Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №107 (июль) 2022
Разделы: Экономика
Размещена 26.05.2022. Последняя правка: 24.05.2022.
Просмотров - 138

Страхование в системе финансовых отношений: сущность и роль

Мачульская Анна Ильинична

Полесский государственный университет

студент

Бухтик М.И., кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента, Полесский государственный университет


Аннотация:
В данной статье раскрыта сущность страхования в системе финансовых отношений, проанализирована страховая деятельность Республики Беларусь, рассмотрены перспективы развития страхования нашей страны.


Abstract:
This article reveals the essence of insurance in the system of financial relations, analyzes the insurance activity of the Republic of Belarus, considers the prospects for the development of insurance in our country.


Ключевые слова:
страхование; собственный капитал страховщика; страховые резервы и фонды; страховой рынок

Keywords:
insurance; the insurer's own capital; insurance reserves and funds; the insurance market


УДК 336.71

Введение: Страхование играет важную роль в развитии экономики Республики Беларусь, а также всех стран с рыночной экономикой. Можно говорить о том, что страхование вносит огромный вклад как в экономическую, так и в социальную стабильность и динамичное развитие каждого государства. Часто употребляется термин страховая защита, сущность которого раскрывается в его определении. Страховая защита - это устойчивость в экономическом благополучии предприятий, физических и юридических лиц. Частные лица и различные субъекты хозяйствования с помощью страховых организаций могут реализовывать мероприятия с высоким риском, которые в будущем поспособствуют развитию деятельности. Страховые организации уверенно занимают одно из главных мест по объему инвестиций в развивающихся и развитых странах мира. В общем можно говорить о том, что страхование повышает уровень свободы граждан и предприятий, увеличивая для них область деятельности и способствует скорому развитию общества.

Актуальность данной темы обуславливается тем, что на данный момент страховая деятельность развивается с хорошей динамикой. Можно сказать, что страхование представляет собой систему с помощью которой можно защитить  имущественные интересы граждан, организаций и государства, которая обязана стать важным элементом в свете экономических, социальных и политических изменений.

Целью данной работы является изучение теоретических основ страхования в системе экономических отношений, а также перспективы развития страховой деятельности на территории Беларуси.

Научная новизна исследования заключается в следующем: изучены теоретические основы страхования в системе экономических отношений, рассмотрены перспективы развития страхования в Республике Беларусь.

Для того чтобы достичь поставленной цели необходимо выполнить  следующие задачи:

1) рассмотреть сущность и роль страхования, виды страхования;

2) рассмотреть перспективы развития страхования нашей страны.

Если рассматривать страхование как экономическую категорию, то можно сказать, что страхование является одной из основных частей финансов. Подобно финансам, страхование определяется передвижением денежной формы стоимости. Сущность понятия страхования безусловно заключается в компенсациях различного рода ущерба, когда наступает неблагоприятное событие.

Экономическая сущность страхования проявляется в таких функциях, как:

  1. Рисковая – функция предусматривает возмещение ущерба и индивидуального материального обеспечение населения.
  2. Предупредительная – суть данной функции состоит в финансировании за счет денежных средств страхового фонда мероприятий, направленных на предупреждение и уменьшение страховых рисков. 
  3. Cберегательная - в страховании имущества через эту функцию возмещается стоимость пострадавшего имущества в рамках страховой суммы.
  4. Контрольная - выражена в контроле за целевым формированием и использованием средств страхового фонда. Контроль, чаще всего, производится государством.

В законодательстве Республики Беларусь используется смешанная система.

Регулирование страховой деятельности государства осуществляется Президентом, Национальным собранием, Советом Министров, Министерством финансов Республики Беларусь.

Регулирование государством сферы страховой деятельности осуществляется через определение:

  • основополагающих политических направлений государства в сфере страховой деятельности;
  • порядка проведения деятельности в сфере страхования в стране;
  • процедур в области ликвидации, регистрации, реорганизации страховых организаций, объединений страховщиков  и страховых брокеров;
  • получения лицензий в сфере страховой деятельности;
  • правил и принципов, на которых основываются перестрахование, страхование и тарифная политика;
  • основных требований к страховым организациям по формированию, использованию, размещению страховых резервов и различных фондов, которые помогают обеспечивать финансовую устойчивость страховых организаций.

По состоянию на 1 января 2022 г. в Республике Беларусь, организаций, осуществляющих страховую деятельность насчитывается 16, а страховых брокеров 26.

По признаку собственности страховые организации на территории нашей страны можно разделить на три группы:

  • 4 государственные;
  • 4 полугосударственные;
  • 9 частных.

Одним из главных условий для осуществления развития и функционирования страховых рынков, расширения их емкости является рост собственного капитала страховых организаций. Пути реализации данной задачи:

1) увеличение статуса и привлекательности на международном рынке страховых организаций при помощи стимулирования притока денежных средств новых инвесторов и умеренного снятия ряда лимитов к доступности капитала других стран на страховой рынок государства;

2) обеспечение благоприятными условиями для улучшения деятельности страховых организаций;

3) рост требований к минимальному размеру для формирования уставных фондов страховых организаций.

В возмещении ущерба и сглаживании последствий при наступлении чрезвычайных событий обязаны участвовать лица, ответственные за нанесенный ущерб, страховые организации и государство. Для этого нужно построить новую систему содействия между ними, распределив ответственность за нанесение ущерба между всеми участниками системы и установив лимиты выплат, которые возможно произвести при наличии договора страхования и суммы выплаты (ущерба).

Улучшение системы налогового стимулирования предусматривает не только изучение вопросов способа применения налоговых вычетов по подоходному налогу для физических лиц, которые заключили долгосрочные договоры добровольного страхования своей жизни, добровольного страхования дополнительной пенсии для пенсионеров, но и рассмотрение возможности отмены ограничений по включению в состав затрат на производство товаров (работ, услуг) страховых взносов добровольного страхования дополнительной пенсии, по долгосрочным договорам добровольного страхования жизни, заключенным нанимателями в пользу своих работников.

Существуют некоторые проблемы, которые препятствуют развитию страхования в стране:

- на страховом рынке в Республике Беларусь низкий уровень оценки стоимости. Сущность этой проблемы в том, что некоторые страховые организации ограничены в способности принимать на себя риски. Все это может привести к неустойчивости в сфере страхования;

- в республике недостаточно развито долгосрочное страхования. Он мог бы являться источником внутренних инвестиций для экономики республики;

- в Беларуси сильная недооценка возможности передачи своих рисков и убытков страховщику, привычка не осознавать всех последствий наступления возможных неблагоприятных случаев и готовность каждый раз покрывать возникающий ущерб за счет «традиционных» источников.

- неустойчивость законодательства в области страхования, его значительно слабая направленность на стимулирование страхового развития в стране.

Основными путями, которые направленны на обеспечение повышения спроса на различные страховые услуги, предоставляемые страховыми организациями, чаще всего по видам добровольного страхования, являются:

1) совершенствование порядка предоставления финансовой помощи юридическим и физическим лицам государства при наступлении природных и техногенных катастроф, чрезвычайных ситуаций через активное использование механизмов страхования;

2) введение механизма страховой защиты в разного рода инвестиционные проекты, в том числе, которые осуществляются при участии капитала другой страны;

3) усовершенствование системы налогообложения для граждан и субъектов хозяйствования страны, которые используют страховую защиту;

4) повышение уровня информирования субъектов хозяйствования и граждан о страховых продуктах, правах потребителей страховых услуг и их защите;

5) Рост качества и расширение области страховых услуг, которые предоставляют страховые организации при условии максимально возможной защиты прав и интересов клиентов.

Создание конкурентной среды является многокомпонентной задачей и предполагает реализацию ряда мер:

1) постепенная либерализация государственной системы страхования и перестрахования;

2) увеличение уровня информационной открытости о осуществлении деятельности страховых организаций страны;

3) создание новой системы рейтинговой оценки страховых организаций для повышения уровня неценовой конкуренции между ними.

Целью развития страховой деятельности в соответствии с «Республиканской программой развития страховой деятельности на 2020 – 2025 годы» является построение страхового рынка Беларуси, обладающего достаточным уровнем капитализации и финансовой устойчивости и способного конкурировать в условиях открытого финансового рынка.

Вместе с тем, чтобы достичь установленной цели надо решить ряд задач:

- усилить финансовую стабильность страхового рынка;

- повысить эффективность страховой деятельности;

- поднять уровень автоматизации предоставляемых страховых услуг и бизнес-процессов страховых организаций.

В соответствии с целями развития страхового рынка Республиканской программой по развитию страховой деятельности разработаны перспективные направления его совершенствования на ближайшее пятилетие.

Развитие законодательства в области страхования должно реализовываться путем создания абсолютно новой единой системы законодательных актов в страховании и перестраховании, установления четких ограничений для сотрудничества страхователей и страховых организаций, предоставления каждому субъекту страховых отношений республики возможности защищать свои права.

Развитие ИТ в страховании будет направлено прежде всего на увеличение уровня эффективности деятельности страховых организаций и на увеличение спектра страховых услуг, предоставляемых клиентам. В этих целях необходимо:

1) совершенствование сети подразделений страховых организаций, которые осуществляют реализацию страховых продуктов и услуг;

2) модернизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере страхования, а также проведение семинаров, тематических конференций, направленных на повышение профессионального уровня участников страхового рынка;

3) создание и улучшение информационно-аналитических систем, которые дают возможности проведения маркетинговых исследований не только страховых организаций, но и рынка в целом, а также введение современных технологий в продажу страховых продуктов.

Предлагаем по улучшению страхования на территории Республики Беларусь следующее:

1. Необходимо увеличить количество страховых организаций, для повышения уровня конкурентоспособности. Организации будут вкладывать в страховое  дело больше, чем прежде.

2. Так же можно обратить внимание на опыт развития иностранных страховых организаций. При этом оставить благоприятные условия для развития страхования в будущем.

3. Проводить больше мероприятий для привлечения потенциальных клиентов, пытаться заинтересовать их при помощи средств массовой информации.

4.  Внедрить страхование в онлайн режиме, так как многие люди считают, что процесс страхования занимает много времени. В онлайн режиме можно найти больше информации, у потенциального клиента будет больше времени подумать и самостоятельно оформить страхование.

Библиографический список:

1. Положение о страховой деятельности в Республике Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь, 25 августа 2006 г., N 530 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО "Юр Спектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2013. - Дата доступа: 29.04.2022.
2. Лукашевич И. Страховой рынок Беларуси: проблемы и перспективы развития / И. Лукашевич // Финансовый директор. - 2012. - №6. - С. 42 - 46.
3. Страховое дело: Учебн. пособие / М. А. Зайцева, Л. Н. Литвинова, А. В. Урупин идр.; Под общ. Ред. М. А. Зайцевой, Л. Н. Литвиновой. – Мн.: БГЭУ, 2014. – 286с.
4. Страхование: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям: «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»/ под ред. Ю.Т. Ахвледиани, В.В. Шахова – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 519 с.
5. Олейникова И.Н., Лихолетова Н.В. Финансы и кредит: Учебно-методическое пособие. Таганрог: РГСУ. Изд-ль Ступин А.Н.,2015. – 435 с.
6. Финансы и финансовый рынок: учеб. пособие / О.А. Пузанкевич [и др.]; под. ред. О.А. Пузанкевич. – Минск: БГЭУ, 2015. – 313 с.




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх