Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №4 (декабрь) 2013
Разделы: Экономика
Размещена 04.12.2013. Последняя правка: 04.12.2013.
Просмотров - 6816

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Зусько Мария Витальевна

Полесский государственный университет

студент

Горбач Виктория Владимировна, Полесский государственный университет, Бокша Надежда Владимировна, старший преподаватель


Аннотация:
В данной статье рассмотрены и проанализированы основные проблемы развития транспортно-логистических услуг Республики Беларусь. А также выработаны пути решения этих проблем.


Abstract:
In this article the main problems of development of transport and logistic services of Republic of Belarus are considered and analysed. And also solutions of these problems are developed.


Ключевые слова:
логистика, экономический рост, транспортно-логистический сектор

Keywords:
logistics, economic growth, transport and logistic sector


УДК 656.062(476) (075.8)

Мировой опыт показывает, что одним из факторов экономического роста является развитие логистической системы, охватывающей различные сферы деятельности в стране. По мере развития рыночной экономики процесс совершенствования логистического управления товародвижением объективно приводит к усилению интеграции организаций, участвующих в перемещении товаров. Исходя из этого, возникает необходимость регулирования всей системы движения товаров.

Для Республики Беларусь все более актуальной становится проблема соответствия общим мировым тенденциям и усиления своих позиций на рынке транспортно-логистических услуг как важнейшем секторе логистики.

 Беларусь находится на перекрестке основных транспортных маршрутов, связывающих государства Западной Европы с двумя мощными региональными рынками – Россией и странами Юго-Восточной Азии, а страны Черноморского побережья – со странами Балтийского моря. Используя в полной мере выгодное географическое положение, наша страна может увеличить транзит грузов по территории страны, создать новые рабочие места, увеличить поступления валютной выручки.

 Транспортно-логистический сектор занимает весьма значительную долю на рынке услуг Беларуси.  В настоящее время в республике функционирует более 3000 компаний и индивидуальных предпринимателей, активно занимающихся транспортом и логистикой. В последние годы крупные государственные и частные транспортно-логистические компании, логистические провайдеры, предприятия производственного сектора и сферы услуг стали активно создавать свои складские комплексы, грузовые терминалы, транспортно-логистические центры.

Тем не менее потенциал транспортной логистики в Республике Беларусь используется не достаточно.

Уровень эффективности логистики в республике, несмотря на активное развитие этой сферы и поддержку со стороны государства, остается на 45-м месте в рейтинге Всемирного банка. В прошлом году Беларусь на основании опроса экспедиторов оказалась на 91-й строчке из 155.

Это происходит из-за специфичности развития самих логистических систем, обусловленных целым рядом причин:

  • не достаточно прочные связи между производителями, поставщиками и потребителями, которые должны быть объединены в одну систему;
  • создание логистических систем требует капитальных вложений и подчас достаточно значительных;
  • темпы развития производственной, технической и технологической базы логистики в разных отраслях экономики в последние годы очень высоки и требуют практически постоянного внесения улучшений или внедрения новых продуктов, что требует значительных единовременных затрат;
  • постоянное совершенствование технологий предполагает интенсивную подготовку кадров по специальности «логистика», переподготовку и повышение квалификации в этой области персонала среднего и высшего менеджмента [1].

Так, по итогам 2012 года общий объем транспортно-логистических услуг  центров вырос на 66%. Число складов, открытых площадок, контейнерных терминалов таких объектов возросло на 10 до 138 единиц. Объем транспортно-логистических и экспедиционных услуг возрос более чем в 2,2 раза и составил 2,8 трлн. рублей.

Данные цифры говорят о том, что в республике идет наращивание  использования логистических услуг, хотя есть проблема непонимания руководителей многих промышленных предприятий в их необходимости. Многие считают, что это дополнительные услуги, без которых можно обойтись. Между тем мировая практика показывает, что применение услуг логистов позволяет снизить издержки предприятий на 10—20%. [2] 
         Таким образом, в целях повышения эффективности функционирования национальной логистической системы Беларуси необходимо решить ряд важных задач:

  1. Создать единую транспортно-логистическую систему, включающую структуры как государственной, так и частной форм собственности.
  2. Обеспечить государственную поддержку притока иностранных инвестиций в этот сектор услуг, в частности через строительство логистических центров. Появление транснациональных корпораций с их передовыми стратегиями и технологиями поможет создать стабильный и успешный рынок логистических услуг.
  3. Значительно расширить комплекс транспортно-логистических услуг (включая планирование, контроль, менеджмент и доставку) при активном использовании аутсорсинга логистических услуг на международном рынке.
  4. Открыть за рубежом многофункциональные логистические центры, представляющие комплексы объектов, обеспечивающих управление товарными, сервисными и информационными потоками, предназначенные для управления продвижением товаров, в том числе белорусского производства, их реализации в стране назначения.
  5. Сформировать систему подготовки высококвалифицированных специалистов в сфере 3PL и 4PLтехнологий и транспортных услуг в рамках: постоянно действующего краткосрочного семинара, курсов по подготовке и переподготовке кадров по логистике, подготовки менеджеров по специальности «Логистика» в ведущих вузах Беларуси. [3]

В настоящее время, по информации Министерства торговли, ведется работа по поиску инвесторов для создания транспортно-логистических центров на 8 участках, предусмотренных программой, в Гомельской (3), Гродненской (3) и Могилевской (2) областях.

В скором времени ожидаются инвестиции в строительство и развитие транспортно-логистических центров в целом в Беларуси к 2015 году составят более 900 млн долларов. По предварительным данным, из них 132 млн долларов направят на развитие транспортно-логистической инфраструктуры [4].

Таким образом, комплексное решение отмеченных задач с учетом тенденций развития мирового рынка логистических услуг позволит компаниям Республики Беларусь завоевать устойчивые позиции в международной логистике. Развитая логистическая инфраструктура страны стимулирует приток иностранных инвестиций, значительный рост объемов транзитных перевозок, формирование дополнительных конкурентных преимуществ белорусских участников рынка транспортно-логистических услуг и значительный рост экспортного потенциала страны.

Библиографический список:

1. Программа развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года,/ Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — 2013. — Режим доступа: http://pravo.by/ — Дата доступа: 05.11.2013.
2. Минтранс: у Беларуси есть все предпосылки войти в число 50 ведущих стран по эффективности/naviny.by экономика/[Электронный ресурс]. — 2013. — Режим доступа: http:// http://naviny.by/ — Дата доступа: 05.11.2013.
3. Людмила Климович, Екатерина Шека. Международный рынок транспортно-логистических услуг и перспективы белорусской логистики /Людмила Климович, Екатерина Шека// журнал международного права и международных отношений. – 2012. — № 1
4. В Беларуси растут объемы оказания транспортно-логистических услуг/ [Электронный ресурс]. — 2013. — Режим доступа: http://agronews.by / — Дата доступа: 05.11.2013.




Рецензии:

4.12.2013, 21:37 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: Кратко и по сути. Рекомендуется к печати.

5.12.2013, 14:47 Кузнецова Кристина Валерьевна
Рецензия: Построить графики сопоставления областей, привести примеры применяемых мероприятий за рубежом. Доработать!

6.12.2013, 19:02 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия: Статья интересна, но приведение графических и табличных материалов значительно повысило бы ее уровень В целом рекомендуется к печати.

9.12.2013, 8:33 Левкин Григорий Григорьевич
Рецензия: В названии статьи заявлена актуальная тема, определены проблемы развития логистики в республике Беларусь и основные направления их решения. Рекомендуется к печати.

12.01.2014, 12:53 Орехов Владимир Иванович
Рецензия: Рекомендуется к печати

14.01.2014, 20:37 Орехова Татьяна Романовна
Рецензия: Рекомендуется к печати



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх