Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №119 (июль) 2023
Разделы: Педагогика
Размещена 28.07.2023.
Просмотров - 820

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Абдусаломова Мухайё Абдусафоевна

Политехнический институт таджикского технического университета имени академика М. Осими города Худжанда

преподаватель русского языка

Аннотация:
В статье отражены методы подачи языкового и грамматического материала, которые должны обеспечить свободное и правильное изложение студентами своих мыслей на русском языке как устно, так и письменно в пределах изученного грамматического и лексико-фразеологического материала и дальнейшее развитие речевых умений и навыков на базе знаний, полученных и в школе и в вузе.


Abstract:
The article reflects the methods of presenting linguistic and grammatical material, which should ensure the free and correct presentation by students of their thoughts in Russian both orally and in writing within the studied grammatical and lexical-phraseological material and the further development of speech skills and abilities based on the knowledge gained both at school and at university.


Ключевые слова:
специфика; грамматический материал; рассказ; беседа; аудирование; диктант

Keywords:
specificity; grammatical material; story; conversation; listening; dictation


УДК 371.31

Введение

Отбор лексического и грамматического материала, формулировку грамматических правил, а также подбор текстового материала и наиболее целесообразных упражнений нужно проводить с учётом специфических трудностей русского языка при обучении студентов, окончивших таджикские школы. Также должны быть учтены реальные условия обучения русского языка в таджикских, особенно в сельских школах.

Актуальность темы в том, что при отборе и изложении грамматического материала преподаватели должны по мере необходимости учесть результаты сопоставительного анализа грамматического строя русского и таджикского языков, и потому особое внимание должно быть направлено на объяснение тех правил, в которых наблюдается резкое расхождение; сознательное усвоение их способствует быстрейшему овладению русским языком.

Каждая лексическая тема может начинаться повторением изученного в школе материала. Затем на последующих занятиях небольшими дозами вводится новый лексический и грамматический материал и много внимания уделяется выполнению различного рода тренировочных упражнений.

Цель темы в том, что в заключительных уроках по лексической теме должны проводится обобщающее повторение и выполнение заданий, позволяющих оценить степень сформированности у студентов определенных умений и навыков, которые они приобрели за период работы по той или иной лексической теме.

Задача темы выделить особенности этого подхода, также поурочная организация всего программного материала. Каждое занятие должно содержать следующие элементы:

1) новые слова и словосочетания;

2) грамматический материал — новый или предназначенный для повторения;

3) задания по развитию речи, задания для наблюдений и выводов по грамматике и орфографии;

4) учебные тексты, содержащие информацию, на основе которой строятся речевые упражнения, проводится воспитательная работа и усваивается материал по грамматике, орфографии и пунктуации.

Научная новизна данной темы выявить и реализовать методическую систему в соответствии специальности студента: современный специалист должен иметь высокий уровень подготовки, обладать способностью и профессиональными навыками принимать самостоятельные решения, уметь выбирать в значительном объёме информацию, иметь богатый словарный запас для общения в деловых кругах, нужный для решения поставленной задачи и обрабатывать её. Это особенно необходимо в технических вузах Таджикистана и Среднеазиатских странах.

Прежде всего — о словарной работе.

Словарная работа на уроке русского языка проводится в основном в два этапа. 1-й этап — знакомство с новыми словами и словосочетаниями, объяснение их значения.

Методика знает несколько путей первичного знакомства с новыми словами (лексическими единицами) на уроке.

Первый путь — это рассказ преподавателя с элементами беседы. Готовясь к уроку, преподаватель составляет небольшой рассказ, содержащий новые слова. После рассказа для объяснения значения новых слов используются различные способы семантизации.

Преподаватель знает, что от способа семантизации зависит успешность усвоения каждого отдельного слова, поэтому вовсе не безразлично, каким способом какое слово семантизируется. Что бы подобрать оптимальный способ семантизации, преподавателю нужен опыт, чувство языка и методическая интуиция. Однако к переводу отдельных слов на родной язык методика рекомендует относиться осторожно, т. к. значения слов русского и родного языков полностью не совпадают. Слова родного и русского языка находятся в сложных взаимоотношениях - отношения тождества, частичного совпадения, подчинения. Слишком широкое применение переводной семантизации препятствует правильному осмыслению слов на русском языке.

Второй путь осознания лексической единицы - рассказ без элементов беседы. Студенты только слушают рассказ преподавателя, а преподаватель старается, чтобы они поняли значение новых слов, исходя из содержания рассказа, в контексте.

Третий путь - беседа. Она проводится в том случае, если преподаватель уверен, что студенты хорошо поймут его. Беседа может быть о книге, о фильме, о хорошо известных учащимся вещах.

Она строится таким образом, чтобы студенты поняли новое слово и сразу же использовали его в речи.     

Четвертый путь — путь отдельных ситуации. В каждую ситуацию вводятся 2—3 новых слова, значение которых раскрывается в самой ситуации. После каждой ситуации проводи автоматизация употребления лексической единицы.

Все, что используется для первичного знакомства с лексикой это только первый этап словарной работы.

Второй этап словарной работы — это рационально подобранные упражнения для автоматизации употребления лексики. Для этой цели предлагаются самые разнообразные словарные упражнения:

1) Запись слов с проставлением ударения и отработкой правильного их произношения;

2) Вопросо-ответные упражнения имитативного и подстановочного характера в диалогической и монологической форме;

3) Работа в парах: вопросы студентов друг к другу по аналогии с данными преподавателем образцами; составление фраз с опорными словосочетаниями: дополнение начатых фраз, диалогов, угадывание слов и др. Преподаватель следит за работой той или иной пары, помогает студентам.

4) Упражнение – игра «Отгадай предмет» и т. д.

Новые слова повторяются в речевых упражнениях в течение всего учебного года, употребляются студентами в новых ситуациях в устной и письменной продуктивной речи.

Несколько слов об организации грамматического материала. Этот материал в основном предлагается преподавателю. Морфология изучается на синтаксической основе, т. е. языковые явления усваиваются в словосочетаниях или в предложении.

Рекомендуемые программой части речи изучаются и как морфологические категории, и как члены предложения. Таким образом происходит практическая реализация функционально-синтаксического подхода к изучению морфологических явлении, которая предполагает не столько описание семантических и грамматических признаков частей речи, сколько целенаправленный показ поведения словоформ в конструктивном составе предложении, в связном тексте. Тем самым учащимся прививаются навыки использования изучаемых словоформ в их собственной речи.

Грамматический материал рассматривается в качестве учебно-вспомогательного средства для развития речи студентов.

Чтобы перевести грамматические правила в речевые нормы, чтобы подчинить грамматические знания грамматическим навыкам, процесс изучения языкового материала представлен процессом непрерывного упражнения студентов в речевой практике. Особо важную роль при этом играют ситуативные речевые упражнения на основе овладения речевыми образцами, речевыми моделями. Однако для практического усвоения грамматическим форм и конструкций необходимо не только выполнение большого количества упражнений. Не менее важно целенаправленное объяснение грамматического материала, которое занимало бы минимум времени и давало бы максимум эффекта в практическом закреплении.

Введение грамматического материала на уроке может идти путем приобретения практического опыта к грамматическому обобщению, т. е. индуктивным путем. Этот путь способствует выработке у студентов навыков анализа языковых явлений. Однако при небольшом лексическом запасе и слабых речевых навыках студенты затрачивают много времени на выполнение предлагаемых преподавателем языковых упражнений в ущерб работе по развитию речевых умений и навыков. Кроме того, в группах со слабым знанием языка попытки самостоятельного обобщения и выводов часто обесцениваются ошибочными догадками и неизбежно возникающей в их сознании путаницы.

На многих уроках русского языка более целесообразен будет другой путь подачи грамматического материала — путь дедукции. Здесь совершенно иная последовательность работы на занятиях а именно: преподаватель сам сообщает, какой грамматическим материал предстоит изучить и на ярком примере – образце вскрывает сущность изучаемого явления; затем проводятся разнообразные тренировочные упражнения по применению нового грамматического явления; ведется анализ устной и письменной речи.

При комплексном обучении большое внимание уделяется также чтению. Для этого на каждом занятии связные тексты, которые используются для самых разнообразных упражнений в речевой деятельности студентов, а также для иллюстрации грамматических категории и выработки навыков выразительного чтения.

Некоторые тренировочные упражнения подводят студентов к орфографическим правилам. Сознательное и прочное их усвоение обеспечивается системой целенаправленных письменных работ. Письменные работы на уроках русского языка имеют большое значение, т. к. письмо связывает устную речь и чтение. Когда студент пишет, он обязательно внутренне проговаривает то, что пишет, а затем прочитывает это. Написанное же всегда легче впоследствии узнается в тексте, быстрее читается. Письмо с целью овладения орфографией новых слов и грамматических структур должно иметь место на каждом занятии. Для этого имеются задания на списывание текста, дописывание и подчеркивание окончаний или букв, составление предложении (вопросов) по опорным словам, различные диктанты (зрительные слуховые, самодиктанты), ответы на вопросы с изменением формы слова и т. д. Каждой письменной работе обязательно предшествует устная проработка материала.

На всех уроках русского языка большое мест должно отводиться работе по развитию устной и письменной речи.

Материал организован таким образом, что основным способом обучения студентов стали речевые упражнения диалогического и монологического характера. Это одна из основных задач комплексного обучения речевой деятельности. Студентам предлагается градуированная система диалогических упражнений: прочитать диалог в лицах, продолжить диалог, составить диалог по данному началу, составить диалог по аналогии, составить вопросы к данным ответам, ответить на вопросы по содержанию услышанного до пересказа всего содержания и др. Развитию речи способствует также работа по имеющимся сюжетным картинкам.

Для развития письменной связной речи в учебнике имею упражнения двух типов: 1) упражнения со зрительной опорой — это составление плана для пересказа текста, сокращение или расширение текста за счет дополнительного материала и др.

2) Упражнения со слуховой опорой: свободные и творческие диктанты, изложенные миниатюра, сочинение-миниатюра на основе личных наблюдений и впечатлений, сочинение типа письма другу и тд.

Все упражнения подбирались с учетом возрастных особенностей студентов. Разнообразие предлагаемых задании является хорошим средством профилактики утомляемости. За одно занятие предлагается выполнить 5-6 разнообразных заданий. Как показали специальные психолого-педагогические исследования для формирования определенных умений и навыков при среднем уровне сложности учебного материала такое количество упражнений вполне достаточно. Максимальное же увеличение числа упражнений нерационально, т. к., затрачивая при этом много времени на изучение одного учебного раздела, преподаватель оставляет мало времени на изучение других материалов [1. C 14].

 Предлагается оптимальное сочетание методов самостоятельной работы студентов с методами работы под руководством преподавателя. При этом учитываются новейшие данные наук о реконструкции учебного времени, а именно то, что с позиции обучения учебное время состоит из двух неравных компонентов - из активного и пассивного учебного времени [2, c. 17].

Для каждого студента активной является та часть урока, в продолжении которой он говорит по-русски, конструирует предложения, ставит или решает речевые проблемы, пишет, т. е. то время, в течение которого учащиеся находятся в состоянии речевой деятельности. Остальное время урока для него пассивно. Важнейшая задача преподавателя русского языка - максимально увеличить на занятии долю активного времени. Для этой цели, наряду с другими упражнениями, могут использоваться и речевые разминки. Проводимые в самом начале занятия, они способствуют быстрому переключению органов слуха на восприятие русской речи, переключению речевого аппарата студента в новую артикуляционную базу, способствует быстрому включению всех студентов в активное использование определенного языкового материала на занятии.

Некоторые беседы могут быть связаны с выполнением домашнего задания, с повторением знакомой лексики по изучаемой теме.

Некоторые беседы могут быть связаны с выполнением домашнего задания, с повторением знакомой лексики по изучаемой теме.

На самостоятельной работе студента следует остановиться особо. Как правило, в качестве самостоятельной работы предлагается материал, который хорошо проработан. Самостоятельная работа может выполняться и устно, и письменно. Для того, чтобы оно достигло цели, преподавателю следует соблюдать определенные требования: самостоятельная работа должна быть посильным, подготовленным всем ходом занятия, должно служить базой для работы студента на следующем занятии.

Проверяя самостоятельную работу, следует оценивать уровень развития соответствующих навыков и умений, а не заученные наизусть слова и грамматические правила. Нужно проверять умение говорить на русском языке, т.е. умение вести беседу и умение высказываться по какому-либо поводу. Проверяются и оцениваются навыки аудирования, т.е. понимание русской речи на слух. Способы проверки здесь самые различные: выполнение действий, ответы на вопросы, различного рода пересказы, исправление содержания фраз, понимание шутки и др.

Проверяется техника чтения вслух, т.е. произношение, беглость, выразительность, логическое ударение. Проверяется понимание прочитанного текста про себя и умение выразить мысль в письменной форме. При оценке письменной работы учитываются разные стороны: каллиграфия, орфография, умение выразить свои мысли в форме письма другу или в форме рассказа.

Не всякое письменное задание можно давать на дом: надо учитывать, что студент работает без руководства, без помощи не только преподавателя, но и других студентов. Поэтому письменная самостоятельная работа должна носить совершенно четкий характер. Преподаватель разъясняет задачу, дает необходимые указания к ее выполнению, спрашивает всех о том, как они будут работать и т.п. Предварительно преподаватель проверяет, нет ли трудностей при выполнении. Указания в ряде случаев требуют детализации. Требования преподавателя должны носить более или менее постоянный характер, чтобы у студентов выработались определенные навыки в оформлении самостоятельной работы. Приемы проверки письменных работ зависят от характера этих заданий.

Все приемы и виды работы на занятии должны обслуживать какой-то этап в овладении языком: приобретение новых знаний, применение этих знаний, развитие навыков и умений на основе полученного материала. Поэтому не готовая схема занятий должна служить его основой, а наоборот структура занятий, последовательность его этапов, распределение времени и выбор методических средств и приемов должна вытекать из цели и содержания занятия.

Заключение. Комплексное обучение предполагает привитие студентам умений и навыков и слушать русскую речь, и понимать ее, и участвовать в речи в качестве собеседника.  Предполагает привитие умений читать и пересказывать русские тексты, рассказывать на определенную тему, предполагает также усвоение некоторых грамматических сведений и грамматических действий с языковым материалом. Все это вместе взятое и будет способствовать осуществлению основной задачи, которая стоит перед преподавателями русского языка вузах Таджикистана, - обучить навыкам практического овладения русским языком.

Библиографический список:

1. Бабанский Ю. К. Принципы дидактики и типовые учебные комплексы. – Русский язык в национальной школе, 1979, № 1 с. 14.
2. Цихабашвили Г. П. Некоторые пути повышения эффективного обучения. – Русский язык в национальной школе, 1979, № 2, с. 17




Рецензии:

28.07.2023, 19:27 Ашрапов Улугбек Товфикович
Рецензия: В 1844 г. в работе Ф.И. Буслаева «О преподавании отечественного языка» впервые был обобщен предшествующий опыт преподавания русского языка, а также изложены идеи и принципы, исходя из которых должно было строиться преподавание русского языка. Основными методами обучения языку ученый считал объяснительное чтение, грамматическое обучение, ведение письменных упражнений, развитие речи учащихся, осмысленное восприятие закономерностей развития русского языка. В качестве недостатков преподавания русского языка методист называет господство формально-грамматического изучения, дедуктивный путь учения, отсутствие учебников русского языка, разобщенность учителей, разрыв между школьным и научным курсом русского языка, неотражение истории языка. Он считал, что необходимо изучать язык во всех его проявлениях (не только грамматику и правописание), соединять изучение теории с практикой, повышать роль индукции, наблюдения, связывать занятия по русскому языку с развитием дара слова, устанавливать межпредметные связи - https://koi.tspu.ru/koi_books/artemenko/lec1.htm. Современный метод обучения русского языка фокусируется на обучении студентов улучшению их интеллектуального поведения с использованием различных инновационных идей.Статья актуальная, где автор описывает комплексный подход для преподавания русского языка. Однако, в статье нет информации об инновационных интернет ресурсах, используемых для обучения студентов русскому языку. Интернет ресурсы позволяют охватить большой объем учебного материала, который не помещается в рамки учебных пособий; совершенствовать практические умения и навыки обучающихся; индивидуализировать процесс обучения; повысить интерес к урокам русского языка; воздействовать через разные органы восприятия; активизировать познавательную деятельность студентов; развить творческий потенциал и обучающихся, и преподавателя; расширить кругозор обучающихся; ускорить процесс обучения и самообучения; повысить эффективность занятий; сократить время для подготовки педагогов к занятиям; ускорить и облегчить учебную коммуникацию; повысить информационную грамотность обучающихся. Например, самым часто используемым обучающимися, да и преподавателями сайтом является свободная универсальная энциклопедия Википедия (https://ru.wikipedia.org) в 301 языке, который содержит более 40 миллионов статей. Статью "КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" рекомендую к публикации в журнале SCI-ARTICLE.RU после доработки автором по использованию современных интернет ресурсов для преподавания русского языка студентам.

03.08.2023 14:14 Ответ на рецензию автора Абдусаломова Мухайё Абдусафоевна:
Добрый день Улугбек Товфикович! Благодарю за Ваше внимание моей статье и спасибо за Вашу рецензию. Я преподаю в политехническом институте. Да, на самом деле в статье охвачена только теоретическая часть занятий. Русский язык тут преподается на первом курсе, когда студенты поступают после школы, и как мы знаем, фундаментальные знания русского языка для постуающих в технический вуз слабые. Учебный цикл составляет 96 активных часов за год и за это время мы должны успеть провести все темы по программе. конечно же при проведении лекций мы используем смарт доски, презентации, тексты по специальности. Статья получилась объемной и я посчитала, что в следующей статье эти ньюансы будут рассмотрены. если Вы не согласны я могу исправить, но статья будет содержать еще больше страниц. Инновационным технологиям и их использованию в техническом вузе я посвятила другую статью. Спасибо

29.07.2023, 19:46 Ашрапов Улугбек Товфикович
Рецензия: При разработке комплексного обучения студентов русскому языку цели обучения должны соответствуют методу SMART [https://ru.wikipedia.org/wiki/SMART], который должен соответствовать следующим критериям: Specific, конкретный - мотивированный; Measurable, измеримый - отслеживаемый; Achievable, достижимый и реальный основанный на опыте, ресурсах и ограничениях; Relevant, значимый и эффективный при обучение; Time-bound, ограниченный во времени и контролируемый. Советы по разработке материала для комплексной программы обучения русскому языку :- Используйте практические интерактивные элементы для совместной работы; - К обучению добавьте материалы для чтения, такие как раздаточные материалы и брошюры; - Используйте визуальные материалы, такие как графики, диаграммы, презентации в виде слайд-шоу и материальные активы для практического опыта; При обучение используйте электронные образовательные интернет ресурсы (интернет порталы "Образование на русском", "Открытое образование", "Сoursera"); - Будьте открыты для обратной связи со студентами на протяжении всего обучения; - Включите сценарии из реальной жизни для практического обучения; - Планируйте обучение своей аудитории таким образом, чтобы обучаемые брали на себя ответственность за свое образование. Статью Абдусаломовой М.А. "КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" рекомендую доработать и в Заключение указать о соответствии исследованного комплексного подхода в обучение русского языка методу SMART.

6.08.2023, 19:10 Ашрапов Улугбек Товфикович
Рецензия: Комплексный подход к формированию личности студентов на уроках русского языка и литературы предполагает использование интегрированного подхода как одного из основных способов обеспечения качества знаний, умении, навыков и коммуникативной компетенции студентов с нерусским языком обучения. Усвоение грамматики русского языка возможно только при комплексном подходе организации работы над связанным текстом, поэтому учебные тексты должны соответствовать принципу непрерывного наращивания компетенции. При существующих учебниках русского языка и литературы осуществление интегративного подхода возможно только при условии творческой, пошагово продуманной работы учителя. Использование многообразия активных методов и приемов обучения в учебном процессе требует от учителя постоянного самосовершенствования собственной профессиональной компетенции, творческого подхода к предмету, умения органически включать сравнительно-сопоставительные материалы по теме урока. Интегративный подход при формировании коммуникативной компетенции и функциональной грамотности студентов с нерусским языком обучения требует от учителя русского языка и литературы организации личностно-деятельностного подхода с целью обеспечения качества ожидаемых результатов. Статья Абдусаломовой М.А. "КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" актуальная с научной новизной. Рекомендую статью к публикации в журнале SCI-ARTICLE.RU после незначительной доработки автором Заключения с изложением о важности активного использования интернет ресурсов при обучение студентов русскому языку.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх