Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №123 (ноябрь) 2023
Разделы: Экономика
Размещена 30.10.2023. Последняя правка: 09.11.2023.
Просмотров - 537

Проблемы и перспективы развития электротранспорта в Республике Беларусь

Жук Юлия Алексеевна

Академия управления при Президенте Республики Беларусь

студент

Герасенко Владимир Петрович, доктор экономических наук, профессор, кафедра экономического развития и менеджмента, Академия управления при Президенте Республики Беларусь


Аннотация:
В данной статье рассмотрены этапы и перспективные направления развития электротранспорта в Республике Беларусь, определены проблемы, требующие решения для успешной реализации существующих программ.


Abstract:
This article considers the stages and perspective directions of electric transport development, identifies the problems that need to be solved for successful implementation of existing programs.


Ключевые слова:
электротранспорт; электрозарядные станции; электробусы; пассажирооборот; двигатель внутреннего сгорания; экология; экономия ресурсов; зеленая экономика

Keywords:
electric transport; electric charging stations; electric buses; passenger turnover; internal combustion engine; ecology; resource saving; green economy


УДК 338.3

Введение

Одним из направлений развития экономики в начале XXI века является уменьшение нагрузки на экологию планеты, а также сохранение природных ресурсов для развития будущих поколений. Следование данной тенденции в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с Национальным планом действий по развитию «зеленой» экономики. В соответствии с ним, одним из приоритетных направлений развития экономике в стране является развитие электротранспорта (инфраструктуры) и индивидуальной мобильности граждан.

В целях сохранения экологической безопасности в Беларуси разработан план развития электротранспорта на 2021-2025 годы, опорными пунктами являются:

  • создание производств различных типов электротранспорта и его компонентов;
  • организация научного обеспечения, стандартизация, аттестация и оценка соответствия электротранспорта (его базовых компонентов);
  • формирование комплекса мер по стимулированию развития электротранспорта.

Одной из важных задач программы по развитию электротранспорта является создание развитой сети электрозарядных станций (далее – ЭЗС), соответствующей мировым стандартам.

Ее реализация предполагает 3 этапа:

  • на 1 этапе по состоянию на 2021 год количество ЭЗС в Республике Беларусь составило 486 единиц;
  • при реализации 2 этапа в 2022-2025 годах предполагается установить 144 ЭЗС в г. Минске и 278 ЭЗС в областных центрах и городах, 44 ЭЗС – на автодорогах М/Р/Е. Также планируется установка 20 супербыстрых зарядных комплексов;
  •  реализация 3 этапа планируется в 2026-2030 годах. При наличии более 25 тыс электромобилей в стране предполагается установить 113 ЭЗС в г. Минске и 294 ЭЗС в областных центрах и городах. Также в областных центрах будут устанавливаться супербыстрые зарядные комплексы.

Ввод в стране атомной электростанции будет способствовать более быстрому переводу транспорта на электрическую тягу.

Актуальность. В современном мире наметилась тенденция по сокращению вредного воздействия цивилизации на экологию планеты. Важной частью этой концепции является отказ от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (далее – ДВС). Внести свой вклад в защиту окружающей среды и повышение качества жизни населения стремятся многие государства, в связи с чем дальнейшее развитие электротранспорта как отрасли машиностроения Республики Беларусь будет способствовать созданию новой области экономического роста республики.

Цели данной работы – проанализировать этапы развития электротранспорта в Республике Беларусь; определить проблемы, негативно влияющие на скорость развития рынка электротранспорта в стране.

В статье были использованы методы анализа и синтеза, систематизации и классификации.

Научная новизна заключается в том, что данная работа конкретизирует сложности в развитии и дальнейшем производстве электротранспорта на территории Республики Беларусь как инновационной отрасли национальной экономики.

Суммарная потребность Республики Беларусь в транспортных средствах новых видов (электробусы и троллейбусы с автономным ходом) прогнозируется на уровне 2453 единиц в период 2021-2025 гг. Структура потребности представлена на рисунке 1.


Рисунок 1. Структура прогнозируемой потребности в транспортных средствах

Для их приобретения потребуются средства: в 2023 году – 264 млн рублей, в 2024 году – 301 млн рублей, в 2025 году – 298 млн рублей. Потребность в средствах для обновления парка транспортных средств в стране оценивается на уровне 1,66 млрд рублей, в том числе:

  • г. Минск – 928 млн рублей;
  • Могилевская область – 133 млн рублей;
  • Минская область – 81 млн рублей;
  • Гродненская область – 169 млн рублей;
  • Гомельская область – 186 млн рублей;
  • Витебская область – 123 млн рублей;
  • Брестская область – 40 млн рублей.

Внедрение электробусов в Республике Беларусь началось в 2016 году. В сентябре были представлены два опытных образца производства BKM Holding. В мае 2017 года уже было запущено регулярное движение электробусов по двум маршрутам.  На рисунке 2 представлена динамика пассажирооборота за 2015-2021 года.



Рисунок 2. Пассажирооборот по видам транспортных средств

За 5 лет использования электробусов пассажирооборот по данному виду транспортных средств увеличился в 5,77 раз. После пандемии COVID-19 произошел заметный спад использования гражданами маршрутного пассажирского транспорта. На фоне этого падения можно заметить, что использование электротранспорта продолжает расти, что говорит о большой доли востребованности электротранспорта.

Ведущим производителем наземного городского электрического транспорта как в Республике Беларусь, так и в странах СНГ, является BKM Holding, ранее известный как «Белкоммунмаш». Его продукцией являются электробусы (серии OLGERD и VITOVT), троллейбусы (серии OLGERD, VITOVT и SYABAR), трамваи, а также новинка - электрогрузовик. За все время работы холдинг произвел и поставил 4701 троллейбус, 407 трамваев и 111 электробусов в 14 стран мира. Из них на страны ЕАЭС приходится 81 % продукции компании. На рисунке 3 представлена структура поставок в страны ЕАЭС.


Рисунок 3. Структура поставок продукции BKM Holding в страны ЕАЭС

Традиционно, основными рынками сбыта продукции BKM Holding являются Республика Беларусь и Российская Федерация.

Вторым крупным производителем электротранспорта в Республике Беларусь является «Минский автомобильный завод» (далее - МАЗ). В конце 2020 года МАЗ открыл сборочное производство в Жодино. Электробусы почти на 100 % изготовлены из отечественных запчастей, что является большим достижением для нашей экономики.

Кроме развития технологий производства электрических транспортных средств, в республике также занимаются развитием производства необходимых компонентов. В Национальной Академии Наук Беларуси (далее – НАН Беларуси) идет разработка собственных аккумуляторов на основе натрия, стоимость которого будет ниже, чем у литий-ионных батарей, которые в настоящее время используются почти во всем электротранспорте. Ведутся работы по созданию отечественного электромобиля для личного пользования. В долгосрочной перспективе Республика Беларусь намерена наладить массовый выпуск электромобилей в стране.

Республика Беларусь кроме развития электротранспорта в сфере перевозки пассажиров активно стимулирует переход населения к использованию электромобилей:

  • не взимается государственная пошлина за выдачу разрешений на допуск к участию в дорожном движении электромобилей, имеющих не более 8 мест для сидения помимо места водителя;
  • освобождаются от налога на добавленную стоимость (далее - НДС) ввозимые юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями на территорию Республики Беларусь зарядные станции;
  • применяется ставка НДС в размере 0 % для ввозимых физическими лицами электромобилей для личного пользования;
  • применяются иные меры стимулирования.

Выгоды от внедрения электротранспорта в экономике очевидны, однако в развитии этой сфере имеются определенные проблемы. Развитие электрических транспортных средств в Республике Беларусь требует привлечения значительных средств для имеющейся и создания новой инфраструктуры.

Считается, что электротранспорт экологичнее транспортных средств, использующих ДВС по причине отсутствия выбросов СО, СО2, оксидов азота, тяжелых металлов, рисков загрязнения окружающей среды нефтепродуктами. Но обычно не учитывается вредные факторы при производстве и утилизации батарей и других комплектующих, увеличение воздействия электромагнитных полей, вырабатываемых батареями и электродвигателями транспортных средств на окружающую среду в целом и человека в частности.

Крайне важной проблемой является переработка отслуживших свой срок литий-ионных батарей. При больших темпах увеличения парка электромобилей в мире имеет место тенденция быстрого увеличения объема отходов их использования. В настоящее время в мире крайне мало комплексов для безопасной утилизации батарей электротранспорта, ресурс которых составляет 8 лет. В Российской Федерации уже был остро поднят данный вопрос. В Дзержинске в октябре 2023 года начато строительство экотехнопарка «Центр по переработке литий-ионных батарей для электротранспорта», запустить который планируется до конца 2024 года. В нашей стране разработками технологий переработки литий-ионных аккумуляторов занимается НАН Беларуси.

Заключение, результаты, выводы

Для любой страны экономия топливно-энергетических ресурсов является не только мировым трендом, но и необходимостью. Одним из способов экономии является увеличение доли транспортных средств на электрической тяге. Однако в связи с плохой разветвленностью сети ЭЗС и отсутствием необходимой инфраструктуры в стране, реализация подобных проектов является весьма дорогостоящей на 1 этапе. В долгосрочной перспективе рассматриваемые инвестиции достаточно выгодны для Республики Беларусь. Наша страна имеет большой опыт и потенциал в развитии электротранспорта, но все же существует большое количество проблем, требующих решения.

В настоящее время нельзя достоверно сказать, что эксплуатация электротранспорта более выгодна, чем использование транспортных средств с ДВС. Для решения данного вопроса и определения преимуществ и недостатков электротранспорта в Шклове и Жодино реализуются пилотные проекты по замене автобусов маршрутными транспортными средствами на электрической тяге.

Библиографический список:

1. Атреага Вера. О перспективах развития в стране электротранспортного направления [Электронный ресурс] / Вера Атреага // Рэспублiка. – 2022. – 30 лiпеня. – Режим доступа: https://www.sb.by/articles/tolko-s-polozhitelnym-zaryadom.html. – Дата доступа: 15.10.2023.
2. О компании [Электронный ресурс] // BKM Holding – официальный сайт. – Режим доступа: https://holdingbkm.com/about/. – Дата доступа: 06.10.2023.
3. О Комплексной программе развития электротранспорта на 2021-2025 годы [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 9 апр. 2021 г., № 213 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=C22100213. – Дата доступа: 06.10.2023.
4. О Национальном плане действий по развитию «зеленой» экономики в Республике Беларусь на 2021-2025 годы [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 10 дек. 2021 г., № 710 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=C22100710&p1=1. – Дата доступа: 06.10.2023.
5. О стимулировании использования электромобилей [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 12 марта 2020 г., № 92 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=P32000092&p1=1&p5=0. – Дата доступа: 06.10.2023.
6. Об утверждении Программы создания государственной зарядной сети для зарядки автомобилей [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 10 окт. 2018 г., № 731 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=C21800731. – Дата доступа: 06.10.2023.
7. Пассажирооборот по видам транспорта и видам сообщения (перевозок) [Электронный ресурс] // Транспорт в Республике Беларусь, 2022 : стат. сб. / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/transport/ofitsialnye-publikatsii_11/index_52719/. - Дата доступа: 06.10.2023.
8. Подписано постановление о переводе Жодино и Шклова на электротранспорт [Электронный ресурс] // Sputnik Беларусь. – Режим доступа: https://sputnik.by/20230803/podpisano-postanovlenie-o-perevode-zhodino-i-shklova-na-elektrotransport-1078138101.html. – Дата доступа: 06.10.2023.
9. Программа развития электротраспорта [Электронный ресурс] // Минский автомобильный завод – официальный сайт. – 2021. – Режим доступа: - https://maz.by/media/news/2021/04/22/programma-razvitia-elektrotransporta. – Дата доступа: 06.10.2023.
10. Сделали уникальный аккумулятор на основе натрия. Какими разработками ученых могут гордиться белорусы? [Электронный ресурс] // СТВ: Новости Беларуси и мира сегодня. – 2023. – Режим доступа: https://ctv.by/sdelali-unikalnyy-akkumulyator-na-osnove-natriya-kakimi-razrabotkami-uchyonyh-mogut-gorditsya. – Дата доступа: 06.10.2023.
11. Хасанова А. В Дзержинске в 2023 г. начнется строительство экотехнопарка по переработке литий-ионных батарей [Электронные ресурс] / А. Хасанова // Neftegaz.RU: Новости нефти и газа. – 2022. – Режим доступа: https://neftegaz.ru/news/Oborudovanie/764003-v-rossii-v-2023-g-nachnetsya-stroitelstvo-ekotekhnoparka-po-pererabotke-litiy-ionnykh-batarey-/. – Дата доступа: 06.10.2023.




Рецензии:

30.10.2023, 12:34 Моргачев Илья Викторович
Рецензия: В статье полным полно орфографических и стилистических ошибок. Работа требует вычитки. Аннотация не коррелирует с целью. В аннотации следует добавить про какую страну идет речь. На каждом шагу ссылки на используемую литературу - создается ощущение, что работа нарезана из материала других статей. Публикация статьи возможна после исправления замечаний.

07.11.2023 20:20 Ответ на рецензию автора Жук Юлия Алексеевна:
Здравствуйте, Илья Викторов. Благодарю Вас за рецензию и ценные замечания. Недочеты были учтены и исправлены в новой редакции статьи.

30.10.2023, 15:43 Ашрапов Улугбек Товфикович
Рецензия: Пассажирские электромобили, изобретенные более века назад, сегодня считаются частью решения проблемы роста выбросов в атмосферу на таких крупных рынках, как Китай, США и Европа. В 2021 году продажи электромобилей во всем мире выросли на 80%, а такие компании, как Toyota и Volkswagen, объявили об инвестициях в электромобили на сумму 170 миллиардов долларов. Прогнозируется, что к 2044 году рынок электростроительных транспортных средств составит 154 миллиарда долларов США. Однако переход к электронной мобильности происходит медленно в странах с низким и средним уровнем дохода, в значительной степени из-за опасений по поводу высоких первоначальных затрат. В данной статье рассмотрены перспективные направления развития электротранспорта Республики Беларусь. Статья актуальная. Статью рекомендую к публикации в журнале SCI-ARTICLE.RU.
07.11.2023 20:20 Ответ на рецензию автора Жук Юлия Алексеевна:
Здравствуйте, Улугбек Товфикович. Благодарю Вас за рецензию.

8.11.2023, 9:19 Моргачев Илья Викторович
Рецензия: Повторные замечания по орфографии: - в предложении: "Одним из направлений развития экономики в начале XXI века является уменьшение нагрузки на экологию планеты, а также сохранения природных ресурсов для развития будущих поколений." - следует поменять окончание в слове "сохранения" - на "сохранение"; - в предложении: "Одной из важных задач программы по развитию электротранспорта создание развитой сети электрозарядных станций (далее – ЭЗС), соответствующей мировым стандартам." - пропущено или слово "является" или "-"; - в предложении: "Внести свой вклад в защиту окружающей среды и повышение качества жизни населения стремятся многих государства, " слово "многих" поменять на "многие"; - в предложении: "В долгосрочной перспективе Республика Беларусь намерен наладить массовый выпуск электромобилей в стране" - в слове "намерен" следует поменять окончание; - в предложении: "В Дзержинске в октябре 2023 года начато строительства экотехнопарка «Центр по переработке литий-ионных батарей для электротранспорта» - в слове "строительства" следует поменять окончание; В статье есть ссылки на рисунки, но самих рисунков нет. Рекомендуется исправить замечания.
09.11.2023 9:09 Ответ на рецензию автора Жук Юлия Алексеевна:
Здравствуйте, Илья Викторович. Благодарю Вас за замечания. Статья была скорректирована в соответствии с ними.

19.12.2023, 19:21 Моргачев Илья Викторович
Рецензия: Замечания учтены. Статья рекомендуется к публикации. Тема актуальна. Материал статьи будет интересным для изучения.
20.12.2023 7:07 Ответ на рецензию автора Жук Юлия Алексеевна:
Илья Викторович, здравствуйте. Благодарю Вас за рецензию.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх