Полесский государственный университет
Студент
Бухтик Марина Игоревна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента, Полесский государственный университет
УДК 339.56.055
Введение
Республика Беларусь является страной с открытым типом экономики. Государство проводит многовекторную внешнеэкономическую политику, которая направлена на укрепление роли страны в мировом сообществе, расширение и закрепление перспективных рынков для отечественных товаров и услуг. Поэтому стратегической задачей Беларуси является углубление интеграции в мировое сообщество.
Актуальность темы заключается в том, что внешнеэкономическая деятельность является одним из самых важных элементов экономики Республики Беларусь. От роста количества и объемов экспортных и импортных операций зависит экономическое состояние, а именно благополучие, не только отдельных предприятий, а населения и страны в целом.
Цель данной статьи – анализ показателей внешней торговли Республики Беларусь.
Задачи:
• Рассмотреть торговую структуру экспорта и импорта Республики Беларусь за 2017-2020 года;
• Исследовать основные направления экспорта и импорта товаров и услуг;
• Изучить основные направления внешней торговли на 2021-2015 года.
При написании статьи были использованы научные статьи, электронные ресурсы.
В работе применялись методы сравнения и анализа, методы индукции и синтеза.
Научная новизна заключается в выявлении направлений развития внешней торговли Республике Беларусь.
Внешнеэкономическая деятельность представляет собой совокупность форм и методов торгово-экономического и товарно-производительного взаимодействия субъектов на мировом рынке, которые сотрудничают с целью использования преимуществ международного разделения труда для достижения более высокой эффективности функционирования участвующего субъекта. [1]
Сама же по себе внешняя торговля выступает как совокупность отношений между государствами в сфере купли-продажи товаров, услуг и иных активов, а также мероприятия по организации благоприятных условий для таких сделок [2].
Белорусская экономика по своей сущности экпортоориентированная. Около половины производимого продукта в Республике Беларусь поставляется за рубеж, а именно на экспорт. По большей части это объясняется объемами производимых товаров, которые не могут быть реализованы только на территории страны, а за границами количество покупателей резко увеличивается.
На графике 1 представлена информация об объемах внешней торговли товарами и услугами Республики Беларусь за период с 2017 года по 2020 год.
Рисунок 1 – Объем внешней торговли товарами и услугами за 2017-2020 гг., млн. долларов США
Примечание – Источник: собственная разработка на основании [3]
Исходя из графика видно, что общий объем внешней торговли Республики Беларусь с 2017 года по 2019 год включительно только возрастал, однако уже в 2020 году наблюдалось сокращение объемов торговли по сравнению с 2019 и 2017 годом на 14,4 п.п. и 1,2 п.п. соответственно. Сравнивая экспорт и импорт между собой за анализируемый период, экспорт оказался по объему реализованных товаров и услуг меньше импорта только в 2019 году, и разница составила 403 млн. долларов США или 1 п.п.
Рассмотрим отдельно экспорт и импорт товаров, и отдельно ввоз и вывоз услуг на территорию и с территории Республики Беларусь.
На графиках 2 отображена информация о внешней торговле товарами с отдельными странами, с которыми налажен наибольший экспорт и импорт.
Рисунок 2 – Внешняя торговля товарами с отдельными странами за 2020 год
Примечание – Источник: собственная разработка на основании [3]
Из данных графиков видно, что наиболее тесные отношения установлены непосредственно с Российской Федерацией, так как наибольший объем экспорта и импорта производится непосредственно с ней. Также хорошо налажен как импорт, так и экспорт с такими странами, как Украина, Польша, Германия.
Далее следует обратить внимание на сами товары, которые идут на поставки в разрезе экспорта и импорта (рисунок 3).
Рисунок 3 – Товарная структура экспорта и импорта за 2020 год
Примечание – Источник: собственная разработка на основании [3]
Исходя из графиков видно, что на экспорт больше всего поставляется продукция химической промышленности, каучук и продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье. На втором месте расположились машины, оборудование и транспортные средства, а замыкают тройку лидеров минеральные продукты.
Что касается импорта, то первое место по ввозимым товарам занимают машины, оборудование и транспортные средства, далее идут минеральные продукты и продукция химической промышленности, каучук.
Далее проанализируем внешнюю торговлю услугами со странами (рисунок 4).
Рисунок 4 – Внешняя торговля услугами за 2017 – 2020 гг., млн. долларов США
Примечание – Источник: собственная разработка на основании [3]
Графики наглядно показывают то, что Республика Беларусь очень успешно реализует услуги за рубежом, при чем это касается как стран СНГ, так и стран, не входящих в данное объединение. Однако, если в период с 2017 по 2019 год объемы поставок услуг как на экспорт, так и на импорт только росли, то уже на 2020 год сложилась иная ситуация. Так, со странами СНГ экспорт сократился на 29,3%, а импорт – 21,4%, со странами же вне СНГ экспорт уменьшился незначительно (на 0,5%), а импорт – на 12,4%.
Осталось только определить наиболее ярких лидеров в экспорте и импорте услуг (рисунок 5).
Рисунок 5 – Структура услуг, направленных на экспорт и импорт, за 2020 год
Примечание – Источник: собственная разработка на основании [3]
Проанализировав данные экспорта и импорта услуг видно, что в двух случаях лидирующую позицию занимают транспортные услуги (42% и 37% соответственно), также в обоих случаях в лидерах находятся компьютерные услуги и поездки.
В Республике Беларусь поддержка экспорта осуществляется разными способами и по данным, что были проанализированны, видно, что данная политика имеет положительный результат. Товары и услуги нашей страны конкурируют с товарами и услугами, которые поставляются на мировой рынок зарубежными компаниями. С каждым годом отечественные производители стараются производить интересную, яркую, нужную продукцию, чтобы не потерять свои позиции. Однако, существуют различные факторы, сдерживающие внешнюю торговлю на сегодняшний день: пандемия COVID-19, конфликты интересов и т.д.
Правительством Республики Беларусь разрабатывается и утверждается программа социально-экономического развития страны на последующие 5 лет. Так, Указом Президента Республики Беларусь от 29 июля 2021 года №292 утверждена Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021 – 2025 годы. Данная программа отражает основные направления развития страны, в том числе и внешнеэкономической деятельности.
В настоящем пятилетии ставка делается на качественный рост экспорта и его географическую диверсификацию. [4]
В части диверсификации внешних рынков предстоит решить две задачи:
Планируется увеличить долю продаж товаров на рынок КНР до 5% в общем объеме экспорта в 2025 году, в страны ЕС – до 30% с приоритетным ростом несырьевого экспорта.
Предстоит активизировать поиск новых стратегических торговых партнеров через переговоры с приоритетными странами и региональными объединениями «второй волны» – Индонезией, Монголией, Алжиром и арабскими государствами Персидского залива.
Главный вектор диверсификации товарной структуры экспорта – рост доли высокотехнологичных товаров. В этих целях будет задействован потенциал парка «Великий камень», экспорт резидентов которого в 2025 году превысит 500 млн долларов США. [4]
Не менее важной задачей стоит расширение экспорта услуг за счет полноценного использования транзитного потенциала, ускоренного развития финансовых и деловых услуг, продвижения бренда Беларуси в сферах туризма, образования, здравоохранения.
Политика государства будет нацелена на укрепление и расширение внешнеэкономических связей с государствами-партнерами по Союзному государству, СНГ, ЕАЭС, повышение вклада интеграционных процессов в экономический рост. [4]
Главный вектор – углубление двусторонней интеграции с Российской Федерацией на основе положений Договора о создании Союзного государства с соблюдением национальных интересов.
В рамках ЕАЭС приоритетом станет создание полноформатного экономического союза, обеспечивающего свободу передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы без барьеров, изъятий и ограничений. Предстоит создать единый рынок услуг и общий финансовый рынок, включая общее платежное пространство и использование национальных валют во взаимных расчетах. [4]
В рамках СНГ особое внимание будет уделено развитию зоны свободной торговли товарами, в том числе за счет новых направлений (торговля услугами, инвестиции, госзакупки, промышленная кооперация, цифровизация и т.д.).
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий