Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №5 (январь) 2014
Разделы: Физическая культура
Размещена 03.01.2014.
Просмотров - 3746

ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 8-МИ ЛЕТНИХ ДЕТЕЙ ЭЛЕМЕНТАМИ ХОРЕОГРАФИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Чупрун Наталия Фёдоровна

ГВУЗ ПХГПУ имени Григория Сковороды

преподаватель

Аннотация:
В статье представлены результаты исследования эффективности методики формирования координационных способностей 8-ми летних детей элементами хореографии на занятиях по физической культуре. Раскрыты особенности авторской методики формирования координационных способностей 8-ми летних детей элементами хореографии на занятиях по физической культуре: содержание, средства, формы, методы и доведена ее эффективность.


Abstract:
The article presents the results of research designed to efficiency method of forming coordination abilities of an 8-year-old children choreographed elements in the classroom for physical education. The features of the author's method of forming coordination abilities of an 8-year-old children choreographed elements of the classroom for physical education: content, tools, forms, methods. and brought its effectiveness.


Ключевые слова:
младшие школьники, координационные способности, хореография

Keywords:
junior high school students, coordinating ability, choreography



УДК 792.8:[373.3.016:796]


Введение. Одним из перспективных направлений совершенствования системы физического воспитания младших школьников является поиск и научное обоснование эффективных средств и методов развития двигательных качеств и координационных способностей детей. Большинство учених [1,3,4,5], практиков [2,6,7], авторов современных программ по физической культуре для общеобразовательных школ [8] признают важность развития координационных способностей у подрастающего поколения.

Современная теория и методика физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста рекомендует включать танцевальные движения в содержание утренней гимнастики (Л. Блудова, Е. Вильчковский), ритмической гимнастики (С. Варданян, В. Гранде, М. Малашенко, В. Сомина, Т. Ротерс), насыщать танцами и образными танцевальными движениями различные формы работы по физическому воспитанию (Э. Сайкина, Ж. Фирилеева).

Учеными доказано положительное влияние танцевальных упражнений на физическое развитие(Н. Глушак, С. Егорова, Н. Шумакова, Т. Карпова, И. Кушнерчук, Т. Ротерс и другие); уровень здоровья(В. Клапчук, Е. Присяжнюк); формирование осанки (Л. Эйдельман);формирование физических и личных качеств (О. Фокина);развитие координационных способностей у старших дошкольников (А. Некрасов, И Филиппова);эффективность танцев как средств адаптивного физического воспитания(А. Данкив), танцевальной терапии (Н. Маляренко, Ю. Андреева, Т. Шкурко, Ю. Смирнова) и много других.

Несмотря на многое количество работ посвященных исследаваниям проблематики развития как координационных способностей младших школьников, так и использованиия педагогического потенциала хореографии в физическом воспитании, основательного исследования использования хореографии с целью формирования координационных способностей детей 8-ми летнего возраста мы не нашли.

Цель работы - раскрыть эффективность методики формирования координационных способностей 8-ми летних детей элементами хореографии на занятиях по физической культуре.

Методы и организация исследования: анализ и обобщение научно - методической литературы и передовой педагогической практики, педагогическое тестирование, методы математической статистики. Исследование проводилось на базе Переяслав - Хмельницкой СОШ № 7 Киевской области и продолжалось в течение 2010-2011 уч.г. Было сформировано контрольную - 42 ученика (24 мальчика и 18 девочек) и экспериментальную - 41 ученик (23 мальчика и 18 девочек) группы. В КГ входили ученики, занимающиеся по типовым традиционным программам, а ЭГ составили ученики, обучение которых осуществлялось по специально разработанной методике, которая включала элементы хореографии и была направлена на развитие координационных способностей.

Результаты исследования. Определение эффективности внедрения методики формирования основных компонентов координационных способностей у детей 8-ми летнего возраста в процессе занятий хореографией на занятиях по физической культуре осуществлялась при проведении педагогического эксперимента.

По результатам предварительного исследования было известно об отсутствии расхождений между показателями физического развития, физической и координационной подготовленности учащихся контрольных и экспериментальных групп. Отбор учащихся в контрольной и экспериментальной групп осуществлялся произвольным способом.

Мы предложили включать занятия по хореографии или отдельные ее элементы в сочетании с программным материалом во все организационные формы работы по физическому воспитанию, один из уроков физкультуры с использованием хореографии проводился не менее, чем один раз в неделю; физкультурно - оздоровительные мероприятия включали элементы хореографии не менее двух раз в неделю. Танцы изученые детьми на занятиях выполнялись ежемесячно на общешкольных и классных праздничных мероприятиях, в частности: Днях здоровья, Встреча Нового года, Масленица, День защитника отечества, 8 Марта, Мистер и Миссис года, на празднике Последнего звонка и спортивных праздниках.

Уроки физической культуры и физкультурно - оздоровительные мероприятия проводили квалифицированные специалисты (учителя физкультуры и учителя классоводы). В экспериментальных группах физкультурно - оздоровительные мероприятия и уроки физкультуры с приоритетным использованием элементов хореографии проводились по разработанными нами конспектах.

В качестве теоретического и методического основания при разработке методики формирования координационных способностей младших школьников в процессе занятий хореографией мы использовали знания и практический опыт ведущих специалистов [2,6,7], придерживались основных требований современных программ [8,9] и результатов собственных педагогических экспериментов (результаты исследования возрастной динамики развития основних компонентов координационных способностей детей 6-9 лет).

Методика формирования основных компонентов координационных способностей включает комплексы танцевальных упражнений, танцевальные этюды, танцы и хореографические игры направлены на развитие мышечных ощущений, ощущение времени, пространства, ритма и равновесия, обеспечивается целенаправленным воздействием на функционирование двигательного, слухового, зрительного анализаторов и вестибулярного аппарата младших школьников.

Изучение новых танцевальных движений, этюдов и танцев происходило в основной части урока. В содержание подготовительной и заключительной частей урока физической культуры вводились комплексы танцевальных упражнений, танцевальные этюды и танцы построены на основе ранее изученных движений. Важное место в методике формирования основных компонентов координационных способностей детей принадлежит хореографическим играм, которые в зависимости от поставленных задач конкретного урока, использовались как в подготовительной так и в основной частях урока физической культуры.

Для эффективного формирования координационных способностей у мальчиков и девочек 8-ми летнего возраста важно осуществлять целенаправленное педагогическое воздействие на развитие ощущений к сохранению равновесия, ритма, управления силовыми, временными и пространственными параметрами движений и скоординнированости движений.

Так для развития чувства равновесия у детей 8-ми летнего возраста мы применяли такие упражнения:

- упражнения классического экзерсиса demi и grand plie , passé , releve в основных позициях на середине зала;

- выдерживания положение sur le cou - de - pied, «arabesque», «attitude», имитационных поз «журавль», «цапля», «петух готов к бою», «гусь».

- прыжки saute по I, II , III позициях и changement de pieds в заданном темпе;

- игры хореографической направленности с резким прекращением движений и сохранением позы по сигналу учителя.

При формировании способности к скоординированности движений у детей 8-ми летнего возраста применяли следующие танцевальные движения:

- элементы народного танца: припадание с двойным ударом, ковырялочка с моталочкою, выхыляснык с выпадом, па - де - баск, гармошка и присядки, разножка, повзунець для мальчиков с одновременным вынесением рук в II или III позицию под музыку;

- элементы историко - бытового и бального танца: шаг полонеза балансе, вальсовая дорожка под музыкальное сопровождение;

- танцевальные этюды и танцы на основе изученных движений: «Вальс дружбы», «Казачок», «Школьная полька», «Сороконожка», «Чунга - чанга», «Наш друг - Буратино».

При формировании способности к временным параметрам движений у детей 8-ми летнего возраста использовали следующие упражнения:

- марш на месте и в движении в заданном темпе на указанный временной отрезок (количество тактов или счетов);

- бег с высоко поднятыми коленями, с подъемом выпрямленных ног вперед и назад, мелкий бег на полупальцах с конкретным количеством повторений за отрезок времени;

- элементы народного танца: припадание с двойным ударом, ковырялочка с моталочкою, выхыляснык с выпадом, па-де-баск, гармошка и присядки, разножка, ползунец для мальчиков в заданном темпе или на указанный временной отрезок.

Формирование способности к точным движениям у мальчиков 8–ми летнего возраста происходило с помощью следующих упражнений:

- упражнения классического экзерсиса battement tendu jete, grand battement jete, battement frappe вперед, назад с I , II, III боком к опоре;

- подготовка к каблучным движениям;

- элементы народного танца: чосанка, присядки с выводом ноги на носок или каблук, разножка, гусиный ход.

- поворот на полупальцах, подготовка к туру шыне.

Во время выполнения упражнений обострялось внимание учащихся на четком выполнении техники, сохранении позиций, началом и окончанием танцевального движения с музыкальным сопровождением.

При формировании способности к управлению пространственными параметрами движений у мальчиков 8-ми летнего возраста использовали следующие упражнения:

- разнообразные перестройки по сигналу учителя: танцевальным шагом (с носка, переменный, приставной, галоп, польки) из колонны в шеренгу и наоборот, из одного круга в два и наоборот, продвижение по внутреннему и внешнему кругу;

- прыжки по V позиции с поворотом на 90º, 180º, 270º и 360º;

- подготовка к туру шыне;

- элементы народного танца: ползунец, гусиный ход с продвижением по кругу, диагонали или изменением направления движения по указанию учителя.

В процессе формирования чувства ритма у девочек 8-ми летнего возраста использовали следующие упражнения:

- похлопования разной длительности с одновременной маршировкой или перестройкой;

- различные виды бега под музыку разного темпа: шаг галопа правым и левым боком, кратковременные ускорения по сигналу, бег с подскоком;

- прыжки под музыку разного темпа: saute по I, II, III позициях и changement de pieds с вытягиванием носков в фазе полета, прыжки на двух ногах с поворотом на 90º, 180º, чередование быстрых и медленных, низких и высоких прыжков;

- переменный ход вперед и назад, дробный ход, шаг польки с изменением темпа;

- па-де-баск, веревочка, ковырялочка с моталочкою на месте в заданном темпе и с кратковременными ускорениями по указанию учителя.

Эффективность разработанной методики формирования координационных способностей у детей 8-ми летнего возраста в процессе занятий хореографией на занятиях по физической культуре осуществлялся в два этапа. На первом этапе на основе результатов предыдущего среза осуществлялся контроль и оценивания уровня сформированности физических и координационных способностей у детей. Контрольные срезы координационной подготовленности проводились по результатам выполнения нормативных требований к учебной программе из раздела «школы развития физических качеств» и специально разработанного пакета измерений уровня сформированности основных компонентов координационных способностей. Оценка результатов осуществлялась квалифицированными учителями с занесением в протокол регистрации.

Учет темпов естественного ускоренного развития и выявления информативной значимости показателей основных компонентов координационных способностей у детей 6-9 лет, стало основой для планирования направленных педагогических действий средствами хореографии на соответствующие компоненты этих способностей.

На втором этапе проводилось повторное измерение уровня координационной подготовленности и определение изменений показателей в исследуемых учеников.

В результате внедрения в учебно - воспитательный процесс физического воспитания учащихся начальной школы занятий хореографией, произошли позитивные изменения в двигательных показателях девочек (табл.1) и мальчиков (табл.2).

Эффективность внедрения экспериментальной методики у девочек 8-ми летнего возраста проявилась следующим образом.

Таблица 1

Влияние экспериментальной методики на формирование координационных способностей у девочек 8-ми летнего возраста

Тест

Группы

Х±m до эксперимента

Х±m после эксперимента

% прирост показателей

Р

Удержание позы с открытыми глазами,с

Е

11,9 ± 0,3

13 ± 0,4

8,8

<0,05

К

11,8±0,4

10,9±0,4

3,3

>0,05

Челночный бег  3х10м.,с

Е

9,6±0,1

8,9±0,1

6,9

<0,05

К

9,5±0,2

9,1±0,6

5,3

<0,05

Бег на месте на протяжении 60с,с

Е

3,1±0,5

2,6±0,3

7,6

<0,05

К

3,1±0,5

2,7±0,2

2,2

<0,05

Набрасывание колец на штатив с растояния 3,5 м, количество попаданий

Е

0,2 ±0,1

0,8 ±0,3

5,9

>0,05

К

0,2 ±0,2

0,4 ± 0,1

1,4

>0,05

Игровое задание «Передай телеграмму», бал

Е

3,1 ± 0,2

3,5 ± 0,3

12,2

>0,05

К

3,1 ± 0,1

3,3 ±0,1

5,9

<0,05

Три кувырка вперед с выходом в и. п., с

Е

6,3 ± 0,2

5,8 ±0,6

5,5

<0,05

К

6,3 ±0,2

6,2 ±0,1

1,5

<0,05

Так достоверное увеличение как у представительниц ЭГ, так и КГ отмечаем в показателях: способности к управлению силовыми, временными и пространственным параметрам (6,9% и 5,4% соответственно), скоординированности движений (5,5% и 1,5%) и чувства времени (7,6% и 2,2%). Кроме этого, необходимо отметить достоверное преимущество представительниц ЭГ в приросте показателей чувства равновесия с открытыми глазами (8,8%). При этом, разница в приростах соответствующих показателей у девочек КГ не достоверна .

У мальчиков 8-ми летнего возраста (табл. 2) достоверное увеличение у представителей ЭГ и КГ, со значительным перевесом представителей ЭГ, отмечаем в показателях чувства времени (11,2% и 6,4%) и скоординированности движений (6,1% и 2,4%). Необходимо также отметить, что у представителей ЭГ достоверное увеличение наблюдаем в таких показателях, как чувство равновесия с открытыми глазами (9,5%), ощущение пространства (9,5%) и способности к управлению силовыми, пространственными и временными параметрами движений (7,8%).

Таблица 2

Влияние экспериментальной методики на формирование координационных способностей у мальчиков 8 ми летнего возраста

Тест

Группы

Х±m до эксперимента

Х±m после эксперимента

% прирост показателей

Р

Удержание позы с открытыми глазами,с

Е

20 ±0,7

22±0,4

9,5

<0,05

К

20,2 ±0,6

21 ±0,7

4,8

>0,05

Челночный бег  3х10м.,с

Е

9,31±0,1

8,6±0,2

7,8

<0,05

К

9,3±0,2

9,1 ±0,1

2,5

>0,05

Бег на месте на протяжении 60с,с

Е

2,7±0,4

2,1±1,2

11,2

<0,05

К

2,7 ±0,3

2,5±0,4

6,43

<0,05

Набрасывание колец на штатив с растояния 3,5 м, количество попаданий

Е

1,2±0,2

1,9±0,7

9,6

>0,05

К

1,2±0,1

1,4±0,2

4,4

<0,05

Игровое задание «Передай телеграмму», бал

Е

3,1±0,1

4,1±0,9

16

>0,05

К

3,1±0,2

3,2±0,2

1,2

<0,05

Три кувырка вперед с выходом в и. п., с

Е

5,8 ±0,1

5,4±0,1

6,1

<0,05

К

5,8±0,2

5,6±0,2

2,4

<0,05

Выводы. Занятия хореографией соответствует потребностям, способностям и возможностям детей младшего школьного возраста и имеет ценный педагогический потенциал для развития их координационных способностей.

Следовательно, для эффективного формирования координационных способностей и их компонентов в мальчиков и девочек 8-ми летнего возраста важно осуществлять целенаправленное педагогическое влияние средствами хореографи на развитие конкретных психофизиологических показателей организма детей с учетом их возрастных и половых особенностей.

Перспективы дальнейших исследований заключаются в исследовании преемственности содержания занятий по физической культуре с элементами хореографии с целью формирования координационных способностей учеников средних и старших классов.

Библиографический список:

1. Волков, Л.В. Спортивна підготовка молодших школярів. – К.: Освіта України, 2010. – 388 с.
2. Егорова, С.А., Шумакова, Н.Ю. Хореография в помощь школьникам // Физическая культура в школе. - 2005. - № 7. - С. 25-28.
3. Карпеев, А. Г. Направления и принципы изучения двигательной координации основных видов движений // Теория и практика физической культуры. 1995. № 9. С.5–7.
4. Козетов, И. И. Закономерности развития и совершенствования координации движений у детей 7-9 лет // Наука в олимпийском спорте. 2000. №1. С. 53-59;
5. Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие.- М.: ТВТ Дивизион, 2006. - 290с.
6. Ротерс, Т.Т. Теория и методика развития личности школьника на ритмических занятиях в общеобразовательной школе / ЛГПУ Шимени Т. Шевченко / Т.Т. Ротерс. - Луганск : Альма -матер, 2001. - 250с.
7. Сосина, В.Ю. Хореография в гимнастике : учеб. пособие для студентов вузов / В.Ю. Сосина. - К. : Олимпийская литература, 2009. – 135с.
8. Физическая культура. Программа для общеобразовательных учебных заведений 1-4 классы / под ред . Т.Ю. Круцевич. - М. - 2011.
9. Хореография. Программа для общеобразовательной школы (1-4классы) / А. Тараканова // Начальная школа. - 2003. - № 12. - С.42 -45.




Рецензии:

8.01.2014, 15:38 Наговицын Роман Сергеевич
Рецензия: Актуальность разработки методики формирования координационных способностей 8-ми летних детей элементами хореографии на занятиях по физической культуре не вызывает сомнения. Статья соответствует работам такого рода и рекомендуется к печати.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх