Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 04.12.2019. Последняя правка: 03.12.2019.
Просмотров - 2310

Развитие контейнерных перевозок в России

Куварина Анна Павловна

Государственный университет управления

студент

Ермаков Иван Александрович, кандидат экономических наук, доцент кафедры логистики, Государственный университет управления


Аннотация:
В данной статье автор рассматривает проблемы развития контейнерных перевозок в Российской Федерации в сравнении с развитием контейнерных перевозок в США и Германии. Проанализированы статистические данные представленных стран по выбранной тематике, на основе которых выявлены препятствия в развитии контейнеризации в России.


Abstract:
In this article the author considers the problems of container transport development in the Russian Federation in comparison with the development of container transport in the USA and Germany. Statistical data of the presented countries on the chosen subject are analyzed, on the basis of which obstacles in development of containerization in Russia are revealed.


Ключевые слова:
контейнер; контейнерные перевозки; груз; грузоперевозки; логистика; транспортировка; транспорт

Keywords:
container; container shipping; cargo shipping; logistics; transportation; transport


УДК 2964

Введение. Контейнер – стандартизированная тара многократного применения, предназначенная для перевозки грузов различными видами транспорта, для хранения товаров и для механизированной перегрузки с одного транспортного средства на другое.

Если рассматривать достоинства контейнеров, то можно выделить следующие позиции. Удобство, в том плане, что контейнер загружается на предприятии и разгружается лишь на месте назначения. То есть не нужно тратить дополнительные затраты и время на процессы погрузки и разгрузки.  Одним из ключевых преимуществ является защита товара во время перевозки. Это означает, что контейнер помогает сберечь находящийся в нем груз от повреждений при его транспортировке, а также от краж и потерь. Ведь отдельную единицу товара проще потерять или украсть, а вот целый контейнер, весом не одну сотню кг проблематично. Также плюс контейнера в том, что его перемещения можно отследить с помощью GPS-навигации. Это позволяет отслеживать местоположение контейнера как отправителю, так и клиенту.

Актуальность тематики, связанной с контейнерными перевозками, объясняется тем, что в настоящий момент быстро развивается торговля как внутри стран, так и на международном рынке. Соответственно, возникает потребность к такому средству хранения и перевозке товара, чтобы оно минимизировало повреждения во время транспортировки, а также время и затраты. Контейнеры как раз удовлетворяют эти требования, поэтому они очень востребованы и активно внедряются во все страны мира.

Целью данной работы является изучение развития российских контейнерных перевозок с помощью анализа транспортировки контейнеров за рубежом.

Основная часть. На территории Российской Федерации, специальные контейнеры, а также универсальные контейнеры имеют порожний пробег (пробег без груза от места погрузки до места разгрузки), который зачастую достигает 1/3 от пройденного расстояния. [3] Соответственно, около 33% не приносит прибыли производителю, хотя затраты он несет за все 100% пути.

В Российской Федерации в контейнерных перевозках задействовано только 10% грузов [10], тогда как в более развитых странах, с помощью контейнеров перевозят более 50% грузов (рис.3).

Прибыль компании-производителя с учетом порожнего пробега

Рисунок 1 – Прибыль компании-производителя с учетом порожнего пробега

В России большую долю грузоперевозок, включая и контейнерные перевозки, занимает ж/д транспорт. Это объясняется тем, что Россия имеет большую территорию, поэтому пункты отправки и назначения порой находятся на большом расстоянии.

 Доля водного, автомобильного и ж/д транспорта в грузовых перевозках России

Рисунок 2 – Доля водного, автомобильного и ж/д транспорта в грузовых перевозках России

Рассмотрим статистические данные по перемещениям грузов с одного вида транспорта на другой в морских портах РФ. (табл.1)

Таблица 1 - Объем перевалки грузов в морских портах Российской Федерации (в млн тонн) [13]

 

Январь-июнь 2018 г.

Январь-июнь 2019 г.

Январь-июнь 2019 г. в % к январю-июню 2018 г.

Всего грузов

397,7

409,0

102,8

в том числе:

 

 

 

сухогрузы

188,7

179,7

95,2

из них грузы в контейнерах

26,3

28,0

106,5

наливные

209,0

229,3

109,7

Уровень контейнеризации грузовых перевозок в различных странах мира

Рисунок 3 – Уровень контейнеризации грузовых перевозок в различных странах мира [4]

На сегодняшний день американских компаний, занимающихся перевозками контейнеров, появилось очень много, ведь данный способ транспортировки разных грузов очень выгодный и удобный. Также в США известна контейнерная система, которая имеет название COFC (container оn flаtcar - контейнер на платформе). Она подразумевает, что контейнер ИСО доставляется с помощью автомобильного транспорта от отправителя на ж/д станцию, на которой имеется специальное оборудования для переноса контейнера с одного транспортного средства на другое. На ж/д станции контейнеры устанавливаются на железнодорожные платформы поезда, следующего до станции назначения.

В Германии с 1969 г. была распространена система контейнерных перевозок "Pa"(Porter Amenge), функционирует по методу уже существующей американской системы "COFC". В системе "Ра" контейнеры, как правило, специализированные и предназначены для перевозки пищевых продуктов, сыпучих и жидких грузов. Отличительной чертой "Pa'' является наличие роликов, благодаря которым контейнеры перекатываются по специальным рельсам на железнодорожную платформу и обратно. Доставка грузов по системе "Ра" осуществляется непрерывным процессом "от двери до двери" на отдельных экономически выгодных направлениях.

Заключение. Подводя итог, можно сказать о том, что развитие контейнерных перевозок в России слабее развита, чем в США и Германии. На мой взгляд, это связано с большой территорией государства и разным уровнем развития регионов. Мы знаем, что более развитая инфраструктура находятся в европейской части страны, здесь много крупных городов и плотность населения выше, чем, например, на Дальнем Востоке. Такая разница затрудняет развитие контейнерных систем относительно равномерно по всей стране, а соответственно общий показатель по государству будет меньше, чем мог бы быть.

Для России внедрение контейнеров относительно молодое веяние. Поэтому в государстве слабее развита система обработки (обслуживания) контейнеров, инфраструктура для транспортировки контейнеров и т.д. Но постепенно данное направление развивается, организуются мероприятия для решения проблем в этой области, производятся различного рода инвестиции в развитие контейнерных перевозок и т.д. Эти положения производятся и утверждаются на государственном уровне. [14]

Библиографический список:

1. Габбасова В. В., Дробина Е. А. Контейнеризация перевозок грузов на железнодорожном транспорте // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 348-351.
2. Гудков В. А., Турпищева М. С., Нургалиев Е. Р. Логистические модели систем обработки грузовых контейнеров // Технические науки. – 2012. – № 2. – С. 12-17.
3. Дональд Уотерс. Logistics. An Introduction to Supply Chain Management. Юнити, 2003.
4. Жаков В. В., Терёшина Н. П. Значение повышения уровня контейнеризации перевозок в условиях вступления России в ВТО // Управление. – 2013. – С. 41-47.
5. Зеркалов Д. В., Тимощук Е.Н. Международные перевозки грузов. Учебное пособие. – К.: Основа, 2009. – 523 с.
6. Марк Левинсон. The box how the shipping container made the world smaller and the world economy bigger. Нью-Джерси, 2006.
7. Никифоров А. И. Морской контейнер - как средство транспортировки грузов // Символ науки. - 2017. - С. 1-3.
8. Панасенко Н. Н., Яковлева П. В. Контейнеризация международной транспортной системы // Морская техника и технология. – 2016. – № 4. – С. 103-116.
9. Прудникова В. П. Контейнер - как средство перевозки грузов: Учебное пособие. - Владивосток: МГУ им. адм. Г. И. Невельского, 2009. - 29 с.
10. Рыбин Д. А. Особенности международных контейнерных перевозок // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 850-852.
11. Сиваков Д., Клименко Я., Рубанов И. Интереснее нефти // Эксперт. — 2004. — № 11 – с. 9.
12. Толстых Д. А. Типы контейнеров и метод их использования в логистических технологиях // Транспорт Российской Федерации. – 2008. – № 3-4 – С. 52-55.
13. Статистика // Министерство транспорта Российской Федерации URL: https://www.mintrans.ru/ministry/results/180/documents (дата обращения: 17.11.2019).
14. Документы // Министерство транспорта Российской Федерации URL: https://www.mintrans.ru (дата обращения: 17.11.2019)




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх