Полесский государственный университет
студент
Горбач Виктория Владимировна, Полесский государственный университет, Бокша Надежда Владимировна, старший преподаватель
УДК 656.062(476) (075.8)
Мировой опыт показывает, что одним из факторов экономического роста является развитие логистической системы, охватывающей различные сферы деятельности в стране. По мере развития рыночной экономики процесс совершенствования логистического управления товародвижением объективно приводит к усилению интеграции организаций, участвующих в перемещении товаров. Исходя из этого, возникает необходимость регулирования всей системы движения товаров.
Для Республики Беларусь все более актуальной становится проблема соответствия общим мировым тенденциям и усиления своих позиций на рынке транспортно-логистических услуг как важнейшем секторе логистики.
Беларусь находится на перекрестке основных транспортных маршрутов, связывающих государства Западной Европы с двумя мощными региональными рынками – Россией и странами Юго-Восточной Азии, а страны Черноморского побережья – со странами Балтийского моря. Используя в полной мере выгодное географическое положение, наша страна может увеличить транзит грузов по территории страны, создать новые рабочие места, увеличить поступления валютной выручки.
Транспортно-логистический сектор занимает весьма значительную долю на рынке услуг Беларуси. В настоящее время в республике функционирует более 3000 компаний и индивидуальных предпринимателей, активно занимающихся транспортом и логистикой. В последние годы крупные государственные и частные транспортно-логистические компании, логистические провайдеры, предприятия производственного сектора и сферы услуг стали активно создавать свои складские комплексы, грузовые терминалы, транспортно-логистические центры.
Тем не менее потенциал транспортной логистики в Республике Беларусь используется не достаточно.
Уровень эффективности логистики в республике, несмотря на активное развитие этой сферы и поддержку со стороны государства, остается на 45-м месте в рейтинге Всемирного банка. В прошлом году Беларусь на основании опроса экспедиторов оказалась на 91-й строчке из 155.
Это происходит из-за специфичности развития самих логистических систем, обусловленных целым рядом причин:
Так, по итогам 2012 года общий объем транспортно-логистических услуг центров вырос на 66%. Число складов, открытых площадок, контейнерных терминалов таких объектов возросло на 10 до 138 единиц. Объем транспортно-логистических и экспедиционных услуг возрос более чем в 2,2 раза и составил 2,8 трлн. рублей.
Данные цифры говорят о том, что в республике идет наращивание использования логистических услуг, хотя есть проблема непонимания руководителей многих промышленных предприятий в их необходимости. Многие считают, что это дополнительные услуги, без которых можно обойтись. Между тем мировая практика показывает, что применение услуг логистов позволяет снизить издержки предприятий на 10—20%. [2]
Таким образом, в целях повышения эффективности функционирования национальной логистической системы Беларуси необходимо решить ряд важных задач:
В настоящее время, по информации Министерства торговли, ведется работа по поиску инвесторов для создания транспортно-логистических центров на 8 участках, предусмотренных программой, в Гомельской (3), Гродненской (3) и Могилевской (2) областях.
В скором времени ожидаются инвестиции в строительство и развитие транспортно-логистических центров в целом в Беларуси к 2015 году составят более 900 млн долларов. По предварительным данным, из них 132 млн долларов направят на развитие транспортно-логистической инфраструктуры [4].
Таким образом, комплексное решение отмеченных задач с учетом тенденций развития мирового рынка логистических услуг позволит компаниям Республики Беларусь завоевать устойчивые позиции в международной логистике. Развитая логистическая инфраструктура страны стимулирует приток иностранных инвестиций, значительный рост объемов транзитных перевозок, формирование дополнительных конкурентных преимуществ белорусских участников рынка транспортно-логистических услуг и значительный рост экспортного потенциала страны.
Рецензии:
4.12.2013, 21:37 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: Кратко и по сути. Рекомендуется к печати.
5.12.2013, 14:47 Кузнецова Кристина Валерьевна
Рецензия: Построить графики сопоставления областей, привести примеры применяемых мероприятий за рубежом. Доработать!
6.12.2013, 19:02 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия: Статья интересна, но приведение графических и табличных материалов значительно повысило бы ее уровень В целом рекомендуется к печати.
9.12.2013, 8:33 Левкин Григорий Григорьевич
Рецензия: В названии статьи заявлена актуальная тема, определены проблемы развития логистики в республике Беларусь и основные направления их решения. Рекомендуется к печати.
12.01.2014, 12:53 Орехов Владимир Иванович
Рецензия: Рекомендуется к печати
14.01.2014, 20:37 Орехова Татьяна Романовна
Рецензия: Рекомендуется к печати
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий