нет
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
студент
Сироткин Виктор Анатольевич, доктор экономических наук, Российский государственный профессионально-педагогический университет (РГППУ)
УДК 336.145.2
Тема взаимодействия государственных заказчиков с подрядными организациями всегда была и является сейчас одной самой обсуждаемой темой в экономическом плане. Несмотря на проводимые в системе госзакупок реформы, базовые принципы проведения процедур закупок, но с элементами определенной «реконструкции» некоторых положений закона, были взяты из предыдущих нормативно-правовых актов, регулирующих госзакупки в России. При этом в новом законе значительным изменениям подверглись общие положения. Были введены такие инновации как планирование, аудит и контроль закупки после заключения контракта, их общественное обсуждение и т.д. Несомненно, определенное воздействие подобные нововведения на процедуру закупки окажут, например, в рамках внедрения системы обеспечения контракта в форме дополнительной финансовой гарантии. В то же время для многих госзакупок очень важна компетенция лиц, которые занимаются подготовкой документации к различным видам торгов. Данные обстоятельства определяют актуальность данной статьи.
Развитие рынка закупок в национальной экономике связано, во-первых, с необходимостью удовлетворения общественных потребностей в товарах и услугах, во-вторых, с рациональным использованием материальных и трудовых ресурсов, вовлекаемых в хозяйственный и торговый оборот. Сегодня Правительством Российской Федерации ставится задача использования преимуществ и расширения системы планирования при осуществлении государственных и муниципальных закупок, улучшения сбалансированности поставок для нужд национальной экономики с применением торгов при заключении контрактов [1]. Государственные закупки направлены на решение не только экономических, но и политических, социальных, экологических и общественных задач [2]. Рассмотрим динамику заключенных государственных и муниципальных контрактов в 2013-2017 гг. (таблица Таблица 1).
Таблица 1. Динамика заключенных государственных и муниципальных контрактов
№ |
Пока-затель |
2013г. |
2014г. |
2014 г. к 2013 г. |
2015г. |
2015 г. к 2014 г. |
2016 г. |
2016 г. к 2015 г. |
2017 г. |
2017 г. к 2016 г. |
1 |
Коли-чество заклю-ченных госу-дарст-венных и муници-пальных контрак-тов |
2896979 |
3760510 |
129,8 |
2768390 |
73,6 |
3300779 |
119,2 |
3444708 |
104,4 |
2 |
Коли-чество лотов по госу-дарст-венным и муници-пальным контрак-там |
1572377 |
1868434 |
118,8 |
2013579 |
107,7 |
2228141 |
110,7 |
3085448 |
138,5 |
3 |
Сум-марная стои-мость закупок, млн.руб. |
6103893 |
5903848 |
96,7 |
5512871 |
93,4 |
5442891 |
98,7 |
5426637 |
99,7 |
Количество заключенных государственных и муниципальных контрактов в 2014 году увеличилось на 30 % по сравнению с 2013 годом и составило 3 760 510, а в 2015 году, наоборот, уменьшилось на 26 % по сравнению с 2014 годом и составило 2 768 390 контрактов. Рост заключенных контрактов в 2014 году произошел из-за того, что заказчики захотели «закупиться» заранее, до вступления в силу с 1 января 2015 года закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Ввиду этого количество лотов также выросло: на 18,8% в 2014 г. к уровню 2013 г. и на 7,7% в 2015 г. к уровню 2014 г.
Спад в 2015 году объясняется тем, что уже первый этап применения нового закона о контрактной системе выявил ряд проблем в размещении госзакупок, в числе самых острых - кадровые и технологические. Однако в 2016-2017 гг. ситуация несколько улучшилась, хотя за 5 лет в целом число контрактов выросло незначительно - на 18,91%, притом, что число заказчиков за это время выросло только на 9%. Количество лотов в 2017 г. к уровню 2016 г. выросло на 38,5%, а заключенных контрактов всего на 4,4%. Но все же возникли некоторые проблемы вновь введённой системы, среди них: большая часть планов-графиков размещена на информационных порталах в нарушение законодательства в нечитаемом виде [5]. Сложностью в реализации закона 44-ФЗ является подготовка заказчиками годовых планов-графиков, которые являются весьма забюрокраченной процедурой.
Несмотря на рост количества лотов и заключенных контрактов, с 2013 г. наблюдается ежегодное снижение суммарной стоимости закупок. Так в 2013 г. суммарная стоимость закупок составляла 6103893 млн.руб., а в 2017 г. уже 5426637 млн.руб.
Еще один недочет - в ходе общественного обсуждения миллиардных контрактов учувствуют лишь единицы экспертов, способные осуществлять глубокую экспертизу. Практика показывает, что новая система требует большего количества экспертов для ее нормальной реализации [5]. По данным Доклада Министерства экономического развития [3] всего в 2017 году на официальном сайте zakupki.gov.ru доступна информация о проведении процедуры обязательного общественного обсуждения 337 крупных закупок, начальная (максимальная) цена контрактов в которых составляет 1,05 трлн. рублей или 16,2% от общего объема размещенных извещений.
Увеличение количества лотов за 2013-2017 гг. связано, прежде всего, с тем, что заказчики столкнулись с проблемой возможности включения в один лот разной продукции, которая, тем не менее, функционально друг с другом связана [6]. По этой причине у заказчиков возник стимул деления закупки на меньшие лоты, с целью снижения вероятности ограничения конкуренции, что не всегда оправдано. Данные о количестве лотов по стоимости контрактов представлены в таблице Таблица 2.
Таблица 2. Число заявок с различной стоимостью контрактов
Стоимость лота |
2015 |
2016 |
2017 |
Прирост, % |
До 50 000 руб. |
240 000 |
310 000 |
570 000 |
137,5 |
До 100 000 руб. |
200 000 |
250 000 |
350 000 |
75 |
100 001 - 1 000 000 руб. |
1 200 000 |
1 400 000 |
1 300 000 |
8,3 |
1 млн. - 10 млн.руб. |
390 000 |
430 000 |
260 000 |
-33,3 |
10 млн.руб. - 100 млн.руб. |
51 000 |
55 000 |
30 000 |
-41,2 |
Свыше 100 млн.руб. |
5 800 |
6 600 |
3 800 |
-34,5 |
Данные таблицы Таблица 2 подтверждают ранее сделанный вывод о том, что происходит смещение в пользу мелких закупок - самый значительный прирост числа закупок в диапазоне от 0 до 50 тысяч рублей - на 137%, в то время как по крупным закупкам наблюдается тенденция к сокращению их числа. Дробление закупок, с одной стороны, свидетельствует о стремлении заказчиков осуществить в рамках действующего законодательства закупку у единственного поставщика, а с другой - позволяет расширить конкуренцию в этой сфере, т.к. практика государственных закупок демонстрирует рост числа участников конкурсов и аукционов со снижением стоимости закупки.
В среднем цена одного контракта, заключенного на федеральном уровне, составила порядка 2,7 млн. рублей, на региональном уровне - более 1,4 млн. рублей, а на муниципальном - около 0,94 млн. рублей (рис. Рисунок 1).
Рисунок 1. Информация о заключенных контрактах в 2016-2017 гг.
Отметим также, что количество зарегистрированных заказчиков на сайте также с каждым годом увеличивается, что наглядно представлено в таблице 3.
Таблица 3. Динамика количества зарегистрированных государственных и муниципальных заказчиков в 2013-2015 гг.
Количество зарегистрированных заказчиков |
2013 г. |
2014г. |
2015г. |
2016 г. |
2017 г. |
Прирост в % |
по 44-ФЗ (94-ФЗ) |
234 900 |
246428 |
256188 |
263489 |
282891 |
20,43 |
по 223-ФЗ |
16 859 |
45664 |
74126 |
79248 |
86419 |
412,60 |
Так, если в период с 2013 по 2017 гг. количество зарегистрированных заказчиков, работающих в рамках контрактной системы, увеличилось лишь на 20,43%, то количество заказчиков, работающих в соответствии с федеральным законом № 223-ФЗ от 18 июля 2011 г., увеличилось на 412,60%. На основании вышесказанного можно предположить, что заказчики воспользовавшись тем, что положениями 44-ФЗ установлены случаи закупок бюджетных учреждений с соблюдением требований Закона № 223-ФЗ, попросту «перебежали» с работы по одному закону на другой, что весьма объяснимо, ведь закон №223-ФЗ «более мягкий» по своим требованиям в работе, чем 44-ФЗ (94-ФЗ).
Рисунок 2. Топ-5 заказчиков по общему объему извещений
На рис. Рисунок 2 представлены объемы закупок пяти крупнейших заказчиков, осуществляющих закупки в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ. Более 13% от общего объема извещений 2017 года размещено указанными заказчиками.
По результатам закупочной деятельности в 2017 г. более 564,8 тыс. закупок на сумму более 1,2 трлн. руб. были признаны несостоявшимися (рис. Рисунок 3), что на 9,2% и 7,5% соответственно меньше данных показателей по итогам 2016 г. Доля несостоявшихся процедур в общем количестве и объеме размещенных в 2017 г. извещений составляет 17% и 19% в количественном и суммарном выражении соответственно.
49% в общем объеме несостоявшихся процедур (более 593,8 млрд. рублей) составляют процедуры определения поставщика, признанные несостоявшимися ввиду подачи или допуска одной заявки и по результатам проведения которых были заключены контракты. В результате общий объем экономии от таких процедур составил 20,8 млрд. рублей (3,5%).
Рисунок 3. Доли количества и общего объема несостоявшихся процедур в 2017 г.
Значимую долю в общем объеме несостоявшихся процедур по определению поставщика составили электронные аукционы, среди которых 52,2% признаны несостоявшимися. При этом их удельный вес в общем объеме размещенных в 2017 г. извещений об осуществлении таких процедур составляет около 14,9%.
Рисунок 4. Доли причин признания процедуры несостоявшейся по общему объему извещений в разрезе способов закупки за 2016–2017 годы
Основная причина признания несостоявшимися электронных аукционов это несоответствие вторых частей заявок участников требованиям аукционной документации (рис. Рисунок 4), общий объем извещений таких процедур составил около 320,4 млрд. рублей (46,4%). Также следует отметить, что количество таких процедур в 2,2 раза превышает аналогичный показатель 2016 года.
В 2017 году было расторгнуто 545 860 контрактов общим объемом более 1,2 трлн. рублей, что на 22,6% и 25,3% соответственно превышает аналогичные показатели 2016 года (рис. Рисунок 5).
Рисунок 5. Количество и общий объем контрактов, расторгнутых в 2017 году
Как в 2016, так и в 2017 году расторжение контрактов в основном осуществляется по соглашению сторон.
В соответствии с п.1 ст.30 Федерального Закона № 44-ФЗ заказчики, за исключением случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства и закупок работ в области использования атомной энергии, обязаны осуществлять с учетом положений части 5 ст. 30 закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком. В таблице Таблица 4 представлено количество лотов, опубликованных и размещенных у СМП в 2015-2017 гг.
Данные таблицы Таблица 4 свидетельствуют о расширении участия малого бизнеса в государственных закупках. Число заявок за 3 года выросло более чем в 2 раза. Однако при этой доля заявок субъектов МП, выигравших торги, постоянно сокращается. Кроме того, вклад малого бизнеса пока остается крайне скромным, поскольку суммарная стоимость контрактов, заключенных с субъектами МП, не превышает 4%.
Показатель |
2015 |
2016 |
2017 |
Количество заявок для субъектов МП |
495,8 |
626,7 |
1 061,9 |
- в % от общего кол-ва поданных заявок |
12,60% |
16,59% |
27,75% |
Количество заключенных контрактов и договоров с субъектами МП |
156,9 |
185,2 |
310,6 |
в % от общего кол-ва заключенных контрактов |
1,32% |
1,28% |
4,64% |
Количество заявок субъектов МП, выигравших торги, тыс. |
157,7 |
186,4 |
303,2 |
в % от общего кол-ва участников, выигравших торги |
14,55% |
14,30% |
23,46% |
в% от количества заявок, поданных субъектами МП |
31,81% |
29,74% |
28,55% |
Стоимость заключенных контрактов и договоров с субъектами МП |
117 737,8 |
126 757,1 |
226 499,6 |
в % от числа заключенных договоров |
1,64% |
1,84% |
3,58% |
Несмотря на общее количество объявленных процедур, фактически заказов, размещенных среди субъектов всегда меньше, так как часть из них в итоге признаются несостоявшимися. Одной из причин того, что на участие в торгах не подается ни одной заявки, является низкая доступность информации, невысокий уровень осведомленности и доверия предпринимателей к государственным закупкам [4]. Участие в торгах требует достаточно высокой квалификации, а также определенных финансовых, временных затрат и трудовых ресурсов, что не всегда под силу субъектам малого предпринимательства.
В настоящее время широкое распространение получили госзакупки посредством проведения электронного аукциона. Государственные закупки осуществляются с помощью следующих операторов электронных площадок - ЗАО «Сбербанк - Автоматизированная Система Торгов», ООО «РТС-тендер», АО «ЕЭТП» - Единая электронная торговая площадка», ЭТП ММВБ «Госзакупки», а также ГУЛ «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан».
В течение 2017 года через данные электронные площадки заключено 1 893 405 контрактов, что на 255 691 контракт больше, чем в 2016 году (табл. Таблица 5).
Таблица 5. Количество контрактов, заключенных по итогам проведения аукционов в электронной форме за 2014-2017 годы
Электронная площадка |
Год |
Всего |
|||
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
||
ЗАО «Сбербанк-АСТ» |
395 868 |
442 975 |
471 838 |
758 554 |
2 069 235 |
ГУП «Агентство по госзаказу Республики Татарстан» |
26 087 |
35 327 |
36 467 |
59 528 |
157 409 |
ООО «Единая электронная торговая площадка» |
126 370 |
165 098 |
185 632 |
282 734 |
759 834 |
ООО «РТС-тендер» |
62 323 |
111 473 |
157151 |
434 642 |
765 589 |
ЗАО «ММВБ-ИТ» |
21 490 |
30 047 |
32 066 |
94 177 |
177 780 |
ИТОГО |
632 138 |
784 920 |
883 154 |
1 629 635 |
3 929 847 |
Так, по данным проведенного анализа, наблюдается преобладание на рынке электронных аукционов ЗАО «Сбербанк-АСТ», которое в 2016 году имело 50 % доли заключенных контрактов, а в 2017 году - 47 %, это вызвано тем, что увеличилась доля РТС-тендер с 25 % до 29 % в 2016 и 2017 годах соответственно. Примерно по 19 процентов от общего числа контрактов было заключено на электронных площадках ООО «РТС-тендер» и ОАО «Единая электронная торговая площадка», по 4,5 процента на площадках ГУП «Агентство по госзаказу Республики Татарстан» и ЗАО «ММВБ-ИТ».
По данным Единой информационной системы в сфере закупок можно говорить о наличии добросовестной конкуренции в государственных заказах, о чем свидетельствуют показатели рис. Рисунок 6.
Рисунок 6. Распределение цен заключенных контрактов по способам определения поставщика, % [3]
С учетом географических особенностей России и возможностей, предоставляемых техническим прогрессом, применение публичных закупок в виде электронного аукциона может рассматриваться как положительное явление. Этот способ заключения договора имеет несомненные достоинства: уменьшение издержек, связанных с заключением договора, в частности, транспортных расходов, расходов на проживание представителя стороны в месте проведения торгов; упрощение процедуры заключения договора; устранение лишних посредников, функции которых сводятся лишь к участию в процессе заключения договора и не связаны с его исполнением. Это соответственно позволяет обеспечить прозрачность государственных расходов и оказать поддержку предприятиям малого и среднего бизнеса.
Таким образом, можно сказать, что в целом контрактная система в нашей стране заработала. Тем не менее, многих проблем новый закон о контрактной системе так и не решил. К числу основных из них можно отнести:
- отсутствие комплексной нормативно-правовой основы, позволяющей системно применять закон №44-ФЗ, что ведет к тому, что организации, работающие по 44- ФЗ «перебегают» в 223 ФЗ;
- единичное участие экспертов в обсуждении крупных госзакупок;
- «дробление» закупок на более мелкие;
- проблемы, связанные с подготовкой кадров для работы по 44-ФЗ;
- малоактивное участие малого и среднего бизнеса (МСБ) в процедурах государственных и муниципальных закупок.
Рецензии:
4.07.2018, 11:46 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: В статье Сироткина В. А. и Собецкого М. А. на основе статистических данных рассмотрена динамика государственных и муниципальных закупок для нужд национальной экономики с применением торгов при заключении контрактов. Авторы показали, что в целом контрактная система в нашей стране заработала. В статье определены проблемы, которые новый закон о контрактной системе так и не решил. Поэтому данная статья рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением, Яцкий С.А..
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий