к.пед.наук, доцент
ФГБОУ ВО "Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина"
доцент
УДК 378
Введение. Дошкольное образование на современном этапе развития направлено на становление подрастающего поколения, знающего и умеющего ценить этнокультурный опыт своего народа, гордящегося духовной и материальной культурой народа, накопленной веками.
Важным принципом системы дошкольного образования, указанным в Федеральном государственном стандарте является учет этнокультурной ситуации развития детей. Этнокультурная и социальная ситуации неразрывно связаны между собой и обязательно учитываются при проектировании образовательной деятельности детей в детском саду. Задача дошкольной образовательной организации интегрировать этнокультурное содержание образования в содержание основной образовательной программы дошкольного образования [7].
В исследованиях педагогов прошлого века и современности (А.Б. Афанасьева, Е.С. Бабунова, Л.Д. Вавилова, Г.Н. Волков, Е.Л. Егорова, Т.С. Комарова, Т.В. Поштарева, Е.Н. Сибиркина, Р.М. Чумичева и др.), посвященным вопросам этнокультурного образования детей дошкольного возраста отмечается важность использования потенциала ребенка в освоении им основ этнокультуры и становления этнокультурной образованности [1; 2; 5; 7; 9].
Под этнокультурной образованностью ребенка-дошкольника следует понимать овладение им накопленным этнокультурным опытом народа, наличие эмоционально-ценностного отношения к данному опыту, способность на доступном ему уровне использовать усвоенный опыт в различных видах детской деятельности. Все это становится возможным благодаря участию семьи и результатам этнокультурной образовательной деятельности педагогов детского сада. По мнению Е.С. Бабуновой, педагог, а в случае с дошкольниками – воспитатель детского сада, выступает транслятором этнокультурных знаний и этнокультурного опыта, приобщает детей к духовным ценностям своего народа [2, с.3].
А.Б. Афанасьева указывает, что «обладание этнокультурной компетентностью и проблемы ее формирования имеют особую значимость для педагогов, так как своей профессиональной деятельностью они осуществляют процесс трансляции культуры в обществе» [1, с.24]. Таким образом, этнокультурную компетентность педагога следует рассматривать как важную составляющую общей профессиональной компетентности.
В Республике Коми в качестве важнейшей задачи этнокультурного образования выступает формирование современного регионального образовательного пространства, обеспечивающего общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся за счет использования педагогического потенциала этнокультурного образования. Этнокультурное образование детей и молодежи – это не только важнейший способ передачи знаний подрастающему поколению, но и возможность сохранения и развития этнической самобытности народа, формирование гражданско-национальной идентичности [6, с.188].
Актуальность исследования. Практика работы детских садов Республики Коми показала, что зачастую, педагогам, особенно начинающим, необходима помощь в осуществлении этнокультурного образования дошкольников - со стороны стажистов, методистов, старших воспитателей, со стороны ресурсных центров и стажировочных площадок. Педагоги нуждаются в специальной дополнительной подготовке, регулярной методической поддержке и сопровождении для грамотного и осознанного построения целостного этнокультурного образовательного процесса в детском саду.
Таким образом, в современной этнокультурной образовательной ситуации возникает противоречие между необходимостью и требованиями стандарта к обеспечению нового качества этнокультурного образования в детском саду и зачастую, неготовностью педагогов к его реализации, необходимостью повышения профессиональной компетентности воспитателей детских садов в области этнокультурного образования дошкольников и отсутствием их должного методического сопровождения.
Данное противоречие позволило обозначить проблему исследования, которая заключается в выявлении наиболее эффективных путей и форм реализации методического сопровождения этнокультурного компонента содержания дошкольного образования (на материале этнокультуры коми).
Цель исследования: выявить эффективные пути и формы методического сопровождения этнокультурного компонента содержания дошкольного образования (на материале этнокультуры коми).
Объект исследования: организация процесса методического сопровождения педагогов детских садов.
Предмет исследования: формыметодического сопровождения этнокультурного компонента содержания дошкольного образования (на материале этнокультуры коми).
Задачи исследования:
Научная новизна: На основе анализа литературы и экспериментальным путем обозначены эффективные индивидуальные и групповые формы организации методического сопровождения воспитателей детских садов в реализации этнокультурного компонента содержания образования.
Результаты: Исследование особенностей профессиональной компетентности воспитателей детских садов в реализации этнокультурного компонента содержания образования проводилось в детских садах г. Сыктывкара, всего исследованием было охвачено 68 респондентов.
На первом - диагностическом этапе исследования проводилось анкетирование. Вопросы анкеты были сгруппированы по трем критериям: информационно-познавательный, эмоционально-ценностный, действенно-практический, что позволило выявить особенности реализации этнокультурного компонента содержания образования и определение уровня знаний педагогов об особенностях этнокультурного образования детей дошкольного возраста, современных технологиях, методах, приемах реализации этнокультурного содержания [6, с.190]. В результате, были получены следующие результаты:
Половина опрошенных педагогов - 49% педагогов детских садов имеют достаточно полные знания об особенностях этнической культуры народа коми, ее духовной и материальной составляющей, остальные 51 % отметили имеющиеся знания лишь в некоторых отдельных вопросах этнокультуры коми.
91% воспитателей продемонстрировали высокие результаты по эмоционально-ценностному критерию. Педагоги, убеждены в необходимости ее сохранения и изучения с детьми.
Ответы на вопросы, представленные в действенно-практическом блоке, показали, что 48% воспитателей недостаточно информированы об организации этнокультурного образования дошкольников разных возрастных групп, отбора нужного содержания и его интегрирование в образовательный процесс. Так же испытывают затруднения в осуществлении индивидуального подхода к детям в области этнокультурного образования, в подборе дидактических и методических материалов по проблеме.
68% воспитателей испытывают определенные трудности в организации работы с родителями по этнокультурному образованию дошкольников, а также многие респонденты - 71% отметили трудности в интеграции этнокультурного компонента содержания образования при составлении календарно-тематического планирования. Таким образом, большинство воспитателей выразили потребность в повышении своего профессионального уровня в области этнокультурного образования дошкольников.
Результаты исследования продемонстрировали необходимость организации методического сопровождения педагогов экспериментальных детских садов Республики Коми в этнокультурном образовании дошкольников.
Обратимся к содержанию понятия «методическое сопровождение». В.А. Новицкая, указывает, что методическое сопровождение – это специально организованное систематическое взаимодействие старшего воспитателя, направленное на оказание помощи педагогу в выборе путей решения задач и типичных проблем, возникающих в ситуации реальной педагогической деятельности, с учетом его профессионального и жизненного опыта. Автор указывает, что методическое сопровождение можно рассматривать как процесс оказания методической помощи в ходе взаимодействия со старшим воспитателем [8].
К. Ю. Белая рассматривает методическое сопровождение педагогического процесса в дошкольной образовательной организации как целостную, основанную на достижениях науки и передового педагогического опыта систему взаимосвязанных мер, направленных на:
1) повышение профессионального мастерства каждого педагога;
2) на развитие творческого потенциала всего педагогического коллектива;
3)повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса [3].
Таким образом, под методическим сопровождением как деятельности можно рассматривать практическую помощь воспитателям детских садов в вопросах качественной реализации содержания образовательного процесса и повышения их профессиональной компетентности, которая осуществляется систематически с использованием разнообразных эффективных форм организации педагогов.
Старший воспитатель, владея рядом профессиональных компетенций, должен быть готов к решению ряда организационно-педагогических и методических задач в области этнокультурного образования детей и подготовки воспитателей к реализации данной деятельности:
Старший воспитатель, в процессе решения выше перечисленных задач выполняет взаимосвязанные функции, системно представленные авторами Л.Н. Буйновой, Е.В. Коротаевой, С.В. Кочневой. Эти функции возможно применить и к формированию этнокультурных компетенций педагогов [4]:
Информационная функция – заключается в сборе и обработке информации по актуальным вопросам этнокультурного содержания методической работы в образовательной организации.
Аналитическая функция – направлена на объективную оценку полученных на первом этапе результатов этнокультурной компетентности воспитателей.
Планово-прогностическая – основа деятельности старшего воспитателя по методическому сопровождению педагогов, направлена на разработку цели и задач, а так же планов по ее достижению.
Проектировочная функция – подразумевает разработку содержания работы этнокультурной направленности.
Организационно-координационная функция – направлена на осуществление старшим воспитателем организации и реализации запланированной системы работы с педагогами, оказание помощи в повышении квалификации в вопросах этнокультурного образования каждому педагогу.
Обучающая функция – деятельность старшего воспитателя направлена на вооружение воспитателей актуальными знаниями и технологиями реализации этнокультурного содержания в образовательном процессе с детьми разных возрастных групп; развитие у педагогов общей эрудиции, свойств и качеств личности, ценностных этнокультурных ориентиров.
Контрольно-диагностическая функция позволяет выявить эффективность проделанной работы и наметить дальнейшие пути совершенствования в данной области [10, с.111].
Анализируя теоретические положения исследователей Е.С. Бабуновой, Е.Л. Егоровой, Е.Н. Сибиркиной и др., а также полученные данные диагностики, можно утверждать, что формировать этнокультурную компетентность педагогов необходимо приобщая их самих, в первую очередь, к родной культуре, раскрывая ее неповторимость и уникальность. В данном случае речь идет об эмоционально-ценностном компоненте этнокультурного образования. Это важно, потому что при таком подходе значительно возрастает мотивация педагогической деятельности воспитателей, их познавательная активность.
Обязательным условием на первом этапе работы и в течение реализации всех запланированных мероприятий, является пополнение методического кабинета, групповых уголков фотоальбомами, литературой и методическими пособиями с этнокультурным и региональным содержанием. Пополнить этнокультурную развивающую предметно-пространственную среду, проявить свое творчество и воплотить в жизнь свои идеи педагоги смогут, приняв участие в конкурсах «Воспитатель - изобретатель», «Лучший этнокультурный уголок среди групп ДОО» и др.
Важным компонентом методического сопровождения этнокультурного компонента содержания образования в детском саду являются формы организации методической деятельности. Старший воспитатель включает в план работы мероприятия, ориентированные на индивидуальную и групповую формы работы с педагогами, ориентируясь на затруднения каждого. Многообразие форм методической работы направлено на проработку всех компонентов этнокультурного образования: информационно-познавательного, эмоционально-ценностного и действенно-практического.
Среди групповых форм, весьма полезными в работе с педагогами будут лекции, мини - доклады, круглые столы, этнокультурные гостиные, совместные выходы в музеи, направленные на освоение содержания традиционной культуры народа.
Образовательные мероприятия для воспитателей должны быть построены на использовании методов активного обучения, которые опираются не только на процессы восприятия, памяти и внимания, но и на творческое, продуктивное мышление и общение. Это обеспечивает осознанный подход к изучаемому этнокультурному и методическому материалу, стимулирует интерес и творческую активность воспитателей. Этому способствуют такие формы повышения квалификации, как семинары, семинары-практикумы, коуч-технологии, деловые игры, решение проблемных ситуаций и др. Деловая игра «Знатоки родного края» позволит обобщить и систематизировать знания воспитателей о культуре и традициях родного края, способствовать повышению профессионального мастерства педагогов, их познавательной активности, приобретению опыта коллективной деятельности, взаимного сотрудничества и поддержки.
Большое внимание старший воспитатель должен уделять индивидуальным формам работы с педагогами и строить педагогическое взаимодействие с учетом индивидуальных затруднений педагогов. К индивидуальным формам можно отнести индивидуальные консультации, беседы, стажировки и курсы повышения квалификации, наставничество и др.
Как итог данной деятельности может стать методическая декада «Интеграция этнокультурного компонента в содержание образования», предполагающая открытые показы образовательной деятельности, как для педагогов садов, так и для родителей, демонстрацию опыта работы педагогов.
Решение каждой запланированной задачи может заканчиваться тематическим педсоветом в форме круглого стола. На педсовете педагогам предоставляется возможность проанализировать свою работу и работу коллектива в целом по решению поставленных задач, отметить возникавшие трудности, описать достоинства и недостатки активных форм работы.
Выводы. Таким образом, рассмотренные выше эффективные индивидуальные и групповые формы методического сопровождения воспитателей могут найти применение в практике работы детских садов. В качестве результатов методического сопровождения воспитателей детских садов Республики Коми в этнокультурном образовании дошкольников можно назвать:
Рецензии:
30.10.2023, 19:06 Ашрапов Улугбек Товфикович
Рецензия: В настоящее время в мире существует более 6000 языков, на которых говорят люди.Ежегодно исчезают десятки языков, теряется культурное разнообразие человечества, созданное его коллективным разумом.Этнокультурное пространство России представляет собой проблемную зону для языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. 20 языков в России уже признаны исчезнувшими, 22 – в критическом состоянии, 29 – в большой опасности. В Забайкальском крае в 90-е годы была разработана программа «Родничок» для изучения эвенкийского языка для детей дошкольного возраста и ежегодно по этой программе обучались 25 детей. Но с 2016 года эвенкийский язык не изучается в дошкольных образовательных учреждениях из-за отсутствия педагогов, обладающих знаниями языка.Корякский, ительменский, алеутский, алеуторский, чукотский, эскимосский языки, принадлежащие к языкам коренных народов Камчатки в настоящее время находятся под угрозой исчезновения[file:///C:/Users/Work/Downloads/4746-Article%20Text-8834-1-10-20210501.pd.]. Причинами такой ситуации являются не только глобализация, культурная интеграция и унификация, но также и уменьшающаяся необходимость представителей коренных народов изучать свои родные языки и ответственность за их выживание. Большая роль принадлежит семье, где родители должны передать своему ребенку родную речь, традиции, обычаи. Обучение детей на родном языке является одним из условий сохранения языков. Современное образование ориентировано на будущее России, усиление роли культурологической проблематики, её гуманитарности. Решение задач в области образования предполагает учет условий межкультурного взаимодействия, особенностей национально-культурного развития народов России [https://monographies.ru/ru/book/section?id=4778]. 2019 год был объявлен Организацией Объединенных Наций Годом языков коренных народов. Статья "Методическое сопровождение этнокультурного компонента содержания образования в дошкольной образовательной организации" имеет актуальность. Статью рекомендую к публикации в журнале SCI-ARTICLE.RU.
1.11.2023, 12:54 Сибиркина Елена Николаевна Отзыв: Уважаемые рецензенты, благодарю за рецензии и ценные рекомендации, которые будут учтены в последующих работах! |