством. Во фрагменте (тайм-код 10:18-12:54), который показан классный руководитель мальчика высказывает предположение о причинах тотальной неуспеваемости ученика, которая привела к трагедии.

После просмотра видео, обсуждаются два основных тезиса:

«Все ученики делятся на три категории: одни – хотят учиться и могут учиться, вторые – хотят, но не могут и все же учатся, третьи – не хотят и не учатся, потому что не хотят трудиться».

Другой тезис звучал так «Ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь».

На обсуждение выносится вопрос с каким суждением согласны учащиеся и почему? Выслушав ответы детей, ведущий подводит к наиболее гуманистичному итогу: «Ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь» (Плутарх, древнеримский философ).

На четвертом этапе, продолжительностью 10 минут, необходимо привести в порядок и структурировать вышеизложенные идеи. С этой целью используется методика «Дерево», состоящая из трех частей: ствол, корни, крона. На флип-чарте или доске рисуют дерево. Ствол – это проблема, которую изучается. Дети записывают в столе дерева «учебная неуспешность». В корнях дерева записываются причины. Крона – это последствия, которые вытекают из проблемы.

После на листочках на столе самостоятельно ни с кем не обсуждая, учащиеся записывают свои идеи о том, что может являться причинами учебной неуспешности. По одной причине на листочек, после чего листочек складывается вчетверо и забросьте в емкость (коробочку). Задача – набросать как можно больше идей.

После пятнадцати-минутного перерыва переходим к следующему такту работы. Продолжительность 25 минут. Для эффективности данного этапа среди учеников выбирается «хозяина стола». Обязанности хозяина стола: зачитывать идеи, предоставлять слово тому, кто написал идею (для аргументации своей позиции), записывает разборчиво причины в корнях не дерева, с которыми согласны все участники.

Задача остальной группы в том, чтобы аргументировать свои идеи, высказать свое суждение о том, какие причины учебной неуспешности указать в корнях.

Результат данного такта работы: Зарисованное дерево, в стволе дерева записана проблема «учебная неуспешность», в корнях дерева – причины учебной неуспешности.

На шестом этапе, длительностью 20 минут заполняем крону дерева, т.е. определяем последствия учебной неуспешности.

Для обсуждения прибегнем к методу «Мировое кафе» — метод, позволяющий организовать живое обсуждение, сфокусированную неформальную дискуссию.

Правила: 1. Хозяин стола следит, чтобы все принимали участие в обсуждении, поощряет высказывание идей, пишет разборчиво. Сперва выслушивает мысли команды, затем озвучивает свои идеи. 2. Каждый участник набрасывает мысли. Все идеи принимаются без критики. Чем больше будет названо последствий, тем лучше.

Свои идеи ребята записывают на стикерах и передают Хозяину стола, который крепит их на кроне.

Завершающий этап предназначен для подведения итогов первого проектировочного дня. Здесь можно вспомнить, чем занимается проект «Эффективные школы», методы, которые сегодня использовали в работе (методики «Хозяин стола», «Дерево», «Мировое кафе»), какова цель детей в рамках проекта (снизить учебную неуспешность в своей школе и других), спланировать какие идеи возьмем с собой во второй проектировочный день. Одним из участников психолого-педагогических классов фиксируются на доске идеи.

Второй проектировочный день общей продолжительностью 3 часа посвящен теме «Планирование профессиональной пробы».

Задачи: определить цели второго проектировочного дня; определить задачи; определить способы снижения учебной неуспешности; активизировать собственную педагогическую позицию; разработать краткосрочную программу действий; провести рефлексию второго проектировочного дня.

Для проведения семинара использовались следующие материалы: проектор с колонками, флип-чарт, маркеры, стикеры на клейкой ленте 2х цветов, листы А4, ручки.

На первом этапе, длительностью 15 минут, на примере высказывания Плутарха «Ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь», организовывается обсуждение по вопросам: как понимаете эту фразу, всегда ли возможно «зажечь факел» (замотивировать учащегося)?

После высказываний детей, ведущий вспоминает имена известных деятелей науки и литературы: Альберт Эйнштейн, Иосиф Бродский, Людвиг ван Бетховен, Наполеон Бонапарт, Исаак Ньютон, Билл Гейтс, - и предлагает предположить, что объединяет всех этих людей. Все они – выдающиеся люди, с неординарным умом. В то же время, они все – в школе имели «неважные» отметки, а иногда и совсем плохие. Данный факт позволяет заключить, что способы бороться со всеми теми причинами и последствиями учебных трудностей, которые обсуждались на предыдущем проектировочном дне, существуют.

Таким образом, миссия второго проектировочного дня – найти способы борьбы с учебной неуспешностью, и простроить четкий и понятный план действий, который могут реализовать учащиеся психолого-педагогического класса.

На втором этапе, длительностью 35 минут, ученики делятся на две подгруппы. Одна команда подбирает аргументы почему работать нужно с причинами, вторая – почему работать надо с последствиями. Идеи записываются на лист. После пятнадцатиминутной подгруппой работы заслушиваются аргументы команд. Вывод текущего такта: важно работать как с причинами, так и с последствиями.

Отдохнув на перерыве, переходим к следующему такту работы.

Во время третьего этапа (35 минут) одна подгруппа набрасывает идеи преодоления причин учебной неуспешности, которые представлены в корнях дерева. Вторая подгруппа – способы преодоления последствий, которые представлены в кроне. При этом важно соблюдать следующие правила групповой работы по методу «мозгового штурма»: идеи внутри подгрупп не критикуются, все «способы» записываются на цветных стикерах (способы причин одним цветом, способы последствий – другим), и крепятся на дереве рядом с соответствующим стикером.

При выступлении подгруппа, заслушивающая позицию выступающих, высказывает контраргументы, вступает в дискуссию.

Четвертый этап длится от 20 минут. Ребятам демонстрируется видеофрагмент из художественного французского фильма «Хористы» (2004г), тайм-код 7:18-9:55, и озвучивается задание зафиксировать акценты общения между педагогами и учениками, правила и порядки, школьный уклад.

Предисловие к видео: действие разворачивается в послевоенной Франции, в школе-интернате для мальчиков. Приходит новый учитель и перед ним разворачивается сцена, когда директор собирает учеников для поиска виновника «происшествия».

После просмотра организовывается обсуждение по вопросам: способствует ли учебной успешности представленные в фильме атмосфера и взаимоотношения между педагогами и учениками? Почему?

Итоги обсуждения: без взаимопринятия, доверия и справедливости учащийся не сможет обращаться за помощью к учителю, директору или другим ученикам. А значит преодолевать школьные трудности ему будет сложнее, да и сами трудности будут множатся из-за вышеперечисленного. Поэтому для обеспечения учебной успеваемости необходима доверительная атмосфера и взаимопомощь между всеми в школе.

Теперь ведущий может перейти к предложению учащимся ППК быть той самой опорой для других учеников своей школы и школ своего района, быть теми, к кому учащиеся младших или параллельных классов могли бы обратиться за помощью. Быть теми, кто является правой рукой педагогов и администрации школы. Быть теми, кто ведет за собой, демонстрирует интересные практики, является инициатором школьных событий, кто сплачивает вокруг себя, кто первый протягивает руку помощи «нуждающимся». Ребята размышляют вслух о том, как и чем могут помочь учащимся с учебной неуспешностью.

Следующий этап наиболее интенсивный длится 35 минут. Цель данного такта – планирование профессиональной пробы для достижения вышеуказанных возможностей.

Ребята совместно с ведущим набрасывают варианты мероприятий исполнимых за 2-2,5 предстоящих месяца до конца учебного года. Мероприятия могут быть реализованы в школе или даже районе.

Далее посредством метода «Корабельный совет» (сбор всех участников на «палубе корабля») необходимо установить, что из «способов» причин и последствий, изложенных на стикерах могут реализовать сами члены ППК. Выбирается «капитан судна», чье назначение зачитывать идеи членов Корабельного совета и следить за тем, чтобы высказались все.

Задача Корабельного совета:

• Поочередно зачитываются идеи-способы со стикеров «причин», затем – последствий;

• Каждая идея обсуждается на предмет исполнимости-реалистичности;

• Стикеры, которые ребята определяют «реалистичными» «перекочевывают» на чистый флип-чарт и выстраиваются друг под другом в левой части;

• Стикеры «нереалистичные, трудно исполнимые» остаются висеть на дереве.

Над стикерами сверху на флип-чарте пишут маркером: «Задачи/направления работы».

Следующий такт: определение форм реализации задач.

Возможные варианты форм, которые ведущий может предложить ученикам (выбираются детьми не более 3х, поскольку решение разных задач может быть достигнуто одной-тремя формой): зимние, весенние, осенние интенсивы; летний лагерь; наставничество, тьюторство; разработка фрагмента занятия (профессиональная проба); создание своего сообщества; создание сообщества для всех ППК района, в котором проживают дети. Перечень может дополняться чем-то иным, что предложат сами дети.

На стикерах капитан Корабельного совета записывает «формы» и ребята приклеивает стикер напротив стикера с «задачей».

Третий такт текущего этапа: уточнение действий учащихся психолого-педагогического класса. Капитан Корабельного совета переклеивает стикеры со способами причин и последствий (обсуждаемых ранее) напротив выбранной всеми учениками формы.

На следующем такте текущего этапа определяются ответственные за реализацию конкретных действий. Затем определяются сроки на каждое действие.

Последний этап, длительностью 10 минут, предназначен для подведения итогов второго проектировочного дня. Ребятам задаются вопросы: что сегодня изучили, какова цель учащихся в рамках проекта, в чем заключается роль в проекте, каких результатов могут достигнуть.

На последок, ведущий с детьми договаривается о способах обратной связи.

Заключение. Проведенное образовательное событие планируется первым в системной работе с учащимися из ПП-классов Красноярского края. Сопровождение школ, открывающих ППК сотрудниками педагогических вузов и Института повышения квалификации педагогов представляется актуальным направлением, поскольку в период становления системы (психолого-педагогические классы появляются в школах с 2021г.) значимо для администрации и педагогов-кураторов классов. В обсуждении школ с преподавателями совместно и общими усилиями проектируются цели, задачи, способы работы с подростками, что позволит организовать деятельность ППК наиболее эффективным образом.

Библиографический список:

1. Организация деятельности психолого-педагогических классов: учебно-методическое пособие. М.: Академия Минпросвещения России, 2021. – 392 с.
2. Методические рекомендации по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования / Письмо Минпросвещения России N АБ-2324/05 от 01 июня 2023 года «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_450353/ (Дата обращения: 04.07.2023)
3. Методические рекомендации для общеобразовательных организаций по открытию классов «психолого-педагогической направленности» в рамках различных профилей при реализации образовательных программ среднего общего образования / Письмо Минпросвещения России N ВБ-511/08 от 30 марта 2021 года «О направлении методических рекомендаций». URL: https://rulaws.ru/acts/Pismo-Minprosvescheniya-Rossii-ot-30.03.2021-N-VB-511_08/ (Дата обращения: 04.07.2023)
4. Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации от 25 августа 2021 года (утвержден 24.09.2021). URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/66780 (Дата обращения: 04.07.2023)
5. Байбородова Л.В., Белкина В.В. Модели допрофессиональной педагогической подготовки обучающихся // Ярославский педагогический вестник. 2021. – № 6 (123). – С. 69 – 80.
6. Аксёнов С.И., Базарнова Н.Д. Риски и перспективы развития системы психолого-педагогических классов // Евразийский образовательный диалог : материалы международного форума / под ред. И.В. Лободы, А.В. Золотаревой. – Электрон. текстовые дан. – Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2021. – С. 265 – 269.
7. Галимова Х.Х., Чернышова М.В. Педагогический университет и профильные классы психолого-педагогической направленности: из опыта работы // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. – 2023. – С. 91 – 97.
8. Региональная программа повышения качества образования и поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях на 2020-2022 годы / Министерство образования Красноярского края. URL: https://clck.ru/W6uqm (Дата обращения: 04.07.2023)
9. Методика оказания адресной методической помощи общеобразовательным организациям, имеющим низкие образовательные результаты обучающихся / Федеральный институт оценки качества образования. URL: https://fioco.ru/Media/Default/Documents/500/Metodica_500.pdf (Дата обращения: 04.07.2023)




Рецензии:

20.08.2023, 10:26 Ашрапов Улугбек Товфикович
Рецензия: Природа труда и гражданского участия меняется с беспрецедентной скоростью. В мире, который унаследуют наши дети, их способность адаптироваться, критически мыслить и эффективно работать с другими будет иметь важное значение как для их собственного успеха, так и для благополучия общества. Знания, навыки и склонности, необходимые для успеха сегодня, требуют совершенно другого набора учебного опыта, чем это было в прошлом. Студенты должны играть более активную роль в своем собственном обучении, и это обучение должно охватывать больше, чем предметные знания. Подготовка всех детей к успеху требует большего внимания к инклюзивности в классе, дифференциации в преподавании и обучении и всеобщим завышенным ожиданиям. В этой связи, например в США инвестируют в увеличение количества инновационных моделей обучения, которые поддерживают персонализированный опыт, академическое мастерство и позитивное развитие молодежи и увеличивают инвестиции, которые расширяют возможности школьных округов и посредников для улучшения условий обучения для всех учащихся, а также выделяют гранты для изучения соответствующих вопросов политики и практики -https://www.carnegie.org/our-work/article/what-changes-us-education-system-are-needed-support-long-term-success-all-americans/. Статья "РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ УЧЕБНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ УЧАЩИХСЯ ПРОФИЛЬНЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ С ОРГАНИЗАЦИЕЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ" написана на актуальную тему. Статью рекомендую к публикации в журнале SCI-ARTICLE.RU.

20.08.2023, 16:50 Рукавишникова Екатерина Леонидовна
Рецензия: Рукавишникова Екатерина Леонидовна-к.пед.наук. Отзыв на статью Алибековой Сияры Велибеговны "РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ УЧЕБНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ УЧАЩИХСЯ ПРОФИЛЬНЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ С ОРГАНИЗАЦИЕЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ". Красноярский край славится своими педагогическими традициями в плане взращивания новой плеяды педагогов с помощью авторских методов. Возможно кто-то из учителей пользуются методикой КСО (коллективный способ обучения) или методикой СДО (словесно-логический способ обучения). Все эти методики не устарели и имеют право быть задействованы в процессе обучения. Новое поколение ищет новые подходы к подготовке педагогических кадров. Это хорошо. В статье описаны различные методы и игровые способы заинтересованности в психолого-педагогической деятельности участников в рамках дополнительного образования. Методы описаны достаточно подробно и при желании ими могут воспользоваться и другие организаторы таких конференций, школ, курсов повышения квалификации. Хочется только отметить очень сложное для понимания название статьи и отсутствие статистики выбора профессии учителя по прошествии определенного времени участниками этих классов (видимо методика пока только на стадии внедрения). Статью рекомендую к публикации.

27.09.2023 6:06 Ответ на рецензию автора Алибекова Сияра Велибеговна:
Здравствуйте, спасибо большое за рецензию. Ваши рекомендации ценны.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх