-
Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В. М. Кокова
студент
Модебадзе Нодари Парменович, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики КБГАУ им. В. М. Кокова
УДК 338.43
Одним из важных стратегических направлений российской аграрной политики является импортозамещение. Обусловлено это критически важной ролью агропродовольственного сектора в экономике, необходимостью обеспечения продовольственной безопасности страны, а также потребностью населения в продуктах питания. Следует отметить, что на продовольствие приходится примерно треть всех товаров и услуг, составляющих потребление населения России и называемых в системе национальных счетов потреблением домашних хозяйств. Это более 15% стоимости ВВП. При этом удельный вес продукции сельского хозяйства в структуре российского ВВП составляет 4%. Тем не менее, доля импорта продовольственных товаров в товарных ресурсах розничной торговли продовольственными товарами в России, которая в 2014 году, по данным Росстата, составила 34 %, остается неоправданно высоким показателем для страны, обладающей огромным природным потенциалом, значительным человеческим и производственным капиталом, и если в недалеком прошлом с таким положением, безусловно, ухудшающим состояние продовольственной безопасности, еще можно было мириться, то в современных геополитических реалиях актуальность импортозамещения существенно возросла. Объясняется это тенденциями в мировой политике и экономике, главными из которых являются экономические санкции против России. Наша страна была вынуждена принять ответные меры, включающие в себя эмбарго на поставки продовольствия из ряда стран, которые ранее являлись крупнейшими импортерами. В связи с этим активизировалась политика государства по комплексной поддержке внутреннего производителя и осуществлению эффективной политики импортозамещения, которая бы отвечала имеющимся договорам с иностранными партнерами, а также требованиям ВТО [1].
Говоря об импортозамещении сельскохозяйственной продукции, в первую очередь необходимо уделить внимание вопросу ее конкурентоспособности. Без этого невозможно формирование самодостаточного агропродовольственного рынка. Кроме того, конкурентоспособность фактически означает возможность субъекта рыночных отношений опережать конкурентов в достижении поставленных целей, закреплять свои позиции на рынке. Следует отметить, что между уровнем конкурентоспособности продукции и эффективностью производства существует прямая зависимость: высококачественный товар в более полной мере удовлетворяет потребности покупателей и гарантирует финансовую стабильность предприятия. При этом одним из первоочередных мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности продукции и развитие сельскохозяйственных товаропроизводителей, является повышение качества отечественных товаров. Однако в последние годы качество становится все более нравственной категорией, которая характеризует ответственность производителя перед потребителем. Наглядным примером является доля отечественных и импортных продовольственных товаров ненадлежащего качества или вовсе опасных. Из Таблицы 1 очевидно, что по ряду позиций ситуация с годами существенно ухудшилась. Данная проблема связана с низким качеством сырья, неудовлетворительным технологическим, техническим и санитарным уровнем производства, а также ослаблением контроля за качеством продукции.
Таблица 1
Количество отечественных и импортных продовольственных товаров ненадлежащего качества, поступивших на потребительский рынок (в процентах от количества отобранных образцов (проб) товаров по каждой товарной группе) [2]
|
Установлены ненадлежащее качество и (или) опасность товаров |
|||||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|||||
отече- |
импорт- |
отече- |
импорт- |
отече- |
импорт- |
отече- |
импорт- |
|
Продукты питания |
|
|
|
|
|
|
|
|
Мясо и птица |
8,1 |
5,8 |
2,8 |
2,3 |
5,0 |
3,6 |
13,1 |
5,7 |
из них мясо |
7,3 |
6,9 |
7,2 |
1,6 |
3,1 |
2,8 |
3,7 |
9,5 |
Консервы |
2,7 |
4,5 |
2,1 |
0,1 |
0,0 |
0,0 |
0,4 |
0,0 |
Консервы |
8,8 |
2,4 |
6,8 |
9,5 |
0,8 |
1,1 |
0,6 |
0,0 |
Консервы |
20,4 |
3,1 |
5,3 |
16,3 |
1,1 |
22,8 |
2,2 |
0,1 |
Изделия |
1,4 |
0,2 |
1,0 |
1,2 |
0,6 |
0,2 |
0,4 |
0,0 |
Крупа |
5,6 |
2,2 |
2,4 |
11,6 |
1,7 |
16,3 |
1,4 |
0,2 |
Мука |
4,7 |
- |
1,2 |
63,5 |
0,6 |
0,4 |
2,2 |
0,0 |
Изделия |
9,0 |
5,6 |
7,4 |
9,2 |
5,9 |
1,9 |
3,9 |
26,6 |
Хлеб и хлебобулочные изделия |
5,2 |
- |
2,1 |
52,6 |
0,7 |
21,4 |
- |
- |
Масло |
6,0 |
0,2 |
3,6 |
0,4 |
1,9 |
0,3 |
1,7 |
0,2 |
Масла |
0,9 |
0,3 |
2,3 |
11,1 |
1,0 |
0,4 |
0,2 |
0,3 |
Продукция |
8,8 |
0,4 |
1,9 |
0,1 |
1,2 |
0,2 |
1,1 |
0,2 |
Сыры |
3,2 |
1,8 |
3,3 |
3,3 |
1,3 |
2,4 |
1,3 |
4,3 |
В сложившейся ситуации необходимым условием повышения качества продукции является усиление государственного контроля на всех этапах продвижения товара к потребителю – от производства продукции, ее переработки, транспортировки, хранения до реализации населению. Для этого нужно разработать систему менеджмента качества, опираясь на опыт мировых аграрных держав. Внедрение эффективных систем безопасности пищевых продуктов во всеобщую управленческую деятельность организации обеспечит максимальную выгоду не только самим производителям, но и всем заинтересованным сторонам. Эти проблемы следует решать как на уровне конкретного товаропроизводителя, так и на государственном уровне. В связи с этим необходимо повысить роль государственных служб по качеству продукции субъектов Федерации.
Однако системное внедрение менеджмента качества – не единственный инструмент, который может поспособствовать приведению продукции к стандартам мирового уровня. Не менее важным является увеличение уровня профессиональной подготовки кадров АПК нашей страны. Для этого необходима организация переподготовки кадров, которая позволит углубить общеобразовательные технические и профессиональные знания, а также усовершенствовать мастерство. А в современных условиях, когда научно-технический прогресс влияет на всю систему производственных сил, это особенно актуально.
Жесткие законодательные меры и модернизация подсистемы государственных стандартов – еще один немаловажный шаг на пути к созданию конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции. Необходимыми инструментами, гарантирующими соответствие качества товаров требованиям нормативно-технической документации, являются стандартизация и сертификация. Благодаря усовершенствованию ряда законодательных актов, регулирующих эти процессы, можно обеспечить безопасность и качество продукции, работ и услуг согласно уровню развития науки и техники. Помимо этого, как показывает опыт большинства европейских стран, безопасность продуктов можно обеспечить с помощью больших штрафных санкций. Так, в Германии размер среднего штрафа за реализацию просроченной продукции достигает 20 тысяч евро. В отдельных случаях производители рискуют потерять свой бизнес, поэтому выпускать некачественную продукцию просто невыгодно. К сожалению, в России санкции для недобросовестных производителей минимальны.
Еще одним немаловажным аспектом, существенно влияющим на качество конечной продукции, является уровень цен на сельскохозяйственное сырье. Зачастую цена, позволяющая обеспечить необходимые условия производства, оказывается значительно выше прибыли, которую получает предприятие, реализуя товар. Разумеется, в сложившейся ситуации производитель не будет заинтересован в повышении качества продукции. Поэтому необходимо стимулировать закупку высококачественного сырья посредством ввода дифференцированных закупочных цен. Однако это не единственный инструмент ценовой политики. Учитывая вклад сельскохозяйственной отрасли в формировании ВВП, государство должно увеличить бюджетное финансирование отрасли, расширить кредитование и ввести льготное налогообложение. Эти меры помогут сбалансировать цены в АПК, тем самым побуждая производителя приобретать сырье высокого качества.
Конкурентоспособность продукции также связана с изменением и совершенствованием технического базиса производства. Обновление оборудования поможет увеличить объемы выпускаемой сельскохозяйственной продукции, повысить экономичность использования сырья, и, что самое главное, сократить производственные издержки, что, в свою очередь, поспособствует снижению себестоимости товара.
Указанные методы позволят значительно уменьшить импортозависимость АПК РФ, увеличить конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции и отечественной экономики в целом. Однако важно понимать, что обеспечение перспективного развития агропродовольственного рынка и недопущение отрицательных последствий от введения экономических санкций возможны лишь при повышении государственной поддержки отраслей отечественного АПК, потому органам власти необходимо поддерживать агропромышленных товаропроизводителей, модернизировать их производственную базу и контролировать качество агропромышленной продукции.
Рецензии:
11.10.2015, 9:21 Орлова Дазмира Васильевна
Рецензия: считаю возможным опубликовать эту актуальную статью на страницах журнала
11.10.2015, 10:03 Яковенко Наталия Владимировна
Рецензия: Проблема конкурентоспособности, заявленная в работе, не отражена. Необходимо усилить статью с этих позиций. Также следует более конкретизировать основной метод в представленной работе – «аналитический обзор путей повышения конкурентоспособности продукции АПК», тем более с учетом геополитических реалий. Несколько все размыто, абстрактно. После доработки, статья может быть рекомендована к печати. И в качестве рекомендации - может быть, рассмотреть ситуацию с импортозамещением в европейских государствах? И меры, которые там присутствует. Но, это сугубо рекомендация, может выступить дальнейшим направлением в работе. Д.г.н., проф. Яковенко Н.В.