Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Педагогика, Спорт, Физическая культура
Размещена 02.12.2019. Последняя правка: 29.11.2019.
Просмотров - 4082

Речевой этикет преподавателя физической культуры

Орлова Любовь Ивановна

без степени

Московский государственный областной университет

ассистент кафедры

Иванов Вячеслав Анатольевич, заведующий кафедрой, кандидат педагогических наук, доцент, Московский Государственный Областной Университет


Аннотация:
В данной статье речь пойдет о значении речевого этикета и культуры речи для преподавателя физической культуры высших учебных заведений. Мы рассмотрим требования к педагогу касаемо изложения материала, а также влияние образованности педагога в данной сфере на учебный процесс и качество обучения.


Abstract:
This article will focus on the importance of speech etiquette and speech culture for a teacher of physical education in higher educational institutions. We will consider the requirements for the teacher with regard to the presentation of the material, as well as the impact of educator education in this area on the educational process and the quality of education.


Ключевые слова:
речевой этикет; культура речи; норма языка; русский язык; преподаватель физической культуры; общение; речь

Keywords:
speech etiquette; speech culture; language norm; Russian language; physical education teacher; communication; speech


УДК 796.011.3

Актуальность: Речь педагога играет важную роль в учебном процессе, так как функции общения переходят от обычных к профессиональным, неся дополнительную нагрузку. Педагогу необходимо владение русской речью и нормами произношения. Преподаватель в данном случае играет роль ценностного ориентира, доступного студенту, а, соответственно, должен работать над своим духовном фундаментом, основу которого составляет грамотная речь и знание языка. [3]

Цель: Изучение речевого этикета и культуры речи преподавателя физической культуры в высшем учебном заведении.

Говоря о научной новизне данной статьи, следует сказать о важности культуры речи в современном, изменяющемся мире. Общество развивается, развивается язык и средства общения, следовательно, подход к изучению любой дисциплины в вузе, в том числе и физической культуры, подразумевает современное грамотное владение речью. Проанализировав несколько свежих источников, которые касаются вопроса речевого этикета преподавателя физической культуры, в данной статье приводится анализ всех важных вопросов, затрагивающих современную речь преподавателя высшего учебного заведения.

Результаты
Для начала следует определить понятие «речевой этикет» педагога физической культуры. Для этого обратимся к учебному пособию «Этика педагогического общения» Бородиной О. В.: «Речевой этикет – принятая в данной культуре совокупность требований к форме, содержанию, порядку, характеру и ситуативной уместности высказываний. К речевому этикету относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь и т.д. Речевой этикет – система языковых средств, в которых проявляются этикетные отношения. Элементы этой системы могут реализовываться на разных языковых уровнях.» [1] С речевым этикетом связано понятие культуры речи. Можно сказать, что культура речи педагога – это умение донести информацию для студента с максимальной смысловой точностью в изложении материала или указаний.[2] Студенты, обучающиеся у педагога с развитой культурой речи, лучше усваивают материал, точнее выполняют упражнения и, соответственно, получают больше результатов на занятиях физической культуры. Четкая, лаконичная речь с правильно поставленным голосом позволяет студентам быстрее усваивать то, что требует от них преподаватель. Помимо изложения материала, преподаватель физической культуры в своей речи должен выражать заинтересованность предметом и занятием, тем самым влияя на студентов и их отношение к физической культуре. [6] Немаловажно для преподавателя не только грамотно излагать готовый материал, но и внимательно слушать и формулировать собственные мысли, высказывания и вопросы.

Помимо своего собственного развития педагог культурой своей речи и речевым этикетом влияет на своих студентов, заставляет их прислушиваться к грамотной речи и вырабатывать собственную привычку следить за своей речью. [7] Речевая культура педагога – образец речи для учащихся. Чем больше студенты имеют контакт с педагогом, речь которого хорошо развита, тем больше они прислушиваются к своей собственной или речи своих знакомых. К тому же, к одной из задач физической культуры в высшем учебном заведении относится воспитание личности и ее духовный рост. Только культурно развитый педагог способен стать достойным примером для своих студентов и помочь им выработать те же личностные качества. Помимо физического совершенствования, на занятиях физкультуры у студентов формируются определенные положительные качества личности, к которым как раз и можно отнести речевую культуру. [7]

Речь преподавателя физической культуры довольно специфична, так как она имеет связь с деятельностью в рамках учебно-тренировочного занятия. [8] Рассмотрим подробнее данную специфику. Для начала преподаватель физической культуры должен уметь объяснять и исполнять физические упражнения, не нарушая при этом качества демонстрации упражнения и точности и лаконичности описания действий. Далее преподаватель должен грамотно побуждать к действию студентов, что зависит от уровня знания терминологии, педагогики и начитанности в области физического воспитания студентов. Преимущество лаконичности изложения преподавателя состоит в том, что при грамотном подходе на объяснения требуется небольшое количество времени, что важно, так как основным на занятиях физической культуры является двигательная активность, на которую остается большая часть занятия. Умение использовать терминологию на занятии и ее однозначность дисциплинирует как преподавателя, так и студента. [5] Каждая команда должна звучать именно так, как этого требует речевой этикет на занятии физической культурой. [4]

Невербальные средства в культуре речи преподавателя физической культуры также играют немаловажную роль. К ним относятся жесты, а также способность изменять тембр голоса, который позволяет обеспечить максимальную четкость слышимости в помещениях для занятий двигательной активностью, которые имеют специфическую акустику. В противном случае занятие не будет проходить комфортно для всех студентов, кто-то будет отвлекаться от физической нагрузки для того, чтобы попытаться расслышать то, что сообщает преподаватель студентов. Отсюда можно наблюдать снижение эффективности занятия физической культуры для всех студентов в целом. Преподаватель должен учитывать особенности местности, в которой проходит занятие и регулировать свой тембр голоса, чтобы избежать снижения эффективности упражнений, а также должен обеспечить равную видимость самого себя для всех студентов, чтобы все необходимые жесты и демонстрации упражнений реально было воспринимать каждому студенту с любой позиции.

Таким образом, можно прийти к выводу, что авторитет преподавателя у студентов складывается посредством его умения владеть своей речью, в доступной и грамотной форме предоставлять материал и совмещать процесс изложения и описания действий с их визуализацией, используя жесты, тембра голоса и даже мимики. Результат занятия прямо пропорционален общей образованности педагога и его культуре речи. Современный преподаватель обязан не только работать со студентами и обучать их, но и проводить огромную работу над самим собой, чтобы повысить эффективность от проводимых занятий и представлять собой пример человека с развитой, гибкой, грамотной речью.

 

Библиографический список:

1. Бородина, О.В. Этика педагогического общения: учебное пособие /О.В. Бородина. – Липецк: ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2016. –Ч. 2. – 67 с.; Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 288 с.
2. Ксенофонтова А.Н. Совершенствование речевой деятельности учителя и учащихся в учебном процессе: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Л., 1983. - 18 с.
3. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения / Т.Г. Винокур. - М., 1993. - 172 с.
4. Лыжная подготовка: рекомендации по организации самостоятельных занятий для студентов/ Чибриков Э.А., Якушин С.А., Подрубный Д.Г., Чибрикова М.Э./ Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. №5 (171). С. 377-380.
5. Использование принципа системного квантования в подготовке биатлонистов/Колдашов А.И. В сборнике: Сборник материалов научных конференций студентов бакалавриата и магистратуры, аспирантов и прикрепленных лиц (соискателей) Министерство спорта Российской Федерации; Московская государственная академия физической культуры; Московская областная олимпийская академия. 2018. С. 253-258.
6. Важность обеспечения качественной педагогической поддержки на различных этапах деятельности спорстмена спорта высших достижений/ Чернова Е.А., Чибрикова М.Э., Чибриков Э.А., Якушин С.А. В сборнике: Сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ "Нацразвитие" Материалы научных конференций. Выпускающий редактор Ю.Ф. Эльзессер. Ответственный за выпуск Л.А. Павлов. 2019. С. 149-151.
7. Занятие спортом вырабатывает положительные качества, применимые в жизни/Чернова Е.А., Чибрикова М.Э., Чибриков Э.А., Якушин С.А. В сборнике: Сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ "Нацразвитие" Материалы научных конференций. Выпускающий редактор Ю.Ф. Эльзессер. Ответственный за выпуск Л.А. Павлов. 2019. С. 204-207.
8. Физическая и техническая подготовленность лыжников-гонщиков МГТУ им н.э. Баумана на предварительном этапе подготовки/Колдашов А.И. В сборнике: Сборник материалов научных конференций студентов бакалавриата и магистратуры, аспирантов и прикрепленных лиц (соискателей) Министерство спорта Российской Федерации; Московская государственная академия физической культуры; Московская областная олимпийская академия. 2018. С. 247-252.




Рецензии:

18.02.2020, 6:15 Франчук Татьяна Иосифовна
Рецензия: Важным является понимание возможности студентов в исследовательской деятельности. Взять тему «Речевой этикет преподавателя физической культуры» – это заведомо объять необъятное, что априори нивелирует конкретику, а значит и реальность научной работы. У студентов не должно создаваться впечатление, что научная статья – это набор позиций ученых касательно исследуемой проблемы. К тому же, студент еще и представляет научную новизну. В чем она? В рассуждениях о важности проблемы? Отсюда и выводы типа: «авторитет преподавателя у студентов складывается посредством его умения владеть своей речью…». Во-первых, не только, а во-вторых – что ж тут нового? Реальность научной работы студента может быть обеспечена исследованиями на конкретной экспериментальной площадке, например, поставив цель определить уровень сформированности речевого этикета у студентов своей группы (используя диагностический инструментарий), сделать обобщения, выделить проблемы и попытаться дать им элементарное теоретическое обоснование. Без этого сегмента не вижу возможности публикации предложенного автором текста в научном журнале.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх