Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления
Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 13.05.2022. Последняя правка: 10.05.2022.
Просмотров - 83

Внешняя торговля Республики Беларусь и её современные особенности

Новогран Полина Александровна

Полесский государственный университет

Студент

Бухтик Марина Игоревна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента, Полесский государственный университет


Аннотация:
В данной работе представлен анализ основных показателей внешней торговли Республики Беларусь: показателей экспорта и импорта как товаров, так и услуг, рассматривается структура экспорта и импорта товаров и услуг, а также основные направления поставок товаров и услуг на 2020 год.


Abstract:
This paper presents an analysis of the main indicators of foreign trade of the Republic of Belarus: indicators of exports and imports of both goods and services, examines the structure of exports and imports of goods and services, as well as the main directions of supplies of goods and services for 2020.


Ключевые слова:
Внешняя торговля; экспорт; импорт; товары; услуги

Keywords:
Foreign trade; export; import; goods; services


УДК 339.56.055

Введение

Республика Беларусь является страной с открытым типом экономики. Государство проводит многовекторную внешнеэкономическую политику, которая направлена на укрепление роли страны в мировом сообществе, расширение и закрепление перспективных рынков для отечественных товаров и услуг. Поэтому стратегической задачей Беларуси является углубление интеграции в мировое сообщество.

Актуальность темы заключается в том, что внешнеэкономическая деятельность является одним из самых важных элементов экономики Республики Беларусь. От роста количества и объемов экспортных и импортных операций зависит экономическое состояние, а именно благополучие, не только отдельных предприятий, а населения и страны в целом.

Цель данной статьи – анализ показателей внешней торговли Республики Беларусь.

Задачи:

•         Рассмотреть торговую структуру экспорта и импорта Республики Беларусь за 2017-2020 года;

•         Исследовать основные направления экспорта и импорта товаров и услуг;

•         Изучить основные направления внешней торговли на 2021-2015 года.

При написании статьи были использованы научные статьи, электронные ресурсы.

В работе применялись методы сравнения и анализа, методы индукции и синтеза.

Научная новизна заключается в выявлении направлений развития внешней торговли Республике Беларусь.

 

Внешнеэкономическая деятельность представляет собой совокупность форм и методов торгово-экономического и товарно-производительного взаимодействия субъектов на мировом рынке, которые сотрудничают с целью использования преимуществ международного разделения труда для достижения более высокой эффективности функционирования участвующего субъекта. [1]

Сама же по себе внешняя торговля выступает как совокупность отношений между государствами в сфере купли-продажи товаров, услуг и иных активов, а также мероприятия по организации благоприятных условий для таких сделок [2].

Белорусская экономика по своей сущности экпортоориентированная. Около половины производимого продукта в Республике Беларусь поставляется за рубеж, а именно на экспорт. По большей части это объясняется объемами производимых товаров, которые не могут быть реализованы только на территории страны, а за границами количество покупателей резко увеличивается.

На графике 1 представлена информация об объемах внешней торговли товарами и услугами Республики Беларусь за период с 2017 года по 2020 год.

 

Рисунок 1 – Объем внешней торговли товарами и услугами за 2017-2020 гг., млн. долларов США

Примечание – Источник: собственная разработка на основании [3]

Исходя из графика видно, что общий объем внешней торговли Республики Беларусь с 2017 года по 2019 год включительно только возрастал, однако уже в 2020 году наблюдалось сокращение объемов торговли по сравнению с 2019 и 2017 годом на 14,4 п.п. и 1,2 п.п. соответственно. Сравнивая экспорт и импорт между собой за анализируемый период, экспорт оказался по объему реализованных товаров и услуг меньше импорта только в 2019 году, и разница составила 403 млн. долларов США или 1 п.п.

Рассмотрим отдельно экспорт и импорт товаров, и отдельно ввоз и вывоз услуг на территорию и с территории Республики Беларусь.

На графиках 2 отображена информация о внешней торговле товарами с отдельными странами, с которыми налажен наибольший экспорт и импорт.


Рисунок 2 – Внешняя торговля товарами с отдельными странами за 2020 год

Примечание – Источник: собственная разработка на основании [3]

Из данных графиков видно, что наиболее тесные отношения установлены непосредственно с Российской Федерацией, так как наибольший объем экспорта и импорта производится непосредственно с ней. Также хорошо налажен как импорт, так и экспорт с такими странами, как Украина, Польша, Германия.


Далее следует обратить внимание на сами товары, которые идут на поставки в разрезе экспорта и импорта (рисунок 3).


Рисунок 3 – Товарная структура экспорта и импорта за 2020 год

Примечание – Источник: собственная разработка на основании [3]

Исходя из графиков видно, что на экспорт больше всего поставляется продукция химической промышленности, каучук и продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье. На втором месте расположились машины, оборудование и транспортные средства, а замыкают тройку лидеров минеральные продукты.

Что касается импорта, то первое место по ввозимым товарам занимают машины, оборудование и транспортные средства, далее идут минеральные продукты и продукция химической промышленности, каучук.


Далее проанализируем внешнюю торговлю услугами со странами (рисунок 4).


Рисунок 4 – Внешняя торговля услугами за 2017 –  2020 гг., млн. долларов США

Примечание – Источник: собственная разработка на основании [3]

Графики наглядно показывают то, что Республика Беларусь очень успешно реализует услуги за рубежом, при чем это касается как стран СНГ, так и стран, не входящих в данное объединение. Однако, если в период с 2017 по 2019 год объемы поставок услуг как на экспорт, так и на импорт только росли, то уже на 2020 год сложилась иная ситуация. Так, со странами СНГ экспорт сократился на 29,3%, а импорт – 21,4%, со странами же вне СНГ экспорт уменьшился незначительно (на 0,5%), а импорт – на 12,4%.


Осталось только определить наиболее ярких лидеров в экспорте и импорте услуг (рисунок 5).


Рисунок 5 – Структура услуг, направленных на экспорт и импорт, за 2020 год

Примечание – Источник: собственная разработка на основании [3]

Проанализировав данные экспорта и импорта услуг видно, что в двух случаях лидирующую позицию занимают транспортные услуги (42% и 37% соответственно), также в обоих случаях в лидерах находятся компьютерные услуги и поездки.

В Республике Беларусь поддержка экспорта осуществляется разными способами и по данным, что были проанализированны, видно, что данная политика имеет положительный результат. Товары и услуги нашей страны конкурируют с товарами и услугами, которые поставляются на мировой рынок зарубежными компаниями. С каждым годом отечественные производители стараются производить интересную, яркую, нужную продукцию, чтобы не потерять свои позиции. Однако, существуют различные факторы, сдерживающие внешнюю торговлю на сегодняшний день: пандемия COVID-19, конфликты интересов и т.д.

Правительством Республики Беларусь разрабатывается и утверждается программа социально-экономического развития страны на последующие 5 лет. Так, Указом Президента Республики Беларусь от 29 июля 2021 года №292 утверждена Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021 – 2025 годы. Данная программа отражает основные направления развития страны, в том числе и внешнеэкономической деятельности.

В настоящем пятилетии ставка делается на качественный рост экспорта и его географическую диверсификацию. [4]

В части диверсификации внешних рынков предстоит решить две задачи:

  1. Не допустить снижения объемов товаров, услуг, которые уже присутствуют на традиционных рынках сбыта;
  2. Сохранить многовекторность внешней торговли, наращивая объемы экспорта в КНР, ЕС, США и страны «дальней дуги» (Азия, Латинская Америка, Африка), осваивая новые ниши мирового рынка. [4]

Планируется увеличить долю продаж товаров на рынок КНР до 5% в общем объеме экспорта в 2025 году, в страны ЕС – до 30% с приоритетным ростом несырьевого экспорта.

Предстоит активизировать поиск новых стратегических торговых партнеров через переговоры с приоритетными странами и региональными объединениями «второй волны» – Индонезией, Монголией, Алжиром и арабскими государствами Персидского залива.

Главный вектор диверсификации товарной структуры экспорта – рост доли высокотехнологичных товаров. В этих целях будет задействован потенциал парка «Великий камень», экспорт резидентов которого в 2025 году превысит 500 млн долларов США. [4]

Не менее важной задачей стоит расширение экспорта услуг за счет полноценного использования транзитного потенциала, ускоренного развития финансовых и деловых услуг, продвижения бренда Беларуси в сферах туризма, образования, здравоохранения.

Политика государства будет нацелена на укрепление и расширение внешнеэкономических связей с государствами-партнерами по Союзному государству, СНГ, ЕАЭС, повышение вклада интеграционных процессов в экономический рост. [4]

Главный вектор – углубление двусторонней интеграции с Российской Федерацией на основе положений Договора о создании Союзного государства с соблюдением национальных интересов.

В рамках ЕАЭС приоритетом станет создание полноформатного экономического союза, обеспечивающего свободу передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы без барьеров, изъятий и ограничений. Предстоит создать единый рынок услуг и общий финансовый рынок, включая общее платежное пространство и использование национальных валют во взаимных расчетах. [4]

В рамках СНГ особое внимание будет уделено развитию зоны свободной торговли товарами, в том числе за счет новых направлений (торговля услугами, инвестиции, госзакупки, промышленная кооперация, цифровизация и т.д.).

Библиографический список:

1. Финансы: учебное пособие / М.И. Бухтик, А.В. Киевич, И.А. Конончук, М.П. Самоховец, С.В. Чернорук; Министерство образования Республики Беларусь, УО «Полесский государственный университет». – Пинск: ПолесГУ, 2017. – 110 с.;
2. Внешняя торговля Республики Беларусь [Электронный ресурс] // MYFIN. – Режим доступа: https://myfin.by/wiki/term/vneshnyaya-torgovlya-respubliki-belarus. Дата доступа: 24.04.2022;
3. Беларусь в цифрах 2021 [Электронный ресурс] // Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/upload/iblock/3ea/3ea6979cf337350c836d0392847ccd3c.pdf. Дата доступа: 24.04.2022;
4. Указ Президента Республики Беларусь от 29 июля 2021 г. № 292 «Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы» [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=P32100292. Дата доступа: 26.04.2022.




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх