кандидат педагогических наук
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Театр на Звезде" г. Перми
учитель-логопед
Пестренина Лариса Евгеньевна, воспитатель Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
УДК 376. 1
Введение. В последние годы, к сожалению, наблюдается следующая тенденция: приходит ребенок на консультацию с запросом уточнения диагноза, т.к. давно занимаются с логопедом (иногда и не с одним), а динамики нет. В сопроводительных и иных документах стоит заключение невролога: сенсо-моторная алалия. При проведении процедуры дифференциальной диагностики становится ясно, что это не сенсо-моторная алалия, а расстройство аутистического спектра (РАС). И если раньше (лет 5 назад) таких детей было мало, примерно 1 на 100, то теперь часть неврологов практически всем детям с РАС ставят алалию или «недостаток воспитания».
Актуальность. Проблема здесь в том, что система коррекционной работы при РАС и алалии совершенно разная, отличается не только методикой и технологиями, но и концептом. Не говоря уже о личностном аспекте, если это действительно неправильное воспитание (тут вообще работа не логопеда, а психолога).
Каким же образом правильно разграничить сенсо-моторную алалию и РАС? Давайте тщательно сопоставим проявления и одного, и другого и получим выводы, основанные не только на теоретических постулатах, но и на нашем более чем 30-летнем опыте практической диагностики.
Цель: описать особенности дифференциальной диагностики детей с РАС и сенсо-моторной алалией.
Задачи:
- изучить особенности детей дошкольного возраста с РАС и сенсо-моторной алалией;
- сопоставить результаты дифференциальной диагностики врачей-неврологов и узких специалистов в области специального образования (дефектологов, логопедов и психолгов);
- сделать выводы по направлениям коррекционной работы с этими группами детей.
Научная новизна: в современной литературе отстутсвует описание дифференциальной диагностики детей с расстройствами аутистического спектра от детей с сенсо-моторной алалией в дошкольном возрасте.
Дифференциальная диагностика на сегодняшний день-один из уникальных диагностических инструментов специальной педагогики и медицины, позволяющая не только определить структуру дефекта, но и наметить результативную коррекционную работу с пациентом, а также захватить сензитивный период развития для восполнения утраченных функций организма, либо для замещения пораженных. В дифференциальной диагностике много сложных случаев, но один из актуальнейших - это разграничение состояний алалии и расстройств аутистического спектра.
Сенсо-моторная алалия-это когда у ребенка поражены или неразвиты оба речевых центра: и центр Брока (речедвигательный), и центр Вернике (речеслуховой), причем в возрасте до 3-х лет. Таким образом малыш, у которого сенсо-моторная алалия, не может говорить (или потому что нарушено переключение, или ощущение от органов артикуляционного аппарата, иногда и то, и другое) и не понимает нашей речи (звучит для него как иностранная). Но все остальное у ребенка сохранно: он имеет живой интерес к игрушкам в вашем кабинете, ему хочется общаться, сохранен познавательный интерес, т.е. поскольку средства общения ограничены или отсутствуют, он будет заменять их на другие-мимику жесты, будет брать вашу руку и вести вас туда, куда ему нужно и пр. План медицинского обследования может включать:
МРТ или КТ головного мозга для выявления органической причины сенсомоторной алалии: наружной гидроцефалии со скоплением ликвора в области лобных долей, внутренней гидроцефалии с повреждением белого вещества головного мозга, нарушения миелинизации, порэнцефалической кисты, атрофии лобных и височных долей головного мозга, пахигирии передних отделов головного мозга и пр.
ЭЭГ (электроэнцефалография) для выявления признаков задержки развития биоэлектрической активности головного мозга и противопоказаний к различным видам терапии. У беспокойных детей с избыточной двигательной активностью целесообразно проводить ЭЭГ-мониторинг (запись ЭЭГ во время сна).
УЗДГ (ультразвуковая доплерография) для оценки состояния сосудов, питающих мозг, и осмотр глазного дна окулистом для коррекции медикаментозной схемы лечения [4, с. 47].
Ребенок же с РАС (первая и вторая группа по классификации О.С.Никольской-полное отрешение от окружающего и стереотипии поведения) не имеет потребности в общении с вами, ему не интересны ваши игрушки, пространственная среда кабинета, он не хочет играть с вами, не проявляет эмоций: не обнимает вас, не берет за руку, хотя такие аутисты иногда встречаются (атипичный аутизм), т.е. такой аутист может и в глаза посмотреть, и за руку взять, но использовать активно мимику и жесты для общения с вами он все равно не будет. Это и есть главное отличие ребенка с РАС от сенсо-моторного алалика: нежелание общаться. Правда диагностика штука тонкая, может быть ребенок алалик, но вы вызвали в нем отторжение по каким-то причинам, и он не хочет с вами общаться не потому, что он РАС, а потому что у вас не случилось эмоционального контакта.
Дети с РАС вообще очень необнородная категория, даже среди второй группы (неприятие большей части мира) дети бывают разные: у одних есть стойкие двигательные и словесные стереотипии, они проявляют агрессию, не идут на контакт даже с близкими людьми, не реагируют на альтернативную (дополнительную) коммуникацию (АДК); у других же нет никакой агресии, стереотипии редки, хорошо берут АДК, общаются даже с незнакомыми людьми после некоторого времени.
Дифференциальная диагностика как первых, так и вторых чрезвычайна трудна, так как никакой реакции на ваши пробы нет, безуспешны попытки привлечь внимание ребенка к диагностическому инструментарию, иногда очень сложно удержать ребенка на одном месте. Для этого, как правило, специалисты диагностических служб ограничивают пространство вокруг ребенка, например, с одной стороны- стол, с другой-качалка (лошадка), с третьей диагност или родитель. Возможности диагностировать ребенка, переключить его внимание тоже ограничены: особые сложности дети с РАС испытывают при переключении, "застревание" на каком-то предмете или игрушке свойственно детям с РАС, и совершенно не свойственно сенсо-моторным алаликам. Это еще один диагностический критерий для специалистов, которые обследуют ребенка с целью определения структуры дефекта и дальнейшей коррекционно-восстановительной работы. Очень любят дети с расстройствами аутистического спектра игрушки типа "Звучащий дождь", благодаря их использованию можно вывести ребенка на диагностике из агрессивного состояния.
Результаты. Обследование детей с РАС на протяжении последних 10 лет показывает, что у многих из них есть внутренняя речь, которой они не хотят пользоваться, а не не могут, как считают родители и некоторые специалисты. Такой ребенок при комфортных безопасных условиях начинает общаться, чего, естественно, не происходит с детьми, имеющими сенсо-моторную алалию. В данном случае без многолетней специфической логопедической коррекции алалик не начинает говорить, он продолжает не понимать обращенную речь, наступает вторичная задержка психического развития, так как речь и мышление тесно связаны.
Результаты. В течение 10 лет нами были продиагностированы дети с РАС (более 30 человек) и дети с сенсо-моторной алалией (12 человек), по результатам дифференциальной диагностики и последующего динамического наблюдения за этими детьми (в течение 3-х лет) можно сделать вывод: у детей с РАС всегда нарушена эмоциональная сфера, а речевое общение сохранно, однако у них нет желания им пользоваться, а вот у детей с сенсо-моторной алалией нет речевых средств для общения, но коммуницировать они хотят, для этого используют все альтернативные средства, которые им доступны в силу возраста (мимимка, жесты, картинки и пр.).
Заключение. Поэтому специалист, которой первично диагностирует неговорящего ребенка, должен учитывать все эти нюансы, и если не хватает знаний для дифференциальной диагностики, то нужно повышать свою компетентность, советоваться с более компетентными коллегами.
Для планирования коррекционной работы и ее проведения нужно помнить, что работа с ребенком с РАС ведется по методике Л.Г.Нуриевой и направлена на формирование коммуникативной функции речи, работа с сенсо-моторным алаликом ведется по методикам Т.Н.Новиковой-Иванцовой, Л.П.Голубевой и направлена на развитие переключения органов артикуляционного аппарата, их ощущения и распознавание речевых звуков. Никто не сможет точно спрогнозировать, сколько времени потребуется на преодоление дефекта: все зависит не только от правильно подобранной методики работы узких специалистов, но и от самого ребенка и усилий его семьи.
Рецензии:
18.07.2023, 7:32 Ашрапов Улугбек Товфикович
Рецензия: Дети наше будущее и обеспечение их здоровья задача не только родителей ребенка, но и государства. Статья "ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДАГНОСТИКА СЕНСО-МОТОРНОЙ АЛАЛИИ И РАССТРОЙСТВ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС) У ДЕТЕЙ" имеет научную новизну и актуальность. Статью рекомендую к публикации в журнале SCI-ARTICLE.RU.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий