старший преподаватель
Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации
Департамент языковой подготовки
УДК 80
373.1
37.011.3
В середине прошлого века возникла проблема аккультурации национальных меньшинств, их продуктивной интеграции в доминирующую языковую и культурную среду. В настоящее время аналогичные проблемы стали высокоактуальными и для российского общества.
Цель представленного сообщения заключается в изучении социализации как неотъемлемой части иноязычной языковой среды и ключевого момента мультикультурного общества.
Вышеуказанная цель поставила ряд задач:
Термин "глобализация" стал неотъемлемой частью современного общества. На сегодняшний день достаточно сложно представить себе общество, в котором есть рамки. В этой связи социализация играет важную роль в каждом государстве, поскольку именно она определяет образцы поведения и следование им, социальные ценности и убеждения общества.
Для начала следует изучить значение термина «социализация». В словаре по конфликтологии определение слова социализация описывает процесс усвоения индивидом (группой) образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе. [1]
Стоит отметить, что социализация трактуется как следование поведению, которое соответствует социальным нормам, ценностям, но они не приняты индивидом как убеждения. [4]
Ярким примером вышеупомянутого понятия «социализация» является повесть В.Г. Коваленко «Без языка», где автор достаточно ясно описывает процесс социализации, со всеми ее преимуществами и недостатками, а точнее персонаж-иммигрант привыкает к американскому образу жизни, но не принимает его душой. [3]
Основываясь на вышеуказанный источник, необходимо подчеркнуть некоторые сложности в процессе социализации в иноязычной языковой среде. Для начала нужно определить причины таковых проблем. Совершенно очевидно, что одним из качеств индивидов, вызывающих сложные ситуации в процессе социализации в иноязычной культуре является отсутствие гибкости, нежелание изучать иноязычную культуру, неуважительное отношение к нормам и ценностям общества, проявление отрицательного отношения к традиционным уставам общества.
Вышеперечисленные моменты непременно являются одними из социальных барьеров, которые необходимо преодолевать не только по причине саморазвития, но и для успешной жизнедеятельности. Современное общество, где мы наблюдаем сосуществование разных языков, культур, стилей жизни, должно быть направленно на толерантность, терпимость. Ключевую роль в данном вопросе играют две основы: домашнее воспитание и образование. Говоря о воспитании в семье, нельзя отрицать тот факт, что любовь или неприязнь ко всему материальному или нематериальному зарождается с раннего детства. Именно поэтому первыми и главными педагогами и наставниками являются родители. От их правильного донесения прикрас природы, разных стран и людей зависит то, как ребенок поведет себя в мультикультурном обществе. Вторым же этапом является дошкольное и школьное образование, в котором безусловно учителя должны проявлять педагогическое мастерство в представлении корректной картины мира, в объяснении ученикам насколько уважение, терпимость и тяга к познанию иноязычных культур важна и полезна. Учет в образовательном процессе индивидуальных особенностей учащихся, связанных с их культурной, социальной, этнической принадлежностью, организацию специализированного сопровождения, формирование толерантного сознания являются необходимыми с психолого-педагогической точки зрения.
Другой проблемой социализации в иноязычной среде являются языковые барьеры. Существуют четыре основных вида языковых барьеров: логический, стилистический, семантический и фонетический. При этом стоит пояснить, что логический барьер возникает в тех случаях, когда партнерам не удается прийти к общему знаменателя.
Стилистические же барьеры происходят из-за несоответствия языковых стилей коммуникантов, которые при взаимодействии используют особые термины, незнакомые собеседнику.
Что касается семантических барьеров, следует обратить внимание на то, что они возникают из-за некорректного значения используемым в коммуникации символам либо терминам, которые во многих языках имеют множество понятий, соответственно и используются в абсолютно разных значениях при общении.
Переходя к фонетическим барьерам, необходимо учесть его причину возникновения, которая заключается в результате перцепции, то есть некорректное произношение звуков, либо неправильного деления основных языковых элементов, таких как слова, предложение, абзац и так далее. Этот процесс в языкознании называется сигнификацией.
Следующие пункты представлены в целях минимизации проблемы языкового барьера в процессах глобализации:
Человек накапливает социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, социальных группах и организациях, становится личностью лишь в том случае, когда на протяжении всей жизни происходит процесс воздействия на индивидуум со стороны общества. Очень важным периодом формирования социализации приходится на детство и юность, поскольку влияние семьи, систем образования и воспитания, средств массовой информации в данный период особенно активно.
Следующим этапом, положительно сказывающимся на процесс социализации в иноязычной среде, является поликультурное образование. Оно характеризуется усилением этнизации содержания образования, возрастания роли родного языка, роста влияния религии на формирование самосознания личности и др.
Отметим, что среди существующих подходов к пониманию поликультурного образования в данное время наибольшей популярностью пользуется социально-психологический подход, отличительной чертой которого является рассмотрение поликультурного образования как особого способа формирования определенных социально-установочных и ценностно-ориентационных предрасположенностей, коммуникативных и эмпирических способностей, что позволяет развивающейся личности осуществлять интенсивное межкультурное взаимодействие, проявлять понимание других культур и вступать в конструктивное взаимодействие с их носителями.
Система социальных ролей является ключевым моментом в приобретении социального опыта индивидуумом. Данный процесс происходит как в кругу семьи, так и в образовательных учреждениях. В ходе процесса социализации формируются такие качества как самосознание, усвоение социальных установок.
Бесспорно интернет обладает огромными возможностями, возрастающей популярностью и играет роль инструмента общения, передачи и хранения информации, образовательным учреждениям в мировых обществах. Также следует использовать его ресурсы в целях оказания помощи мигрантской молодёжи в её адаптации в образовательном, а также и социокультурном пространстве.
В заключении хочется отметить, что процесс социализации является неотъемлемой частью любого общества, так как лишь через понимание культурных ценностей, традиционных основ, языковых особенностей иноязычной культуры лучше и легче воспринимается своя культура. Лишь в сравнительном анализе мы способны подчеркнуть общность, различия и уникальность собственной и иноязычной культур. Необходимо подчеркнуть важность профессионального подхода педагогов к обучению дошкольников, школьников, а так же студентов для проявления интереса к изучению иноязычной культуры, к тяге узнавать и расширять кругозор знаний в области культурологи, этнографии, лингвистики и конечно же истории. Лишь через правильный педагогический подход можно достичь правильной цели, заключающейся в изучении языка через историю и культуру.
Рецензии:
13.06.2017, 10:54 Закирова Оксана Вячеславовна
Рецензия: Статья соответствует всем требованиям, предъявляемым к подобного рода материалам. Рекомендуется к публикации.
14.06.2017, 11:18 Закирова Оксана Вячеславовна
Рецензия: При внимательном прочтении я обнаружила присутствие в тексте ряд ошибок (грамматических, речевых и др.) Рекомендуется вычитать работу и исправить обнаруженные ошибки.
21.05.2017, 18:34 Манин Константин Владимирович Отзыв: Замечательная и актуальная статья, так как в настоящее время усиливается мультикультурализм. Понимание особенностей данного феномена позволяет правильно отслеживать данное "смешивание" культур и языков. |
13.06.2017, 9:42 Закирова Оксана Вячеславовна Отзыв: Статья соответствует всем требованиям, предъявляемым к подобного рода материалам. Рекомендуется к публикации. |