Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Менеджмент, Управление и организация
Размещена 22.04.2019. Последняя правка: 19.04.2019.
Просмотров - 2551

Проблемы обоснования численности муниципальных служащих в Иркутской области

Петрякова Евгения Владимировна

Байкальский Государственный Университет

студент

Вихорева Мария Васильевна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра государственного управления и управления человеческими ресурсами, ФГБОУ «Байкальский государственный университет»


Аннотация:
В статье рассматривается методика расчета численности муниципальных служащих в Иркутской области, а именно, какие показатели принимаются во внимание для расчета норматива численности. Также принят во внимание опыт других субъектов Российской Федерации: Белгородской и Кировской области. Проведен анализ на соответствие обоснования численности муниципальных служащих В Иркутской области с методом исчисления потребности в персонале методом Розенкранца.


Abstract:
The article deals with the method of calculating the number of municipal employees in the Irkutsk region, namely, what indicators are taken into account to calculate the standard number. The experience of other subjects of the Russian Federation, Belgorod and Kirov regions, is also taken into account. The analysis of the correspondence of the justification of the number of municipal employees in the Irkutsk region with the method of calculating the need for personnel by the Rosenkranz method is carried out.


Ключевые слова:
орган местного самоуправления; численность персонала; численность муниципальных служащих; норматив численности муниципальных служащих; методика расчета численности

Keywords:
local government; number of personnel; number of municipal employees; standard number of municipal employees; method of calculation the number


УДК 35.08

Введение:
Наиболее эффективное выполнение органом местного самоуправления возложенных на него функций зависит от кадрового потенциала данного органа. В свою очередь совершенствование и развитие кадрового потенциала начинается прежде всего с поступления на муниципальную службу. Расчет численности муниципальных служащих играет ключевую роль в деятельности местного органа власти.

Актуальность темы определяется необходимостью повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления. Рациональное обоснование численности муниципальных служащих – сложный процесс, зависящий от многих факторов, но играющий важную роль в функционировании любого органа местной власти.

Цель: Выявить проблемы обоснования норматива численности муниципальных служащих в Иркутской области

Задачи: 1. Ознакомиться с методом исчисления потребности в управленческом персонале по формуле Розенкранца

2. Изучить методические рекомендации по определению численности работников органов местного самоуправления муниципального образования Иркутской области

Методы: Анализ нормативно-правовой базы, сравнительный анализ, анализ учебной литературы

Научная новизна: Научная новизна статьи состоит в том, что авторами применены традиционные методики расчета численности работников, выполняющих административно-управленческие функции, на примере формулы Розенкранца в отношении расчета численности муниципальных служащих.

Основная часть:

Производительность служащего связана с организацией рабочего процесса в любой сфере деятельности и количественно определяет эффективность затрат времени работы труда и капитала [5, с. 216]. Авторы согласны с данной позицией, поскольку организация рабочего процесса зависит, в том числе, и от численности работников.

Определение потребности в управленческом персонале является наиболее трудоемким процессом, поскольку деятельность руководителей имеет стихийный и непредусмотренный характер. Для данного типа сотрудников тяжело рассчитать трудоемкость операции и нормировать его действия, поэтому существует множество методик, предназначенных для того, чтобы правильно и разумно подойти к расчету необходимой численности работников в организации. 

Одним из методов исчисления потребности в управленческом персонале является метод Розенкранца [4, с. 143]. Этот метод получил широкое распространение в странах Запада в последнем десятилетии. Он используется в управленческих и социально-образовательных структурах компаний, в государственных и общественных учреждениях, университетах, больницах и т.п. при определении потребности в персонале, а также для решения задач бюджетирования различных подразделений и рационализации их структуры и состава. Применение метода Розенкранца на практике осуществляется по определенной  технологи.

Формула Розенкранца включает в себя следующие элементы:



Рисунок 1 — формула Розенкранца

Kнрв находится по формуле:


Рисунок 2 — Коэффициент необходимого распределения времени

Кфрв рассчитывается следующим образом:



Рисунок 3 — Коэффициент фактического распределения времени

Можно заметить, что численность сотрудников, рассчитываемая методом Розенкранца зависит от количества работ, выполняемых сотрудником, времени, затрачиваемого на данные виды работ, отдых и т.д. Расчет численности таким способом дает возможность принять во внимание индивидуальность и специфичность каждого вида деятельности, а, следовательно, и определенное количество человек, необходимого для каждой работы.



Рисунок 4 — Схема расчета численности управленческого персонала методом Розенкранца

На сегодняшний день в Иркутской области для расчета численности персонала в органах местного самоуправления Министерством труда и занятости Иркутской области разработаны методические рекомендации [1]. Они предназначены для определения норматива численности муниципальных служащих, технических исполнителей, вспомогательного персонала (рабочих), заместителей главы местной администрации. Рекомендации были разработаны для оказания помощи органам местного самоуправления при реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".

Согласно рекомендациям, норматив численности муниципальных служащих, например, местной администрации (далее – МА), определяется как сумма базового (далее – БНЧ)и дополнительного норматива численности муниципальных служащих МА. В свою очередь БНЧ зависит от численности населения муниципального образования (далее – МО).

Рассмотрим формулу расчета БНЧ муниципальных служащих МА сельского поселения, установленную методическими рекомендациями:


Рисунок 5 — Формула расчета БНЧ служащих МА сельского поселения

Можно выявить зависимость численности работников органа местного самоуправления от таких факторов, как численность населения МО, для которого рассчитывается БНЧ и количество вопросов местного значения, закреплённых за данным муниципальным образованием.

Что касается муниципального района и городского округа, то для таких видов муниципального образования БНЧ муниципальных служащих МА уже установлен и не рассчитывается по формуле, как в сельских поселениях.

Также при расчете численности работников МА принимается ко вниманию сфера, в которой решаются вопросы местного значения. Например, в сфере архивного дела рекомендуется предусматривать не менее 1 штатной единицы. На каждые 10 тысяч дел, хранящихся в архиве количество дополнительных штатных единиц пропорционально увеличения на 1 единицу.

Что касается норматива численности технических исполнителей МА муниципального района, городского округа, сельского (городского) поселения, то он зависит от численности муниципальных служащих соответствующего исполнительно-распорядительного органа и устанавливается в размере 15% от данного показателя. Норматив численности вспомогательного персонала (рабочих) МА также зависит от численности муниципальных служащих МА муниципального образования. Например, в муниципальном районе данный норматив устанавливается в размере 20% от численности, в городском округе – 10%, в городском (сельском) поселении -  24%.

Согласно рекомендациям, и норма численности заместителей главы МА устанавливается в зависимости от численности населения МО:



Рисунок 6 - Количество заместителей МА

Помимо Иркутской области был рассмотрен опыт других субъектов Российской Федерации. Методика расчета предельной штатной численности (ПШЧ) работников органа местного самоуправления Белгородской области [2] устанавливает, что расчет ПШЧ работников органов местного самоуправления осуществляется на основе базовой штатной численности. Базовая штатная численность включает в себя минимально необходимую численность работников органов местного самоуправления и принимается равной: для муниципальных районов - 25 штатных единиц; для городских округов - 45 штатных единиц. ПШЧ работников рассчитывается по формуле:

Рисунок 7 — Формула расчёта предельной штатной численности работников

Дополнительная штатная численность установлена методикой расчета. Из формулы следует, что методика расчета штатной численности Белгородской области в какой-то мере схожа с методикой Иркутской области, т.к. в основном зависит от численности населения МО.

Методика расчета ПШЧ органов местного самоуправления Кировской области [3] устанавливает, что основным показателем для расчета предельной численности является условный норматив численности (УСН) работников органов местного самоуправления. УСН включает в себя минимально необходимую численность муниципальных служащих и принимается равным 28 единицам. К УСН применяется поправочный коэффициент, который учитывает различия в таких факторах, как напряженность деятельности управленцев, особенности географического положения каждого МО и уровень его социально-экономического развития. Его расчет производится исходя из значимости факторов, влияющих интенсивность управленческой деятельности местных органов власти (и, соответственно, на определение необходимой предельной численности), с учетом влияния каждого фактора. Факторы и весовые коэффициенты их влияния приводятся отдельно для каждого типа МО. 

Проведя анализ методических рекомендаций, можно сделать вывод о том, что численность служащих органов местного самоуправления в Иркутской области напрямую зависит от численности населения, проживающего в МО и от количества вопросов местного значения за ним закрепленных. Не принимаются во внимание показатели, которые имеют место при расчете численности методом Розенкранца. А именно, не рассматривается специфика вида деятельности сотрудников, время, затрачиваемое одним сотрудником на определенный вид работы и ее частота. Индивидуальность каждого вида работы, напряженность также не учитываются в методических рекомендациях Иркутской области. Расчет численности также должен опираться на регламентацию труда муниципальных служащих, которая, в свою очередь должна быть проведена не только по порядку выполнения рабочих операций, но и по сумме затрата на выполнение каждой из них [5, с. 217]. Органы местного самоуправления не должны ориентироваться только на численность населения МО, поскольку она далеко не всегда влияет на загруженность служащего. Например, численность МО не может повлиять на такие виды деятельности, как разработка проектов нормативных и организационно-методических документов, проведение совещаний и т.д.Все эти показатели в общем влияют на количество человек, необходимых для выполнения определенного вида деятельности, на численность подразделения и организации в целом. Как следствие, все эти факторы могут повлиять на эффективность работы муниципальных служащих и уровень удовлетворенности жителями на работу местных органов власти.

Библиографический список:

1. Приказ от 14 октября 2013 года N 57-мпр «Об утверждении методических рекомендаций по определению численности работников органов местного самоуправления муниципального образования Иркутской области»
2. Распоряжение Губернатора Белгородской области от 29 февраля 2016 года N 104-р «О методике расчета предельной штатной численности работников органов местного самоуправления Белгородской области»
3. Распоряжение Правительства Кировской области от 09.11.2007 № 487 «О Методике расчета предельной штатной численности работников органов местного самоуправления муниципальных образований»
4. Планирование персонала организации: Учебное пособие / Пугачёв В.П. — М.: Издательство Московского университета, 2011. — 236 с.
5. Соколова Л. Г. Методология расчета производительности управленческого труда / Л. Г. Соколова // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2016. — Т. 26, № 2. — С. 213–219.




Рецензии:

19.06.2019, 21:43 Попова Галина Валентиновна
Рецензия: Статья "Проблемы обоснования численности муниципальных служащих в Иркутской области", Петрякова Евгения Владимировна, НЕ рекомендуется к публикации в разделе "Управление Организация": 1.Автором не показано теоретико-методологическое основание, результат, имеющие отношение к теориям управления и теориям/концепциям организации (технические, математические, психологические науки). 2. Литература также не содержит НАУЧНЫХ источников по теории/методологии управления или организации. Автору рекомендуется откорректировать разделы для размещения статьи.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх