Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 21.12.2021.
Просмотров - 58

Особенности применения гибких форм занятости

Пинчук Дарья Вадимовна

Академия управления при Президенте Республики Беларусь

студент

Морозова Наталья Николаевна, доцент кафедры экономики организации, Академия управления при Президенте Республики Беларусь


Аннотация:
В статье рассмотрена связь концепции гибкого рынка труда и гибких форм занятости; выделены преимущества их внедрения и особенности применения через негосударственные агентства по трудоустройству.


Abstract:
The article examines the relationship between the concept of a flexible labor market and flexible forms of employment; the advantages of their implementation and the features of their application through non-state employment agencies are highlighted.


Ключевые слова:
гибкий рынок труда; занятость; гибкие формы занятости; цифровизация

Keywords:
flexible labor market; employment; flexible forms of employment; digitalization


УДК 338.28

Тема актуальна, так как существует необходимость в дополнении теоретических положений в отношении гибких форм занятости в различных странах, что возможно сделать при выявлении особенностей применения данной концепции в условиях цифровизации экономики.

Новизна: популяризация гибких форм занятости в условиях пандемии COVID-19.

Задачи:

1) изучить концепцию гибкого рынка труда, компоненты гибкости относительно субъектов хозяйствования;
2) изучить применение гибких форм занятости через негосударственные агентства по трудоустройству в ряде стран, а также основные подходы к регулированию деятельности данных агентств;

3) определить преимущества применения гибких форм занятости.

Объект: концепция гибкого рынка труда. 

Предмет: гибкие формы занятости на рынке труда. 

Методология: выявление, систематизация, индукция, дедукция. 

Масштабные работы по переходу в цифровое состояние и пространство ведутся во всем мире. Возникает такое понятие как цифровая трансформация – проявление качественных, революционных изменений, заключающихся не только в отдельных цифровых преобразованиях, но в принципиальном изменении структуры экономики, в переносе центров создания добавленной стоимости в сферу выстраивания цифровых ресурсов и сквозных цифровых процессов [1]. Это явление интегрирует эффекты предшествующих революционных изобретений в информационной сфере и создает технологическую основу для объединения практически неограниченного числа пользователей во всем мире для обмена информацией, преодоления любых расстояний, тем самым объединяя культурные ценности, знания и результаты деятельности человечества, делая их общим достоянием.

Как видно, цифровая трансформация охватывает большое число явлений и понятий, затрагивает практически все сферы жизни современного общества и отрасли хозяйства, в том числе и рынок труда, который меняется в процессе цифровизации экономики.

Радикальные изменения в сфере труда, происходящие в настоящее время во многих странах, затрагивают все стороны трудовой занятости населения.

Для того, чтобы интересы удовлетворялись в полной мере необходимо эффективное функционирование рынка труда, которое включает в себя способность быстро и адекватно реагировать на изменение цен, спроса и предложения рабочей силы [2].

Именно этим ключевым факторам и соответствует концепция гибкого рынка труда.

Концепция гибкого рынка труда предполагает высокий динамизм рынка
труда, повышение прибыльности и конкурентоспособности, формирование разнообразных форм взаимоотношений между работником и нанимателем, рациональности затрат как со стороны работника, так и со стороны нанимателя.

Вопросами гибкого рынка труда занимались и занимаются по сегодняшний день многие ученые мира, которые вносят большой вклад в содействие по вопросам занятости населения и повышению эффективности использования человеческого капитала. Сначала экономисты в своих трудах выделили проблему занятости, и затем Г. Стендинг и Р. Буайе стали развивать данную концепцию.

 Г. Стендинг выделил компоненты гибкости и в основном рассматривал:

  • гибкость с точки зрения рабочей силы и скорости ее адаптации к изменяющимся внешним факторам, воздействующим на нее;
  • скорость, быстроту адаптации цены рабочей силы к колебаниям спроса и предложения труда;
  • скорость адаптации количественных потоков рабочей силы к меняющимся уровням цен, заработной платы, доходов;
  • скорость приспособления качественных характеристик рабочей силы к меняющейся структуре спроса на нее;
  • масштабы указанного «взаимоприспособления» уровня зарплаты, количества и качества рабочей силы [3].

 Р. Буайе, напротив, рассматривая гибкость как относительно субъектов хозяйствования, так и рабочей силы, отмечал, что термин «гибкость» включает в себя следующие важнейшие положения:

  • «гибкость предприятия, легко приспосабливающегося к изменениям производственных процессов;
  • рабочий прудоновского типа, обладающий поливалентностью;
  • временные наемные работники, воплощающие сложившуюся форму мобильной занятости [4].

Деятельность по вопросам развития концептуальной основы гибкого рынка труда представлена в таблице 1.

Таблица 1 – Развитие концепции гибкого рынка труда
Исследователи
Стадия развития
Дэниел Белл
Андре Горц
Чарльз Хенди
Джереми Ривкин
Ставят проблему, которую возможно будет решать гибкий рынок труда (проблема занятости населения)
 
Гай Стэндинг
Роберт Буайе
Основоположники теории гибкого рынка труда

Примечание: собственная разработка автора.

 

Если рассматривать гибкий рынок труда в разрезе настоящего времени, то он претерпел свои изменения из-за глобализации национальных экономик, перехода на новые технологические уклады (V и VI уровни), развитие техники и инноваций и др.

Так, поиск работы и работника в условиях цифровизации экономики можно осуществлять при помощи новых инструментов. Во многих странах мира появились негосударственные агентства по трудоустройству (НАТ), которые также являются регуляторами занятости населения и безработицы, занимаются не только трудоустройством, но и создают гибкие рабочие места, тем самым популяризируя понятие гибких форм занятости [5].

Гибкие формы занятости представляют из себя новый метод управления трудовыми ресурсами и неразрывно связаны с концепцией гибкого рынка труда, поскольку являются результатом его существования. Они помогают решать ряд проблемных аспектов:

  • своевременное реагирование на структурные изменения между спросом и предложением на рынке труда;
  • снижение уровня безработицы;
  • эффективное использование режима рабочего времени в меняющихся условиях внешней среды (например, пандемия COVID-19);
  • повышение производительности на рынке труда;
  • снижение издержек;
  • возможность более быстрой адаптации к работе и т.д.

Гибкие формы занятости, которые довольно часто применяются на предприятиях стран мира: частичная занятость, самозанятость, сокращенная продолжительность рабочего времени, работа по срочным трудовым договорам, временная занятость, вынужденная неполная занятость, занятость через негосударственные агентства по трудоустройству (см. таблицу 2).

Таблица 2 – Закрепление понятие НАТ на законодательном уровне в различных странах

Страна

Закон

Дополнения в области НАТ

Российская Федерация

Закон «О занятости населения в Российской Федерации» (изменения от 5 мая 2014 г.)

Абзац о создании негосударственных организаций, осуществляющих деятельность по содействию в трудоустройстве граждан и (или) подбору работников, включая НАТ, а также для взаимодействия и сотрудничества таких организаций с органами службы занятости (пункт 2 статьи 5).

Республика Казахстан

Закон «О занятости населения» от 23 января 2001 г. № 149-II.

 

НАТ представляет собой физическое или юридическое лицо, оказывающее содействие в трудоустройстве, зарегистрированное в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан (гл. 1 ст. 1).

Республика Молдова

Закон «О занятости населения и социальной защите лиц, находящихся в поиске работы» от 13 марта 2003 г. № 102-XV

Под НАТ понимается юридическое лицо, осуществляющее деятельность по отбору и трудоустройству рабочей силы в стране и/или за рубежом, которое имеет лицензию, выданную в установленном законодательством порядке (гл. 1, ст. 2).

 

Примечание: источник [6; 7; 8].

Регулирование деятельности НАТ на международном уровне в настоящее время осуществляется на основании Конвенции № 181 «О частных агентствах занятости» и рекомендации Международной организации труда № 188 «Рекомендация о частных агентствах занятости» [9]. Согласно Конвенции МОТ № 181 под НАТ понимается «любое физическое или юридическое лицо, независимое от государственных органов, которое предоставляет одну или более из следующих услуг на рынке труда:

  • услуги, направленные на выравнивание предложений рабочих мест и спроса на них, причем НАТ не становится стороной в трудовых отношениях, которые могут при этом возникать;
  • услуги, состоящие в найме работников с целью предоставления их в распоряжение третьей стороне, которая может быть физическим или юридическим лицом (далее именуемым «предприятие пользователь»), устанавливающим им рабочие задания и контролирующим их выполнение;
  • другие услуги, связанные с поиском работы, определяемые компетентным органом после консультаций с наиболее представительными организациями работодателей и трудящихся, такие как предоставление информации, но не имеющие целью выравнивание конкретных предложений рабочих мест и спроса на них» [10].

Следующим элементом выступают условия регулирования деятельности НАТ.  Исторически сложилось и было выделено три основных подхода к регулированию деятельности НАТ:

  • строгий запрет любых услуг трудоустройства и других услуг, обеспечиваемых НАТ;
  • жесткое регулирование НАТ, разрешенных наравне с ГСЗ;
  • минимальное регулирование НАТ, допущенных в качестве частных участников рынка труда [9].

Регулирование и контроль деятельности НАТ в большинстве стран осуществляется департаментом Министерства труда, однако это может быть и самостоятельный полномочный орган, который для проверки деятельности привлекает не только правительственных должностных лиц, но и социальных партнеров. Эти позиции очень важны с точки зрения сокращения издержек на предприятии, сокращении масштабов вынужденной неполной занятости, что является весьма актуальным для нашей страны.

Таким образом, развитие гибких форм занятости набирает существенные обороты с каждым годом, а в отдельных странах существуют негосударственные агентства по трудоустройству, которые содействуют развитию гибких форм занятости в условиях цифровизации экономики и помогают выделить ряд особенностей их применения, на основе выделенных преимуществ.

Библиографический список:

1. Цифровая трансформация. Термины и определения: СТБ 2583-2020. – Введ. 2021–03–01. – Минск: Госстандарт, 2020. – С. 16.
2. Рынок труда : учебник / В. Н. Бобков [и др.] ; под общ. ред. В. С. Буланова, Н. А. Волгина. – М. : Экзамен, 2000. – С. 446.
3. Безденежных Т. И. Занятость, рынок труда и конкурентоспособность рабочей силы: концепция, формы и методы управления на региональном уровне : дис. д-ра экон. наук : 08.00.05 / Т. И. Безденежных. – СПб., 2005. – С. 305.
4. Вечканов, Г. С. Новая методология и теория рынка труда (о нобелевских лауреатах по экономике 2010 г.) / Г. С. Вечканов // Terra Humana. – 2014. – № 2. – С. 36–44.
5. Менеджмент в организациях профессионального образования : учебное пособие /А.Ю. Горбунова, М.М. Бутакова, А.Н. Лукъянов и др. ; под ред. О.П. Мамченко, М.М. Бутаковой, О.Н. Соколовой. – Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2013. – С. 189.
6. О занятости населения в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федер. закон, 19 апр. 1991 г., № 1032-1 : в ред. Федер. закона от 09.03.2016 г. // КонсультантПлюс. Россия / ЗАО «Консультант Плюс». – М., 2016.
7. О занятости населения [Электронный ресурс] : Закон Респ. Казахстан, 23 янв. 2001 г., № 149-II : с изм. и доп. по состоянию на 24.11.2015 г. // ЮРИСТ : комплекс правовой информ. (законодательство) Респ. Казахстан. – Режим доступа: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1021547. – Дата доступа: 21.11.2021.
8. О занятости населения и социальной защите лиц, находящихся в поиске работы [Электронный ресурс] : Закон Респ. Молдова, 13 марта 2003 г., № 102-XV : в ред. Закона Респ. Молдова от 03.07.2014 г. // Законодательство стран СНГ / ООО «СоюзПравоИнформ». Режим доступа: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=5077. – Дата доступа: 17.11.2021.
9. Рекомендация № 188 Международной организации труда «О частных агентствах занятости» [Электронный ресурс] : [принята в г. Женеве 19.06.1997 г. на 85-ой сес. Генер. конф. МОТ] // КонсультантПлюс. Россия / ЗАО «Консультант Плюс». – М., 2020.
10. Конвенция № 181 Международной организации труда «О частных агентствах занятости» [Электронный ресурс]: [заключена в г. Женеве 19.06.1997 г.] // КонсультантПлюс. Россия / ЗАО «Консультант Плюс». – М., 2020.




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх